Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 03:30, курсовая работа
постройки, многолетние насаждения, скот и др.).
В своей работе я бы хотел рассмотреть отечественную методику оценки национального богатства России и возможные перспективы перехода статистики национального богатства к составлению баланса пассивов и активов.
Введение 2
Глава 1. 4
Национальное богатство и его элементы. 4
Методика оценки основные фондов. 14
Глава 2. 18
Анализ структуры и динамика национального богатства. 18
Основные фонды. 24
Глава 3. 38
Проблемы перехода российской статистики национального богатства и основных фондов к составлению баланса активов и пассивов. 38
Заключение 50
Список использованной литературы 51
Проанализируем основные фонды по формам собственности:
Основные фонды по формам собственности
(на начало года; по полной учетной
стоимости), млн. руб.
Годы |
Все основные фонды |
В том числе по формам собственности | |
Государственная |
Негосударственная | ||
2004 2005 2006 2007 2008 |
30329106 32541444 38366273 43822840 47489498
|
9098732 7484532 8824243 10517482 10922585 |
21230374 25056912 29542030 33305358 36566913 |
Рассчитаем показатели структуры основных фондов за каждый год.
В 2004 году основные фонды в государственной собственности составляли 30% от всей стоимости основных фондов РФ, а в негосударственной соответственно 70%. В 2005 г. доля государственных основных фондов существенно уменьшилась и составила 23%, а негосударственных – 77%. В 2006 г. государственные также составляли 23%, а негосударственные 70%. В 2007 г. доля государственных основных фондов равнялась 24%, негосударственных – 76%. И в 2008 основные фонды в государственной собственности составили 23%, а в негосударственной собственности 77%.
Как можно заметить, процентное соотношение государственных и негосударственных основных фондов существенно за 5 лет не менялось и составляло в среднем 25% и 75% соответственно.
В 2005 году произошло довольно сильное снижение стоимости государственных основных фондов практически на 18%, что составляет в стоимостном выражении около 1,6 трлн. руб. В 2006 году их стоимость увеличилась на 18%, в 2007 на 19%, а в 2008 всего на 4%. Всего за 5 лет стоимость основных фондов в государственной собственности возросла на 20%, т.е. на 1,8 трлн. руб.
Негосударственные основные фонды ежегодно увеличивались: в 2005 г. на 18%, в 2006 г. на 17,8%, в 2007 г. на 13%, в 2008 г. на 9,8%. В целом за 5 лет их стоимость увеличилась на 72%, в стоимостном выражении на 15 трлн. руб.
Проанализируем распределение основных фондов по субъектам РФ с 2005 по 2007 гг.
На долю Центрального федерального округа приходилось в 2005 г. 26,6% стоимости всех основных фондов РФ, в 2006 г. – 27,6%, в 2007 г. – 27,8%.
В этом федеральном округе большая часть основных фондов распределена в г. Москва и Московской области (в 2007 г. 46% и 16% от основных фондов Центрального федерального округа соответственно).
На долю Северо-Западного федерального округа приходилось в 2005 г. 10,5%, в 2006 г. – 9,96%, в 2007 г. – 10,5%.
В этом федеральном округе наибольшая часть основных фондов приходится на г. Санкт-Петербург (в 2005 г. – 28%, в 2006 г. – 26,9%, в 2007 г. – 28,5% от основных фондов Центрального федерального округа).
На долю Южного федерального округа в 2005 г., 2006 г., 2007 г. приходилось соответственно 9,3%, 9,2%, 8,7%. В этом субъекте РФ наибольшее количество основных фондов приходится на Ростовскую область и Краснодарский край, а наименьшее на республику Ингушетию и Чеченскую республику.
На долю Приволжского федерального округа приходилось в 2005 г. 18,5%, в 2006 г. – 17,98%, в 2007 г. – 17,8%. По этому федеральному округу количество основных фондов распределено достаточно равномерно.
На долю Уральского федерального округа приходилось в 2005 г. 17,9% основных фондов РФ, в 2006 г. - 19,1%, в 2007 г. – 19,4%. Наибольшее количество основных фондов в Тюменской области (в 2007 г. – 70% от всего округа).
Сибирский федеральный округ владел в 2005 г. 11,4% основных фондов, в 2006 г. – 10,7%, в 2007 г. 10,6%. Основные фонды в этом округе распределены равномерно, однако самая маленькая их доля приходится на республику Тыва и республику Алтай (в 2007 г. около 0,44% и 0,5% соответственно).
И Дальневосточный федеральный округ владел в 2005 г. 5,7%, в 2006 г. – 5,3% и в 2007г. – 5,2% основных фондов РФ. В этом федеральном округе наиболее богатыми основными фондами являются республика Саха, Приморский край и Хабаровский край и Амурская область (в 2007 г. в среднем около 19% каждый).
Следовательно, в 2007 г. основные фонды были распределены по субъектам РФ следующим образом:
Первое место по количеству основных фондов занимает Центральный федеральный округ (27,8%), далее идут Уральский (19,4%) и Приволжский (17,8%) федеральные округа, далее Сибирский (10,6%), Северо-западный (10,5%) и Южный (8,7%) федеральные округа и наименьшее количество основных фондов РФ у Дальневосточного федерального округа (5,2%).
Тенденция к росту основных фондов наблюдается лишь у Центрального федерального округа (за 3 года на 42%). Количество основных фондов у других федеральных округов либо остается стабильным, либо уменьшается (Южный и Приволжский ф.о.).
На долю Москвы приходится 46% основных фондов от Центрального федерального округа и 12,9% от основных фондов всей Российской Федерации.
Далее исследуем структуру основных фондов РФ по видам экономической деятельности и ее изменение за период 2005- 2008 гг.
Наибольшая доля основных фондов приходится на транспорт и связь (в 2005 г. –28,6%, в 2006 г. – 32,6%, в 2007 г. – 33,%, в 2008 г. – 32,2%).
Вторая по величине
часть основных фондов находится
в операциях с недвижимым имуществом,
арендой и предоставлением
Доля основных фондов в обрабатывающих производствах с 2005г. по 2008г. составляла соответственно: 8,9%, 8,4%, 8,4% и 8,9%.
На добычу полезных ископаемых за этот период основных фондов приходилось:
7,1%, 7,7%, 8,3% и 8,6%.
На производство
и распределение электроэнергии
На государственное управление, обеспечение военной безопасности и обязательное социальное обеспечение приходилось в 2005 г. – 3%, в 2006 г. 2,8%, в 2007 г. – 3,2%, в 2008 г. – 3,4% основных фондов.
На сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство основных приходилось в 2005 г. – 4,2%, в 2006 г. - 3,6%, в 2007 г. – 3,4%, в 2008 г. – 3,3%.
На предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг приходилось в 2005 г. и в 2006г. по 2,5%,а в 2007г. и в 2008 г. по 2,6%.
На здравоохранение и предоставление социальных услуг в 2005 г. – 2,7%, в 2006 г. - 2,5%, в 2007 г. – 2,4%, и в 2008 г. также 2,4%.
На оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования приходилось в 2005 г. – 1,7%, в 2006 г. 1,6%, в 2007 г. 2%, в 2008 г. 2,4%.
На строительство приходится в 2005 г. 2%, в 2006 г. – 1,5%, в 2007 г. – 1,4%, в 2008 г. 1,5%.
В финансовой деятельности находится в 2005 г. – 1%, в 2006 г. – 1,2%, в 2007 г. – 1,2%, в 2008 г. – 1,4% основных фондов.
На гостиницы и рестораны приходится в 2005 г. и в 2006 г. - 0,7%, в 2007 г. и в 2008 г. – 0,6%.
И наименьшее количество основных фондов находится в рыболовстве и рыболовстве: в 2005 г. - 0,1%, в 2006 г. – 0,2%, а в 2007 и в 2008 гг. по 0,1%.
По итогам исследования, количество основных фондов за этот период уменьшилось в таких видах экономической деятельности как – сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг.
Существует тенденция к увеличению основных фондов в: добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовая деятельность и государственное управление и обеспечение военной безопасностью и обязательное социальное обеспечение.
Количество основных фондов в других видах экономической деятельности остается стабильным.
Если говорить
о вводе в действие основных фондов
по видам экономической
Также наибольшее количество основных фондов введено в обрабатывающие производства (в 2005 г. – 17,2%, в 2006 г. - 14,8%, в 2007 г. – 16,2%), в добычу полезных ископаемых (в 2005 г. – 14,7%, в 2006 г. 11,7%, в 2007 г. – 13,3%), в операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (в 2005 г. 13,9%, в 2006 г. – 11,6%, в 2007 г. – 13%).
Возросло введение основных фондов в государственное управление и обеспечение военной безопасности и обязательное социальное обеспечение и в финансовую деятельность.
Также рассмотрим расчет основных фондов на фирмах, на примере одной из них.
По двум промышленным предприятиям, входящим в одну фирму, имеются следующие данные:
№ предприятия |
Объем промышленной продукции, тыс. руб. |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. | ||
базисный год |
отчетный год |
базисный год |
отчетный год | |
1. 2. |
42300 58200 |
46500 67400 |
83900 210300 |
94100 239500 |
Итого: |
100500 |
113900 |
294200 |
333600 |
1. Уровни фондоотдачи в базисном году(V0 = Q0/Ф0), руб. на рубль основных фондов:
где V0 – уровень фондоотдачи в базисном году,
Q0 – объем промышленной продукции в базисном году,
Ф0 - среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
По первому предприятию: V0 = = 0,5
По второму предприятию: V0 = / = 0,28;
по фирме в целом V0 = = 0,34
Уровни фондоотдачи в отчетном году (V1 = Q1/Ф1), руб. на рубль основных фондов:
По первому предприятию: = 0,49;
По второму предприятию: = 0,28;
по фирме в целом: V1 = = 0,34.
2. Динамику фондоотдачи
по фирме в целом
индекс фондоотдачи переменного состава:
Iv1 = V1/V0 = = 1 или 100% - следовательно, фондоотдача по фирме в отчетном году по сравнению с базисным не изменилась.
Индекс фондоотдачи постоянного состава:
Iv = = 1 или 100%
Следовательно, под влиянием изменения уровня фондоотдачи на каждом предприятии в отдельности фондоотдача по фирме в целом не изменилась.
Индекс средней
фондоотдачи структурных
IVф.(V) = ((0,5*94100+0,28*239500)/(
В результате структурных изменений средняя фондоотдача в отчетном периоде не изменилась.
Важнейшей задачей российской статистики национального богатства и основных фондов является переход к составлению баланса активов и пассивов.
Баланс активов и пассивов, как известно, представляет собой таблицу или систему таблиц, в обобщенной форме характеризующих экономическое положение страны и имеющихся в ее распоряжении ресурсов. Он отражает:
Наряду с
другими обобщающими
В настоящее время в российской статистике баланс активов и пассивов, в котором все экономические активы должны учитываться по методологии СНС, не составляется. Осуществляется стоимостный учет отдельных видов нефинансовых экономических активов: основных фондов, материальных оборотных средств, потребительских товаров длительного пользования, находящихся в собственности домашних хозяйств, данные о которых приводятся в качестве стоимости элементов национального богатства.
Поскольку
из экономических активов в
Проблемы перехода от существующего учета основных фондов к их учету по методологии СНС связаны с различиями в:
Отличия в составе основных фондов состоят преимущественно в отношении к незавершенным объектам - в СНС за критерий включения объектов в состав основных фондов принимается не возможность их эксплуатации, как в существующем российском учете, а переход в собственность владельца, который предполагает использовать их в процессе производства в качестве основных фондов, то есть неоднократно или постоянно, причем готовность к участию в этом процессе не имеет значения. Это касается незавершенного строительства зданий и сооружений, скота-молодняка, многолетних насаждений, не достигших плодоносящего возраста, незавершенного производства оборудования при длительном цикле производства (судов, самолетов), неустановленного оборудования.