Статистика продукции торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 21:29, реферат

Описание работы

В торговой статистике большое применение находит метод сводных обобщающих показателей – средних и относительных величин. Статистика исчисляет средний товарооборот на душу населения на одного работника, средние товарные запасы, уровни издержек обращения и множество других средних и относительных величин. Статистика изучает торговлю в движении, в ее непрерывном развитии. В этих целях она широко пользуется методами обработки динамических рядов и индексами. В торговой статистике исчисляются индексы цен физического объема товарооборота, скорости товарооборота, производительности труда и т.п. динамические ряды и индексы широко используются в анализе динамики товарооборота и заготовок, в анализе издержек обращения и производительности труда в торговле.

Содержание работы

Введение………………………………………………3-4
Показатели объема продукции (услуг)………………….5-8

Статистика оптового товарооборота……………………9-10

1.Организация оптовой торговли
2.Основные показатели статистики оптового
товарооборота
3.Анализ равномерности завоза товаров

Статистика розничного товарооборота………………….11-13

1.Значения розничного товарооборота. Задачи
статистики розничного товарооборота
2.Статистическое изучения структуры розничного
товарооборота
3.Статистическое изучение спроса

Индексный метод анализа факторов динамики объема
реализации продукции и услуг……………………………14-16

1.Индекс физического объема продукции
2.Индексный анализ изменения стоимости
реализованной продукции

Показатели оборачиваемости запасов…………………... 17-18

Показатели статистики поставок и реализации………..19-20

Показатели частоты и равномерности поставок……….21-22

1.Средняя частота поставок
2.Методы определения равномерности поставок
Список использованной литературы…………………….. 23

Файлы: 1 файл

Статистика продукции торговли.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Данные об общем объеме промышленной продукции (работ, услуг) по всему кругу предприятий формируются  раз в год на основании годовой  отчетности, а также ежемесячно расчетным  путем.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

             Статистика оптового товарооборота

 

      1. Организация оптовой торговли

 

Оптовым товарооборотом называется продажа  товаров производственными предприятиями  торговым организациям, а также одними торговыми организациями другим торговым организациям для дальнейшей продажи в направлении к потребителю.

Оптовый товарооборот представляет собой первую стадию движения товаров, в результате которой товар не выходит за пределы сферы обращения.

Задачей оптового товарооборота  является обеспечение снабжения товарами розничной торговли.

Значительная часть  продукции легкой и пищевой промышленности, а также изделия местной промышленности поступают в розничную торговую сеть непосредственно от промышленных предприятий о договорам.

 

      1. Основные показатели статистики оптового

                                           товарооборота  

 

Статистика оптового товарооборота  изучает распределение товарных ресурсов на рыночные и внерыночные  товарные фонды, распределение товарной массы по районам, исчисляет отчетные материальные балансы по отдельным товарам.

Важнейшим показателем  статистики оптового товарооборота  является поставка товара. В действующей  статистической отчетности поставки группируются по ряду признаков: а) со складов оптовой  базы или транзитом; б) по фонду области; в) по получателям и назначениям.

Статистическая отчетность о поставке товаров дает материал о фактическом использовании  товарных ресурсов по рыночному и  внерыночному назначениям, о распределении  рыночных товарных  фондов по торговым системам и отдельным районам. Она дает также характеристику экономических и торговых связей между районами, характеризует степень развития транзита.

 

      1. Анализ равномерности завоза товаров

 

Для бесперебойного снабжения населения  предметами потребления необходимо, чтобы оптовая торговля своевременно и регулярно доводила товары до розничных торговых звеньев, чтобы отгрузка и реализация были ритмичными. Несвоевременный завоз товаров неизбежно вызывает нарушения ассортимента, снижение или завышение товарных запасов, резкие колебания нагрузки торговых работников, невыполнение плана розничного товарооборота и, как следствие этого, финансовые затруднения. Отгрузка и оптовая реализация должны быть равномерными и в пространстве, и во времени.

Равномерность в пространстве означает выполнение плана отгрузки и реализации товаров по районам. Равномерность же во времени характеризуется выполнением плана отгрузок и реализации по срокам.

В таблице приведены  данные, показывающие, как при выполнении плана отгрузок по районам и по общему объему могут иметь место значительные нарушения равномерности по срокам отгрузки и оптовой реализации. Для примера взята отгрузка сахара за 111 квартал (цифры условные).

 

 

 

 

        Области

 

План на 111 квартал, т

               Фактически отгружено

  июль

  август

 сентябрь

  всего

Сумма, тыс.грн.

% к плану

Сумма, тыс.грн.

% к плану

Сумма, тыс.грн.

% к плану

Сумма, тыс.грн.

% к плану

 

Луганская              

 

1400

 

310

 

22,1

 

210

 

15,0

 

860

 

61,4

 

1380

 

98,5

Харьковская

2000

430

21,5

360

18,0

1260

63,0

2050

102,5

Львовская

1800

500

27,8

400

22,2

1050

58,3

1950

108,3

Киевская

3000

600

20,0

700

23,3

1700

56,7

3000

100,0

Итого

8200

1840

22,4

1670

20,4

4870

59,4

8380

102,2




 

Из таблицы видно, что  квартальный план отгрузки товара по одной из четырех областей выполнен, по двум перевыполнен и только по одной выполнение плана составило 98,5%. По всем четырем областям общий объем отгрузки оказался выше плана – 102,2%. Но отгрузка производилась крайне неравномерно во времени. За первые два месяца квартала отгружено было только 42,8% товара, а в последний месяц – 59,4% всего квартального плана.                       

 

 

 

 

 

 

       Статистика розничного товарооборота                    

  1. Значение розничного товарооборота. Задачи статистики

        розничного товарооборота

 

Розничный товарооборот является одним  из основных показателей развития народного  хозяйства и важнейшим показателем  торговли. Его объем предусматривается  государственными планами развития народного хозяйства. Розничный  товарооборот связан с продукцией промышленности, вырабатывающей предметы потребления, так как эта продукция реализуется через розничный товарооборот. Он связан с денежными доходами населения, так как эти доходы реализуются через розничный товарооборот.

Розничный товарооборот тесно связан с денежным обращением, так как выручка торговых предприятий является основным источником поступления наличных денег в кассы Госбанка (свыше 80% всех поступлений).

Розничный товарооборот связан с госбюджетом, так как  накопления торговых организаций являются одним из источников поступлений в госбюджет.

Объем и структура  розничного товарооборота являются показателями уровня и структуры  народного потребления, характеризуют  уровень снабжения населения  товарами.

В статистике торговли розничный  товарооборот является центральным и определяющим показателем потому, что от его объема и структуры зависят другие показатели.

В составе розничного товарооборота выделяются два его  вида: товарооборот торговой сети (магазинов, ларьков, палаток) и товарооборот сети предприятий общественного питания (столовых, ресторанов, закусочных и др.).

Статистика розничного товарооборота ставит перед собой  две задачи: а) учет общего товарооборота, выявление степени выполнения плана  и динамики товарооборота; б) изучение структуры товарного товарооборота.

 

           2.Статистическое изучение структуры  розничного 

                                        товарооборота

 

Для характеристики розничного товарооборота  имеет большое значение его товарный состав, т.е. продажа отдельных товаров. В связи с повышением материального и культурного уровня населения меняется и товарная структура розничного товарооборота: в его составе повышается удельный вес наиболее ценных пищевых товаров – животного масла, мясных и молочных продуктов, кондитерских изделий, сахара, рыбных продуктов, более высоких сортов хлебобулочных изделий.

Показателем роста материального  и культурного уровня населения  является повышение доли промышленных товаров в общем объеме розничного товарооборота, а в составе оборота  по промтоварам – повышение удельного веса таких товаров, как мебель, готовое платье, шерстяные и шелковые ткани, часы, радиоприемники, телевизоры, книги, велосипеды и др.

Источником сведений о товарообороте по отдельным  товарам являются квартальные отчеты торговых организаций о движении товаров по форме № 3-торг.

Отчет составляется по широкой  номенклатуре товаров. Все товары распределяются на две основные группы: продовольственные  и непродовольственные товары.

В составе каждой группы выделяются товары, имеющие наибольшее значение в потреблении населения. В составе продовольственных товаров выделяют: мясо, колбасные изделия, мясные консервы, масло животное, масло растительное, молоко, сыр, сахар, кондитерские изделия, крупу, макароны, картофель, овощи, фрукты, хлеб печеный, муку и т.п. В составе непродовольственных товаров выделяют: хлопчатобумажные, шерстяные, льняные, шелковые натуральные, шелковые искусственные ткани, швейные изделия, меха, трикотажные изделия, чулки и носки, обувь кожаную, текстильную, резиновую, валяную, мебель, часы, мыло хозяйственное и туалетное, парфюмерию, спорттовары, игрушки и т.п.

Данные о структуре  товарооборот могут быть широко использованы в целях его анализа. Сравнивая  розничный товарооборот по отдельным  группам товаров за разные отрезки времени, можно получить характеристику динамики товарооборота по группам, видеть изменение удельного веса отдельных товарных групп в розничном товарообороте.

 

                 3. Статистическое изучение спроса

 

Рост товарной продукции  по предметам народного потребления, расширение ассортимента как по продовольственным, так и особенно по непродовольственным товарам настойчиво обязывают торговлю наладить систематическое и глубокое изучение спроса населения на отдельные виды товаров по сортам, фасонам, размерам, внешнему оформлению, ценам и другим признакам.

Существующие методы изучения спроса делят на два вида – оперативный и статистический.

Оперативный метод изучения спроса применяется непосредственно  в магазинах и формы его  многообразны. Работники магазинов ведут наблюдение за спросом на отдельные товары, учитывают неудовлетворенный спрос, выявляют товары повышенного спроса, учитывают замечания покупателей по отдельным товарам, проводят покупательские конференции, обобщают собранные таким путем материалы. Материалы по изучению спроса, выявленные оперативным методом, статистически не обрабатываются и имеют значение в основном для тех организаций и предприятий, где они собираются.

Более широкое значение имеет анализ текущей статистической отчетности о поступлении, продаже и остатках товаров (квартальный отчет форма № 3-торг). Соответствующая обработка данных отчетности позволяет выявить объем и динамику продажи, скорость оборота и динамики товарных запасов по отдельным товарным группам, товарную структуру товарооборота и товарных запасов. Анализ отчетности дает представление об изменении спроса на отдельные товары, о сезонных колебаниях спроса, об изменении товарных запасов, о влиянии климатических и национальных условий на спрос.

Все же текущая статистическая отчетность может дать только ограниченное и далеко не достаточное представление о характере спроса, так как номенклатура товарных групп в сплошной отчетности дается только в укрупненном виде – швейные товары, кожаная обувь, кондитерские изделия и т.д.

Современные условия торговли вызывают необходимость более глубокого и дифференцированного изучения спроса по конкретным видам товаров внутригруппового ассортимента (моделям, фасонам, размерам и ростам, материалам, ценам и другим признакам). Эта задача может быть разрешена только путем организации и широкого применения выборочного метода статистического изучения спроса. Разработка материалов выборочных исследований должна быть срочной, которую может обеспечить лишь применение новейшей вычислительной техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Индексный метод анализа  факторов динамики объема                      

                        реализации продукции и услуг

 

      1. Индекс физического объема продукции

 

Для оценки степени изменения  объемов продукции в динамике рассчитывают индекс физического объема продукции.

По отдельным продуктам и  группам однородных продуктов, взятых в натуральном выражении, рассчитывают индивидуальные индексы физического объема продукции:

                                      

                                     iq = q1 / q0 ,

где q1, q0 – отчетные и базисные объемы произведенной, реализованной, потребленной и т.п. продукции.

По группе разнородной продукции  определяются агрегатные индексы физического объема продукции:

 

                                                ∑q1 p0

                                Iq = ────   ,

                                                ∑q0 p0

 

где р0 – коэффициент соизмерения разнородных родуктов, чаще всего – цена единицы продукции в базисном периоде или сопоставимая цена.

Они могут быть рассчитаны по группе продукции, подотрасли, отрасли, группе отраслей и по всем отраслям вместе взятым.

Если известны индексы  физического объема продукции за ряд последовательных периодов, то общий индекс за весь период находится  путем их перемножения.

При наличии индивидуальных индексов іq = q1 : q0 и данных о стоимости продукции q0p0  для расчета общего индекса используют формулу не агрегатного, а средневзвешенного индекса физического объема продукции:

 

                                        ∑iqq0p0

                                 Iq = ───── .

                                              ∑q0p0

 

 

 

В качестве весов может  быть использована не стоимость продукции q0p0, а ее удельный вес в общем итоге:

 

                                       

                                        d0p0 

                                d0 = ──── .

                                   ∑d0p0

 

Тогда общий индекс физического объема продукции будет иметь вид:

 

                                Iq = ∑iq • d0.

 

В рыночных условиях, когда реальный оборот продукции происходит в различных  для каждой единицы ценах, оценку физического объема продукции вначале  производится в текущих ценах, а  затем в полученный индекс стоимостного объема вносят поправки на степень  изменения цен, т.е. на индекс цен, выполняющий роль индекса – дефлятора. В результате индекс физического объема продукции имеет вид:

Информация о работе Статистика продукции торговли