Статистика показателей цен на стройматериалы на примере строительной фирмы «ЗАЕРС»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является детальное ознакомление с материалами по теме «Статистика цен и тарифов», овладение теоретическими основами, усовершенствование своих знание в этой области, и непосредственной применение этих знаний на практике. В основе расчетов лежат оригинальные данные, что позволит непосредственно, на примере, ознакомится с предметом статистики цен и тарифов.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................2
Глава I. Статистика показателей цен и их анализ……………………..5
1.1.Понятие статистики цен.....................................................................5
1.2. Система показателей статистики цен........................................... ...8
1.3. Принципы и методы регистрации цен.......................................... .10
1.4. Методы расчета и анализа индексов цен...................................... .15
Глава II. Статистика показателей цен на стройматериалы на примере строительной фирмы «ЗАЕРС».............................................................. 20
Заключение.............................................................................................. .28
Список использованной литературы................

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

- формирование  потребительской корзинки, т.е. набора  товаров-представителей;

- введение  системы поправок на изменение  качества товаров;

- полный охват всех  форм и видов торговли (субрынков). Ряд проблем, связанных с регистрацией  цен остался спорным и продолжает  обсуждаться.

Формирование выборочной совокупности осуществляется по схеме.

1. Выборка во времени. Оптимальной  считается ежемесячная регистрация  цен. При необходимости на минимум  товаров может быть организовано  еженедельное или ежедневное  наблюдение за ценами. Так, например, в 1992 г. Госкомстат РФ организовал  еженедельную регистрацию цен на 22 непродовольственных товара в 132 городах России.

2. Отбор товаров-представителей. ( Товар-представитель - конкретная марка, артикул или малая товарная группа, основа которой - общность потребительского назначения.). Осуществляется выбор репрезентирующих всю совокупность товаров, характеризующих общие закономерности, тенденции, уровни цен.

        Отбор товаров-представителей из генеральной совокупности, сгруппированной по характеру использования товаров, может осуществляться по критериям: доля данного товара в объеме реализации товарной группы, возможность регулярного получения данных, вариация индивидуальных индексов в группе, степень корреляции в динамике цен товаров группы. Как правило, предпочтение отдается первым двум критериям как менее дорогостоящим.

           В нашей стране с 1989 г. статистическими органами велось наблюдение за ценами на 700 товаров-представителей (650 непродовольственных), а с 1 квартала 1990 г. - уже на 1030. В 1992 г. по договоренности между Госкомстатом РФ и Департаментом статистики Международного валютного фонда (МВФ) это число сократилось до 407 товаров. Для сравнения: потребительская корзина для расчета ИПЦ в США состоит из 300 продуктов и услуг- представителей, во Франции - 250, Англии - 350, Германии - 475.

3. Выбор конкретной разновидности  товара-представителя и вида регистрируемой  цены. Для регистрации цены товара-представителя  применяется подробная спецификация  товара - перечень его обобщенных  потребительских признаков. Определение  спецификаций требует экспертных знаний. При этом необходимы постоянство указанных параметров товара, возможность следить за их изменением, значительная доля товара в объеме товарооборота, достигнутая и прогнозируемая устойчивость продаж.

Принципиальное отличие набора товаров-представителей, разработанного в соавторстве с экспертами МВФ, от действовавшего в 1989-1992 гг. - отсутствие единых и твердых спецификаций. В современных условиях конкретные параметры спецификации самостоятельно определяются регистратором и содержат характеристики - название торговой фирмы, размер, качественные признаки и др. Предполагается в дальнейшем регулярно повышать профессиональную квалификацию регистраторов, внедрять методы вероятностной выборки, проводить отбор спецификаций по принципу: каждый товар (в том числе с небольшим объемом продаж) имеет право быть представленным в выборке.

Возможны четыре варианта регистрируемой цены товара-представителя:

- модальная,

- простая средняя арифметическая,

- взвешенная,

- случайно отобранная.

По действующей ныне методике регистрируется модальная цена, т. е. цена товара с наибольшим объемом реализации в товарной группе. Если таких товаров несколько, исчисляется простая средняя арифметическая цена этих товаров. Для оценки уровня цен товара такой подход является упрощенным - не учитывается распределение товаров по размерам и ростам (так как берется наиболее распространенный товар), а также распределение продажи по ценам различных видов товаров.

4. Выборка по территории (отбор населенных пунктов, предприятий  торговли). Возможны следующие варианты:

- выборка, в которой пропорционально  представлены крупные, малые города  и села (географические, административные  регионы);

- широко применяемая в  международной практике выборка  пропорционально размерам (ВПР) - в  выборку включаются все города с численностью населения больше заданной, а оставшиеся отбираются с вероятностью, пропорциональной их размерам;

- выборка  с учетом дисперсии, способствующая  уменьшению разброса (дисперсия  цены или дохода в регионе  не должна превышать общей  величины дисперсии);

- выборка на основе  интервальной группировки населенных  пунктов (единица с меньшим объемом  признака, например, численности населения имеет равную вероятность выбора со всеми единицами группы);

- гнездовая выборка (с  помощью кластерного анализа  выделение территорий, однородных  по совокупности цен на основные  товары).

В условиях рынка каждое предприятие само обеспечивает себя необходимой для маркетинга статистической информацией: наряду с собственной отчетностью подразделения или специализированные маркетинговые фирмы формируют панели потребителей, занимаются опросом и анкетированием покупателей, изучают поведение конкурентов и региональные возможности сбыта. Но частным фирмам нужна и ценовая информация на рынке в целом.

Организовать получение такой информации может только государственная статистика, которая выступает продавцом информации, имеющим научную школу, опыт, обоснованную с помощью дорогостоящих обследований и научных разработок методологию. Необходимы постоянное наблюдение за ценами (мониторинг), использование экспертных оценок, методов малой выборки в наиболее представительных точках, изучение взаимосвязи цен и спроса (на базе представительной панели).

Кроме того, система наблюдения за ценами включает выборочное обследование контрактов-договоров, использование материалов финансовых и других проверок, данных налоговых органов. Ценной становится любая информация: маркетинговая, торговых корреспондентов, публикации крупных компаний, экономических институтов и т. д. Особую важность приобретает разработка перспективных способов наблюдений; покупатель также может быть информатором, у него можно получить дополнительные сведения на выборочной основе, близкие к реальным (например, о цене покупки, соответствии цены товара его потребительским свойствам). Сочетание опроса покупателей с экспертными оценками позволит избежать влияния субъективности покупательских мнений на анализ.

 

 

 

 

 

 

1.4. Методы расчета и  анализа индексов цен

Ведущая роль в статистическом изучении динамики цен принадлежит индексному методу. Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен:

(1)

где pi0 , pi1 - цены на товар в базисном и текущем периоде.

Индекс средних цен применяется при изучении изменения цен товарных групп, цен одного товара по различным территориям и субрынкам:

(2)

где pi1, qi1 - цена и количество проданного i - го вида товара (товара на i - й территории или i - м субрынке) в отчетном году, i=l,…, n;

pi1, qi1 - цена и количество проданного i - го вида товара (товара на i - й территории или i - м субрынке) в базисном году, i=l,…, n.

Товары должны быть достаточно однородными, чтобы их количество поддавалось суммированию.

Основной формой индекса цен для совокупности разнородных товаров является агрегатный индекс. Цены различных товаров (например, кондитерских изделий и компьютеров) складывать бессмысленно. Несуммируемость элементов совокупности преодолевается путем взвешивания каждой цены по количеству проданных товаров. Сумма произведений цен товаров на их количество составляет товарооборот совокупности товаров. Чтобы выявить непосредственно изменение цен, необходимо зафиксировать показатели количества на одном из уровней:

- базисного периода времени (формула Ласпейреса);

(3)

– текущего периода времени (формула Пааше)

. (4)

Четкость интерпретации, экономический смысл и удобство практического расчета формулы Ласпейреса сделали ее самой популярной в мире для расчета индекса потребительских цен, который показывает, во сколько раз изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления оставался прежним. Такой расчет корректен при отсутствии значительных количественных и качественных изменений в структуре потребления (во времени и по территории, если индекс рассчитывается для нескольких регионов).

Изучение динамики розничных цен (например, для получения дефлятора, позволяющего рассчитать стоимостные показатели отчетного периода в сопоставимых ценах) должно быть максимально приближено к совокупности товаров, произведенных в отчетном периоде. Результат расчета по формуле Пааше показывает, во сколько раз сумма фактических затрат населения на покупку товаров больше (меньше) суммы денег, которую население должно было бы заплатить за эти же товары, если бы цены оставались на уровне базисного периода.

Статистическим анализом доказано, что в долговременном аспекте формула Пааше занижает реальное изменение цен вследствие общественной отрицательной корреляции (относительный вес товара падает, если цена его возрастает).

Доказано, что наилучший линейный индекс лежит между индексами, вычисленными по формулам Ласпейреса и Пааше. Зарубежные статистики пытались найти компромиссную формулу.

Формула Эджворта - Маршалла:

(5)

Формула (5) улавливает сдвиги в структуре покупок, но привязана к условной структуре товарооборота, не характерной ни для одного реального периода, не имеет прямого экономического смысла. Ее расчет встречает препятствия в сборе материалов.

Наиболее удачным компромиссом многие экономисты считают «идеальный» индекс Фишера:

(6)

который оценивает не только набор товаров базисного периода по ценам текущего, но и набор товаров текущего периода по ценам базисного. Применяется в случае трудностей с выбором весов или значительного изменения структуры весов.

Разновидностью розничных цен являются цены на продукты массового (общественного) питания. Они образуются на базе розничных или оптовых цен на продукты, покупаемые предприятиями массового питания с добавлением наценки, возмещающей издержки на переработку продуктов и дающей прибыль. Непосредственная регистрация цен продукции массового питания практически невозможна из-за большого разнообразия ее состава и отсутствия стабильной единицы измерения. Поэтому для расчета индекса цен на продукцию массового питания исчисляют индекс цен на израсходованные продукты и товары, проданные на предприятиях массового питания, и индекс ценовых факторов наценки (Inp). Последний, в свою очередь, состоит из двух индексов: индекса норм наценок (т. е. процента наценки к цене продукта) и индекса изменения самих цен:

(7)

где n1, p1, q1 - норма наценки, цена и количество товаров в отчетном году, n0, p0, q0 - норма наценки, цена и количество товаров в базисном году; k - число i-x разновидностей товаров;

Так как расход продуктов в производстве продукции массового питания учитывается в стоимостных единицах, то для расчета используется формула среднего гармонического индекса:

(8)

где inp = in ip = n1p1 / n0p0

Формула индекса цен массового питания имеет вид:

(9)

Индексы при систематическом расчете из года в год образуют индексные ряды. Различают базисные ряды (цены каждого года сравниваются с ценами года, принятого за базу) и цепные (характеризующие изменение цен по сравнению с предыдущим годом). Веса индексов ряда могут быть постоянными (на уровне одного года), и тогда произведение цепных индексов даст базисный индекс.

Применение системы переменных весов (по количеству товаров отчетного года) в индексном ряду цен порождает ошибку при переходе от цепных индексов к базисным и обратно, так как позитивна корреляция между текущим изменением цен и прошлым изменением количества проданных товаров. Эта ошибка мала, если корреляционная связь между изменением цен и количества проданного товара незначительна. На практике система цепных индексов (достоинство - сокращает период сравнения, ограничивает круг несопоставимых товаров) используется для коротких периодов, затем осуществляется поправка по формуле базисного периода, так как за длительный период ошибка накапливается.

Численные значения индексов, рассчитанных по различным формулам на основе одних и тех же данных, отличаются и порой значительно, особенно в годы резких изменений уровня цен и связанного с этим изменения структуры спроса. Отдать предпочтение одной формуле трудно: разные цели диктуют применение индексных форм, имеющих разный экономический смысл. Отказ от концепции единственного индекса цен в пользу концепции системы индексов позволит дать обобщающую характеристику и оценку основных причин изменения розничных цен. Но поскольку все же индексный метод не универсален, а отражает лишь тенденцию движения цен, то нельзя требовать большей определенности от рассчитанных индексов. Кроме того, на чистоту результатов огромное влияние оказывает достоверность исходных материалов, особенно ошибка выборки, степень представительности товаров, включенных в расчет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Статистика показателей цен на стройматериалы на примере строительной фирмы “ЗАЕРС».

 

Все предприятия в Российской Федерации ведут учет своей производственно-хозяйственной деятельности. Для осуществления расчетов было принято решение обратиться к сведениям строительной фирмы «ЗАЕРС» о ценах на приобретенные у них строительные материалы, отраженные в таблице 2.

Таблица 2. Товарооборот фирмы “ЗАЕРС».

Наименование изделия

Цена за единицу в ноябре 2010 г. (отчетный), руб.

Кол-во проданных материалов, шт.

Цена за единицу в январе 2011 г., руб.

Кол-во проданных материалов, шт

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение

Кирпич строительный одинарный М-100

4,7

268800

4,5

256000

128000

0,5

Кирпич строительный полуторный

5,9

164000

5,67

144000

20000

0,14

Кирпич лицевой одинарный М-150

6,4

163680

6

126750

36930

0,29

Плиты перекрытия серия 1.141 В 63

ПК 72-15-8АтVт-1

8290

48

8240

50

-2

-0,04

Лестничные марши серия 1.151-1

ЛМ 27-11-4

4200

26

3900

23

3

0,13

Фундаментные блоки стен подвалов

ГОСТ 13579-78

ФБС 24-3-6

1230

32

1100

29

3

0,1

Фундаментные блоки ленточные

ГОСТ 13580-85

ФЛ6-12

980

41

900

36

5

0,14

Перемычки железобетонные

ГОСТ 948-84

134

34

145

29

5

0,17

Сваи с каркасным армированием по серии

1.011.1-10.1

418

55

390

60

5

0,08

Кольца колодцев

серия 39001-14

КС 10-9

1620

25

1630

27

-2

-0,07

Информация о работе Статистика показателей цен на стройматериалы на примере строительной фирмы «ЗАЕРС»