Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:12, курсовая работа
Статистика культуры и искусства - отрасль социальной статистики, изучающая явления и процессы, характеризующие культурный уровень жизни народа, отражает деятельность в области культуры и искусства, поддающуюся количественному анализу.
Деятельность в области культуры и искусства охватывает сферу производства, сохранения национального культурного достояния, распределения и потребления населением духовных ценностей.
Введение ……………………………………………………………..…….. 1
1. Основные статистические показатели в кинематографе и их
достоверность………………………………………………………….…… 3
2. Статистические показатели посещаемости кино ……………….…….. 6
3. Рейтинги наиболее кассовых фильмов – соотношение российских
и американских фильмов …………………………………………………. 6
4. Прибыльные и убыточные фильмы ……………………………………. 16
5. Что делать? …………………………………………………………….. 21
Заключение …………………………………………………………..….... 23
Список использованной литературы ……………………………..…….. 24
Статистика кинематографа
Оглавление
Введение ……………………………………………………………..…….. 1
1. Основные статистические показатели в кинематографе и их
достоверность……………………………………………
2. Статистические показатели посещаемости кино ……………….…….. 6
3. Рейтинги наиболее кассовых фильмов – соотношение российских
и американских фильмов …………………………………………………. 6
4. Прибыльные
и убыточные фильмы ……………………………
5. Что делать? …………………………………………………………….. 21
Заключение …………………………………………………………..….... 23
Список использованной литературы ……………………………..…….. 24
Введение
Статистика культуры и искусства - отрасль социальной статистики, изучающая явления и процессы, характеризующие культурный уровень жизни народа, отражает деятельность в области культуры и искусства, поддающуюся количественному анализу.
Деятельность в области культуры и искусства охватывает сферу производства, сохранения национального культурного достояния, распределения и потребления населением духовных ценностей.
Задачи статистики культуры и искусства заключаются в наблюдении за деятельностью организаций и учреждений культуры, с одной стороны, и приобщением (участием) населения к тем или иным видам культурной деятельности, с другой стороны.
Кино - одно из самых молодых и в тоже время одно из самых массовых искусств. Его история по сравнению с тысячелетней историей музыки, живописи или театра коротка. Вместе с тем миллионы зрителей каждый день заполняют залы кинотеатров, и еще больше людей смотрят кинофильмы по телевидению. Кино оказывает мощное воздействие на сердца и умы молодежи. Естественно, что к нему привлечено внимание социологов, эстетиков, искусствоведов, теоретиков культуры - всех, кого интересуют проблемы художественного творчества и восприятия, средств массовой коммуникации, динамики общественных настроений и так далее.
Кинематограф родился 28 декабря 1885 года, когда французы братья Луи и Огюст Люмьеры впервые продемонстрировали «движущиеся картинки» - заснятый эпизод о том, как рабочие выходят из ворот фабрики, и ряд других коротеньких кинозарисовок. На зрителей это произвело ошеломляющее впечатление. Огромный успех «синематографа братьев Люмьер» обусловил необыкновенно быстрое его распространение во всем мире. Через пять с половиной месяцев после первых коммерческих киносеансов в Париже синематограф появился в России. 4 мая 1896 года на открытии летнего сезона в увеселительном заведении «Аквариум» в Санкт-Петербурге, начались гастроли иностранного аттракциона «Синематограф братьев Люмьер». Несколько дней спустя кинематограф увидели москвичи в летнем саду «Эрмитаж», находившемся в аренде у известного антрепренера Лентовского.
Кино быстро стало мировой модой. Несомненно, оно было наиболее популярным видом массового искусства 20-30гг. В эти годы начали сниматься игровые фильмы с незамысловатым сюжетом. В эти же годы кино качественно изменилось: в 1927 году был снят первый звуковой фильм, во второй половине 30-х годов кино приобрело цвет. Это особенно повышало значимость зрительного образа, способного передать ту или иную идею.
Кинематограф с начала XX века стал в мире бурно растущим видом искусства, при этом достаточно коммерчески нацеленным. Это облегчает для статистики возможность выявить в количественных показателях основные тенденции, а на их основе уже делать и выводы по качеству. Основными источниками информации выступают: официальные государственные статистические данные (Росстат), публикуемые в ежегодных статистических сборниках; статистика кинопрокатчиков; данные Единой автоматизированной информационной системы.
Для современной России чрезвычайно интересный объект исследования – соперничество между продукцией Голливуда и российскими фильмами в российском прокате. Триумфально ворвавшись на наши экраны в начале 90-х, американцы сумели отвоевать большую часть проката, и невзирая на все старания российских режиссеров и властей, удерживать его. Статистические материалы убедительно подтверждают этот неутешительный для российских производителей фильмов факт.
Цель работы – проанализировать статистическую ситуацию с прокатом в России российских и американских фильмов и предложить пути изменения ситуации.
1. Основные
статистические показатели в
кинематографе и их
На сегодняшний день статистика культуры и искусства, оперируя материалами по кинематографе, использует целый ряд показателей. Единой системы показателей пока что нет, поэтому попытаюсь сформулировать, какие 7 показателей, на мой взгляд, наиболее точно отражают социологические показатели кинематографа:
1. Количество кинотеатров в стране, их основное расположение по регионам.
2. Количество посещений кино в течение определенного периода (года, полугодия, месяца) по стране.
3. Число
посещений кинотеатров в
4. Сумма проката фильма в мире, в России на протяжении определенного периода времени, с момента выхода его на экран.
5. Соотношение стоимости фильма и дохода от проката, т.е. прибыльность или убыточность.
6. Рейтинг
художественных фильмов по
7. Количество
скачиваний фильмов из
Указанные показатели наиболее распространены в России. Российские социологи не изобретали велосипед. Все эти показатели давно разработаны и широко используются на западе, особенно серьезно к этому относится Голливуд, собирающий самые большие доходы по миру от фильмов.
Однако работая со статистикой, важно выявить в ней уровень достоверности. Заниматься в России бизнесом в сфере кино с одной стороны — это дело не благодарное, с другой — весьма прибыльное. И прибыль в большинстве случаев получается за счёт различных махинаций, а не за счёт проката.
Возникает очень много спорных моментов из-за того, что никто не может привезти конкретные статистические данные, ими попросту никто не занимается. К примеру, многие специалисты настаивают на введение электронных билетов, это позволит без особых усилий узнать, сколько человек посетило фильм. Однако, это невыгодно киночиновникам и некоторым политикам, ведь если нет ясности, то всей структурой проще управлять, зарабатывать на ней деньги и при этом говорить, что кино в нашей стране перешло в стадию подъёма, оно стало приносить деньги и т.п.
В конце лета 2011 года российский кинобизнес ожидает очередная революция: все кинотеатры страны хотят вынудить перейти на единый электронный билет. Сегодня о количестве проданных билетов и сумме выручки дистрибьюторы узнают со слов владельцев кинотеатров, о реальной же ситуации, особенно в региональных кинотеатрах, остается только догадываться. Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) призвана контролировать оборот в кинотеатрах.
Фактически сведения о проданных билетах будут поступать в базу данных каждый час, причем отследить можно будет все — от названия кинотеатра до места в кинозале, цены и скидки (если таковая будет) на билет. Для кинотеатров процесс обещают максимально упростить. Для того, чтобы включиться в этот процесс, кинотеатру достаточно зарегистрироваться на сайте ekinobilet.ruи затем просто добросовестно следовать указанным там правилам. Данные о сборах в реальном времени сможет и получать и прокатчик.
В настоящий
момент в ЕАИС зарегистрировано более
1700 кинозалов, в число которых
входят и крупные сети, имеющие
более 200 кинотеатров. Но лишь 160 из них
регулярно присылают
— Частенько, обманывают при помощи «левых» касс: какую-нибудь одну отключают от билетной системы, внешне для зрителей изменений нет, но билеты нигде не регистрируются, и вся выручка идет кинотеатру, — приводит РИА «Новости» слова разработчика системы, начальник управления статистики и аналитики ГИВЦ Минкультуры Сергей Мокров.
На данный момент мало того, что техническая возможность доказать факт обмана стремится к нулю, так при этом даже в случае выведения обманщика на чистую воду ему грозит не более, чем штраф от трех до пяти тысяч рублей. Однако если рассматривать ситуацию в контексте нарушения авторских прав (что непросто), то здесь уже предусматривается более суровое наказание: конфискация оборудования и ликвидация юридического лица.
С одной стороны, все необходимые правовые акты, регламентирующие правила обмена информацией, подписаны и кинотеатры будут принуждать соблюдать закон. С другой — кинотеатр вполне может сослаться на стоимость оборудования, которое демонстратору придется покупать из своих средств, и максимально отсрочить его подключение. А это значит, что о полной картине кассовых сборов по-прежнему речи идти не может. Контролировать установку оборудования и сверять переданные кинотеатрами сведения с корешками билетов (которые должны храниться до трех лет) надзорные органы реально смогут только в городских кинозалах, которых насчитывается около двух с половиной тысяч, а это лишь треть от общего числа экранов (включая киноустановки и сельские клубы).
Делаем вывод: к официальным данным нужно относится осторожно, внося поправку на такие «хитрости» проката.
2. Статистические показатели посещаемости кино
В 1986 году среднестатистический гражданин страны посетил кинотеатр 11 раз. В 1996 году на одного россиянина приходилось 0,3 посещения кинотеатра год. Спад колоссальный. В Европе обычный житель посещает кинотеатр в среднем четыре раза в год, у нас же — один раз.
В России в год продается около 160 млн. билетов. Для сравнения: в СССР в 1990 году было продано 2 млрд. билетов.
Одна из причин такого падения – рост роли Интернета. Новые фильмы, только вышедшие в прокат, за месяц скачивают в среднем 750 тысяч пиратских копий. По статистике, порядка 69% россиян бесплатно скачивают музыку и видео в Интернете, а с тем, что это преступление, согласны лишь 9%. Владельцы торрент-трекеров с посещаемостью более 100 тысяч человек в день получают доход в размере более 8 миллионов рублей в год
3. Рейтинги наиболее
кассовых фильмов –
На 14 августа 2011 года 10 самых кассовых российских картин в истории проката (без учёта инфляции) следующая:
# |
Наименование |
Год |
Общие сборы, $ |
Из них в России, $ |
1 |
«Ирония судьбы. Продолжение» |
2007 |
55 635 037 |
49 918 700 |
2 |
«Дневной дозор» |
2006 |
38 862 717 |
31 965 087 |
3 |
«Адмиралъ» |
2008 |
38 135 878 |
34 518 207 |
4 |
«Ночной дозор» |
2004 |
33 951 015 |
16 239 819 |
5 |
«Самый лучший фильм» |
2008 |
30 496 695 |
27 587 835 |
6 |
«Монгол» |
2007 |
26 690 277 |
6 504 128 |
7 |
«9 рота» |
2006 |
25 555 809 |
25 555 809 |
8 |
«Обитаемый остров» |
2009 |
23 493 000 |
21 750 007 |
9 |
«Ёлки» |
2010 |
22 772 019 |
22 772 019 |
10 |
«Наша Russia: Яйца судьбы» |
2010 |
22 212 223 |
22 212 223 |
По таблице можно сделать несколько выводов:
1. Успешные фильмы датируются в первую очередь с периода 2006-2008 годов. 2. «9 рота», «Елки» и «Наша Russia: Яйца судьбы» вообще не встретили интереса за рубежом. 3. Из десятки лишь «Монгол» основную часть дохода принес от проката за рубежом. Значит, фильмы пока что снимаются интересные преимущественно для россиян.
Пятьдесят пять миллионов долларов – много это или мало? Сравним с самыми кассовыми западными франшизами:
№ |
Название серии |
Кол-во фильмов |
Прокат в США (gross) |
Международный прокат (gross) |
1 |
Гарри Поттер |
8 |
$2 385 185 107 |
$7 698 159 208 |
2 |
Джеймс Бонд |
23 |
$1 609 487 453 |
$5 074 402 453 |
3 |
Звездные войны |
8 |
$2 226 166 672 |
$4 411 410 761 |
4 |
Пираты Карибского моря |
4 |
$1 279 066 421 |
$3 718 942 488 |
5 |
Шрек |
4 |
$1 270 337 989 |
$2 955 797 005 |
6 |
Властелин колец |
3 |
$1 033 587 872 |
$2 913 933 388 |
7 |
Трансформеры |
3 |
$1 072 158 140 |
$2 660 592 368 |
8 |
Бэтмен |
8 |
$1 465 583 452 |
$2 645 008 759 |
9 |
Человек-паук |
3 |
$1 113 761 163 |
$2 496 145 679 |
10 |
Парк Юрского периода |
3 |
$767 320 741 |
$2 075 654 626 |
11 |
Индиана Джонс |
4 |
$939 110 286 |
$1 980 610 580 |
12 |
История игрушек |
4 |
$883 355 738 |
$1 947 188 680 |
13 |
Ледниковый период |
3 |
$568 291 731 |
$1 922 125 113 |
14 |
Люди Икс |
5 |
$932 853 205 |
$1 891 394 756 |
15 |
Сумерки |
4 |
$792 310 476 |
$1 806 364 556 |
16 |
Матрица |
3 |
$592 293 378 |
$1 623 116 618 |
17 |
Хроники Нарнии |
3 |
$537 719 397 |
$1 583 639 188 |
18 |
Форсаж |
5 |
$699 149 818 |
$1 573 428 513 |
19 |
Звёздный путь |
11 |
$1 014 325 878 |
$1 463 693 272 |
20 |
Миссия невыполнима |
3 |
$529 893 123 |
$1 401 409 231 |