Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 21:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является детальное ознакомление с материалами по теме «Статистика цен и тарифов», овладение теоретическими основами, усовершенствование своих знание в этой области, и непосредственной применение этих знаний на практике. В основе расчетов лежат оригинальные данные, что позволит непосредственно, на примере, ознакомится с предметом статистики цен и тарифов.
Введение.....................................................................................................2
Глава I. Статистика показателей цен и их анализ……………………..5
1.1.Понятие статистики цен.....................................................................5
1.2. Система показателей статистики цен........................................... ...8
1.3. Принципы и методы регистрации цен.......................................... .10
1.4. Методы расчета и анализа индексов цен...................................... .15
Глава II. Статистика показателей цен на стройматериалы на примере строительной фирмы «ЗАЕРС».............................................................. 20
Заключение.............................................................................................. .28
Список использованной литературы................
В графе 1 по сводным строкам указываются наименования приобретаемых материалов.
В графе 2 указывается цена на товар в отчетный период (ноябрь 2010 года).
В графе 3 указывается количество проданных материалов в отчетном периоде.
В графе 4 - цена в январе 2011 года.
В графе 5 указывается количество проданных материалов в базисном периоде.
Стоимость материалов указывается в рублях.
Имея вышеприведенные данные, я могу провести индексный анализ и рассмотреть деятельность предприятия в динамике.
Необходимо создать вспомогательную таблицу, которая в последствие поможет нам провести все предстоящие расчеты.
Таблица 3. Расчёт индивидуальных индексов цен и промежуточные расчёты для определения агрегатных индексов цен.
Наименование изделия |
Стоимость товаров базисного периода, руб. |
Стоимость товаров отчётного периода, руб. | ||
В базисных ценах p0q0 |
В отчётных ценах p1q0 |
В базисных ценах p0q1 |
В отчётных ценах p1q1 | |
Кирпич строительный одинарный М-100 |
1152000 |
1203200 |
1209600 |
1263360 |
Кирпич строительный полуторный |
816480 |
849600 |
929880 |
967600 |
Кирпич лицевой одинарный М-150 |
760500 |
811200 |
982080 |
1047552 |
Плиты перекрытия серия 1.141 В 63 ПК 72-15-8АтVт-1 |
412000 |
414500 |
395520 |
397920 |
Лестничные марши серия 1.151-1 ЛМ 27-11-4 |
89700 |
96600 |
101400 |
109200 |
Фундаментные блоки стен подвалов ГОСТ 13579-78 ФБС 24-3-6 |
31900 |
35670 |
35200 |
39360 |
Фундаментные блоки ленточные ГОСТ 13580-85 ФЛ6-12 |
32400 |
35280 |
36900 |
40180 |
Перемычки железобетонные ГОСТ 948-84 |
4205 |
3886 |
4930 |
4556 |
Сваи с каркасным армированием по серии 1.011.1-10.1 |
23400 |
25080 |
21450 |
22990 |
Кольца колодцев серия 39001-14 КС 10-9 |
44010 |
43740 |
40750 |
40500 |
ИТОГО: |
3366595 |
3518756 |
3757710 |
3933218 |
В статистическом анализе существует много индексов. Рассмотрим некоторые из них, например индивидуальный индекс физического объёма продукции, который рассчитывается по следующей формуле:
iq =
Применяя ее, мы видим, что цена на фундаментные блоки стен подвалов в отчетном месяце по сравнению с базисным месяцем выросла на 11% , и данное наименование товара подорожало больше других. Меньше всего подорожали кольца колодцев - 1% . Упала же цена на перемычки железобетонные(-8%). В основном колебание цены составило от 4% до 7%
Аналогичная формула применяется и для сопоставления кол-ва приобретенного материала (вместо цены поставим кол-во). Воспользовавшись ей легко определить, что в текущем периоде по сравнению с базисным количество проданного кирпича лицевого одинарного увеличилось на 29%, а в свою очередь количество проданных свай с каркасным армированием уменьшилось на 9%.
Общий индекс товарооборота исчисляется по формуле:
Ipq =
Мы можем сделать вывод, что товарооборот в ноябре повысился на 16% по сравнению с январем.
Общий индекс физического объема товарооборота (количество проданных товаров) исчисляется по формуле:
Ip =
Подставив данные, получаем 1,11.
Это означает, что количество проданного товара в ноябре было больше на 11%, чем в январе.
Теперь воспользуемся формулой Пааше и найдем общий индекс цен .
Подставив данные из таблицы:
Ip =
Мы получаем 1,04 (4%) т.е. цены на все представленные товары в среднем выросли на 4 % по сравнению с базисным периодом.
Также в индексном анализе используется индекс Ласпейреса, показывающий насколько изменилась выручка (затраты) при изменении объема продаж (покупки) при неизменной цене.
Ip =
Применив эту формулу, получим следующее: цены увеличились на 4%.
У индекса Пааше и Ласпейреса есть свои недостатки и для их разрешения был придуман индекс Фишера, учитывающий оба эти показателя. Но все же отношение к индексу Фишера неоднозначно, некоторые ученые придерживаются такого мнения, что данный индекс не имеет экономического смысла.
Ip =
Подставив данные, получим, что индекс Фишера равен 4%.
Абсолютное изменение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным одновременно за счет изменения физического объема продаж и изменения цен характеризует разница между числителем и знаменателем индекса, рассчитываемое по формуле:
3933218 – 3366595 = 566623 рублей.
Измерить изолированное влияние каждого из этих факторов можно через разность числителя и знаменателя соответствующих аналитических индексов.
Разность числителя и знаменателя индекса физического объема (по формуле Ласпейреса)
3757710 – 3366595 = 391115 рублей.
показывает изменение товарооборота за счет роста (сокращения) физического объема продаж.
Разность числителя и знаменателя индекса физического объема (по формуле Пааше)
3933218 – 3757710 = 175508 рублей.
показывает изменение товарооборота в результате роста (снижения) цен.
Абсолютное изменение за счет отдельных факторов в сумме дают общее абсолютное изменение результативного признака:
391115 + 175508 = 566623 рублей.
Следовательно, увеличение товарооборота на 566623 руб. произошло за счет сокращения количества проданных товаров на 391115 руб. и за счет роста цен на 175508 руб.
Для оценки изменения средних уровней качественных показателей используются следующие разновидности индексов:
Индекс переменного состава:
Iперp =
Подставляя соответствующие данные , мы получаем Iперp=1,03. Индекс переменного состава характеризует увеличение затрат на 3% из-за изменения объем закупок и уровня цен.
Индекс структурных сдвигов:
Iccp =
Пользуясь данной формулой и данными из таблицы получаем, что индекс структурных сдвигов равен 0,99. Iccp показывает, что средний уровень затрат уменьшился бы на 1.5 %, за счет изменения структуры при неизменном значении уровня приобретаемых материалов.
Индекс фиксированного состава
Iфсp =
Из данных таблицы получаем, что индекс постоянного состава равен 1,04. Iфсp показывает как изменился бы уровень затрат при изменении индивидуальных уровней при неизменной структуре. Зная формулу
Iперp = Iфср × Iccp, можем проверить наши расчеты: действительно 1.03=1.04 × 0.99, следовательно, все расчеты проведены правильно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Поставленные цели и задачи можно считать достигнутыми. В курсовой работе был освещен теоретический материал, отражены все аспекты статистики цен и тарифов. Все полученные знания и методика использования индексного метода были успешно применены на практике, что позволило на примере оригинальных данных понять всю важность и значимость данной тематики в современной экономике.
Непосредственно из курсовой работе можно определить главные аспекты данной темы, а именно то что: статистика цен образует самостоятельный блок в статистике рынка. Ее показатели помогают исследовать действие рыночного механизма и вместе с тем органично входят в систему показателей уровня жизни, финансовой деятельности, служат в качестве дефляторов любых стоимостных показателей. Анализ цен - важное условие статистического обеспечения ценообразования в маркетинге.
Основная задача статистики цен - отразить и проанализировать состояние и поведение цен, т. е. их уровень, колеблемость и динамику. Этой цели соответствует и система показателей статистики цен.
Современная методология регистрации цен соответствует международной статистической практике и базируется на использовании выборочного метода. Регистрируются цены товаров-представителей, входящих в стандартизованный набор - потребительскую корзину. Цены регистрируются в отобранных поселениях, а в их пределах - по выборочной сети предприятий.
Раскрывается методология изучения уровня и структуры цен. Наряду с расчетом средних цен вводится показатель отношения цены к среднему доходу потребителя как наиболее обобщающий и объективный показатель уровня цен, позволяющий к тому же дифференцировать понятие «уровень цен» по социальным группам населения.
Центральным моментом в анализе цен, а также в данной курсовой работе, остается использование индексного метода. Проводится изучение различных концепций индексов цен, раскрывается современная методология построения индексов цен, соответствующая международной практике, объясняются индексы Пааше и Ласпейреса, отражаются потенциальные возможности других индексных систем.
Список использованной литературы
1. Статистика рынка товаров и услуг. Учебник. - 2-е изд. перераб. и допол. И.К.Беляевский. - М.Финансы и статистика. 2003. - 456 с.
2. Г.Л. Громыко. Статистика. М., Изд-во Моск. Ун-та,1981,408 с.
3. Сборник задач по общей теории статистики. Учебное пособие. Изд. 2-е. Под ред. к.э.н., доцента Серга Л.К. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2001. - 360 с.