Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 00:09, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические особенности системы социального страхования РФ....6
1.1 Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования..6
1.2 Доходы и расходы ФСС……………………………………….…………….14
Глава 2. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования………24
2.1 Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования………………………………………………………………………………24
2.2 Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования………………………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………..…38
Список использованной литературы……………………………………………41
На текущие счета исполнительных органов фонда зачисляются суммы, полученные в порядке финансирования с текущих счетов вышестоящих органов фонда, отчислений с транзитных счетов, а также в порядке расчетов исполнительных органов фонда с организациями. С текущих счетов исполнительные органы фонда производят все расходы согласно утвержденным в установленном порядке бюджетам и сметам.
Страхователь не вправе приостанавливать выплату пособий по государственному социальному страхованию и в том случае, когда фактические расходы превышают сумму начисленных страховых взносов. Если сумма фактических расходов по социальному страхованию превышает сумму начисленных страховых взносов, недостающая сумма возмещается в десятидневный срок по получении от страхователя расчетной ведомости за отчетный квартал путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа фонда на расчетный или текущий счет страхователя.
Расходы на санаторно-курортное обслуживание производятся страхователем в пределах норматива, установленного ему исполнительным органом фонда на календарный год. Оплата путевок на санаторно-курортное лечение, в учреждения отдыха, санатории-профилактории, санаторные и оздоровительные лагеря для детей и юношества, на лечебное (диетическое) питание производится по счетам организаций, в которых они приобретены. По мере выдачи путевок на санаторно-курортное лечение и отдых страхователи относят их стоимость на расходы по государственному социальному страхованию. Порядок частичного финансирования санаториев-профилакториев, детских оздоровительных лагерей, детско-юношеских спортивных школ определяется исполнительным органом фонда, в котором зарегистрирован страхователь, согласно представленным сметам.
Страхователи ведут учет сумм:
Финансовые отчеты об исполнении бюджета фонда составляются ежеквартально.
Порядок расчета сумм единого социального налога, зачисляемого в ФСС, в целом аналогичен порядку, применяемому для Пенсионного фонда Российской Федерации. Ставки единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования (ст. 241 НК РФ), так же, как и для других внебюджетных фондов, дифференцированы по регрессивной шкале в зависимости от размера оплаты труда застрахованных работников. С 2005 г. основная ставка зачисления части единого социального налога в Фонд социального страхования Российской федерации снижена с 4 до 3,2%.
С 2003 г. у индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников, есть возможность осуществлять добровольные страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации для получения пособий при временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам.
При ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний они вносят в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированные платежи.
В соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации временно свободные денежные средства Фонда могут инвестироваться в банковские депозиты и ликвидные ценные бумаги. В 2002 г. утвержден порядок формирования и размещения резерва по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому средства резерва размещаются в высоколиквидные государственные ценные бумаги.
Особенность функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации заключается в использовании принципа децентрализованного управления средствами социального страхования, предполагающего выплату пособий и оплату путевок (полную или частичную) непосредственно в организации за счет начисленных сумм. В связи с этим в организациях создаются комиссии или действует уполномоченный по социальному страхованию, причем работодатели перечисляют единый социальный налог лишь в сумме, оставшейся после выплаты пособий и оплаты путевок. При недостатке начисленных сумм страховых взносов или единого социального налога для выплаты пособий организация получает субсидию из отделения Фонда.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются Правительством Российской Федерации, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
2.1 Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования
Поскольку главным фактором для формирования прибыли является объем и качество доходов, необходим всесторонний анализ динамики и структуры доходов.
Задачи анализа динамики и структуры доходов организации заключаются в оценке их объема и структуры, динамики доходных составляющих, оценке уровня доходов на единицу активов, определении степени влияния факторов на общую величину доходов и анализе доходов, полученных от отдельных видов операций.
Рассмотрим структуру доходной части Фонда социального страхования в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Структура доходов Фонда социального страхования РФ, %
Статьи доходов |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Темп роста,% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
88,1 |
81,5 |
78,9 |
89,5 |
Единый социальный налог |
69,9 |
64,3 |
62,2 |
88,9 |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
18,2 |
17,1 |
16,8 |
92,1 |
Налоги на совокупный доход |
1,6 |
1,9 |
2,7 |
174,6 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
0,8 |
1,1 |
1,4 |
172,5 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
0,7 |
0,8 |
1,3 |
182,7 |
Единый сельскохозяйственный налог |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
68,0 |
Недоимка, пени и штрафы по взносам в ФСС |
0,5 |
0,3 |
0,2 |
37,1 |
Доходы от размещения временно свободных средств ФСС |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
46,9 |
Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
790,0 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
0,0 |
0,0 |
||
Прочие неналоговые доходы |
0,6 |
0,8 |
0,8 |
122,3 |
Субвенции Фонду социального страхования Российской Федерации |
9,0 |
15,4 |
17,3 |
192,9 |
Всего доходов |
100 |
100 |
100 |
100,0 |
Основной удельный вес в доходной
части фонда социального
За счет единого социального налога формируется более 60% доходной части фонда. При этом доля налога сокращается в общем объеме доходов с 69,9% до 62,2% в 2007 году.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний занимают 18,2%, 17,1%, 16,8% соответственно в 2005,2006 и 2007 годах.
Среди налоговых формирований доходной части также присутствуют налоги на совокупный доход, доля которых составляет в 2007 году – 2,7 %, то есть рост доли происходит на 74,6% за исследуемый период.
Среди неналоговых доходов можно отметить наиболее значимые это доходы от размещения временно свободных средств ФСС.
Субвенции Фонду социального страхования Российской Федерации составляли в 2005 году всего 9%, тогда как к 2006 году достигает уровень данного вида доходов в размере 15,4%, и 17,3 % в 2007 году.
Таким образом, основной удельный вес занимает единый социальный налог в структуре доходов фонда социального страхования.
Динамика доходов Фонда социального страхования представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Динамика доходов ФСС за период 2006-2008 гг.10
Статьи доходов |
Сумма (млрд. руб.) |
Отклонение +/- | ||||||
2006 |
Уд.вес (%) |
2007 |
Уд.вес (%) |
2008 |
Уд.вес (%) | |||
07-06 |
08-07 | |||||||
обязательное социальное страхование |
152,0 |
69,4 |
190,1 |
64,4 |
217,4 |
71,1 |
+38,1 |
+27,3 |
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
39,3 |
18 |
48,5 |
16,4 |
44,5 |
14,6 |
+9,2 |
-4 |
передаваемые бюджету Фонда средства на исполнение государственных функций из федерального бюджета |
14,6 |
6,7 |
41,7 |
14,1 |
27,2 |
8,9 |
+27,1 |
-14,5 |
передаваемые бюджету Фонда средства на исполнение государственных функций из бюджета ФОМС |
12,9 |
5,9 |
15,1 |
5,1 |
16,6 |
5,4 |
+2,2 |
+1,5 |
Итого |
218,9 |
295,4 |
305,7 |
+76,5 |
+10,3 |
Как видно из таблицы, темп роста доходов по всем статьям в период 2007-2008 гг. значительно сократился по сравнению с периодом 2006-2007 гг.
В 2007 году наблюдается повышение доходов от обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что обусловлено не только фактическим ростом фонда оплаты труда, но также высоким коэффициентом полноты сбора страховых взносов (коэффициент сбора по страховых взносам составил 98,9% при запланированных 98%). В 2008 году доходы от этой статьи сократились. Это связано с использованием более низких тарифов и поступлений от пеней и штрафов.
На протяжении всего периода исследования наибольшую часть доходов Фонду приносили поступления от обязательного социального страхования, наименьшую – межбюджетные трансферты из бюджета ФОМС.
Доходы бюджета ФСС в 2007 году выросли на 76,5 млрд. рублей по сравнению с 2006 годом, в том числе по обязательному социальному страхованию - на 38,1 млрд. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - на 9,2 млрд. рублей. Рост поступлений в ФСС по последнему пункту объясняется увеличением выплат в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы. Доходы от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета увеличились в 2007 году на 27,1 млрд. рублей, из Фонда обязательного медицинского страхования – на 2,2 млрд. рублей по сравнению с 2006 годом.
Расчет отчислений в доходы ФСС страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2007 год произведен исходя из фонда оплаты труда - 7289,0 млрд. рублей, скорректированного на 3,57 % за счет разницы сумм фонда оплаты труда, с которого уплачиваются страховые взносы по этому виду страхования, начисленного в декабре 2006 года и в декабре 2007 года, и в связи с отсутствием страховых взносов на некоторые виды оплаты труда и вознаграждений за труд по договорам гражданско-правового характера. Среднегодовой уровень сбора страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принят в размере 98,0 % с учетом поступлений в счет погашения задолженности по страховым взносам.
Доходы бюджета ФСС в 2008 году выросли на 10,3 млрд. рублей по сравнению с 2007 годом, в том числе по обязательному социальному страхованию - на 27,3 млрд. рублей. Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сократились на 4 млрд. рублей по сравнению с 2007 годом. Также в 2008 году произошло сокращение поступлений в Фонд социального страхования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 14,5 млрд. рублей. Это объясняется растущим дефицитом бюджета. В то же время доходы от межбюджетных трансфертов из Фонда социального страхования увеличились в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 1,5 млрд. рублей.