Статистика черного импорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Теневая экономика - явление, которое возникло отнюдь не вчера. Однако хотя ее изучением экономисты занимаются уже не одно десятилетие, долгое время она находилась для них как бы «в тени» более важных вопросов И только в последние годы минувшего XX века эта тема стала стремительно набирать популярность как за рубежом, так и, в особенности, в нашей стране. Впрочем, и сейчас обобщающих работ по этой тематике в России пока довольно мало, причем практически все они имеют довольно «узкий горизонт» - рассматривают теневую экономическую деятельность исключительно как феномен современной эпохи.Мы попытаемся взглянуть на теневую экономику в более широком ракурсе По нашему мнению, теневая экономика есть органический компонент развития экономических систем, поэтому в нашей брошюре она будет рассматриваться в основном с позиции экономической компаративистики.

Содержание работы

Глава I. Масштабы и формы теневого рынка……….3
* Сущность теневой экономики
* Структура теневой экономики.
Глава II. Контрабанда как угроза национальной безопасности России: проблемы противодействия…..17
Заключение………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯстат.doc

— 526.00 Кб (Скачать файл)

     Одной из основных задач, возложенных на таможенные органы, является борьба с контрабандой культурных ценностей. За последнее  десятилетие таможенными органами пресечено незаконное перемещение  через границу более 90 тысяч предметов, представляющих культурную и историческую ценность. С начала 2005 г. по фактам незаконного перемещения культурных ценностей таможенными органами возбуждено 174 дела об административных правонарушениях и 96 уголовных дел по статье «контрабанда» .

     В последнее десятилетие серьезную  угрозу национальной безопасности России представляет увеличение потоков незаконной иммиграции граждан третьих стран  через территорию России, попытки  оседания части из них в пограничных  регионах нашей страны и экономического освоения российской территории. Указанную проблему иногда называют проблемой «контрабандных людей». В настоящее время по различным оценкам в России находится от 500 до 1,5 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, большинство из которых проживают незаконно . Основными направлениями потоков незаконной миграции являются:

на въезд в  Российскую Федерацию - российско-китайский, российско-азербайджанский, российско-грузинский и российско-казахстанский участки  государственной границы, а также  воздушные пункты пропуска г.г. Москвы и Санкт-Петербурга;

на выезд из Российской Федерации - российско-финляндская  граница, граница с государствами  Балтии и Польши, российско-украинская граница, воздушные пункты пропуска г.г. Москвы и Санкт-Петербурга.

     В условиях существования устойчивой тенденции к возрастанию количества иностранцев, ежегодно въезжающих на территорию Российской Федерации, незаконная миграция и связанные с ней процессы стали долговременными факторами, оказывающими все более заметное влияние на экономическую, социально-политическую, демографическую и криминальную обстановку в стране и, особенно в ее приграничных регионах. По экспертным оценкам, в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, в строительстве и коммерческой сфере в 2003 году было занято от 3 до 5 миллионов нелегальных иностранных рабочих из Украины, Молдавии, Армении, Грузии, Азербайджана и Таджикистана, а также из Китая и Вьетнама.

     При этом проведенные исследования показывают, что из-за неуправляемой и неконтролируемой иммиграции происходит наполнение отдельных районов России неквалифицированной, люмпенизированной, с криминогенными тенденциями рабочей силой из соседних стран, которая, находясь на нашей территории, пользуется общественным продуктом, в то же время, не участвуя в экономической жизни Российской Федерации. Так, только в Москве и Московской области за последние годы сложились общины выходцев из Нагорного Карабаха, Армении, Азербайджана, Южной Осетии, Абхазии, Таджикистана, Киргизии, Казахстана общей численностью в 200 - 300 тысяч человек. Имеются общины выходцев из Афганистана, Индии, Вьетнама, Нигерии и других стран дальнего зарубежья.

     Опасность для Российской Федерации со стороны  незаконной иммиграции заключается  также в том, что многие из иммигрантов, прибывая в поисках лучшей жизни, чувствуют свою безответственность и безнаказанность за пересечение государственной границы, что, в конечном счете, позволяет им организовывать незаконную коммерческую деятельность, включая торговлю оружием, наркотиками, переправку и транзит рабочей силы в страны Западной Европы. Неконтролируемая иммиграция приобрела угрожающий характер, поскольку умело используется криминогенной средой (контрабанда, трафик наркотиков, рэкет и т.д.).

     Одной из структур участвующих в противодействии  незаконной миграции в Российскую Федерацию стала Пограничная служба ФПС России (в последующем ФСБ России), в частности входящие в ее состав органы пограничного контроля, осуществляющие пропуск через государственную границу лиц транспортных средств и грузов. Результаты служебно-боевой деятельности Пограничной службы показали, что за последние 10 лет количество задержанных на границе России нарушителей и незаконных мигрантов возросло в несколько раз. В их числе поимо граждан ближнего зарубежья оказались граждане более 33 государств, с которыми Россия не имеет даже общей границы. 

Результаты анализа  визового режима Российской Федерации  и государств СНГ, а также практический опыт выявления и задержания органами пограничного контроля незаконных иммигрантов  в пунктах пропуска через границу позволил выявить тактику их проникновения в Российскую Федерацию. Ее характерными особенностями являются:

использование действительных национальных документов и российских виз, которые после  въезда в Российскую Федерацию уничтожаются или прячутся. Вместо них для выезда из Российской Федерации в другие страны приобретаются чужие и поддельные документы, в т.ч. дающие право на безвизовое передвижение лиц по территории государств-участников СНГ;

получение российских виз в российских консульских загранучреждениях за пределами территории государства своего гражданства или пребывания;

следование в  составе хорошо организованных и  подготовленных групп, возглавляемых  старшим (лидером), который обладает определенным знанием русского языка (или некоторого набора слов) и владеющего обстановкой в пунктах пропуска, а также на маршруте передвижения;

применение маршрута въезда в Российскую Федерацию из страны своего гражданства или пребывания не напрямую, а с использованием в качестве транзита территории нескольких государств. Так, в 2003 году около 80% незаконных мигрантов из числа афганцев прибыли в Российскую Федерацию транзитом через государства-республики бывшего СССР, а около 20% - через Иран, Пакистан и Индию. Транзитные иммигранты из стран Ближнего и Среднего Востока предпочитают путь в Россию через республики Средней и Центральной Азии (в основном через Узбекистан и Таджикистан);

использование авиационных маршрутов, позволяющих  в безвизовом порядке следовать  транзитом через территорию Российской Федерации;

использование иммигрантами тайников и укрытий  в транспортных средствах заграничного следования. Для этого в основном используются железнодорожные поезда, следующие через российско-казахстанский  участок границы. Так, только за 2002 г. на данном участке границы выявлено более 20 попыток нелегального въезда в Россию путем укрытия в железнодорожных поездах.  

Однако с точки  зрения экономики страны, в сфере  противодействия незаконной иммиграции имеются и определенные недостатки. Прежде всего, это связано с содержанием в пунктах пропуска двух контрольных органов, участвующих в борьбе с незаконной иммиграцией: органов пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России и органов иммиграционного контроля МВД России. Результаты проведенных исследований зарубежного опыта показывают, что нет ни одной страны в мире, где бы пограничный и иммиграционный контроль осуществляли разные государственные органы. Тем не менее, начиная с 1993 года, в российских пунктах пропуска стали активно создаваться посты иммиграционного контроля (ПИК). При этом денежные средства расходуются как на содержание органов пограничного контроля, так и иммиграционного.

     Следовательно, государству экономически нецелесообразно  иметь в пунктах пропуска два  контрольных органа с дублирующими функциями. Поэтому Федеральная миграционная служба России должна сосредоточить основные усилия на борьбе с незаконными иммигрантами, находящимися внутри страны, а органы пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России вполне могут обеспечить эту деятельность в пунктах пропуска через границу. Кроме того, в целях повышения эффективности борьбы с незаконной иммиграцией необходимо совершенствование нормативной правовой базы, в плане усиления ответственности за организацию незаконной иммиграции.

     Для повышения эффективности борьбы с контрабандой необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры таможенных пропускных пунктов. С 1993 по 2004 годы на различных участках границы были построены 186 автомобильных пунктов пропуска и сейчас особое значение приобретает оснащение их современным оборудованием. Только в 2005 году в действие было введено 140 комплектов новых технических средств контроля. В их числе системы «Взгляд», предназначенные для визуального обследования труднодоступных мест, и «Ватсон», которые используются для рентгеновского сканирования скрытых полостей.

     Если  в 2004 г. был сделан первый шаг на пути перехода от эксперимента к практическому  применению электронного декларирования, то к концу 2005 г. эта технология из экзотики превратилась в широко применяемый инструмент таможенного оформления во всех регионах России. В настоящее время 74 таможенных органа имеют достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования, и число их увеличивается с каждым днем (в 2004 г. - 15). К настоящему времени с применением электронной формы декларирования оформлено более 15 тысяч грузовых таможенных деклараций, ею пользуются более 200 компаний. В 2006 году планируется довести количество таможенных органов, подключенных к этой системе до 130.

     Электронная форма декларирования внедряется не только для автомобильного, но и для железнодорожного и трубопроводного видов транспорта. В 2005 г. Центральная энергетическая таможня внедрила электронное декларирование при таможенном оформлении нефти. В настоящее время декларирование транзита казахстанской нефти по системе Каспийский трубопроводный консорциум - Россия полностью осуществляется в электронном виде. Внедрение электронного декларирования привело к ускорению и повышению прозрачности таможенного оформления, минимизации влияния субъективного фактора при проведении таможенных операций. В среднем время проверки грузовой таможенной декларации в электронном виде и выпуска товаров составляет около 30 минут. 

     Перспективной задачей является оборудование международных транспортных узлов современными инспекционно- досмотровыми комплексами (ИДК), которые позволяют в течении 5 минут без вскрытия и разгрузки транспортных средств обнаружить запрещенные к перевозке документы. Первый такой ИДК монтируется в настоящее время в ПП «Троебортное» на границе с Украиной. Еще три комплекта будут установлены в 2006 году на финской и латвийской границах. В рамках федеральной целевой программы «Государственная граница» к установке до 2010 года запланированы 19 таких ИДК . Наличие таких комплексов позволит таможеннику в течение нескольких минут увидеть содержимое транспортного средства или контейнера, что чрезвычайно важно как с точки зрения борьбы с терроризмом, различного рода контрабандой, недостоверным декларированием, так и с точки зрения ускорения прохождения границы.

     Кроме того, разработана и представлена правительству новая концепция  развития таможенной службы до 2010 года. Она предусматривает, в том числе, систему разделения потоков грузов и документов при прохождении  товара через контрольный пункт пропуска. То есть оформители работают с документами, а таможенные оперативники контролируют сам груз. Причем эта работа должна будет начинаться с получения информации от зарубежных таможенных служб. После этого уже на территории России будет обеспечиваться оперативное сопровождение грузов, а затем - проведение пост-аудита вплоть до проверки на конкретном складе или в магазине. Когда российская таможня к этому придет, тогда и потоки контрабанды уменьшатся, и участники внешнеэкономической деятельности будут к нам более лояльно относиться, зная открытость наших действий.

     С какими трудностями приходится сталкиваться таможенным органам в борьбе с  контрабандой? Прежде всего, есть проблемы кадровые. В среднем в каждой таможне  шесть оперработников. При этом один из них выполняет обязанности по секретному делопроизводству, другой - по борьбе с контрабандой наркотиков, еще один - с экономическими правонарушениями, особо опасными видами контрабанды - флоры, фауны, оружия и так далее. То есть в среднем по какому-то направлению «рабочий штык» один. Понятно, что шестью оперативниками полностью перекрывать субъект Федерации, конечно, невозможно. В то же время сегодня начинающий таможенный инспектор «на земле» получает 4-6 тысяч рублей. И это на пункте пропуска, где «куется» бюджет государства.

     Есть  определенные трудности и при  работе по некоторым составам преступлений, например, по статьям 180 (незаконное использование  товарного знака), 327 (подделка документов, штампов и печатей), 228 (незаконный оборот наркотиков) УК РФ. Несмотря на то, что таможенники постоянно с этими преступлениями сталкиваются, они в сферу их компетенции по закону не входят. Но если жизнь заставляет выявлять эти преступления, тогда надо изменить и УПК РФ так, чтобы пустить таможенников в эту сферу. 

Например, доказать контрабанду наркотиков очень сложно. Как правило, берут контрабандиста на нашей территории уже внутри страны, на внутренней таможне. Но таможенники  не имеют права возбудить уголовное  дело по 228 статье - это должна делать или милиция, или органы ФСКН. Очевидно, необходимость альтернативной компетенции по таким преступлениям.

     Кроме того, соответствующим структурам по борьбе с контрабандой не хватает  сегодня еще и следствия - они  работают только в пределах дознания и после установленного законом срока обязаны передать дело в прокуратуру, а там уже определяется, какому органу отправлять его на доследование. Нужно, чтобы именно следователи-таможенники доводили каждое дело до конца. Это объясняется спецификой таможенных правонарушений и уровнем совершения преступлений, разобраться в которых может только специалист из таможни.

     Ведь  дела, которые попадают в другие ведомства, зачастую разваливаются  именно потому, что следователи не знают, как по ним работать.

     Защита  национальных интересов в таможенном пространстве страны должна предусматривать осуществление комплекса политических, экономических, оперативных, военных, режимных, правовых, административных, пограничных, природоохранных, социальных и иных мер государства, государственных таможенных органов России по выявлению, предупреждению и парированию угроз национальной безопасности России, противодействию контрабанде. 
 

Информация о работе Статистика черного импорта