Статистика политической и общественной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть статистику общественной и политической жизни.
Задачи исследования:
- Рассмотреть показатели статистики политической и общественной жизни
- Выявить проблемы статистического анализа феномена общественного мнения
- Методика анкетирования и интервьюирования
- Решение задач по статистике политической и общественной жизни

Файлы: 1 файл

политическая%20и%20общественная%20жизнь[1].doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

- да (34%)

- нет (66%)

5. Вы когда-нибудь  участвовали в митингах / шествиях?

- да (5%)

- нет (95%)

6. Участвовали  когда-нибудь в выборах в государственную  / общественную организацию в  качестве кандидата?

- да (2%)

- нет (98%)

7. По вашему  мнению, у вас есть возможность  принять участие в муниципальных  выборах в качестве кандидата

- да (8%)

- нет (79%)

- не знаю (13%)

8. (Отвечать, если  на предыдущий вопрос ответили  нет). Почему вы считаете, что у  Вас нет возможности принять  участие в выборах

- коррумпированность  власти (45%)

- слабо развита  конституционная составляющая (18%)

- не хватит  денег чтобы проплатить предвыборную  компанию (14%)

- не дадут  возможности властные структуры (23%)

- свой вариант  ответа

9. У вас есть  знакомые, которые участвовали в  выборах в муниципальные органы  или общественные организации?

- да (15%)

- нет (64%)

- не знаю (19%)

10. Как вы  считаете, конституция РФ обеспечивает  ваше право на участие в  партиях и общественных организациях?

- да (28%)

- нет (54%)

- не знаю (18%)

 

По результатам  опроса можно сделать вывод, что  наши граждане слабо интересуются общественной и политической жизнью страны. 58 % населения не участвуют в выборах, более половины населения считают, что наша конституция не обеспечивает право на участие в партиях и общественных организациях.

В связи с  этим, нужно отметить, что важным правом, имеющим тесное отношение к участию граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст.30 Конституции РФ).

Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные  формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или  иных задач.

Общественные  объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных  интересов.

Право на объединение  имеют как российские граждане, так  и иностранцы и лица без гражданства (см. часть третью статьи 62 Конституции РФ), исключением являются политические партии, права на создание которых и участие в которых имеют только граждане России.

Право на объединение  не является абсолютным правом и может  подвергаться определенным ограничениям. Ограничения на пользование правом на объединение устанавливаются Конституцией и федеральными законами. Например, на основании статьи 56 Конституции РФ отдельные ограничения права на объединения могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения.

В статье 30 Конституции РФ ничего не говорится о политических партиях, но право на их создание вытекает из ч. 3 ст. 13 Конституции. Часть 4 этой же статьи закрепляет принцип равенства общественных объединений перед законом.

Государство в  гражданском обществе характеризуется разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, господством права во всех областях государственной жизни, верховенством закона, а также социальной направленностью государственной политики, во главу угла которой поставлены, прежде всего, интересы гражданина.

Тем самым правовое государство в гражданском обществе предоставляет широкие возможности  для проявления творческой инициативы гражданину в ее деятельности на благо  его самого и общества в целом. Подробно регламентируя правовой статус личности, правовая система государства предоставляет гражданину действовать по принципу "разрешено все, что не запрещено", что позволяет личности проявлять широкую общественную активность. В то же время гражданское общество вместе с правовым государством в максимально степени обеспечивает гражданину правовую защиту от посягательств государства на его права и свободы.

Это заключается  в том, что в правовом государстве  действует принцип для государственных  органов и их служащих "разрешено  то, что дозволено законом".

Следовательно, личность в гражданском обществе может проявить себя не только в тех рамках, которые определены законом, но и в общественной жизни. Так, например, гражданин может участвовать в органах местного самоуправления, в политических партиях и общественно- политических движениях, в общественных организациях.

Отвечая на следующий  вопрос: «Можно ли распространять данные такого опроса на все взрослое население»? нужно отталкиваться от репрезентативности, которую я расписывала во второй главе. Следовательно, эти данные стоит не распространять на все взрослое население, т.к. мы опрашивали молодых людей в возрасте от 18 до 28 лет с одинаковым социальным статусом и ответы мужчин и женщин не совпадают в процентном соотношении, т.к. женщин  больше среди, выше у них и активность ,также женская половина избирателей более склонна доверяться чувствам и голосовать не столько за партийную программу, сколько за имидж лидера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 2

Данные социологических  опросов, проведенные в Санкт-Петербурге в 1999 году, в период компании по выбору депутатов в Государственную думу показали, что около 1/3 опрошенных не интересуются политикой. Только 9% опрошенных готовы поддержать своим голосом какую-либо партию, 22% будут голосовать за конкретных кандидатов в депутаты, 20% собираются голосовать от противного, с тем чтобы не допустить к власти определенные политические силы.

 

1. Оценить степень  политической активности населения  Санкт-Петербурга

2. Может ли  доля протестного голосования  рассматриваться как индикатор  социальной напряженности?

Решение

1. Политическая  активность — деятельность политических групп или индивидов, связанная со стремлением изменить политический или социально-экономический порядок и соответствующие институты. В наиболее широком смысле проявляется в революционных изменениях общества или его реформировании. На индивидуальном уровне — это совокупность проявлений тех форм жизнедеятельности человека, в которых выражается его стремление активно участвовать в политике, отстаивая свои права и интересы. Этот вариант — цель и идеал так называемой “активистской” политической культуры, распространенной в западных демократиях.

Выяснив определение политической активности, можно сделать выводы, что данные социологических опросов, проведенных в Санкт-Петербурге в 1999 году,в период компании по выбору депутатов в Государственную думу свидетельствуют о политической активности населения, об этом свидетельствуют данные приведенные в задаче: 9% опрошенных готовы поддержать своим голосом какую-либо партию, 22% будут голосовать за конкретных кандидатов в депутаты, 20% собираются голосовать от противного, с тем чтобы не допустить к власти определенные политические силы. Если сложить эти проценты ,то мы получаем, что 50% населения Санкт – Петербурга проявляют политическую активность.

 

2. Социальная напряженность – это особое состояние общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Это состояние свойственно конфликту и сопровождает. его. Масштабы социальной напряженности большей частью сопоставимы с масштабами конфликта и порождаются ими. Социальная напряженность представляет собой эмоциональное состояние в группе или обществе в целом, вызванное давлением со стороны природной или социальной среды, продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени. Напряженность может быть вызвана отнюдь не только стремлением достичь какой-либо цели, но и разного рода ошибками или некомпетентностью лидеров.

Можно утверждать, что социальная напряженность возникает  в обществе (территориальной общности), как минимум, двояким образом. Во-первых, если большинство людей вначале смутно ощущает, а затем по мере развития событий осознает, что удовлетворение их социальных, экономических, политических, национальных, культурных или каких-либо иных жизненно важных потребностей, интересов и прав находится под угрозой или даже становится невозможным. И во-вторых, когда какая-то, первоначально сравнительно небольшая часть людей не может удовлетворить свои потребности и реализовать свои интересы в существующих в обществе условиях и поэтому, независимо от того, по каким причинам и чем конкретно была вызвана такая ситуация, вступает в борьбу против действительных и мнимых препятствий или надуманного ущемления своих прав, распространяя в обществе настроения неудовлетворенности, страха, пессимизма и т.д. И в том и в другом варианте социальная напряженность возникает, если назревший кризис своевременно не выявляется, а конфликтное противостояние никак не разрешается, если наблюдается, так сказать, «патовая ситуация», тупиковая ветвь логического развития общественных процессов. Таким образом, социальная напряженность – это одновременно сторона и индикатор социального кризиса и сопутствующих ему всевозможных конфликтов. Существуют так же критерии оценки социальной напряженности: уровень забастовочного движения; уровень публичной протестной активности; интенсивность выезда населения из региона; степень политической поляризации; уровень протестного голосования; индекс этнической мозаичности

Протестное голосование - особый тип голосования, мотивами которого служат сильное недовольство властями или одним из кандидатов, личная обида на них, общая неудовлетворенность социальной ситуацией, вызванные различными фрустрациями.

Понятия протест  и протестное поведение неразрывно связаны с понятием «конфликт». Именно проявление протестных настроений, как правило, является причиной актуализации конфликта, перехода его из латентной в манифестную фазу. Протест сопровождает конфликты как форма выражения претензий сторонами друг к другу, обозначая предмет конфликта

Для оценки социальной напряженности в регионах России использовались: уровень забастовочного движения; уровень публичной протестной активности; интенсивность выезда населения  из региона; степень политической поляризации (в данном случае по итогам президентских выборов 2000 г.); уровень протестного голосования (по итогам общефедеральных выборов 1999–2000 гг.); индекс этнической мозаичности.

Изучив понятия  социальная напряженность и протестное голосование, можно сделать выводы о том, что доля протестного голосования может рассматриваться как индикатор социальной напряженности.

 

Заключение

Политическая  и общественная сфера жизни общества организована в рамках политической системы, которая включает в себя социальные институты и организации, имеющие непосредственное отношение к устройству и функционированию государства, к управлению обществом. Кроме политической системы, то есть организационно оформленных элементов власти, в политическую сферу входят также и неформальные объединения и движения, оппозиционные, экстремистские, радикальные, запрещенные партии и группы. Это свидетельствует о том, что политическая сфера исключительно разнообразна, динамична и противоречива. На практике политика представляет собой деятельность по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния. Политика также призвана решать задачу по охране, защите социальных ценностей - общественного порядка, личного достоинства граждан, их безопасности, свободы, законности, суверенитета и так далее, используя соответствующие институты и организации. Важный признак политики в том, что она обладает силой, способна осуществлять санкции в той или иной форме по отношению к отдельным гражданам и целым социальным группам, когда это становится необходимым. В широком смысле назначение политики состоит в том, чтобы быть связующим звеном между личностью, ее потребностями, интересами и обществом, обладающим теми или иными возможностями их удовлетворения, найти их гармоничное сочетание. Чтобы добиться такого состояния вещей, политика должна быть гибкой, рациональной, динамичной. Эти качества помогут ей интегрировать людей в сообществе с упорядоченными социальными отношениями, четкой организацией, налаженным взаимодействием.

Отношение к  политике разное у разных людей. Одни считают ее достижением культуры, другие ее "не замечают", третьи называют "грязным делом". Но если отойти от крайних точек зрения, то все  же следует признать, что мир, в котором мы живем, был, есть и будет в обозримом будущем миром политическим, поэтому политика не может всех нас не интересовать. Таким образом, политика - род человеческой деятельности, связанный с осуществлением власти, с участием людей в управлении государством. Исходя из важности выполняемой ею функции, политику следует считать неотъемлемым звеном существования цивилизованного общества. В структурном плане политика представляет собой единство, по меньшей мере трех элементов: политические отношения (связи между социальными субъектами и их деятельность по поводу власти), политические институты (организации и учреждения, регулирующие политические явления), политическое сознание (взгляды, идеи, мнения, чувства, настроения, отражающие реальное политическое бытие).

Информация о работе Статистика политической и общественной жизни