Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 00:09, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические особенности системы социального страхования РФ....6
1.1 Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования..6
1.2 Доходы и расходы ФСС……………………………………….…………….14
Глава 2. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования………24
2.1 Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования………………………………………………………………………………24
2.2 Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования………………………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………..…38
Список использованной литературы……………………………………………41
В 2008 году увеличены объемы средств, перечисляемые в бюджет из федерального бюджета, на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, на 16,79 млрд. рублей. В целом объем средств, перечисляемых в бюджет ФСС из федерального бюджета на эти цели, составил в 2008 году 34,03 млрд. рублей.
Наибольшие доходы в Фонд социального страхования наблюдаются в 2008 году – 305,7 млрд. рублей.
Снижение фонда оплаты труда 4 квартала в связи с финансовым кризисом и рост числа страхователей, применяющих специальные налоговые режимы (на 8,5 %) - всё это привело к тому, что по итогам 2008 года произошло снижение доходов от единого социального налога. В 2008 году Фонд за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществлял организацию и финансирование углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными факторами, израсходовав на эти цели 2 млрд. рублей. В целом по стране в рамках этой программы медосмотры прошли более 3 миллионов человек.
ФСС в соответствии с законодательством имеет право передавать средства подведомственным центрам реабилитации на строительство и реконструкцию их объектов. Также закон устанавливает, что средства федерального бюджета, направляемые ФСС на оказание государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, проезду к месту лечения и обратно и на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, не использованные до конца соответствующего года, направляются на те же цели в качестве дополнительных бюджетных ассигнований.
Динамику доходов и расходов ФСС за период 2006-2008 гг. рассмотрим на основе таблицы 2.3.
Таблица 2.3 Динамика доходов и расходов ФСС за период 2006-2008 гг.
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
Отклонения +/- | ||
07-06 |
08-07 | |||||
Доход |
218,9 |
295,4 |
348,6 |
+76,5 |
+53,2 | |
Расход |
208,2 |
303,1 |
365,1 |
+94,9 |
+62,0 | |
Профицит (+) |
Дефицит (-) |
+10,7 |
-7,7 |
-16,5 |
Таким образом, в рассматриваемом периоде профицит бюджета наблюдался в 2006 г. (10,7 млрд.руб.), а начиная с 2007 г. бюджет ФСС является дефицитным. Указанный дефицит бюджета Фонда в части обязательного социального страхования обусловлен, прежде всего: увеличением дефицита средств на обязательное социальное страхование по страхователям, перешедшим на специальные налоговые режимы; увеличением (с учетом индексации) максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам; государственных пособий гражданам, имеющим детей; социального пособия на погребение.
Наибольший рост доходов наблюдался в 2007 году. Это связано с увеличением сбора ЕСН и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев. Одним из факторов, повлиявших на увеличение доходов от ЕСН, является увеличение по сравнению с 2006 годом фактически сложившегося фонда оплаты труда по сравнению с расчетной величиной, рост коэффициента сбора с учетом пеней и штрафов, фактическое увеличение численности работников и увеличение удельного веса первого интервала шкалы социального налога, имеющего максимальную ставку 2,9%. В итоге в 2007 году по этой статье доходы по отношению к запланированной величине выросли на 10,98 млрд. рублей. Коэффициент сбора по ЕСН в 2007 году составил 100,2%.
Одной из причин, также повлиявших на дисбаланс бюджета ФСС РФ, является непродуманное проведение Правительством РФ манипуляции с основным источником поступлений в бюджеты внебюджетных фондов — единым социальным налогом (ЕСН). С целью уменьшить общий налоговый пресс на работодателей, вывести зарплаты из «тени» и тем самым расширить общую базу налогообложения, чтобы не потерять, а увеличить суммарные объемы сбора налогов, с 1 января 2005 г. ставка ЕСН была снижена с 35% до 26%. Однако это оказалось лишь чисто механическим действием, полумерой и не принесло ожидаемого эффекта (бизнес из тени так и не вышел, а все социальные внебюджетные фонды понесли огромные финансовые потери, которые поставили под сомнение возможность выполнения ими основных уставных функций), поскольку должно было поддерживаться серьезными мероприятиями по модернизации всей системы социального страхования.
Помимо этого, на сегодняшний момент влияние на снижение наполняемости доходной части бюджета ФСС оказывает и то, что определенное число предприятий в соответствии с нормативными документами освобождаются от уплаты ЕСН, так как применяют специальный режим налогообложения. В данном случае возникли обоснованные возражения, исходящие от Фонда социального страхования, так как взнос в ФСС ни в коей мере не покрывает те расходы, которые несет Фонд, выплачивая работникам пособия. Получается, что взносы работодатель платит от расчетной налоговой суммы, где фиксированная ставка 2,9%, а пособия получает по факту. Поэтому для предприятий, перешедших на специальный режим налогообложения, в большинстве случаев Фонд социального страхования является дотационным.
С 1 января 2010 года работодатели вместо ЕСН платят страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются (согласно 125-ФЗ от 24.07.1998). В отличие от ЕСН, при расчете которого в настоящее время применяется регрессивная шкала налогообложения в зависимости от размера выплат, с 2010 года взносы взимаются по единой ставке.
Установлена предельная базовая величина выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, при превышении которой взносы взиматься не будут (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Она исчисляется нарастающим итогом с начала расчетного периода.
Следует отметить, что сумма налога, подлежащая уплате в ФСС, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Такая «зачетная система» позволяет повысить размер среднегодового уровня сбора единого социального налога на 1% против предусмотренного размера среднегодового уровня сбора единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет (97 %).
Расчет страховых тарифов осуществлялся на принципе эквивалентности обязательств страхователя и страховщика, то есть величина всех страховых взносов должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве.
2.2 Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования.
Рассмотрим структуру расходов фонда в таблице 2.4.
Таблица 2.4 Структура расходов Фонда социального страхования РФ, %
Статьи расходов |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Темп роста,% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Переподготовка и повышение квалификации кадров |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
85,1 |
Оздоровление детей |
6,5 |
6,3 |
5,2 |
80,1 |
Социальная политика |
93,3 |
93,5 |
94,6 |
101,4 |
Меры социальной поддержки граждан |
2,4 |
2,3 |
2,2 |
92,2 |
Социальное обеспечение населения |
84,2 |
78,1 |
78,7 |
93,4 |
Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов |
3,8 |
4,7 |
3,8 |
98,8 |
Строительство объектов общегражданского назначения |
0,1 |
0,3 |
0,2 |
225,1 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию |
46,7 |
38,5 |
34,3 |
73,6 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
0,9 |
0,8 |
0,6 |
65,5 |
Пособия по беременности и родам |
8,5 |
7,5 |
8,3 |
97,0 |
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет |
3,2 |
4,0 |
12,7 |
393,8 |
Пособия при рождении ребенка |
4,8 |
5,4 |
4,6 |
95,7 |
Другие пособия и компенсации |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
68,0 |
Единовременные страховые выплаты |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
76,6 |
Ежемесячные страховые выплаты |
12,2 |
10,6 |
9,1 |
74,3 |
Доставка и пересылка страховых выплат |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
59,9 |
Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
2,3 |
4,0 |
3,3 |
140,5 |
Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников |
0,8 |
1,5 |
1,3 |
164,8 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
75,4 |
Реализация государственных функций в области социальной политики |
6,7 |
13,1 |
13,7 |
205,8 |
Всего расходов |
100 |
100 |
100 |
100,0 |
По данным таблицы видно, что расходы фонда направляются в основном на социальное обеспечение граждан - в размере 80% от общей суммы расходов.
Расходы на социальное обеспечение населения включают:
- пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию, доля которых в расходах бюджета составляет на 2007 год 34,3%, в то время как в 2005 году уровень данных расходов был в размере 46,7% от общей суммы расходов.
- пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в размере 0,8% от суммы расходов.
- пособия по беременности и родам в порядке 8% от расходов
- пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет – к 2007 году доля выросла в 4 раза в связи с ростом суммы пособий.
- пособия при рождении ребенка – занимает примерно 5% структуры расходов
Весомое место в расходах фонда занимают ежемесячные страховые выплаты, размер которых составляет 10-12%.
Реализация таких расходов, как содержание аппарата органов управления государственных внебюджетных фондов, реализация государственных функций в области социальной политики; оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников – занимают не более 10% расходов бюджета фонда.
Менее значимыми в расходной части фонда социального страхования являются следующие расходы: переподготовка и повышение квалификации кадров, строительство объектов общегражданского назначения, доставка и пересылка страховых выплат.
Основные виды выплат, производимых ФСС в 2008 году, отражены в Приложении 1.
Итак, проанализировав расходную часть Фонда, можно сделать следующие выводы и сформулировать следующие недостатки:
1) До настоящего времени нормативно не урегулирован вопрос перехода к Российской Федерации обязательств по возмещению вреда гражданам вне рамок обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае ликвидации причинителя вреда.
2) В расходы ФСС по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2007 -2008 годах включен вид расходов на разработку и обеспечение реализации системы мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов. Однако включение этого вида расходов в расходы ФСС по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не увязано с Федеральным законом № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
3) Расходы Фонда на выплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации.
4) Размер социального пособия на погребение, установленный Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в сумме 1,0 тыс. рублей, не индексировался с 2000 года.
5) Не в полном объеме учтена потребность ФСС в средствах, выделяемых из федерального бюджета, на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
Принимая во внимание эти недочеты, можно предложить следующие пути преодоления проблем:
1) Рассмотреть вопрос об индексации пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пособий при рождении ребенка, пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, а также вопрос об индексации пособия на погребение.
2) Увеличить объем средств федерального бюджета, выделяемых Фонду на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
3) В целях реализации положений статьи 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», предусматривающей страховое обеспечение по виду обязательного социального страхования «Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей», изыскать возможность осуществления финансирования санаторно-курортного лечения работников. А также принятие в целях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортного лечения соответствующего федерального закона.
4) Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», позволяющих Фонду финансировать расходы на разработку и обеспечение реализации системы мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5) Реализация требований законодательства по принятию нормативных правовых актов, связанных с переходом к Российской Федерации обязательств ликвидируемых причинителей вреда перед гражданами, возмещение вреда которым осуществляется вне рамок системы обязательного социального страхования.