Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:50, лабораторная работа
Задание:
Для заданных выборок случайных величин и :
Найти точечные оценки для математических ожиданий, дисперсий и средних квадратических отклонений.
С вероятностью 0,95 построить доверительные интервалы для математических ожиданий, дисперсий, средних квадратических отклонений.
Проверить гипотезы:
о нормальном характере распределений случайных величин и ;
о равенстве математических ожиданий заданным величинам ;
о равенстве генеральных дисперсий заданным величинам ;
Задание………………………………………………………………………...
3
1. Статистическое оценивание параметров………………………………...
4
2. Построение интервальных оценок………………………………………..
8
3. Проверка статистических гипотез………………………………………..
13
4.Корреляционный анализ…………………………………………………...
23
5. Регрессионный анализ…………………………………………………….
29
и подлежащие определению величины.
Решение:
Для построения доверительного интервала
для математического ожидания при
неизвестной дисперсии
=
Интервал для математического ожидания реализации случайной выборки составляет:
Интервал для математического ожидания реализации случайной выборки составляет:
Для построения доверительного интервала для дисперсии воспользуемся формулой 16, рассчитав перед этим параметры и .
Интервал для дисперсии реализации случайной выборки составляет:
Интервал для дисперсии реализации случайной выборки составляет:
Для построения доверительного интервала для дисперсии воспользуемся формулой 17, рассчитав перед этим параметры и
Интервал для среднего квадратического отклонения реализации случайной выборки составляет:
Интервал для среднего квадратического отклонения реализации случайной выборки составляет:
Задание 3
Проверить гипотезы:
3.1 о нормальном характере
3.2 о равенстве математических ожиданий заданным величинам ;
3.3 о равенстве генеральных
3.4 о равенстве дисперсий двух генеральных совокупностей и ;
3.5 о равенстве математических ожиданий двух генеральных совокупностей и .
Основные теоретические моменты: Статистической гипотезой называется любое предположение о виде или параметрах неизвестного закона распределения генеральной совокупности.
Подлежащую определению гипотезу будем называть основной или нулевой Н0, конкурирующей или альтернативной гипотезой Н1 будем называть гипотезу, противоположную нулевой.
Проверка гипотезы
о характере распределения
Пусть – это случайная величина с неизвестным законом распределения в виде функции распределения или плотности распределения .
– случайная априорная выборка с взаимонезависимыми и одинаково распределенными компонентами; – это реализация случайной выборки, на основе которой получены эмпирическая функция распределения или эмпирическая плотность распределения.
– предполагаемая функция распределения генеральной совокупности; – предполагаемая плотность распределения генеральной совокупности.
Требуется выяснить согласуется ли гипотеза Н0 :
с полученными экспериментальными данными или не согласуется.
Существуют различные
способы определения
Пусть – случайная выборка из генеральной совокупности , – реализация случайной выборки, на основе которой построен либо дискретный, либо интервальный вариационный ряд.
На основе гистограммы
или полигона выдвигается о характере
распределения генеральной
Требуется проверить гипотезу:
Н0 : ; Н0 :
Н1 : Н1 :
Строится статистика :
Статистика распределения по закону Пирсона с l – r – 1 степенями свободы.
Вероятность попадания исследуемой случайной величины в случае нормального закона распределения в интервал:
Для проверки строится двусторонняя критическая область.
, соответственно:
Если или , то Н0 – отвергается.
Проверка гипотезы о значении генеральной совокупности при неизвестной дисперсии.
Пусть – случайная выборка из генеральной совокупности , которая распределена по нормальному закону , причем и неизвестны. По случайной выборке найдены выборочное среднее арифметическое и выборочная дисперсия, по реализации случайной выборки – среднее арифметическое выборки и дисперсия выборки:
Требуется проверить гипотезы Н0 :
Для проверки гипотезы строится статистика :
Эта статистика распределена по закону Стьюдента с n-1 степенями свободы.
Если m1 > m0 , то строится правосторонняя критическая область:
;
Если t > tкр , то Н0 – отвергается.
Если m1 < m0 , то строится левосторонняя критическая область:
-
Если t < tкр , то Н0 – отвергается.
Если альтернативная гипотеза состоит в том, что Н1 : Н1 : , то строится двусторонняя критическая область:
, соответственно:
-
Если t > tкр1 , или t < tкр2 , то Н0 – отвергается.
Поверка гипотезы о значении дисперсии генеральной совокупности.
Пусть из генеральной совокупности извлечена случайная выборка . По выборке найдены: и , – реализация случайной выборки.
По реализации найдены: и ,
Требуется проверить гипотезы Н0 :
и – это предполагаемые значения дисперсии. Для проверки гипотезы строится статистика :
, которая распределена по закону Пирсона с n-1 степенями свободы.
Если , то строится правосторонняя критическая область:
Если , то Н0 – отвергается.
Если , то строится левосторонняя критическая область:
Если , то Н0 – отвергается.
Если Н1 : , то строится двусторонняя критическая область:
, соответственно:
Если или , то Н0 – отвергается.
Проверка гипотезы о равенствах дисперсии в генеральной совокупности.
Пусть ; , где и – случайные выборки из генеральных совокупностей и соответственно. и – реализация случайных выборок.
По выборкам найдены выборочные оценки и , причем > .
Требуется проверить гипотезы Н0 :
Строится статистика F:
, которая распределена по закону Фишера - Снедекора с числом степеней свободы: ,
Для проверки гипотезы строится правосторонняя критическая область:
Если , то Н0 – отвергается.
Проверка гипотезы о равенствах генеральных средних 2-х генеральных совокупностей при неизвестных генеральных дисперсиях.
Будем исходить из того, что , но – неизвестна.
; – нормально распределенные генеральные совокупности с неизвестными дисперсиями и математическим ожиданием. и – случайные выборки из генеральных совокупностей и соответственно. и – реализация случайных выборок.
По выборкам найдены выборочные оценки: , , , .
Требуется проверить гипотезы Н0 :
Для проверки строится статистика t:
– эта статистика распределена по закону Стьюдента с степенями свободы.
Решение:
3.1 Проверка гипотезы о нормальном характере распределения случайных величин .
Требуется проверить:
Н0 : случайная величина имеет нормальный закон распределения
Н1 : случайная величина имеет отличный от нормального закон распределения.
Для проверки строим статистику , которая в случае нормального закона распределения имеет закон распределения Пирсона с l – r – 1 степенями свободы.
Данные представим в
виде таблицы рассчитав
Таблица 2 – Данные, необходимые для решения задачи.
№ |
Интервал |
ni |
Вер-ть (Рi) |
Частота (nРi) |
(ni-nРi)^2 |
(ni-nРi)2/nРi |
1 |
30,0 – 42,4 |
6 |
0,1406 |
2,812 |
10,163 |
3,610 |
2 |
42,4 – 54,8 |
4 |
0,2461 |
4,922 |
10,189 |
0,999 |
3 |
54,8 – 67,2 |
3 |
0,2635 |
5,270 | ||
4 |
67,2 – 79,6 |
4 |
0,1805 |
3,610 |
3,291 |
0,635 |
5 |
79,6 – 92,0 |
3 |
0,0788 |
1,576 | ||
Итого |
- |
20 |
- |
- |
- |
5,244 |
Таким образом:
Строим двустороннюю критическую область:
, Н0 – принимается.
Проверка гипотезы о нормальном характере распределения случайных величин .
Требуется проверить:
Н0 : случайная величина имеет нормальный закон распределения
Н1 : случайная величина имеет отличный от нормального закон распределения.
Для проверки строим статистику , которая в случае нормального закона распределения имеет закон распределения Пирсона с l – r – 1 степенями свободы.
Данные представим в виде таблицы, рассчитав предварительно по формуле Стерджесса количество интервалов и их частоту (количество интервалов – 5 так как 1 + 3,322 * Lg(20) = 5,3 ; шаг интервала – 5.2, так как (124max – 98min) / 5 = 5.2).
Таблица 2 – Данные, необходимые для решения задачи.
№ |
Интервал |
ni |
Вер-ть (Рi) |
Частота (nРi) |
(ni-nРi)^2 |
(ni-nРi)2/nРi |
1 |
98,0 – 103,2 |
5 |
0,1119 |
2,238 |
7,629 |
3,409 |
2 |
103,2 – 108,4 |
3 |
0,1907 |
3,814 |
6,391 |
0,749 |
3 |
108,4 – 113,6 |
3 |
0,2357 |
4,714 | ||
4 |
113,6 – 118,8 |
3 |
0,1997 |
3,994 |
6,503 |
1,008 |
5 |
118,8 – 124,0 |
6 |
0,1228 |
2,456 | ||
Итого |
- |
20 |
- |
- |
- |
5,166 |
Таким образом:
Строим двустороннюю критическую область: