Статистика социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические особенности системы социального страхования РФ....6
1.1 Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования..6
1.2 Доходы и расходы ФСС……………………………………….…………….14
Глава 2. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования………24
2.1 Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования………………………………………………………………………………24
2.2 Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования………………………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………..…38
Список использованной литературы……………………………………………41

Файлы: 1 файл

статистика социального страхования.doc

— 475.00 Кб (Скачать файл)

На текущие счета исполнительных органов фонда зачисляются суммы, полученные в порядке финансирования с текущих счетов вышестоящих органов фонда, отчислений с транзитных счетов, а также в порядке расчетов исполнительных органов фонда с организациями. С текущих счетов исполнительные органы фонда производят все расходы согласно утвержденным в установленном порядке бюджетам и сметам.

Страхователь не вправе приостанавливать выплату пособий по государственному социальному страхованию и в том случае, когда фактические расходы превышают сумму начисленных страховых взносов. Если сумма фактических расходов по социальному страхованию превышает сумму начисленных страховых взносов, недостающая сумма возмещается в десятидневный срок по получении от страхователя расчетной ведомости за отчетный квартал путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа фонда на расчетный или текущий счет страхователя.

Расходы на санаторно-курортное обслуживание производятся страхователем в пределах норматива, установленного ему исполнительным органом фонда на календарный год. Оплата путевок на санаторно-курортное лечение, в учреждения отдыха, санатории-профилактории, санаторные и оздоровительные лагеря для детей и юношества, на лечебное (диетическое) питание производится по счетам организаций, в которых они приобретены. По мере выдачи путевок на санаторно-курортное лечение и отдых страхователи относят их стоимость на расходы по государственному социальному страхованию. Порядок частичного финансирования санаториев-профилакториев, детских оздоровительных лагерей, детско-юношеских спортивных школ определяется исполнительным органом фонда, в котором зарегистрирован страхователь, согласно представленным сметам.

Страхователи ведут учет сумм:

  • начисленных страховых взносов и других платежей в бюджет фонда;
  • произведенных расходов по их видам;
  • произведенных платежей в счет начисленных страховых взносов;
  • расчетов по средствам социального страхования с исполнительным органом фонда, в котором они зарегистрированы.

Финансовые отчеты об исполнении бюджета фонда составляются ежеквартально.

Порядок расчета сумм единого социального налога, зачисляемого в ФСС, в целом аналогичен порядку, применяемому для Пенсионного фонда Российской Федерации. Ставки единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования (ст. 241 НК РФ), так же, как и для других внебюджетных фондов, дифференцированы по регрессивной шкале в зависимости от размера оплаты труда застрахованных работников. С 2005 г. основная ставка зачисления части единого социального налога в Фонд социального страхования Российской федерации снижена с 4 до 3,2%.

С 2003 г. у индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников, есть возможность осуществлять добровольные страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации для получения пособий при временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам.

При ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний они вносят в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированные платежи.

В соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации временно свободные денежные средства Фонда могут инвестироваться в банковские депозиты и ликвидные ценные бумаги. В 2002 г. утвержден порядок формирования и размещения резерва по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому средства резерва размещаются в высоколиквидные государственные ценные бумаги.

Особенность функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации заключается в использовании принципа децентрализованного управления средствами социального страхования, предполагающего выплату пособий и оплату путевок (полную или частичную) непосредственно в организации за счет начисленных сумм. В связи с этим в организациях создаются комиссии или действует уполномоченный по социальному страхованию, причем работодатели перечисляют единый социальный налог лишь в сумме, оставшейся после выплаты пособий и оплаты путевок. При недостатке начисленных сумм страховых взносов или единого социального налога для выплаты пособий организация получает субсидию из отделения Фонда.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

 

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются Правительством Российской Федерации, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

 

2.1 Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования

Поскольку главным фактором для формирования прибыли является объем и качество доходов, необходим всесторонний анализ динамики и структуры доходов.

Задачи анализа динамики и структуры доходов организации заключаются в оценке их объема и структуры, динамики доходных составляющих, оценке уровня доходов на единицу активов, определении степени влияния факторов на общую величину доходов и анализе доходов, полученных от отдельных видов операций.

Рассмотрим структуру доходной части Фонда социального страхования в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 Структура доходов Фонда социального страхования РФ, %

Статьи доходов

2005 год

2006 год

2007 год

Темп роста,%

1

2

3

4

5

Налоги и взносы на социальные нужды

88,1

81,5

78,9

89,5

Единый социальный налог

69,9

64,3

62,2

88,9

Страховые взносы на обязательное социальное страхование  от   несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

18,2

17,1

16,8

92,1

Налоги на совокупный доход

1,6

1,9

2,7

174,6

Единый   налог,   взимаемый   в   связи   с применением       упрощенной        системы налогообложения

0,8

1,1

1,4

172,5

Единый  налог  на   вмененный     доход для отдельных видов деятельности

0,7

0,8

1,3

182,7

Единый сельскохозяйственный налог

0,0

0,0

0,0

68,0

Недоимка, пени и штрафы по взносам  в  ФСС

0,5

0,3

0,2

37,1

Доходы  от  размещения  временно  свободных средств   ФСС

0,2

0,1

0,1

46,9

Доходы     от     реализации     имущества, находящегося    в  государственной и муниципальной собственности

0,0

0,0

0,0

790,0

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

 

0,0

0,0

 

Прочие неналоговые доходы

0,6

0,8

0,8

122,3

Субвенции  Фонду  социального   страхования Российской Федерации

9,0

15,4

17,3

192,9

Всего доходов

100

100

100

100,0


 

Основной удельный вес в доходной части фонда социального страхования занимают налоги и взносы на социальные нужды, а именно единый социальный налог. Ставка единого социального налога, зачисляемого в фонд социального страхования РФ составляет 2,9%.

За счет единого социального  налога формируется более 60% доходной части фонда. При этом доля налога сокращается в общем объеме доходов с 69,9% до 62,2% в 2007 году.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование  от   несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний занимают 18,2%, 17,1%, 16,8% соответственно в 2005,2006 и 2007 годах.

Среди налоговых формирований доходной части также присутствуют налоги на совокупный доход, доля которых составляет в 2007 году – 2,7 %, то есть рост доли происходит на 74,6% за исследуемый период.

Среди неналоговых доходов можно отметить наиболее значимые это доходы  от  размещения  временно  свободных средств   ФСС.

Субвенции  Фонду  социального   страхования Российской Федерации составляли в 2005 году всего 9%, тогда как к 2006 году достигает уровень данного вида доходов в размере 15,4%, и 17,3 % в 2007 году.

Таким образом, основной удельный вес занимает единый социальный налог в структуре доходов фонда социального страхования.

Динамика доходов Фонда социального страхования представлена в таблице 2.2.

 

 

Таблица 2.2 Динамика доходов ФСС за период 2006-2008 гг.10

Статьи доходов

Сумма (млрд. руб.)

Отклонение +/-

2006

Уд.вес (%)

2007

Уд.вес (%)

2008

Уд.вес (%)

07-06

08-07

обязательное социальное страхование

152,0

69,4

190,1

64,4

217,4

71,1

+38,1

+27,3

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

39,3

18

48,5

16,4

44,5

14,6

+9,2

-4

передаваемые бюджету Фонда средства на исполнение государственных функций из федерального бюджета

14,6

6,7

41,7

14,1

27,2

8,9

+27,1

-14,5

передаваемые бюджету Фонда средства на исполнение государственных функций из бюджета ФОМС

12,9

5,9

15,1

5,1

16,6

5,4

+2,2

+1,5

Итого

218,9

295,4

305,7

+76,5

+10,3


 

Рис. 2.2 Динамика доходов ФСС за период 2006-2008 гг.

 

Как видно из таблицы, темп роста доходов по всем статьям в период 2007-2008 гг. значительно сократился по сравнению с периодом 2006-2007 гг.

В 2007 году наблюдается повышение доходов от обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что обусловлено не только фактическим ростом фонда оплаты труда, но также высоким коэффициентом полноты сбора страховых взносов (коэффициент сбора по страховых взносам составил 98,9% при запланированных 98%). В 2008 году доходы от этой статьи сократились. Это связано с использованием более низких тарифов и поступлений от пеней и штрафов.

На протяжении всего периода исследования наибольшую часть доходов Фонду приносили поступления от обязательного социального страхования, наименьшую – межбюджетные трансферты из бюджета ФОМС.

Доходы бюджета ФСС в 2007 году выросли на 76,5 млрд. рублей по сравнению с 2006 годом, в том числе по обязательному социальному страхованию - на 38,1 млрд. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - на 9,2 млрд. рублей. Рост поступлений в ФСС по последнему пункту объясняется увеличением выплат в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы. Доходы от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета увеличились в 2007 году на 27,1 млрд. рублей, из Фонда обязательного медицинского страхования – на 2,2 млрд. рублей по сравнению с 2006 годом.

Расчет отчислений в доходы ФСС страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2007 год произведен исходя из фонда оплаты труда - 7289,0 млрд. рублей, скорректированного на 3,57 % за счет разницы сумм фонда оплаты труда, с которого уплачиваются страховые взносы по этому виду страхования, начисленного в декабре 2006 года и в декабре 2007 года, и в связи с отсутствием страховых взносов на некоторые виды оплаты труда и вознаграждений за труд по договорам гражданско-правового характера. Среднегодовой уровень сбора страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принят в размере 98,0 % с учетом поступлений в счет погашения задолженности по страховым взносам.

Доходы бюджета ФСС в 2008 году выросли на 10,3 млрд. рублей по сравнению с 2007 годом, в том числе по обязательному социальному страхованию - на 27,3 млрд. рублей. Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сократились на 4 млрд. рублей по сравнению с 2007 годом. Также в 2008 году произошло сокращение поступлений в Фонд социального страхования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 14,5 млрд. рублей. Это объясняется растущим дефицитом бюджета. В то же время доходы от межбюджетных трансфертов из Фонда социального страхования увеличились в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 1,5 млрд. рублей.

Информация о работе Статистика социального страхования