Статистика политической и общественной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть статистику общественной и политической жизни.
Задачи исследования:
- Рассмотреть показатели статистики политической и общественной жизни
- Выявить проблемы статистического анализа феномена общественного мнения
- Методика анкетирования и интервьюирования
- Решение задач по статистике политической и общественной жизни

Файлы: 1 файл

политическая%20и%20общественная%20жизнь[1].doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Пол тоже играет определенную роль в поведении избирателей, особенно при голосовании не за партии, а за лидеров или за кандидата в одномандатных округах. Во-первых, женщин просто больше среди голосующих — их больше и в электорате, выше у них и активность. Во-вторых, женская половина избирателей более склонна доверяться чувствам и голосовать не столько за партийную программу, сколько за имидж лидера.

Вторая группа охватывает показатели государственного управления и местного самоуправления, т. е. структуру и деятельность органов управления: число министерств и ведомств, число и перечень комиссий и т.д. Поименное голосование позволяет проводить многомерную классификацию депутатов законодательных органов по занимаемым позициям (например, сторонники социальной защиты всех категорий работающих по контрактам, только тех, у кого контракт досрочно расторгнут, и т. д.). В книге “Факторный, дискриминантный и кластерный анализ”1 описано использование дискриминантного анализа для определения позиции сенаторов США по ряду вопросов и “расстояния”, отделяющего одного сенатора от другого.

Статистика политических и массовых общественных организаций  включает третью группу показателей;

• число политических партий;

• численность членов каждой партии, их распределение по полу, возрасту, образованию, регионам;

• состав руководящих  органов партий, в том числе  количество освобожденных работников;

• доходы партий (всего, в том числе от членских взносов, издательской и другой деятельности);

• расходы партий (всего, в том числе на содержание партийного аппарата, социально-культурные мероприятия, потребности первичных организаций, благотворительную деятельность и т.д.);

• количество фондов, поддерживающих данную партию;

• число издаваемых партиями газет, журналов, тиражи изданий;

• число демонстраций, проведенных за год;

• количество проведенных  праздников и т. д.

Возможны и другие показатели деятельности партий. Примерно такой же набор показателей может  быть использован для характеристики политических и массовых общественных организаций и их деятельности. В нашей стране, кроме профсоюзных организаций, можно назвать в качестве примеров общественных организаций Союз ученых, Вольное экономическое общество, Международную академию информатизации, Ассоциацию бухгалтеров и др.

Специальные показатели предлагаются для исследования деятельности муниципалитетов: Унифицированная система показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования, утверждена Госкомстатом России 1 сентября 1999г. Представление о системе показателей можно составить по названиям разделов этого документа:

I. Общая характеристика  муниципального образования и  его социально-экономическое положение.

II. Владение, распоряжение  муниципальной собственностью и  финансовое состояние муниципального  образования.

III. Содержание и использование муниципального жилого фонда и нежилых помещений.

IV. Организация содержания  и развития муниципальных учреждений  дошкольного, основного (общего) и профессионального образования.

V. Организация содержания  и развития учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения.

VI. Охрана общественного  порядка, организация и содержание  муниципальных органов общественного  порядка, контроль за их деятельностью.

VII. Контроль за использованием  земель.

VIII. Регулирование, планирование и застройка территории,

IX. Регулирование использования  водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных  полезных ископаемых, а также  недр для строительства подземных  сооружений местного значения.

X. Организация содержания  и развития муниципального энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации.

XI. Организация снабжения  населения и муниципальных учреждений  топливом.

XII. Дорожное строительство  и содержание дорог территориального  и федерального значения.

ХШ. Благоустройство и озеленение территории.

XIV. Организация утилизации  и переработки бытовых отходов.

XV. Организация ритуальных  услуг и содержание мест захоронения.

XVI. Организация содержания  муниципального архива.

XVII. Транспортное обслуживание  и обеспечение услугами связи населения, предприятий, организаций, учреждений.

XVIII. Создание условий  для обеспечения населения услугами  торговли, общественного питания  и бытового обслуживания.

XIX. Создание условий  для деятельности учреждений  культуры.

XX. Сохранение памятников  истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.

XXI. Организация содержания  муниципальной информационной службы.

XXII. Создание условий  для развития физической культуры  и спорта.

XXIII. Обеспечение социальной  поддержки и содействие занятости населения.

XXIV. Участие в охране  окружающей среды.

XXV. Обеспечение противопожарной  безопасности в муниципальном  образовании, организация муниципальной  пожарной службы.

Данная система показателей  опирается на информацию, получаемую не только от органов статистики, но и от комитета по труду и занятости, служб МВД, налоговой инспекции и т. д.

К четвертой группе показателей относятся:

• число обращений  в органы исполнительной власти с  просьбой о проведении митингов, демонстраций;

• число разрешенных  митингов, демонстраций;

• число проведенных  несанкционированных митингов, демонстраций;

• число участников митингов, демонстраций, задержанных по обвинению  в нарушении общественного порядка;

• число забастовок (всего, в том числе по секторам и отраслях экономики, по характеру требований, экономические, политические, смешанные);

• число участников забастовок (всего, в среднем в одной забастовке, в среднем на одно предприятие), распределение  участников забастовок по регионам, секторам и отраслям экономики, характеру  требований и мотивам;

• количество времени, не отработанного работниками, вовлеченными в забастовки (всего; в среднем  на одно предприятие, на котором проходили  забастовки; в среднем на одного участника забастовки);

• число лиц, подвергшихся политическим репрессиям;

• число и состав граждан  страны, обратившихся с просьбой о  выезде за границу для постоянного  жительства, в том числе принадлежащих  к репрессированным народам;

• число удовлетворенных  заявлений;

• число граждан других стран, обратившихся с просьбой о переезде на постоянное жительство, в том числе бывших граждан данной страны;

• число зарегистрированных преступлений по поводу нарушения тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфных сообщений;

• число зарегистрированных нарушений неприкосновенности граждан;

• число действующих  религиозных объединений;

• численность действующих  религиозных учебных заведений (всего, в том числе по категориям, число  учащихся в них);

• число действующих  монастырей;

• число исков в  защиту прав и законных интересов  граждан, предъявленных в суд;

• число обращений  граждан в суд с жалобами на неправомерные действия должностных  лиц;

• количество негосударственных  радиостанций;

• количество негосударственных  телеканалов;

• количество негосударственных (непартийных) газет, журналов.

Для отслеживания ситуации по социальной напряженности в обществе и в отдельном регионе разработаны показатели пятой группы, включающей:

• оценку осознания определенной группой (общностью) людей своих  основных потребностей;

• степень удовлетворенности принятыми и доступными способами реализации этой группой своих потребностей;

• уровень притязаний (требований) на дополнительные блага;

• правооценку деятельности государственных институтов;

• требования к государственным  институтам по изменению способов реализации потребностей и распределения благ по данной группе или во всем обществе. Методом выявления социальной напряженности является анкетный опрос. Обычно анкета содержит шесть блоков вопросов:

1) степень удовлетворенности  потребностей и реализации интересов;

2) выявление уровня  притязаний на дополнительные  блага;

3) оценка деятельности  социальных институтов и требования  к ним;

4) характеристика чувств, настроений опрашиваемых;

5) готовность групп  населения к защите своих интересов;

6) данные о респонденте.

При ответе респондента  на вопрос “Готовы ли Вы лично к  протесту в случае ущемления Ваших  прав и интересов?”, предусматривающий  такие варианты ответов: безусловно, да; скорее да; скорее нет; безусловно, нет; трудно сказать, выделяются четыре степени готовности населения к отстаиванию своих интересов.

Кроме того, выявляются следующие  формы защиты интересов: обращаться в СМИ; подписываться под коллективным протестом; участвовать в митингах, демонстрациях, забастовках, голодовках, в акциях саботажа; призывать к насильственным действиям; прибегать к насильственным действиям. В этих ответах отсутствуют формы отстаивания своих интересов, подобные обращению в суд или общественные организации.

Для обнаружения тенденций  общественно-политической активности граждан, осуществления политических и гражданских прав необходимо рассматривать значения каждого из показателей в динамике.

Перечисленные показатели способны дать основную информацию в  данной области. С развитием демократии усиливается вовлеченность граждан  в политическую и общественную жизнь, что должно отразиться в системе показателей.

 

 

1.2. Проблема статистического анализа феномена общественного мнения

Общественное  мнение — это способ проявления общественного сознания, выраженного  в суждениях, рекомендациях, требованиях. Общественное мнение, как правило, представляет собой осознание населением социально-экономических проблем жизни, которые необходимо решать. Иногда оно возникает в результате высказывания мнений и суждений по наиболее острым социальным или экономическим проблемам. Оно может поддерживать или осуждать проводимые социально-экономические мероприятия. Общественное мнение может формироваться на основе жизненного опыта, но может складываться под целенаправленным воздействием на население различных организаций, учреждений, политических партий. Значение общественного мнения определяется социальной структурой государства, уровнем развития экономики, политической и общей культуры населения. Общественное мнение является эффективным инструментом проведения социальной политики.

При формировании общественного мнения необходимо учитывать интересы как  общества в целом, так и интересы отдельных классов, социальных, демографических  групп, трудовых коллективов и отдельных  личностей. Общественное мнение чаще всего — продукт коллективного сознания, однако не каждое коллективное мнение бывает общественным. Мнение группы людей, оказавшихся случайно вместе, не может претендовать на общественное мнение.

Его изучение выступает, пожалуй, одной  из наиболее важных и сложных задач социальной статистики. Здесь основное — выделение актуальных проблем, имеющих важное значение в жизни народа или отдельных социальных групп. Общественное мнение зачастую служит базой для выработки решения крупных социальных или народнохозяйственных проблем, проблем управления. Оно исследуется не только статистическими методами, однако их значение достаточно велико.

В процессе формирования общественного  мнения выделяются определенные соподчиненности  и взаимосвязи между его носителями. Интересы общества в целом могут не совпадать с интересами отдельных социальных групп и даже слоев населения. Поэтому у отдельных личностей, коллективов, групп населения не всегда формируется правильное общественное мнение, т. е, которое отражало бы мнение большинства социальных групп населения. Процесс формирования общественного мнения многомерен, он основан на специфических интересах и на различиях в знаниях, культуре, информированности людей. Формирование осуществляется путем обмена мнениями в ходе бесед, консультативных встреч, дискуссий, споров.

Одним из важнейших условий анализа  формирования общественного мнения является изучение документов. Такими документами могут быть письменные источники, фильмы, фотоснимки, телевизионные передачи, периодическая печать, письма граждан. Анализ документов позволяет уточнять и формировать общественное мнение трудовых коллективов, социальных групп или мнение отдельных личностей. Мнение трудовых коллективов выражается в ходе проведения общих собраний, совещаний, обсуждений. Это относится, как правило, к таким вопросам, как характер и организация труда, бытовые условия, отношение к проводимым хозяйственным, социальным и культурным мероприятиям, затрагивающим или связанным прямо или косвенно с интересами коллектива.

Источник информации об общественном мнении — письма трудящихся в руководящие государственные  органы, а также в органы массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение. Информация, заключенная в письмах, в том числе анонимных, чаще всего  отражает острые социальные проблемы, имеющие отношение не только к отдельным гражданам, но и к коллективам. При изучении общественного мнения по документам важное значение придается качественному анализу информации, поскольку большинство документов имеет иное назначение, а мнение, отраженное в письмах трудящихся, очень часто бывает субъективным. Поэтому при работе с массовыми источниками необходимо их сопоставление с другими документами.

Информация о работе Статистика политической и общественной жизни