Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 15:55, курсовая работа
анализ условий социально экономического развития лен области
Введение.............................................................................................................3
1. Теоретические аспекты условий социально-экономического развития.......6
1.1. Социально-экономическое развитие: особенности, значение...........6
1.2. Инструменты управления социально-экономическим развитием региона................................................................................................................7
2. Статистический анализ условий социально-экономического развития Ленинградской области....................................................................................10
2.1. Общая характеристика и оценка социально-экономического развития Ленинградской области.....................................................................10
2.2. Динамика финансирования программ социально-экономического развития Ленинградской области государством за 2007-2011 гг....................19
3. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Ленинградской области......................................................................................21
3.1. Основные проблемы социально-экономического развития Ленинградской области.......................................................................................21
3.2. Перспективы социально-экономического развития Ленинградской области...............................................................................................................23
Заключение........................................................................................................25
Список использованных источников.................................................................28
2.2. Динамика финансирования программ социально-экономического развития Ленинградской области государством за 2007-2011 гг.
Приведем сведения государственного и муниципального финансирования программ социально-экономического развития Ленинградской области государством за 2009-2011 гг. (см. приложение, табл. 2).19
С помощью горизонтального и вертикального (структурного) анализа можно получить наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре, а также динамике этих изменений.
Горизонтальный анализ представлен в таблице 3 (см. приложение).
На основании данных таблицы 3 можно сделать вывод о том, что по статье «Финансирование на защиту населения и территории о чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона» в сравнении с базисным 2009 годом бюджет уменьшился на 13,46% в 2010 году и на 10,49% в 2011 году.
Так же наблюдалось снижение по статьям «Дорожное хозяйство» (2010 - на 51,56%, в 2011 - на 47,79%), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (в 2010 году - на 91,44%, в 2011 - на 90,71%), «Социальное обеспечение населения» (в 2010 году - на 30,54%, в 2011 - на 10,7%).
По статьям «Образование», «Культура», «Здравоохранение, физическая культура и спорт» наблюдалось повышение, в 2010 году - на 24,79%, 12,31%, 23,27 и в 2011 году - на 35,21%, 22,39%, 33,36 соответственно.
В таблице 4 представим вертикальный анализ бюджета государственного и муниципального финансирования программы социально-экономического развития Ленинградской области государством в процентном соотношении (см. приложение).
Исходя из таблицы 4 можно сделать вывод о том, что на протяжении всего исследуемого периода в структуре бюджета преобладают расходы на здравоохранение, при этом в сравнении с 2009 годом их удельный вес вырос 11,19% в 2010 году и на 10,81% в 2011 году.
За 2009-2011 гг. в Ленинградской области наблюдается дефицит государственного и муниципального финансирования программы социально-экономического развития по статьям «Защита населения и территории о чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона», «Дорожное хозяйство», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Социальное обеспечение населения». Таким образом, стоит профинансировать бюджетный дефицит, т.е. покрыть отрицательного сальдо бюджета путем привлечения финансовых ресурсов за счет государственных займов и уменьшения остатков ликвидных финансовых средств государства.
3. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Ленинградской области
3.1. Основные
проблемы социально-экономическ
В числе основных проблем, имеющих стратегическое значение для социально-экономического развития Ленинградской области можно выделить следующие:
- Неконкурентоспособность экономики - неконкурентоспособность трудовых ресурсов.
- Неподготовленность экономики, государственного, муниципального и корпоративного управления к глобальным, национальным или отраслевым кризисам, к научно-техническим революциям; усиление неэффективности значимых секторов экономики.
- Рост численности граждан, нуждающихся в социальной поддержке.
- Отток наиболее конкурентоспособных трудовых ресурсов.
- Стагнация здравоохранения, несоответствие системы оказания медицинской помощи современным стандартам качества, неэффективность ее структуры.
- Отставание системы образования от развивающихся социальных и экономических требований, от колебаний численности отдельных возрастных групп.
- Неготовность части педагогических и руководящих кадров в системе образования к системному решению задач инновационного развития.
- Сокращение возможностей финансирования социальной сферы, невосполняемая амортизация материально-технической базы учреждений социальной сферы.
- Продолжающееся отставание в развитии рынка государственных, муниципальных и социальных услуг, территориальная неравномерность размещения социальной инфраструктуры.
- Сохранение и усиление несбалансированности системы местного самоуправления по доходным источникам и расходным обязательствам.
- Несовершенство федерального законодательства в части недоучета региональной специфики, сдерживания местных инициатив, установления неэффективных ограничений или предоставления прав, не уравновешенных ответственностью.
- Износ основных фондов объектов коммунальной инфраструктуры, сохранение и увеличение удельного веса ветхого и аварийного жилья, сокращение уровня благоустройства и комфортности проживания.
- Нестабильное налоговое законодательство Российской Федерации.
- Зависимость от внешних поставщиков техники, сырья и материалов.
- Сохраняющийся недостаток механизмов обеспечения согласованного развития территориальных информационных систем и необходимой инфраструктуры для их взаимодействия с дублированием бюджетных расходов на информатизацию и сложностью межведомственного взаимодействия.
- Незавершенность формирования государственного имущественного комплекса Ленинградской области в соответствии с требованиями устойчивого социально-экономического развития и бюджетными возможностями области.
- Значительное изменение
конъюнктуры внешних рынков, влияющее
на основные экспортно-
Таким образом, проблемы указывают на необходимость открытости государственной финансовой политики в области воздействия на социально-экономическое развитие Ленинградской области.
3.2. Перспективы социально-экономического развития Ленинградской области
Среднесрочный и долгосрочный прогнозы социально-экономического развития Ленинградской области разработаны в соответствии с основными положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2013 года, с учетом эффекта от реализации антикризисных мер, направленных на оздоровление экономики региона, ретроспективного анализа социально-экономического развития Ленинградской области, перспективной экстраполяции с применением метода экспертных оценок, корреляционного анализа и балансового метода.
С учетом влияния внешних и внутренних факторов, способствующих развитию региона и ограничивающих его развитие, прогнозы разработаны в двух вариантах:
- первый - умеренный, обеспечивающий сохранение сравнительно невысоких, но всесторонних темпов социального и экономического развития, некоторый рост социальных показателей;
- второй - сдержанно-оптимистический, основанный на повышении энергоэффективности, производительности труда и квалификации трудовых ресурсов, активно ускоренном транспортно-технологическом развитии области, развитии производства по другим видам деятельности и увеличением доли наукоемкой продукции.
Сдержанно-оптимистический вариант прогноза развития области ближе к целевому варианту развития, который отражает уровень экономических показателей, необходимый для решения задачи повышения уровня и качества жизни населения. Уровень доходов и качество жизни должны достигнуть показателей, характерных для развитых экономик. Это обеспечение безопасности жизнедеятельности, рост благосостояния граждан, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам.21
Заключение
Итак, социально-экономическое развитие региона - это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.
Социально-экономическое состояние Ленинградской области определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь - методами регионального управления.
Ленинградская область является крупнейшим на северо-западе России транспортным центром, одним из ведущих регионов в лесопромышленном комплексе и сельском хозяйстве.
Область располагает значительными природными ресурсами, высоким по уровню профессиональной квалификации трудовым потенциалом. Регион ведет активную внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность, занимает лидирующие позиции в стране по ряду отраслей сельского хозяйства и промышленности, развивает ресурсы для создания достойного жизненного уровня населения.
Область имеет
высокий социально-
Цели и содержание
системы стратегического
Комитет экономического
развития и инвестиционной деятельности
Ленинградской области
Финансирование программ социально-экономического развития Ленинградской области производится за счет привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Для реализации программ социально-экономического развития Ленинградской области по решению государственного заказчика региональной программы в составе имущества, закрепленного за дирекцией региональной программы, могут создаваться специальные фонды.
Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций; средства бюджетов субъектов Российской Федерации; средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти; другие средства.
Проблемы, имеющие стратегическое значение для социально-экономического развития Ленинградской области указывают на необходимость открытости государственной финансовой политики в этой области.
С учетом влияния внешних и внутренних факторов, способствующих развитию региона и ограничивающих его развитие, существует 2 варианта перспектив социально-экономического развития Ленинградской области: первый - умеренный, обеспечивающий сохранение сравнительно невысоких, но всесторонних темпов социального и экономического развития, некоторый рост социальных показателей; второй - сдержанно-оптимистический, основанный на повышении энергоэффективности, производительности труда и квалификации трудовых ресурсов, активно ускоренном транспортно-технологическом развитии области, развитии производства по другим видам деятельности и увеличением доли наукоемкой продукции.
Сдержанно-оптимистический вариант прогноза развития области ближе к целевому варианту развития, который отражает уровень экономических показателей, необходимый для решения задачи повышения уровня и качества жизни населения. Уровень доходов и качество жизни должны достигнуть показателей, характерных для развитых экономик. Это обеспечение безопасности жизнедеятельности, рост благосостояния граждан, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам.
Список использованных источников
1. Борило Е.В. Проблемы стабильного экономического развития Северо-Западного региона // ЭКО, 2009.- №2.
2. Демографический ежегодник России. 2011.- М.: Росстат, 2011. - 557 c.
3. Истомин А.В. Проблемы социально-экономического развития регионов Севера России в новых условиях / А.В.Истомин, В.С.Селин, Е.И.Зайцев // Регион: экономика и социология, 2008.- №4.
4. Павлов К.В. Особенности стратегии социально-экономического развития в регионах Севера России // Нац. интересы: приоритеты и безопасность, 2010.- №3.
5. Постановление Правительства Ленинградской области от 11.07.2011 N 210 «О внесении изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 19 августа 2010 года N 219 «О проекте областного закона «О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года» и утверждении Сводного перечня целей и задач Правительства Ленинградской области по социально-экономическому развитию Ленинградской области на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года»