Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:18, курсовая работа
Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой постиндустриальной стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития - информационное общество, основу жизнедеятельности которого составляют процессы производства, распространения и использования информации. Информационные технологии, обеспечивающие автоматизацию сбора, передачи, обработки и хранения информации с применением компьютерной техники и телекоммуникаций, служат одновременно и базой развития высокотехнологичных производств; под их влиянием меняются характер и содержание труда, структура занятости, возникают новые виды экономической деятельности, преображается облик системы образования и здравоохранения, происходят сдвиги в сфере личного потребления.
Введение
Глава 1 Теоретические основы статистического изучения инноваций
Система показателей статистики инноваций
Особенности статистического изучения инноваций
1.3 Оценка инновационной активности предприятий
1.4 Показатели затрат на технологические инновации
1.5 Нормативная часть статистического изучения инноваций
Глава 2 Статистический анализ инноваций на примере Еврейской автономной области
Заключение
Список использованной литературы
Дальнейшее развитие статистики инноваций предполагает в качестве первоочередных задач обеспечение сбора данных об инновациях в интенсивно растущей сфере услуг, изучение механизмов косвенного стимулирования инновационной деятельности, в том числе в региональном аспекте.
2
Статистический анализ
инноваций на примере
Еврейской автономной
области
В данной части представлен анализ государственных статистических данных по деятельности крупных и средних предприятий Еврейской автономной области, связанной с разработкой и внедрением инноваций в 2004-2007гг.
Анализ государственных статистических данных за 2006-2007 гг. показал, что в 2006 г. в Еврейской автономной области в обследовании инновационной активности участвовали 63 организации, из них только 3 (4,7%) осуществляли инновационную деятельность, при этом на одно инновационно-активное предприятие приходилось 22 предприятия, не осуществляющих нововведения. Наибольшая доля инновационно-активных предприятий в 2006 г. приходилась на предприятия смешанной российской формы собственности – 66,6%. Доля предприятий с государственной формой собственности составила 33,3%.
В 2007 г. инновационной деятельностью занимались тоже 3 предприятия (4,8%). По сравнению с 2004 годом в 2007 году число предприятий, занимающихся инновационной деятельностью увеличилось на 1, а по сравнению с 2005 г. – увеличилось на 2. При этом в 2007 г. на одно инновационно-активное предприятие приходилось 21 предприятие, не осуществляющих нововведения. Доля инновационно-активных предприятий в 2007г. приходилась на предприятия государственной формы собственности – 33,3%, доля предприятий с муниципальной формой собственности составила 33,3%, доля смешанной российской формы собственности – 33,4%.
Среди
видов инновационной
В
2006 г., так же как и 2007 г. приобретением
прав на патенты и лицензии не занималось
ни одно предприятие. В 2007 г. основным видом
инновационной деятельности, как и в 2006
г. были технологическая подготовка производства,
пробное производство и испытания. На
втором месте – обучение и подготовка
персонала, на третьем – проведение маркетинговых
исследований. Технологические инновации
в 2007 году разрабатывались самими организациями
и совместно с другими организациями (см.
Рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 Количество предприятий по видам инновационной деятельности.
Согласно государственным статистическим данным в 2004 г объем отгруженной инновационной продукции инновационно-активными предприятиями составил 3,5 млн. рублей, в 2006г -27,7 млн. рублей и в 2007 году -38,1 млн. рублей.
Доля затрат данных предприятий на инновации по источникам финансирования составляет: в 2004 году – 32,35% за счет собственных средств предприятий и 67,65% за счет прочих средств; в 2005 году – 100% собственных средств; в 2006 году – 71,43% средства федерального бюджета и 28,57% средства местных бюджетов; в 2007 году – 47,34% собственные средства предприятий, 38,03% - средства федерального бюджета и 14,63% средства местных бюджетов.
Доля затрат предприятий на технологические инновации по видам деятельности составляет: в 2004 году – 5,91% исследования и разработки новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов, - 29,41% приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, - 58,8% приобретение новых технологий, - 5,88% прочие затраты на технологические инновации; в 2005 году – 100% исследования и разработки новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов; в 2006 году – 100% прочих затрат на технологические инновации; в 2007 году -94,14% приобретение машин и оборудования, - 2,13% приобретение новых технологий и 3,73% прочие затраты.
В 2007 г. доля собственных средств предприятий среди общего объема затрат на технологические инновации по сравнению с 2005 г. сократилась на 53%. Средства из федерального бюджета покрывали затраты на технологические инновации в 2006 году на 71% в 2007 году на 38%. В 2006 и 2007гг. затраты на технологические инновации стали также покрываться за счет бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, доля которых в общем объеме затрат 2007 г. составила 15%. (см. Рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 Источники финансирования технологических инноваций
В 2007 году в Биробиджане при поддержке правительства области стали внедрять жилищно-комунальные инновации. Необычную теплотрассу начали прокладывать в микрорайоне «Заречье». Вместо стальных или чугунных труб в траншею укладывают пластмассовые полые стержни. Пластик особенный: твердый, прочный и в то же время настолько гибкий, что перевозить его на дальние расстояния можно и в рулонах. Новая технология, которая пришла из Москвы, не требует привычной железобетонной теплозащиты в виде лотков. Снизу, сверху и с боков – только грунт. От попадания воды защищает слой такого же прочного, но уже тонкого полиэтилена, в который «заворачивают» трубу. И по всей длине протягивают электрическую сигнализацию двойного назначения. Если случится вдруг, где утечка, на центральном операторском пункте, куда выведены датчики, будут с точностью до сантиметра знать место порыва. Новая теплотрасса должна соединить мощную котельную промузла «Заречье» со средней школой №16.
В «спальном» микрорайоне имени Бумагина в Биробиджане, где проживает около десяти тысяч человек, с 2007 года развернулось строительство уникального центрального теплового пункта. Он призван заменить также морально устаревшие бойлерные, пока еще подогревающие горячую воду в каждой из сорока здешних пятиэтажек. Объект стоимостью семь миллионов рублей финансируется в рамках целевой федеральной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья.
При
поддержке правительства
Из числа обследуемых организаций для 59 основным рынком сбыта товаров и услуг является местный и региональный, для 4 – российский. Организации, осуществлявшие инновационную деятельность в 2007 году, ориентировались на местный и региональный рынки сбыта.
В целом за последние два года наблюдалось увеличение объема инвестиций в основной капитал организаций, осуществляющих инновационную деятельность на 59,28%, что составило в 2006 году -21928,0 тыс. рублей и в 2007 году 36986,0 тыс. рублей. Среди основных целей инновационной деятельности предприятий в 2007 году на первом месте стоит приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями (см. Рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 Затраты на технологические инновации по видам деятельности
В 2007 г. основными источниками информации об инновациях являлись внутренние источники предприятия. Ими пользовались 57% предприятий. Как распределились другие источники отражено в таблице 2.1 (см. Таблица 2.1).
Таблица
2.1 Источники информации об инновациях
для предприятий Еврейской автономной
области в 2007г.
Источник информации об инновациях | Количество предприятий (%) |
1 | 2 |
Внутренние источники | 57% |
Научные
организации отраслевого |
45% |
Научно-техническая литература | 45% |
Выставки, ярмарки, другие рекламные средства | 40% |
Поставщики материалов, оборудования, комплектующих | 38% |
Потребители продукции (работ, услуг) | 38% |
Конференции, семинары, симпозиумы | 33% |
Конкуренты | 29% |
Консалтинговые, информационные фирмы | 29% |
Вузы | 26% |
Другие организации, предприятия | 21% |
Научные организации академического профиля | 19% |
Официальные издания, описание изобретений | 19% |
Недостаток собственных денежных средств явился в 2007 г. основным фактором, препятствующим разработке и внедрению инноваций. На втором месте – недостаток финансовой поддержки со стороны государства, на третьем – высокая стоимость нововведений. Другие факторы представлены в таблице 2.2 (см. Таблица 2.2).
Таблица
2.2 Факторы, препятствовавшие разработке
и внедрению инноваций на предприятиях
Еврейской автономной области в 2007 году
Число организаций, оценивших отдельные факторы, препятствующие инновациям, как | |||
основные | значительные | незначительные | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Экономические факторы | |||
Недостаток собственных денежных средств | 20 | 19 | 4 |
Недостаток финансовой поддержки со стороны государства | 10 | 15 | 8 |
Низкий спрос на новые товары, работы, услуги | 1 | 7 | 14 |
Высокая стоимость нововведений | 10 | 15 | 5 |
Высокий экономический риск | 3 | 11 | 9 |
Внутренние факторы | |||
Низкий инновационный потенциал предприятия | 4 | 14 | 11 |
Недостаток квалифицированного персонала | 5 | 14 | 15 |
Недостаток информации о новых технологиях | 1 | 14 | 17 |
Недостаток информации о рынках сбыта | - | 6 | 19 |
Неразвитость кооперационных связей | - | 3 | 15 |
Другие факторы | |||
Недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность | 2 | 9 | 11 |
Неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские, прочие услуги) | 1 | 8 | 12 |
Неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности | 2 | 8 | 9 |