Статистика инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой постиндустриальной стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития - информационное общество, основу жизнедеятельности которого составляют процессы производства, распространения и использования информации. Информационные технологии, обеспечивающие автоматизацию сбора, передачи, обработки и хранения информации с применением компьютерной техники и телекоммуникаций, служат одновременно и базой развития высокотехнологичных производств; под их влиянием меняются характер и содержание труда, структура занятости, возникают новые виды экономической деятельности, преображается облик системы образования и здравоохранения, происходят сдвиги в сфере личного потребления.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические основы статистического изучения инноваций
Система показателей статистики инноваций
Особенности статистического изучения инноваций
1.3 Оценка инновационной активности предприятий
1.4 Показатели затрат на технологические инновации
1.5 Нормативная часть статистического изучения инноваций
Глава 2 Статистический анализ инноваций на примере Еврейской автономной области
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по статистике 2009.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

     Для изучения инноваций в различных аспектах статистика использует также различные классификации и группировки, отражающие многообразие внутренних и внешних взаимосвязей инноваций. 
 

    1. Особенности статистического изучения инноваций
 
 

     Инновации представляют собой новые или  усовершенствованные продукты, внедренные на рынке, новые или усовершенствованные технологические процессы, используемые в практической деятельности, либо новые подходы к социальным услугам. Непосредственная трансформация идей в новые или усовершенствованные продукты и технологические процессы осуществляется на стадии инновационной деятельности. Она предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

     Действующие в настоящее время международные  нормы сбора статистических данных об инновациях разработаны применительно  только к технологическим инновациям. Они представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (процесса), внедренного на рынке и используемого в практической деятельности.

     Инновация считается осуществленной в том  случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе.

     Соответственно  различаются два типа технологических  инноваций - продуктовые и процессные, которые в свою очередь классифицируются в статистике по степени новизны.

     Продуктовые инновации охватывают внедрение  новых или усовершенствованных продуктов. Процессная инновация - это освоение новых или значительно усовершенствованных методов производства, изменения в оборудовании или организации производства либо и то и другое. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства. Следует отметить различия американской и японской систем инноваций: в США 1/3 всех инноваций относится к процессным, а 2/3 – к продуктовым; в Японии обратное соотношение1.

     Нововведения  в области организации и управления производством, информационных технологий, коммунальных и социальных услуг не рассматриваются в составе технологических инноваций. Кроме того, не подлежат учету в качестве инноваций несущественные видоизменения продуктов и технологических процессов, под которыми подразумеваются эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т.п.).

     Классификация инноваций по степени новизны  осуществляется по технологическим  параметрам, а также с рыночных позиций. С точки зрения технологических параметров инновации подразделяются по следующим признакам:

     1) продуктовые инновации - применение новых материалов; применение новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты);

     2) процессные инновации - новая технология производства; более высокий уровень автоматизации; новые методы организации производства (применительно к новым технологиям).

     С позиций новизны рынка различаются  инновации новые для отрасли  в стране; новые для данного  предприятия.

 

    1.3 Оценка инновационной активности предприятий 
     

     Единицей  отчетности в статистике инноваций  являются инновационно-активные предприятия. Их идентификация базируется на расширенном  круге признаков, включающих помимо внедрения новых или усовершенствованных  продуктов (процессов) участие в других видах инновационной деятельности - выполнение исследований и разработок; приобретение патентных и беспатентных лицензий; проведение маркетинговых исследований.

     Учитывается также осуществление определенных видов деятельности, связанных с начальными и промежуточными стадиями внедрения (производственные проектно-конструкторские работы, технологическая подготовка производства, пробное производство и испытания, обучение и подготовка персонала приобретение машин, оборудования, установок и прочих основных фондов и осуществление капитальных затрат, связанных с внедрением продуктовых и процессных инноваций).

     На  этой основе рассчитываются показатели уровня инновационной активности предприятий, характеризующие степень их участия  в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода времени (в зависимости от периодичности статистического наблюдения - одного года либо трех-пяти лет).

     Уровень инновационной активности предприятий  обычно определяется как отношение количества инновационно-активных, т.е. занятых какими-либо видами инновационной деятельности, предприятий к общему числу обследуемых за определенный период времени предприятий в стране, отрасли, регионе. В аналитической практике используются интегральная оценка уровня инновационной активности предприятий, охватывающая все виды инновационной деятельности за рассматриваемый период времени; оценки, учитывающие в качестве инновационно-активных предприятия, занятые исключительно каким-либо одним видом инновационной деятельности, а также основанные на измерении результатов инновационной деятельности.

    1.4 Показатели затрат на технологические инновации 
     

     Показатели  затрат на технологические инновации  занимают центральное место в  статистике инноваций. Это обусловлено их экономической значимостью, важностью для оценки состояния и перспектив технологического развития.

     Затраты на технологические инновации представляют собой выраженные в денежной форме  фактические расходы, связанные  с осуществлением различных видов инновационной деятельности. В составе затрат на инновации статистика учитывает текущие и капитальные затраты. В зависимости от целей учета и анализа возможны два подхода к измерению затрат на инновации: расчет затрат на инновации, либо осуществляемые на предприятии в течение года, либо внедренные в течение года. Статистическое наблюдение обычно базируется на первом из этих вариантов.

     Для решения широкого круга аналитических  задач в статистике используются группировки затрат на технологические инновации, на основе которых появляется возможность сделать выводы о структуре и источниках образования финансовых ресурсов инновационной деятельности, сложившихся пропорциях между отдельными ее видами, целевой ориентации инновационной деятельности предприятий.

     В зависимости от вида инновационной  деятельности выделяются:

  • затраты на научные исследования и разработки, связанные с внедрением новых продуктов и технологических процессов;
  • затраты на приобретение прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей;
  • затраты на приобретение беспатентных лицензий у сторонних предприятий;
  • затраты на приобретение программных средств, связанные с осуществлением инноваций;
  • затраты на производственные проектно-конструкторские работы, связанные с технологическим оснащением, организацией производства и начальным этапом выпуска новой продукции;
  • затраты на технологическую подготовку производства, пробное производство и испытания, связанные с внедрением технологических инноваций;
  • затраты на подготовку и переподготовку персонала в связи с внедрением технологических инноваций (работой по новым технологиям и на новом оборудовании);
  • затраты на маркетинговые исследования по выпуску новых продуктов на рынок, включая зондирование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламу (исключая расходы на создание сетей распространения инновационной продукции);
  • капитальные вложения в приобретение машин и оборудования, прочих основных фондов, связанных с внедрением технологических инноваций;
  • прочие затраты (на оплату услуг технологического содержания, консультаций привлеченных специалистов и др.).

     Не  менее важной является группировка  затрат по типам инноваций, отражающая их целевое назначение. В ее основу положена отмеченная выше и принятая в международной практике идентификация двух классов инноваций - продуктовых и процессных.

     Статистика  учитывает количество приобретенных  и переданных технологий (с выделением случаев, когда партнерами российских предприятий являются компании из стран  СНГ или дальнего зарубежья) по следующим формам приобретения (передачи):

  • патентные лицензии, права на патенты;
  • результаты исследований и разработок (из них по контрактам либо выполненные совместно);
  • ноу-хау, соглашения на передачу технологий;
  • покупка (продажа) оборудования (в случае, если технология передается в укомплектованном виде);
  • покупка (продажа) предприятия либо его части;
  • целенаправленный прием на работу квалифицированных специалистов;
  • вклад объектов промышленной собственности в уставный фонд предприятия;
  • получение технологий в составе предоставленных инвестиций;
  • лизинг;
  • приобретение технологий через организацию совместных предприятий и др.

     Указанные показатели дополняются сведениями о совместных проектах по выполнению исследований и разработок, а также об источниках информации для осуществления инноваций. В числе последних рассматриваются внутренние источники самого предприятия, внешние коммерческие источники (поставщики, потребители, конкуренты, научные организации и т.п.) либо общедоступная информация (патентная, научно-техническая литература, конференции, выставки и иные рекламные мероприятия). 
 

     1.5 Нормативная часть статистического изучения инноваций 
 

     Под влиянием целей научно-технической  и инновационной политики и потребностей в информации в 1993 - 2000 гг. был осуществлен кардинальный пересмотр методологии и инструментария статистического наблюдения за выполнением научных исследований и разработок, впервые в отечественной практике получила развитие статистика инноваций.

     При этом прежде всего ставились задачи адекватного отображения развития науки и инновационной деятельности в условиях перехода к рыночной экономике и обеспечения соответствия форм и показателей статистического наблюдения международным стандартам. Были также приняты во внимание потребности в повышении содержательности статистической отчетности, создании гибкой системы статистического наблюдения.

     В соответствии со сложившимися в международной статистике принципами сбор данных о научных исследованиях и разработках осуществляется путем обследования двух статистических совокупностей - организаций, выполняющих научные исследования и разработки, и организаций, их финансирующих (министерств и ведомств).

     Введение  статистического наблюдения за инновационной  деятельностью осуществлялось поэтапно. На первом этапе оценивался общий  уровень инновационной активности в промышленности по итогам 1994 г. (по форме единовременной отчетности № 1-инновация). Таким путем была выявлена совокупность инновационно-активных предприятий.

     На  втором этапе, начиная с отчета за 1995 г., проводится сплошное обследование промышленных предприятий по развернутой  программе на базе формы годовой  статистической отчетности о технологических инновациях № 2-инновация.

     Третий  этап был вынесен за рамки сплошного  обследования и охватил только инновационно-активные предприятия. Его цель - преимущественно  качественные оценки исследуемых явлений, включая характеристики источников информации для инновационной деятельности, препятствующих ей факторов и т.п. (форма единовременной отчетности № 3-инновация).

     Указанные формы отчетности, базируясь на единых методологических принципах, понятиях и классификациях, образуют взаимоувязанную систему годового статистического наблюдения за инновациями. Этот статистический инструментарий прошел международную экспертизу, получив высокую оценку ведущих международных организаций (ОЭСР и Евростата), и дает возможность обеспечить непосредственное получение данных, пригодных для межстрановых сопоставлений. Следует подчеркнуть, что адаптация международного опыта к национальным особенностям, как исторически сложившимся, так и порожденным рыночными трансформациями, потребовала рассмотрения конкретных экономических и организационных факторов, специфики статистического учета и отчетности в нашей стране. Это не только исключило прямое заимствование зарубежного опыта, но и позволило по некоторым позициям предложить новые методологические подходы, обогащающие международную практику.

     Научные организации и предприятия представляют также годовую отчетность об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах (по форме № 4-нт). Однако содержащаяся в ней информация не соответствует  современным требованиям, что обусловливает необходимость ее пересмотра и согласования с названными выше формами статистической отчетности.

Информация о работе Статистика инноваций