Статистика продукции торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 21:29, реферат

Описание работы

В торговой статистике большое применение находит метод сводных обобщающих показателей – средних и относительных величин. Статистика исчисляет средний товарооборот на душу населения на одного работника, средние товарные запасы, уровни издержек обращения и множество других средних и относительных величин. Статистика изучает торговлю в движении, в ее непрерывном развитии. В этих целях она широко пользуется методами обработки динамических рядов и индексами. В торговой статистике исчисляются индексы цен физического объема товарооборота, скорости товарооборота, производительности труда и т.п. динамические ряды и индексы широко используются в анализе динамики товарооборота и заготовок, в анализе издержек обращения и производительности труда в торговле.

Содержание работы

Введение………………………………………………3-4
Показатели объема продукции (услуг)………………….5-8

Статистика оптового товарооборота……………………9-10

1.Организация оптовой торговли
2.Основные показатели статистики оптового
товарооборота
3.Анализ равномерности завоза товаров

Статистика розничного товарооборота………………….11-13

1.Значения розничного товарооборота. Задачи
статистики розничного товарооборота
2.Статистическое изучения структуры розничного
товарооборота
3.Статистическое изучение спроса

Индексный метод анализа факторов динамики объема
реализации продукции и услуг……………………………14-16

1.Индекс физического объема продукции
2.Индексный анализ изменения стоимости
реализованной продукции

Показатели оборачиваемости запасов…………………... 17-18

Показатели статистики поставок и реализации………..19-20

Показатели частоты и равномерности поставок……….21-22

1.Средняя частота поставок
2.Методы определения равномерности поставок
Список использованной литературы…………………….. 23

Файлы: 1 файл

Статистика продукции торговли.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

                                             Введение

 

Явления и процессы, происходящие в торговле как отрасли хозяйства, составляют предмет статистики торговли, объект ее изучения.

Статистика торговли собирает, обрабатывает и готовит исходные материалы, необходимые для составления планов по развертыванию торговли.

Другой задачей торговой статистики является систематическое, своевременное  и четкое наблюдение за ходом выполнения планов товарооборота. Наблюдение должно быть систематическим в том смысле, что оно должно охватывать все предприятия, все торговые организации.

Статистические материалы  должны быть своевременны, чтобы на их основе вовремя могли быть приняты  все необходимые меры. Статистика должна не только регистрировать изучаемые  ею процессы и явления. Статистические данные должны носить характер сигналов, призывающих к определенным оперативным действиям, указывающих выбор правильных и целесообразных мер оперативного руководства.

Статистика собирает и разрабатывает материалы, характеризующие  степень распространения прогрессивных форм обслуживания в торговле и общественном питании, выявляет экономическую эффективность новых форм.

Собранные и надлежащим образом обработанные статистические данные дают систему взаимно связанных  количественных и качественных показателей для характеристики торговых предприятий и организаций. Путем анализа этих показателей выявляются положительные и отрицательные явления в работе торговых организаций, выявляются резервы для более целесообразного использования оборотных и основных средств, для лучшей организации снабжения населения, для роста товарооборота.

Статистика торговли изучает все процессы и явления, происходящие на внутреннем рынке. Важнейшим  ее разделом является товарооборот как  совокупность актов по купле-продаже. Статистика изучает объем, динамику и товарную структуру товарооборота.

Обслуживанием сферы  товарного обращения занята большая  армия торговых работников. Статистика изучает труд в торговле – численность  и состав торговых кадров, производительность труда, фонды зарплаты.

Процесс доведения товаров  от производства до потребления связан с неизбежными затратами живого и овеществленного труда. Совокупность этих затрат называется издержками обращения. Торговая статистика изучает объем, состав и динамику издержек обращения, зависимость их от ряда факторов.

Торговая статистика изучает и цены – их уровень, динамику.

Для обслуживания населения  торговля должна располагать материально-технической  базой – большой сетью магазинов, складов. Статистика изучает численность, состав, мощность, плотность и техническое оснащение торговой сети, ее соответствие потребностям населения и задачам роста товарооборота.

Торговые организации ведут  закупки сельскохозяйственных продуктов. Учет закупок входит в задачи торговой статистики.

Торговля осуществляется множеством торговых предприятий и торговых организаций.

Каждое торговое предприятие  представляет основанный на документах отчет в свою организацию. На основе этих отчетов организации составляют текущую статистическую отчетность по всем предприятиям своего подчинения.

Отчетность торговых организаций, освещающая все стороны  их работы и основанная на данных бухгалтерского и оперативного учета, и является основным источником торговой статистики.

В торговой, как и во всей экономической статистике, основным способом собирания статистических сведений является отчетный способ. Торговые предприятия и торговые организации, представляющие отчетность, называются отчетными единицами.

Изучая торговлю, статистика широко применяет присущие ей методы.

Применение метода группировок в торговой статистике не менее плодотворно, чем в статистике других отраслей. Группируя торговые предприятия по различным признакам, статистика устанавливает зависимость от этих признаков уровня издержек обращения, производительности труда, рентабельности и других показателей.

В торговой статистике большое  применение находит метод сводных  обобщающих показателей – средних  и относительных величин. Статистика исчисляет средний товарооборот на душу населения на одного работника, средние товарные запасы, уровни издержек обращения и множество других средних и относительных величин.

Статистика изучает  торговлю в движении, в ее непрерывном  развитии. В этих целях она широко пользуется методами обработки динамических рядов и индексами. В торговой статистике исчисляются индексы цен физического объема товарооборота, скорости товарооборота, производительности труда и т.п. динамические ряды и индексы широко используются в анализе динамики товарооборота и заготовок, в анализе издержек обращения и производительности труда в торговле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Показатели объема продукции(услуг)

 

Основой существования и развития общества является производство материальных благ и услуг.

Производство (изготовление) материальных благ и услуг осуществляется предприятиями всех отраслей материального производства: промышленности, сельского хозяйства, строительства, лесного хозяйства, грузового транспорта и связи (в части обслуживающей материальное производство), торговли, общественного питания и других отраслей производственной сферы.

Материальные блага и услуги, произведенные на предприятии за определенный период, составляют продукцию предприятия. Выпуск продукции – основное назначение любого предприятия и результат производственной деятельности.

Объем произведенной на предприятии продукции (в виду ее разнородности) характеризуется системой статистических показателей в натуральном, условно-натуральном, трудовом и стоимостном выражениях.

Натуральные (физические) единицы (штуки, тонны, метры, литры и т.д.) используются для учета отдельных видов продукции, т.е. определения физического объема продукции.

Натуральный метод  учета продукции используется во всех отраслях экономики. На предприятии в натуральном выражении могут быть учтены, как правило, все виды выпускаемой продукции. В масштабе отраслей и всей экономики осуществляется учет лишь важнейших видов продукции; необходимых, например, для изучения уровня потребления населением отдельных видов материальных благ, для изучения обеспеченности населения отдельными товарами и т.д.

Для нескольких разновидностей одной  и той же продукции применяют  иногда условно-натуральные измерители продукции. При этом методе единицы одного из продуктов принимают условно за единицу измерения (эталон) и все остальные разновидности продуктов пересчитывают в эти условные единицы с помощью тех или иных коэффициентов, например, при переводе натурального топлива (угля, нефти, газа) в условное используют его теплотворную способность, калорийность. При этом за единицу условного топлива принято считать такое топливо, килограмм которого при сжигании  дает 7000 ккал. Следовательно, коэффициент пересчета (К) натурального топлива в условное будет равен:

 

         Теплотворная способность данного  топлива

К = ――————————————————―

         Теплотворная способность условного топлива

       

Тогда, умножая количество данного топлива в натуральном  выражении на соответствующий ему  коэффициент пересчета, можно получить соответствующее количество условного  топлива.

Условно-натуральные  единицы используют совместно с натуральными в статистическом анализе.

Однако, как видно из содержания самих показателей, условно-натуральное  выражение продукции имеет ограниченное применение. Оно не может быть использовано для обобщающей характеристики совокупной продукции предприятий, отраслей, экономики в целом.

Для этих целей пользуются трудовыми и стоимостными 9т.е. в денежном выражении) показателями продукции в действующих и постоянных ценах.

В основе трудового метода оценка продукции предприятия дается на основе ее трудоемкости.

Трудоемкость  продукции определяется количеством труда фактически затраченного на ее производство. Она исчисляется путем суммирования затрат труда по всем операциям при изготовлении каждого изделия и по всем изделиям производственной программы. Трудоемкость измеряется или в нормо-часах (нормо-днях) работы (нормативная трудоемкость), или в фактических часах (днях), затраченных на производство продукции (фактическая трудоемкость).

Трудоемкость  единицы продукции – показатель, обратный выработке; характеризует затраты труда на изготовление единицы продукции. Вычисляется по формулам:

 

                   t = T/ q ,     или      t = 1/ W,

 

 где t - трудоемкость изготовления единицы продукции;

       T- затраты времени на изготовление продукции;

        q- выпуск продукции в натуральном выражении;

      W- выработка продукции в единицу времени.

 

В статистике широко используется система стоимостных показателей продукции предприятия—валовая, товарная, реализованная продукция4 каждый из них носит определенный экономический смысл, имеет свою методику расчета в различных отраслях материального производства.

Валовая продукция (ВП) предприятия – стоимость всех готовых изделий и полуфабрикатов, изготовленных в отчетном периоде из своего материала заказчика, а также стоимость выполненных работ за вычетом стоимости готовых изделий и полуфабрикатов собственной выработки, потребленных в производстве. Валовая продукция предприятия характеризует конечные результаты производственной деятельности предприятия и не включает повторного счета стоимости одних и тех же изделий внутри предприятия.

В настоящее время деятельность предприятий (фирм) по валовой продукции  не оценивается, но в аналитических  целях (для исчисления чистой продукции, выяснения динамики производства) на предприятиях исчисляется этот показатель.

Товарная продукция предприятия, или как ее называют в настоящее время, объем продукции (работ, услуг)(ОП) представляет собой показатель, характеризующий продукцию, произведенную для реализации на сторону, т.е. за пределы предприятия. Она может быть определена на основе валовой продукции путем вычитания из последней  тех элементов, которые не могут быть реализованы (стоимость изменения остатков незавершенного производства и полуфабрикатов). Объем продукции промышленного предприятия определяется по заводскому методу без стоимости внутризаводского оборота, т.е. без стоимости той части выработанных или готовых изделий и полуфабрикатов, которая используется внутри данного предприятия на собственные промышленно-производственные нужды.

Стоимость продукции (работ, услуг) определяется в отпускных ценах предприятия без налога на добавленную стоимость и акциза:

            а) в фактических действующих  ценах;

            б) в фиксированных (сопоставимых) ценах.

Реализованная продукция (РП) – отгруженная покупателям (заказчикам) и оплаченная ими в данном периоде (предъявлены расчетные документы). В реализованную продукцию включается часть стоимости товарной продукции предшествующего периода, оплата за которую произведена в текущем периоде. Поэтому объем реализованной продукции за определенный период может быть больше или меньше объема товарной продукции за этот же период.

Кроме названных показателей  в отраслях сферы материального  производства, а также по экономике  в целом исчисляются показатели чистой продукции.

Чистая продукция (ЧП) представляет собой стоимость, вновь созданную трудом в той или иной сфере материального производства. В отечественной практике рассчитывается как разность между объемами валовой продукции и материальными (производственными) затратами (МЗ) (сырье, материалы, топливо, энергия, амортизационные отчисления) в ценах конечного потребления (действующих и сопоставимых):

 

                                    ЧП = ВП − МЗ

 

В рыночной экономике для характеристик  вновь созданной стоимости используется показатель «добавленная стоимость».

Чистая продукция отражает вклад предприятия отрасли в  создание национального дохода страны. Таким образом, чистая продукция  по экономике в целом представляет национальный доход.

Стоимостные показатели продукции исчисляются во всех отраслях материального производства, исходя из оценки ее составных частей по степени готовности к назначению: готовая продукция, полуфабрикаты, незавершенное производство и работы промышленного характера.

Готовой называется продукция, полностью законченная изготовлением в отчетном периоде в рамках данного производственного объекта, в качестве которого могут рассматриваться промышленные и непромышленные предприятия и организации (независимо от формы собственности, подчинения, размеров), а также домашними хозяйствами. Готовая продукция, изготовленная из давальческого сырья, включается в объем продукции (работ, услуг) по стоимости обработки (т.е. без учета стоимости давальческого сырья).

Полуфабрикатом называют продукт, законченный обработкой в одном из цехов промышленного предприятия и подлежащий последующей обработке в других цехах этого же предприятия. При этом общая стоимость полуфабрикатов, отпущенных в данном периоде на сторону (за пределы основной деятельности промышленного предприятия), включается в объем продукции промышленного предприятия наравне с готовыми изделиями.

Незавершенное производство представляет собой продукцию промышленных предприятий, незаконченную производством в пределах какого-либо цеха. В отраслях с длительным производственным циклом изменение остатков незавершенного производства включается в стоимость произведенной продукции.

К работам (услугам) промышленного характера относятся работы, выполненные по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия (реставрация и ремонт промышленных изделий, доработка и доведение до полной готовности изделий, произведенных другими промышленными предприятиями: окраска, полировка, расфасовка). В стоимость работ промышленного характера не включают стоимость продукта, с которым эти работы производятся.

Информация о работе Статистика продукции торговли