Статистика цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является детальное ознакомление с материалами по теме «Статистика цен», овладение теоретическими основами, усовершенствование своих знание в этой области. В основе расчетов лежат оригинальные данные, что позволит непосредственно, на примере, ознакомится с предметом статистики цен.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕИ ВОПРОСЫ СТАТИСТИКИ ЦЕН 5
1.1 ПОНЯИЕ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ ЦЕН И ИНФЛЯЦИЯ 5
1.2 ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ЦЕН 11
1.3 СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЦЕНАМИ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕГИСТРАЦИИ ЦЕН 15
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ЦЕН В РОССИИ ЗА 2009-2012 Г.Г. 20
2.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ ЗА 2009-2012 Г.Г. 20
2.2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗУРОВНЯ И СТРУКТУРЫ ЦЕН ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА 23
2.3 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОЛЕБЛЕМОСТИ И СООТНЕШЕНИЯ ЦЕН НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ 30
2.4 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕЗОННОСТИ И ДИНАМИКИ ЦЕН НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДИНАМИЧЕСКИХ РЯДОВ И ИНДЕКСОВ 33
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАТИСТИКИ ЦЕН 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
Основные экономические и социальные показатели 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 54
Индексы потребительских цен в группировке классификатора индивидуального потребления по целям 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В 56
Основные формулы исчисления сводных (общих) индексов 56

Файлы: 1 файл

kursovik_statistika.doc

— 502.00 Кб (Скачать файл)

- дистрибьюторские и  дилерские скидки постоянным  посредникам по сбыту;

- постоянным клиентам  за «верность»;

- сконто - за предварительную  оплату;

- специальные скидки  на пробные партии и заказы;

- скидки за возврат  ранее купленной у этой фирмы устаревшей модели (или скидки при обмене на модернизированную модель);

- скидки при продаже  подержанных товаров; 

- экспортные скидки  иностранным покупателям сверх  скидок, предоставляемых на внутреннем  рынке;

- скидки за потери  при усушке, утруске, сортировке, за повышенное количество грязи (сухофрукты), потери жидких товаров при транспортировке, испарении (молоко в цистернах), трудноудаляемые остатки (мед), избыточное содержание влаги (хлопок, шерсть);

- надбавка за индивидуальность заказа;

- надбавка за повышенное  качество;

- надбавка за рассрочку  платежа;

- надбавка за дополнительные  услуги;

- наценки за упаковку, тару.

В условиях развитого  рынка основным видом цен являются свободные от жесткого регулирования  цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии в первую очередь зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как правило, максимизация прибыли или доли на рынке, достижение стабильного положения. В процессе ценообразования учитываются такие факторы, как спрос (закон спроса, ценовая эластичность спроса, психологическое восприятие цены), полные и предельные издержки, цены и возможности конкурентов, влияние других участников канала товародвижения, законодательные ограничения цен, различные характеристики товара [ 8].

Инфляция - повышение  общего уровня цен и обесценение  денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.

Диспропорцию вызывает ряд взаимозависимых причин:

- инфляционный спрос  (выпуск не обеспеченных товарами денег, покрывающих дефицит государственного бюджета; непроизводительные расходы государства; рост денежных доходов населения, опережающий увеличение производства и образующий дефицит товаров.);

- рост уровня издержек (рост цен на сырье, переориентация продукции в связи с общественными катаклизмами).

Рост заработной платы  и цен подталкивают друг друга, и  умеренная инфляция при соответствующей  политике государства трансформируется в гиперинфляцию: разрушаются нормальные экономические отношения, производители и потребители избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности, переходят на бартерные расчеты, сворачивается производство и накапливаются товары в расчете на их удорожание, растет спекулятивная деятельность, обесцениваются накопления целого поколения людей. Страдают от инфляции граждане с фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы и предприниматели. Выигрывают фирмы, имеющие возможность легко увеличить и зарплату, например торговцы драгоценностями, стоимость которых во время инфляции растет быстрее, чем стоимость жизни [19].

1.2 ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ЦЕН

 

Тип экономики накладывает  отпечаток на решаемые статистикой  цен общие и конкретные задачи. Они определяются характером ценообразования, ролью и функциями цены. Концепция статистики цен в условиях плановой экономики и командно-административной системы исходила из необходимости получения информации для плановых и управляющих государственных органов. В задачи статистики цен входили главным образом оценки изменения цен с позиции уровня жизни населения, выделение ценового фактора стоимостных показателей товарооборота, продукции, национального дохода, а также торговой скидки как фактора прибыли. Эти задачи решались на практике с помощью основной функциональной задачи: анализа динамики цен, основанного на индексном методе. Кроме того, статистика цен занималась изучением структуры плановых цен, обеспечением базы ценообразования и контроля цен. Весьма ограниченно изучались региональные различия цен, их колеблемость и сезонность (по ценам колхозного рынка), практически не рассматривались соотношения цен различных товаров [22].

Требования рынка не только расширяют и углубляют  задачи статистики цен, но и принципиально  меняют их. В основу современной  классификации концептуальных задач статистики цен могут быть положены следующие критерии: цели, достигаемые решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи.

Первая классификация  включает три концептуальные задачи:

1. Характеристика состояния  (конъюнктуры) рынка. Решая эту задачу в условиях рынка, статистика рассматривает поведение цен как опосредованную реакцию на изменение экономической ситуации (денежная эмиссия, сбалансированность спроса и предложения, рост и дифференциация доходов населения, изменение цен на взаимосвязанные товары, изменение уровня качества товаров и требований к нему и т. д.).

2. Характеристика цены  как инструмента управления рынком. С этой позиции статистика  изучает возможности и степень  воздействия цен на производство (в том числе и с помощью налогов, заложенных в структуру цены), обращение (от цены зависят скорость оборота и издержки обращения), спрос. Статистика цен имеет возможность обосновать экономические рычаги для маркетингового регулирования рынка.

3. Анализ цен с позиции  маркетингового управления ценообразованием и государственного регулирования цен. Решение этой задачи предполагает статистически выявить закономерности ценообразования, поведения цен и поведения покупателя, установить влияние их на уровень жизни, смоделировать и осуществить прогноз изменения цен.

Второй классификацией - с позиции пользователей и  заказчиков статистической ценовой  информации - выделяются следующие  задачи статистики цен.

1. С позиции государства:  изучение цены как орудия социальной  и экономической эффективности рынка, как фактора уровня жизни, как главной составляющей инфляционных процессов; изучение влияния цен на рынок труда, прогнозирование последствий изменения цены; изучение цены в роли дефлятора для пересчета стоимостных показателей: как важнейшего фактора формирования бюджета; статистическое изучение цен, моделирование их закономерностей для принятия решений по ценообразованию, для контроля над денежным обращением в стране; анализ цен с целью регулирования уровня цен на стратегические и жизненно важные товары, для выявления отраслей, в которые невыгодно вкладывать капитал, где неэффективен частный сектор, и т. д.

2. С позиции производителя,  продавца: изучение цен как инструмента  маркетинга, анализ внутривидовых,  региональных уровней цен и  их дифференциации, моделирование взаимосвязи цен и качественных характеристик товара, структуры цен в отрасли, изучение цен альтернативных товаров и других субрынков и т. д.

3. С позиции покупателя: изучение цен как фактора индексации  доходов, формирования потребительской корзинки и прожиточного минимума; определение ценового влияния на уровень жизни раз личных социальных групп населения; анализ соответствия цен качеству товаров и уровню доходов, предпочтениям потребителей; выявление ассортиментной дифференциации цен как фактора выбора (вынужденности) покупки и т. д.

Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен решаются с  помощью конкретных функциональных задач, которые включают [16]:

- регистрацию цен,  наблюдение за их изменением;

- анализ уровня цен, его дифференциации;

- характеристику структуры  цен;

- изучение соотношений  цен различных товаров, субрынков  и перекрестной эластичности  цен;

- оценку, анализ и  моделирование колеблемости, цикличности  и сезонности цен;

- региональный анализ  цен;

 - анализ и моделирование динамики цен;

- выявление и моделирование  факторов, влияющих на уровень,  вариацию и динамику цен; 

- прогнозирование цен.

Цены - сложная система, составной элемент рыночного  механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, различным субрынкам.

Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение  различных факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений должны найти отражение в системе  показателей статистики цен. Возможность  для населения выбора товаров  с определенным сочетанием цены и качества, соответствующих определенному уровню дохода и потребительским требованиям, определяет необходимость использования в системе показателей статистических оценок соответствия и отражения в цене качества товара, потребительских предпочтений [28].

Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают  показатели динамики цен, учитывающие  качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен (таблица 1.1) отражает диалектическое единство анализа цен в статике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.

 

Таблица 1.1 - Система показателей статистики цен и ценообразования.

Блоки показателей

Показатели

Субпоказатели

1

2

3

Уровень цен

Индивидуальный уровень

Моментная цена товарного  вида, сорта товара-представителя

Средний уровень

Средняя цена на дату и за период: по товарной группе ( комплексу ); по территории, в том числе городу и селу; по субрынкам; по группам покупателей

Обобщающий уровень

Стоимость потребительской  корзины; отношение индивидуальной, средней и обобщающей цены к доходу


Продолжение таблицы 1.

1

2

3

Структура цены

Себестоимость, наценки, скидки (оптовые, розничные), налоги

Удельный вес каждого  элемента в конечной (розничной) цене товара; удельный вес валового дохода (реализованного наложения) в товарообороте; соотношение оптовых и розничных цен; соотношение структурных элементов розничных цен

Соотношение цен

Коэффициенты соотношения  цен регионов, субрынков, товаров

Отношение цен товаров  к базовой цене; степень отклонения соотношений цен от базовых; степень  устойчивости соотношений в динамике

Вариация цен

Показатели вариации цен в пространстве (социально-экономическом  и географическом) и во времени

Распределение цен в  пределах товарной группы (группировка  одноименных товаров по уровню цен); уровень территориальной колеблимости цен (группировка регионов или поселений по уровню цен); уровень устойчивости цен в динамике (коэффициент аппроксимации трендовой модели); уровень сезонных и циклических колебаний цен; степень различий цен покупок в социальных группах населения (группировки потребителей по уровню цен покупки)

Динамика цен

Показатели динамики отдельных товаров-представителей, товарных групп, всех товаров

Индивидуальные индексы  цен; групповые индексы цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних  цен; тренд цен

Соответствие цены качеству товара и покупательским мнениям

Показатели влияния  качества на цену, динамику качества, динамику цен

Параметры моделей; коэффициенты эластичности; индексы; экспертные оценки


1.3 СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЦЕНАМИ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕГИСТРАЦИИ ЦЕН

 

Существуют две концепции  регистрации цен. В основе первой, получившей название прейскурантной методики, лежит строго документированный  и сплошной учет цен, который в  известной мере был оправдан в  условиях политики стабильных цен, сравнительно узкого и малоизменяющегося ассортимента товаров. Практически регистрировались не сами цены, а только изменения цен.

По мере расширения объема и ассортимента товаров стали  накапливаться серьезные ошибки: происходило неучтенное (скрытое) повышение  цен, обусловленное  появлением якобы «новых» видов товаров, и скрытое нарастание инфляционных процессов, так как не считались изменением и не учитывались в индексе новые цены на ранее не выпускавшиеся разновидности товара, временные цены на товары улучшенного качества, уценка залежалых товаров и т. п.

Эта концепция считалась  основной в условиях централизованной плановой экономики; в рыночных условиях она применяется на коммерческих предприятиях с хорошо поставленным учетом [36].

Накопленный опыт наблюдения за рыночными ценами позволил в 1988-1989 гг. государственной статистике оперативно перейти на выборочную систему регистрации цен, основанную на следующих принципах:

- отказ от  массового  документированного учета, практически  не возможного в условиях различных форм собственности, и переход к ограниченному использованию документов;

- отказ от сплошного  учета цен   и   переход   к   использованию   выборочного   метода  во  времени,    пространстве  и товарной массе;

 - формирование потребительской корзинки, т.е. набора товаров-представителей2;

- введение системы  поправок на изменение качества  товаров;

- полный охват всех  форм и видов торговли (субрынков). Ряд проблем, связанных с регистрацией цен остался спорным и продолжает обсуждаться.

Формирование выборочной совокупности осуществляется  по  схеме.

1. Выборка во времени. (Оптимальной считается ежемесячная регистрация цен. При необходимости на минимум товаров может быть организовано еженедельное  или ежедневное наблюдение за ценами. Так, например, в 1992 г. Госкомстат РФ организовал еженедельную регистрацию цен на 22 непродовольственных товара  в 132 городах России.)

2. Отбор товаров-представителей. (Товар-представитель - конкретная марка, артикул или малая товарная группа, основа которой - общность потребительского назначения.). Осуществляется выбор репрезентирующих всю совокупность товаров, характеризующих общие закономерности, тенденции, уровни цен.

Информация о работе Статистика цен