Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является детальное ознакомление с материалами по теме «Статистика цен», овладение теоретическими основами, усовершенствование своих знание в этой области. В основе расчетов лежат оригинальные данные, что позволит непосредственно, на примере, ознакомится с предметом статистики цен.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕИ ВОПРОСЫ СТАТИСТИКИ ЦЕН 5
1.1 ПОНЯИЕ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ ЦЕН И ИНФЛЯЦИЯ 5
1.2 ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ЦЕН 11
1.3 СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЦЕНАМИ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕГИСТРАЦИИ ЦЕН 15
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ЦЕН В РОССИИ ЗА 2009-2012 Г.Г. 20
2.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ ЗА 2009-2012 Г.Г. 20
2.2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗУРОВНЯ И СТРУКТУРЫ ЦЕН ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА 23
2.3 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОЛЕБЛЕМОСТИ И СООТНЕШЕНИЯ ЦЕН НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ 30
2.4 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕЗОННОСТИ И ДИНАМИКИ ЦЕН НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДИНАМИЧЕСКИХ РЯДОВ И ИНДЕКСОВ 33
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАТИСТИКИ ЦЕН 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
Основные экономические и социальные показатели 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 54
Индексы потребительских цен в группировке классификатора индивидуального потребления по целям 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В 56
Основные формулы исчисления сводных (общих) индексов 56
Состояние рынка можно охарактеризовать через систему количественных и качественных показателей, каждый из которых отражает определенную сторону рыночной ситуации. Так основными показателями конъюнктуры рынка являются:
Приведенная система
показателей конъюнктуры рынка
позволяет всесторонне
Центральным показателем статистики рынка товаров и услуг является товарооборот, под которым понимается объем продаж товаров в стоимостном выражении во всех звеньях в процессе их экономического движения к конечному потребителю.
Его рассматривают как показатель:
Средние цены являются показателями, на основе которых вычисляют индексы цен, показывающие изменение цены. Рассмотрим динамику индексов потребительских цен в группировке классификатора индивидуального потребления по целям (приложение Б таблица Б.1).
Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы: в начале нового учебного года на 7,5% стали дороже услуги высшего образования, на 4,3% - среднего образования, на 4,6% увеличилась стоимость проживания в студенческом общежитии, на 2,3% - занятий на курсах иностранных языков.
Среди других наблюдаемых видов услуг на 4,9% подорожал газ сжиженный (за месяц с человека), на 3,2% выросла ставка за пользование потребительским кредитом, на 1,6-2,7% - цены на билеты в театры, на замену элементов питания в наручных часах, стоимость абонементов в плавательные бассейны и группы общей физической подготовки.
Вместе с тем на
16,0-16,4% снизились тарифы на проезд в
различных типах вагонов
Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце сентября 2012г. составила 2550,8 рубля в расчете на месяц. За месяц его стоимость снизилась на 1,7%, а с начала года - выросла на 5,4% (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Стоимость минимального набора продуктов питания в сентябре 2012 года
Федеральные округа |
Стоимость |
Изменение |
Максимальная и минимальная | ||||
субъект |
стоимость набора, | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
Центральный |
2566,3 |
97,5 |
г.Москва |
2996,1 | |||
Северо-Западный |
2834,5 |
97,9 |
Мурманская область |
3064,7 | |||
Южный |
2405,8 |
99,9 |
Краснодарский край |
2548,6 | |||
Северо-Кавказский |
2459,0 |
99,1 |
Чеченская Республика |
2720,2 2276,1 | |||
Приволжский |
2288,6 |
97,6 |
Пермский край |
2496,8 | |||
Уральский |
2815,5 |
99,5 |
Тюменская область |
3180,9 2448,9 | |||
Сибирский |
2640,5 |
99,1 |
Забайкальский край |
2943,3 2199,7 | |||
Дальневосточный |
3733,1 |
98,5 |
Чукотский авт.округ |
6705,6 3204,7 |
Стоимость набора в Москве в конце сентября 2012г. составила 2996,1 рубля и за месяц стала ниже на 2,6% (с начала года - выросла на 5,9%), в Санкт-Петербурге - 2898,4 рубля и снизилась на 1,9% (с начала года - выросла на 3,6%).
На рисунке 2.1 представлена структура минимального набора продуктов питания в расчете на одного человека в месяц в сравнении сентября 2011 и сентября 2012 года.
Рисунок 2.1 – Структура стоимости минимального набора продуктов питания (в процентах, в расчете на одного человека в месяц)
Индексы цен на отдельные группы непродовольственных товаров, представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Индексы цен на отдельные группы непродовольственных товаров.
на конец периода, в процентах
|
К предыдущему месяцу |
Сентябрь 2012г. к |
Январь- |
Справочно | |||
июль |
август |
сентябрь |
декабрю |
сентябрю | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Ткани |
100,3 |
100,4 |
100,2 |
103,2 |
104,4 |
104,8 |
104,7 |
Одежда и белье |
100,2 |
100,4 |
100,8 |
103,6 |
105,8 |
106,2 |
105,0 |
Трикотажные изделия |
100,3 |
100,4 |
100,8 |
103,3 |
105,4 |
105,9 |
105,0 |
Продолжение таблицы 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Обувь |
100,0 |
100,3 |
100,9 |
102,6 |
104,7 |
105,0 |
103,4 |
Моющие и чистящие средства |
100,4 |
100,3 |
100,3 |
106,1 |
108,1 |
109,8 |
106,9 |
Табачные изделия |
101,5 |
103,5 |
102,4 |
119,3 |
122,9 |
120,7 |
117,5 |
Электротовары и другие |
100,1 |
100,1 |
100,5 |
101,9 |
102,7 |
102,3 |
101,2 |
Телерадиотовары |
99,9 |
99,7 |
99,8 |
99,5 |
99,8 |
99,7 |
99,3 |
Строительные материалы |
100,7 |
100,6 |
100,4 |
104,6 |
105,7 |
106,8 |
106,9 |
Бензин автомобильный |
100,0 |
100,5 |
102,0 |
104,0 |
105,0 |
107,9 |
113,9 |
Медикаменты |
100,5 |
100,3 |
100,4 |
104,9 |
107,3 |
106,6 |
104,0 |
Анализируя данные таблицы можно сделать вывод, что в 2012 году продолжается рост цен на табачные изделия. Ускорились темпы роста цен на нефтепродукты. Среди наблюдаемых видов медикаментов и медицинских товаров цены на валидол и колдрекс увеличились на 3,3% и 2,9% соответственно, медицинские термометры ртутные - на 2,0%, аспирин отечественный, левомеколь, амброксол, поливитамины, корвалол - на 1,0-1,9%, эналаприл, анальгин, валокордин - на 0,7-0,9%. В то же время цены на аллохол, йод, настойку пустырника, сульфацетамид, диазолин снизились на 0,7-1,3%.
Одновременно на 0,3-0,7% стали дешевле проигрыватели DVD, персональные компьютеры, фотоаппараты, карты памяти (флэш-карты), велосипеды для дошкольников.
При анализе колеблемости динамических рядов наряду с выделением случайных колебаний, возникает задача изучения периодических колебаний. Как правило, изучение периодических («сезонных») колебаний необходимо с целью исключения их влияния на общую динамику для выявления «чистой» (случайной) колеблемости.
В широком понимании к сезонным относят все явления, которые обнаруживают в своем развитии отчетливо выраженную закономерность внутригодичных изменений, т.е. более или менее устойчиво повторяющиеся из года в год колебания уровней. Часто эти колебания могут быть не связаны со сменой времен года. К сезонным явлениям относят, например, потребление электроэнергии; неравномерность производственной деятельности в отраслях пищевой промышленности, связанных с переработкой сельскохозяйственного сырья; перевозки пассажирским транспортом; спрос на многие виды продукции и услуги.
Как бы ни проявлялась сезонность, она наносит большой ущерб национальной экономике, связанной с неравномерным использованием оборудования и рабочей силы, с неравномерной загрузкой транспорта, необходимостью создания резервов мощностей и т.д. Комплексное регулирование сезонных изменений по отдельным отраслям должно основываться на исследовании сезонных отклонений [34].
Многие временные ряды имеют ярко выраженные сезонные компоненты, повторяющиеся с определенной периодичностью. Эта периодичность имеет место каждый год.
Если в анализируемой временной последовательности наблюдаются устойчивые отклонения от тенденции (в большую или в меньшую сторону), то можно предположить наличие в ряду динамики некоторых (одного или нескольких) колебательных процессов.
Это особенно заметно, когда
изучаемые явления имеют сезонн
Задачи, которые необходимо решить в ходе исследования сезонности:
Для измерения сезонных колебаний статистикой предложены различные методы. Наиболее простые и часто употребляемые из них:
Первые два способа предполагают нахождение разностей фактических уровней и уровней, найденных при выявлении основной тенденции развития (тренда).
Применяя способ абсолютных разностей, оперируют непосредственно размерами этих разностей, а при использовании метода относительных разностей, определяют отношение абсолютных размеров указанных разностей к выровненному уровню. При выявлении основной тенденции используют либо метод скользящей средней, либо аналитическое выравнивание. В некоторых случаях в стационарных рядах можно пользоваться разностью фактических уровней и средним месячным уровнем за год.
В таблице 2.3 приведены индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров [33].
Таблица 2.3 Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственные товары
на конец периода, в процентах
К предыдущему месяцу |
Сентябрь 2012г. к |
Январь- |
Справочно | ||||
июль |
август |
сентябрь |
декабрю |
сентябрю | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
продовольственные товары |
100,9 |
99,2 |
100,0 |
104,8 |
106,6 |
102,4 |
101,5 |
хлеб и хлебобулочные изделия |
100,9 |
102,2 |
102,1 |
106,9 |
107,5 |
104,6 |
108,3 |
крупа и бобовые |
100,0 |
101,6 |
101,2 |
91,5 |
81,0 |
73,8 |
103,9 |
макаронные изделия |
100,4 |
101,8 |
101,5 |
103,2 |
102,6 |
100,2 |
103,9 |
мясо и птица |
101,2 |
101,4 |
101,1 |
107,3 |
109,6 |
108,1 |
106,9 |
рыба и морепродукты |
100,1 |
100,2 |
100,2 |
101,3 |
103,8 |
105,6 |
107,6 |
молоко и молочная продукция |
100,1 |
100,2 |
100,6 |
101,4 |
103,9 |
104,2 |
103,7 |
масло сливочное |
100,0 |
100,2 |
100,6 |
100,3 |
102,8 |
103,6 |
104,0 |
масло подсолнечное |
100,0 |
100,1 |
102,2 |
95,9 |
95,4 |
94,9 |
105,1 |
яйца |
99,9 |
100,4 |
108,1 |
91,2 |
101,2 |
107,0 |
95,7 |
сахар-песок |
102,7 |
101,8 |
94,6 |
109,9 |
95,4 |
82,0 |
85,8 |
плодоовощная продукция |
103,5 |
89,2 |
94,4 |
112,3 |
113,1 |
83,1 |
74,8 |
алкогольные напитки |
102,2 |
101,2 |
101,0 |
109,7 |
111,8 |
109,5 |
106,3 |