Статистика Национального богатства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 03:30, курсовая работа

Описание работы

постройки, многолетние насаждения, скот и др.).
В своей работе я бы хотел рассмотреть отечественную методику оценки национального богатства России и возможные перспективы перехода статистики национального богатства к составлению баланса пассивов и активов.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. 4
Национальное богатство и его элементы. 4
Методика оценки основные фондов. 14
Глава 2. 18
Анализ структуры и динамика национального богатства. 18
Основные фонды. 24
Глава 3. 38
Проблемы перехода российской статистики национального богатства и основных фондов к составлению баланса активов и пассивов. 38
Заключение 50
Список использованной литературы 51

Файлы: 1 файл

Статистика. Курсовая. Стат. оценка национального богатства РФ1.doc

— 495.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Проанализируем  основные фонды по формам собственности:

Основные фонды по формам собственности 
(на начало года; по полной учетной стоимости), млн. руб.

 

Годы

Все основные фонды

В том числе  по формам собственности

Государственная

Негосударственная

2004

2005

2006

2007

2008

30329106

32541444

38366273

43822840

47489498

 

9098732

7484532

8824243

10517482

10922585

21230374

25056912

29542030

33305358

36566913


 

Рассчитаем  показатели структуры основных фондов за каждый год.

В 2004 году основные фонды в государственной собственности составляли 30% от всей стоимости основных фондов РФ, а в негосударственной соответственно 70%. В 2005 г. доля государственных основных фондов существенно уменьшилась и составила 23%, а негосударственных – 77%. В 2006 г. государственные также составляли 23%, а негосударственные 70%. В 2007 г. доля государственных основных фондов равнялась 24%, негосударственных – 76%. И в 2008 основные фонды в государственной собственности составили 23%, а в негосударственной собственности 77%.

Как можно заметить, процентное соотношение государственных  и негосударственных основных фондов существенно за 5 лет не менялось и составляло в среднем 25% и 75% соответственно.

В 2005 году произошло довольно сильное снижение стоимости государственных основных фондов практически на 18%, что составляет в стоимостном выражении около 1,6 трлн. руб. В 2006 году их стоимость увеличилась на 18%, в 2007 на 19%, а в 2008 всего на 4%. Всего за 5 лет стоимость основных фондов в государственной собственности возросла на 20%, т.е. на 1,8 трлн. руб.

Негосударственные основные фонды ежегодно увеличивались: в 2005 г. на 18%, в 2006 г. на 17,8%, в 2007 г. на 13%, в 2008 г. на 9,8%. В целом за 5 лет их стоимость увеличилась на 72%, в стоимостном выражении на 15 трлн. руб.

 

Проанализируем  распределение основных фондов по субъектам  РФ с 2005 по 2007 гг.

На долю Центрального федерального округа приходилось в 2005 г. 26,6% стоимости всех основных фондов РФ, в 2006 г. – 27,6%, в 2007 г. – 27,8%.

В этом федеральном округе большая часть основных фондов распределена в г. Москва и Московской области (в 2007 г. 46% и 16% от основных фондов Центрального федерального округа соответственно).

На долю Северо-Западного  федерального округа приходилось в 2005 г. 10,5%, в 2006 г. – 9,96%, в 2007 г. – 10,5%.

В этом федеральном  округе наибольшая часть основных фондов приходится на г. Санкт-Петербург (в 2005 г. – 28%, в 2006 г. – 26,9%, в 2007 г. – 28,5% от основных фондов Центрального федерального округа).

На долю Южного федерального округа в 2005 г., 2006 г., 2007 г. приходилось соответственно 9,3%, 9,2%, 8,7%. В этом субъекте РФ наибольшее количество основных фондов приходится на Ростовскую область и Краснодарский край, а наименьшее на республику Ингушетию и Чеченскую республику.

На долю Приволжского федерального округа приходилось в 2005 г. 18,5%, в 2006 г. – 17,98%, в 2007 г. – 17,8%. По этому федеральному округу количество основных фондов распределено достаточно равномерно.

На долю Уральского федерального округа приходилось в 2005 г. 17,9% основных фондов РФ, в 2006 г. -  19,1%, в 2007 г. – 19,4%. Наибольшее количество основных фондов в Тюменской области (в 2007 г. – 70% от всего округа).

Сибирский федеральный  округ владел в 2005 г. 11,4% основных фондов, в 2006 г. – 10,7%, в 2007 г. 10,6%. Основные фонды в этом округе распределены равномерно, однако самая маленькая их доля приходится на республику Тыва и республику Алтай (в 2007 г. около 0,44% и 0,5% соответственно).

И Дальневосточный  федеральный округ владел в 2005 г. 5,7%, в 2006 г. – 5,3% и в 2007г. – 5,2% основных фондов РФ. В этом федеральном округе наиболее богатыми основными фондами являются республика Саха, Приморский край и Хабаровский край и Амурская область (в 2007 г. в среднем около 19% каждый).

Следовательно, в 2007 г. основные фонды были распределены по субъектам РФ следующим образом:

Первое место  по количеству основных фондов занимает Центральный федеральный округ (27,8%), далее идут Уральский (19,4%) и Приволжский (17,8%) федеральные округа, далее Сибирский (10,6%), Северо-западный (10,5%)  и Южный (8,7%) федеральные округа и наименьшее количество основных фондов РФ у Дальневосточного федерального округа (5,2%).

Тенденция к  росту основных фондов наблюдается  лишь у Центрального федерального округа (за 3 года на 42%). Количество основных фондов у других федеральных округов либо остается стабильным, либо уменьшается (Южный и Приволжский ф.о.).

На долю Москвы приходится 46% основных фондов от Центрального федерального округа и 12,9% от основных фондов всей Российской Федерации.

 

Далее исследуем  структуру основных фондов РФ по видам  экономической деятельности и ее изменение за период 2005- 2008 гг.

 

Наибольшая  доля основных фондов приходится на транспорт  и связь (в 2005 г. –28,6%, в 2006 г. – 32,6%, в 2007 г. – 33,%, в 2008 г.  – 32,2%).

Вторая по величине часть основных фондов находится  в операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (в 2005 г. – 24,9%, в 2006 г. – 23,2%, в 2007 г. – 22,4%, в 2008 г. 22%).

Доля основных фондов в обрабатывающих производствах  с 2005г. по 2008г. составляла соответственно: 8,9%, 8,4%, 8,4% и 8,9%.

На добычу полезных ископаемых за этот период основных фондов приходилось:

7,1%, 7,7%, 8,3% и 8,6%.

На производство и распределение электроэнергии, газа и воды в 2005 г. приходилось 9% основных фондов, в 2006 г. – 8,5%, в 2006 г. – 8% и в 2007 г. – 7,6%.

На государственное  управление, обеспечение военной  безопасности и обязательное социальное обеспечение приходилось в 2005 г. – 3%, в 2006 г. 2,8%, в 2007 г. – 3,2%, в 2008 г. – 3,4% основных фондов.

На сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство основных приходилось в 2005 г. – 4,2%, в 2006 г. -  3,6%, в 2007 г. – 3,4%, в 2008 г. – 3,3%.

На предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг приходилось в 2005 г. и в 2006г. по 2,5%,а в 2007г. и в 2008 г. по 2,6%.

На здравоохранение  и предоставление социальных услуг  в 2005 г. – 2,7%, в 2006   г. -  2,5%, в 2007 г. – 2,4%, и в 2008 г. также 2,4%.

На оптовую  и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования приходилось в 2005 г. – 1,7%, в 2006 г. 1,6%, в 2007 г. 2%, в 2008 г. 2,4%.

На строительство  приходится в 2005 г. 2%, в 2006 г. – 1,5%, в 2007 г. – 1,4%, в 2008 г. 1,5%.

В финансовой деятельности находится в 2005 г. – 1%, в 2006 г. – 1,2%, в 2007 г. – 1,2%, в 2008 г. – 1,4% основных фондов.

На гостиницы  и рестораны приходится в 2005 г. и в 2006 г.  - 0,7%, в 2007 г. и в 2008 г. – 0,6%.

И наименьшее количество основных фондов находится в рыболовстве и рыболовстве: в 2005 г. -  0,1%, в 2006 г. – 0,2%, а в 2007 и в 2008 гг.  по 0,1%.

По итогам исследования, количество основных фондов за этот период уменьшилось в таких видах  экономической деятельности  как  – сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг.

Существует  тенденция к увеличению основных фондов в: добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовая деятельность и государственное управление и обеспечение военной безопасностью и обязательное социальное обеспечение.

Количество  основных фондов в других видах экономической деятельности остается стабильным.

Если говорить о вводе в действие основных фондов по видам экономической деятельности (см. Приложение), то наибольшее их количество введено в транспорт и связь (в 2005 г. – 22,6% к итогу, в 2006 г. и в 2007 г. 22,4%).

Также наибольшее количество основных фондов введено  в обрабатывающие производства (в 2005 г.  – 17,2%, в 2006 г. -  14,8%, в 2007 г. – 16,2%), в добычу полезных ископаемых (в 2005 г. – 14,7%, в 2006 г. 11,7%, в 2007 г. – 13,3%), в операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (в 2005 г. 13,9%, в 2006 г. – 11,6%, в 2007 г. – 13%).

Возросло введение основных фондов  в государственное  управление и обеспечение военной  безопасности и обязательное социальное обеспечение и в финансовую деятельность.

 

Также рассмотрим расчет основных фондов на фирмах, на примере  одной из них.

По двум промышленным предприятиям, входящим в одну фирму, имеются следующие данные:

№ предприятия

Объем промышленной продукции, тыс. руб.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

базисный год

отчетный год

базисный год

отчетный год

1.

2.

42300

58200

46500

67400

83900

210300

94100

239500

Итого:

100500

113900

294200

333600


 

1. Уровни фондоотдачи  в базисном году(V0 = Q00), руб. на рубль основных фондов:

где V0 – уровень фондоотдачи в базисном году,

      Q0 – объем промышленной продукции в базисном году,

      Ф0 - среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

По первому  предприятию: V0 =    = 0,5

По второму предприятию: V0 = / = 0,28;

по фирме  в целом V0 =   = 0,34

Уровни фондоотдачи  в отчетном году (V1 = Q11), руб. на рубль основных фондов:

По первому предприятию:  = 0,49;

По второму предприятию: = 0,28;

по фирме  в целом: V1 = = 0,34.

2. Динамику фондоотдачи  по фирме в целом характеризуем  с помощью индексов:

 индекс фондоотдачи  переменного состава:

Iv1 = V1/V0 = = 1 или 100% - следовательно, фондоотдача по фирме в отчетном году по сравнению с базисным не изменилась.

Индекс фондоотдачи  постоянного состава:

Iv = = 1 или 100%

Следовательно, под влиянием изменения уровня фондоотдачи  на каждом предприятии в отдельности  фондоотдача по фирме в целом  не изменилась.

Индекс средней  фондоотдачи структурных сдвигов:

IVф.(V) = ((0,5*94100+0,28*239500)/(94100+239500))/((0,5*83900+0,28*210300)/ (83900+210300)) = 0,34/0,34= 1 или 100%.

В результате структурных  изменений средняя фондоотдача  в отчетном периоде не изменилась.

 

Глава 3.

Проблемы перехода российской статистики национального богатства и основных фондов к составлению баланса  активов и пассивов.

 

Важнейшей задачей российской статистики национального богатства и основных фондов является переход к составлению баланса активов и пассивов.

Баланс  активов и пассивов, как известно, представляет собой таблицу или систему таблиц, в обобщенной форме характеризующих экономическое положение страны и имеющихся в ее распоряжении ресурсов. Он отражает:

  • результаты всей предшествующей экономической деятельности по созданию, выявлению, сохранению ресурсов, образованию и выполнению ее финансовых обязательств;
  • изменение стоимости ресурсов и обязательств в течение отчетного периода (как правило, года) в целом и но причинам изменений;
  • наличие ресурсов для последующей экономической 
    деятельности.

Наряду с  другими обобщающими показателями системы национальных счетов, данные баланса могут быть использованы для комплексного анализа процессов накопления и использования экономического потенциала страны и их влияния на ее социально-экономическое развитие.

В настоящее  время в российской статистике баланс активов и пассивов, в котором все экономические активы должны учитываться по методологии СНС, не составляется. Осуществляется стоимостный учет отдельных видов нефинансовых экономических активов: основных фондов, материальных оборотных средств, потребительских товаров длительного пользования, находящихся в собственности домашних хозяйств, данные о которых приводятся в качестве стоимости элементов национального богатства.

Поскольку из экономических активов в статистике наиболее подробно осуществляется статистическое наблюдение по основным фондам, проблемы перехода статистики национального богатства к методологии составления баланса активов и пассивов рассмотрены преимущественно на примере основных фондов.

Проблемы  перехода от существующего учета  основных фондов к их учету по методологии СНС связаны с различиями в:

  • составе основных фондов;
  • принципах оценки наличия основных фондов;
  • принципах отражения изменения стоимости основных фондов в течение года.

Отличия в составе основных фондов состоят  преимущественно в отношении к незавершенным объектам - в СНС за критерий включения объектов в состав основных фондов принимается не возможность их эксплуатации, как в существующем российском учете, а переход в собственность владельца, который предполагает использовать их в процессе производства в качестве основных фондов, то есть неоднократно или постоянно, причем готовность к участию в этом процессе не имеет значения. Это касается незавершенного строительства зданий и сооружений, скота-молодняка, многолетних насаждений, не достигших плодоносящего возраста, незавершенного производства оборудования при длительном цикле производства (судов, самолетов), неустановленного оборудования.

Информация о работе Статистика Национального богатства