Статистика. Статистический анализ условий социально-экономического развития Ленинградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

анализ условий социально экономического развития лен области

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3
1. Теоретические аспекты условий социально-экономического развития.......6
1.1. Социально-экономическое развитие: особенности, значение...........6
1.2. Инструменты управления социально-экономическим развитием региона................................................................................................................7
2. Статистический анализ условий социально-экономического развития Ленинградской области....................................................................................10
2.1. Общая характеристика и оценка социально-экономического развития Ленинградской области.....................................................................10
2.2. Динамика финансирования программ социально-экономического развития Ленинградской области государством за 2007-2011 гг....................19
3. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Ленинградской области......................................................................................21
3.1. Основные проблемы социально-экономического развития Ленинградской области.......................................................................................21
3.2. Перспективы социально-экономического развития Ленинградской области...............................................................................................................23
Заключение........................................................................................................25
Список использованных источников.................................................................28

Файлы: 1 файл

1621 Статистика. Статистический анализ условий социально-экономического развития Ленинградской области (1).doc

— 500.50 Кб (Скачать файл)

Основным ресурсом, используемым в крупных промышленных масштабах, является лес. Кроме того, область располагают месторождениями различных естественных строительных материалов (керамических и огнеупорных глин, известняков и доломитов, щебня, песка и гравия). Водные бассейны позволяют развивать промышленность и электроэнергетику. Производство электроэнергии в регионе полностью покрывает потребности промышленности и ЖКХ Ленинградской области, избыточные объемы производимой электроэнергии реализуются в другие регионы России и приграничные государства.

Инвестиционная  привлекательность любого региона  зависит от текущего состояния его экономики и потенциала ее развития.9

Ленинградская область входит в число наиболее индустриально развитых регионов России и является донором федерального бюджета, что свидетельствует об устойчивости и эффективности функционирования финансово-экономической системы. По оценке Министерства регионального развития, Ленинградская область занимает второе место по инвестиционной привлекательности среди всех субъектов Российской Федерации после Тюменской области. Только проектов с объемом инвестиций более 100 млн. долл. США (и достигающих нескольких миллиардов) в инвестиционном портфеле региона больше сорока.10

Инфраструктура Ленинградской области, как и Санкт-Петербурга, - одна из самых привлекательных в России: развитая сеть железных и автомобильных дорог, речные судоходные пути, морские и речные порты, имеющие стратегическое значение, воздушное сообщение практически со всеми регионами мира, системы связи, соответствующие современным мировым стандартам. На территории области расположено несколько морских портов: в Выборге и Высоцке, в Приморске и Усть-Луге. В области расположены и успешно работают достаточно много крупных предприятий мирового уровня, такие как Ford, Caterpillar, Philip Morris, Craft Foods, Nokian Tires, Rockwool, International Paper.

Область обладает более ограниченным объемом трудовых ресурсов, чем Санкт-Петербург, а также более низким общим образовательным и профессиональным уровнем, однако, этот недостаток может быть компенсирован повышением уровня мобильности населения близлежащего мегаполиса.11

Стратегическое планирование на уровне Ленинградской области  осуществляется путем разработки и  утверждения прогноза развития, концепции развития, программы развития, региональных целевых программ Ленинградской области, а также посредством участия в федеральных целевых программах. Стратегическое планирование на уровне муниципального образования осуществляется путем разработки и утверждения прогноза развития, концепции развития, программы развития муниципального образования, целевых программ муниципального образования, а также посредством участия в федеральных целевых программах и региональных целевых программах Ленинградской области.

Стратегическое планирование и социально-экономическое прогнозирование  осуществляются в целях формирования эффективной долгосрочной социально-экономической  политики на территории Ленинградской  области, направленной на повышение уровня жизни населения.

Одним из важнейших элементов социально-экономического развития Ленинградской области  являются целевые программы, представляющие собой комплекс обоснованных и согласованных  по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное достижение основных целей и решение приоритетных задач социально-экономического развития Ленинградской области, имеющих общеобластное значение, утвержденные органом государственной власти Ленинградской области.

Рассмотрим нормативно-правовую базу регулирования социально-экономического развития Ленинградской области:

1. Областной закон Ленинградской области от 18.05.2006 N 22-оз  «О стратегическом планировании социально-экономического развития Ленинградской области» (ред. от 14.09.2011)

Цели и содержание системы стратегического планирования и социально-экономического прогнозирования, общий порядок разработки прогнозов и программ социально-экономического развития Ленинградской области определяются областным законом от 18 мая 2006 года № 22-оз «О стратегическом планировании социально-экономического развития Ленинградской области». Указанный областной закон устанавливает основные принципы, содержание и порядок осуществления стратегического планирования социально-экономического развития Ленинградской области и муниципальных образований Ленинградской области.

2. Закон Ленинградской области от 23.12.2010 № 84-оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Он утверждает основные характеристики областного бюджета, доходы областного бюджета, нормативы распределения доходов между бюджетами, особенности администрирования доходов, особенности использования бюджетных ассигнований Ленинградской области и т.д.

3. Закон Ленинградской области от 22 сентября 2011 г. № 72-оз «О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года». Он утверждает Концепцию социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года.

4. Указ Президента РФ от 28.06.2007 № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Он утверждает перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

5. Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 г. (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 18 ноября 2011 г. № 2074-р). Данная стратегия определяет перспективные ориентиры и направления развития социально-экономического комплекса общерегионального значения, а также возможности развития и конечные результаты - сводные показатели экономики и социальной сферы округа в целом. Стратегия характеризует пути развития инфраструктуры федерального значения на территории округа и условия реализации стратегических проектов.

6. Постановление Правительства Ленинградской области от 19 августа 2010 г. № 219 «О проекте областного закона «О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года» и утверждения сводного перечня целей и задач Правительства Ленинградской области по социально-экономическому развитию Ленинградской области на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года».

7. Сводный перечень целей и задач Правительства Ленинградской области по социально-экономическому развитию Ленинградской области на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года (с изменениями на 11 июля 2011 года). Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области использует «Сводный перечень целей и задач Правительства Ленинградской области по социально-экономическому развитию Ленинградской области на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года»  как основу формирования программы социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года.12

Теперь проведем анализ динамики социально-экономического развития Ленинградской области.

Основу экономики Ленинградской области составляет крупный, динамично развивающийся многоотраслевой промышленный комплекс, на долю которого приходится третья часть создаваемого ВРП и более 30% налоговых поступлений в областной бюджет, в промышленности занята третья часть работающих в экономике региона.

Индекс промышленного  производства в 2011 году составил 106,2%, в  том числе в добыче полезных ископаемых - 108,9%; в обрабатывающих производствах - 108%; в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 97,2%. Наибольшее увеличение выпуска продукции произошло: в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - в 2,2 раза; в обработке древесины и производстве изделий из дерева - в 1,8 раза; в производстве машин и оборудования - в 1,6 раза; в производстве резиновых и пластмассовых изделий - на 41,3%;  в целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности – на 26,5%; в текстильном и швейном производстве – на 24%; в производстве транспортных средств и оборудования – на 22,5%.13

Представленная  на рисунках 1 и 2 в приложении структура валового регионального продукта Ленинградской области по видам экономической деятельности за 2005 и 2011 годы выражается в относительной стабильности показателей. Валовой региональный продукт по таким видам экономической деятельности, как строительство, транспорт и связь показывает наибольшую динамику относительно других показателей. Доля строительства в структуре валового регионального продукта возросла на 13,3 процентных пункта, тогда как доля транспорта и связи имеет понижающуюся динамику по годам. Структура также показывает небольшое снижение долей сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства и оптовой и розничной торговли.

В области устойчиво  растут инвестиции в основной капитал. В 2011 году вложения составили 304,8 млрд. руб. Для привлечения инвесторов ведутся работы по инженерной подготовке территории для размещения технопарков, индустриальных и инновационных парков, промышленных зон. Развитый комплекс обрабатывающей промышленности формирует треть валового регионального продукта.

За последние 10 лет социально-экономического развития Ленинградской области, в период с 2001 года по 2011 год, существенно изменилась структура инвестиций по формам собственности (см. приложение, рис. 3 и рис. 4.). Произошло существенное снижение доли инвестиций в основной капитал государственных предприятий и их активное замещение инвестициями частными, сделанными активно развивавшимися частными предприятиями. В том числе на динамику повлияло значительное число вновь создаваемых частных промышленных предприятий и модернизация мощностей существующих.

В структуре инвестиций в  основной капитал присутствует незначительное повышение  доли  смешанной формы  собственности и собственности государственных корпораций. Доля смешанной  собственности  с совместным российским и иностранным участием снизилась с 26% до 7%.14

Наряду с  инновационными производствами, в Ленинградской  области развиваются и научные  центры. В Гатчине, в Санкт-Петербургском  институте ядерной физики им. Б.П. Константинова, идет подготовка к пуску высокопоточного пучкового  реактора «ПИК». Работа реактора, уникального в мировом масштабе, внесет значимый вклад в теоретическую и прикладную науку.

Успешно развивается агропромышленный комплекс, прочно занимая первое место по производству мяса, молока и яиц среди регионов Северо-Западного федерального округа. В 2011 году объем производства продукции сельского хозяйства по сравнению с 2010 годом увеличился на 7,5%, объем животноводства вырос на 10%, продукции растениеводства – на 2,8%.

По объему строительных работ  область занимает второе место в  Северо-Западном федеральном округе. В 2011 году объем введенной жилой  площади составил 1075 тыс. кв. м (15 тыс. квартир) и увеличился по сравнению с 2010 годом на 3%. Населением за счет собственных средств и с помощью кредитов банков построено 4326 домов общей площадью 490 тыс. кв. м (46% общего ввода).15

Ленинградская область имеет  хорошую сырьевую базу. Благодаря  богатым запасам лесных ресурсов, она является одним из главных поставщиков лесопродукции на внутренний и внешний рынки. В 2010 году объем заготовки составил 6,1 млн. куб. метров.. На территории области есть бокситы, глина, фосфориты, сланцы, гранит, известняк, песок - всего разведано 26 наименований полезных ископаемых. Наиболее крупным эксплуатируемым месторождением горючих сланцев является Ленинградское месторождение, фосфоритов - Кингисеппское месторождение. Выявлены новые виды сырья - магнетитовые руды, олово и серебро, уран, цветные и отделочные камни, природный газ и битумы. Более 13 процентов территории покрыто болотами, что обусловливает наличие промышленных запасов торфа.

В пределах области находятся  самые крупные озера Европы - Ладожское и Онежское и более 1800 озер меньших размеров (более 700 озер расположены на Карельском перешейке). Самые крупные реки - Нева, Свирь, Волхов и Вуокса. Обеспеченность природными ресурсами в свете глобальных тенденций развития приобретает особое значение.16

Уверенный рост экономики области дал положительные  результаты в социальной сфере. Средняя номинальная заработная плата в 2011 году составила 23 463 руб. (см. приложение, табл. 1). Растет объем услуг, предоставляемых населению в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта.

Динамика роста  номинальной заработной платы в  Ленинградской области за 2000-2010 гг. была достаточно стабильной, за исключением 2008-2009+ гг. (см. приложение, рис. 5).

На рисунке 6 (см. приложение) представлена динамика изменения реальных денежных доходов населения и реальной заработной платы. Необходимо отметить устойчивый рост как реальной начисленной заработной платы, так и  реальных денежных доходов населения. Исключение составляет период с 2008 по 2009 год. Это связано с кризисными явлениями в экономике России в целом.17

Однако экономические  успехи региона в различной степени  затрагивают отдельные муниципальные  образования (муниципальные районы, городские и сельские поселения). Не редкость, когда с индустриально  развитым центрами с высоким уровнем жизни и средней зарплатой не менее 35 тыс. руб. соседствуют населенные пункты, жители которых вынуждены искать работу за пределами своего муниципалитета. Особенно остро проблема неравномерного экономического развития проявляется в моногородах, находящихся в стадии стагнации, а также в удаленных территориях Лодейнопольского и Подпорожского районов. В области сохраняются населенные пункты без регулярного транспортного сообщения, где не обеспечиваются равный доступ населения к услугам здравоохранения, социального обеспечения, культуры и др., где в домах отсутствует газ, водопровод и др. коммунальные услуги, являющиеся обязательным атрибутом современного представления о качестве жизни населения. Тем не менее область имеет высокий социально-экономический потенциал, позволяющий приступить к решению масштабных задач по повышению качества жизни населения, выравниванию уровня экономического развития  районов области и достижению агрегированных экономических показателей на уровне лучших субъектов федерации.18

Информация о работе Статистика. Статистический анализ условий социально-экономического развития Ленинградской области