Статистика. Статистический анализ условий социально-экономического развития Ленинградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

анализ условий социально экономического развития лен области

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3
1. Теоретические аспекты условий социально-экономического развития.......6
1.1. Социально-экономическое развитие: особенности, значение...........6
1.2. Инструменты управления социально-экономическим развитием региона................................................................................................................7
2. Статистический анализ условий социально-экономического развития Ленинградской области....................................................................................10
2.1. Общая характеристика и оценка социально-экономического развития Ленинградской области.....................................................................10
2.2. Динамика финансирования программ социально-экономического развития Ленинградской области государством за 2007-2011 гг....................19
3. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Ленинградской области......................................................................................21
3.1. Основные проблемы социально-экономического развития Ленинградской области.......................................................................................21
3.2. Перспективы социально-экономического развития Ленинградской области...............................................................................................................23
Заключение........................................................................................................25
Список использованных источников.................................................................28

Файлы: 1 файл

1621 Статистика. Статистический анализ условий социально-экономического развития Ленинградской области (1).doc

— 500.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Динамика финансирования программ социально-экономического развития Ленинградской области государством за 2007-2011 гг.

Приведем сведения государственного и муниципального финансирования программ социально-экономического развития Ленинградской области государством за 2009-2011 гг. (см. приложение, табл. 2).19

С помощью горизонтального и вертикального (структурного) анализа можно получить наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре, а также динамике этих изменений.

Горизонтальный анализ представлен в таблице 3 (см. приложение).

На основании  данных таблицы 3 можно сделать вывод о том, что по статье «Финансирование на защиту населения и территории  о чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона» в сравнении с базисным 2009 годом бюджет уменьшился на 13,46% в 2010 году и на 10,49% в 2011 году.

Так же наблюдалось  снижение по статьям «Дорожное хозяйство» (2010 - на 51,56%, в 2011 - на 47,79%), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (в 2010 году - на 91,44%, в 2011 - на 90,71%), «Социальное обеспечение населения» (в 2010 году - на 30,54%, в 2011 - на 10,7%).

По статьям  «Образование», «Культура», «Здравоохранение, физическая культура и спорт» наблюдалось повышение, в 2010 году - на 24,79%, 12,31%, 23,27 и в 2011 году - на 35,21%, 22,39%, 33,36 соответственно.

В таблице 4 представим вертикальный анализ бюджета государственного и муниципального финансирования программы социально-экономического развития Ленинградской области государством в процентном соотношении (см. приложение).

Исходя из таблицы 4 можно сделать вывод о том, что на протяжении всего исследуемого периода в структуре бюджета преобладают расходы на здравоохранение, при этом в сравнении с 2009 годом их удельный вес вырос 11,19% в 2010 году и на 10,81% в 2011 году.

За 2009-2011 гг. в Ленинградской области наблюдается дефицит государственного и муниципального финансирования программы социально-экономического развития по статьям «Защита   населения    и    территории    о чрезвычайных    ситуаций    природного    и техногенного характера, гражданская оборона», «Дорожное хозяйство», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Социальное обеспечение населения». Таким образом, стоит профинансировать бюджетный дефицит, т.е. покрыть отрицательного сальдо бюджета путем привлечения финансовых ресурсов за счет государственных займов и уменьшения остатков ликвидных финансовых средств государства.

 

3. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Ленинградской области

3.1. Основные  проблемы социально-экономического развития Ленинградской области

В числе основных проблем, имеющих стратегическое значение для социально-экономического развития Ленинградской области можно выделить следующие:

- Неконкурентоспособность экономики - неконкурентоспособность трудовых ресурсов.

- Неподготовленность экономики, государственного, муниципального и корпоративного управления к глобальным, национальным или отраслевым кризисам, к научно-техническим революциям; усиление неэффективности значимых секторов экономики.

- Рост численности граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

- Отток наиболее конкурентоспособных трудовых ресурсов.

- Стагнация здравоохранения, несоответствие системы оказания медицинской помощи современным стандартам качества, неэффективность ее структуры.

- Отставание системы образования от развивающихся социальных и экономических требований, от колебаний численности отдельных возрастных групп.

- Неготовность части педагогических и руководящих кадров в системе образования к системному решению задач инновационного развития.

- Сокращение возможностей финансирования социальной сферы, невосполняемая амортизация материально-технической базы учреждений социальной сферы.

- Продолжающееся отставание в развитии рынка государственных, муниципальных и социальных услуг, территориальная неравномерность размещения социальной инфраструктуры.

- Сохранение и усиление несбалансированности системы местного самоуправления по доходным источникам и расходным обязательствам.

- Несовершенство федерального законодательства в части недоучета региональной специфики, сдерживания местных инициатив, установления неэффективных ограничений или предоставления прав, не уравновешенных ответственностью.

- Износ основных фондов объектов коммунальной инфраструктуры, сохранение и увеличение удельного веса ветхого и аварийного жилья, сокращение уровня благоустройства и комфортности проживания.

- Нестабильное налоговое законодательство Российской Федерации.

- Зависимость от внешних поставщиков техники, сырья и материалов.

- Сохраняющийся недостаток механизмов обеспечения согласованного развития территориальных информационных систем и необходимой инфраструктуры для их взаимодействия с дублированием бюджетных расходов на информатизацию и сложностью межведомственного взаимодействия.

- Незавершенность формирования государственного имущественного комплекса Ленинградской области в соответствии с требованиями устойчивого социально-экономического развития и бюджетными возможностями области.

- Значительное изменение  конъюнктуры внешних рынков, влияющее  на основные экспортно-импортные  связи предприятий Ленинградской  области.20

Таким образом, проблемы указывают на необходимость открытости государственной финансовой политики в области воздействия на социально-экономическое развитие Ленинградской области.

3.2. Перспективы социально-экономического развития Ленинградской области

Среднесрочный и долгосрочный прогнозы социально-экономического развития Ленинградской области разработаны в соответствии с основными положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2013 года, с учетом эффекта от реализации антикризисных мер, направленных на оздоровление экономики региона, ретроспективного анализа социально-экономического развития Ленинградской области, перспективной экстраполяции с применением метода экспертных оценок, корреляционного анализа и балансового метода.

С учетом влияния внешних  и внутренних факторов, способствующих развитию региона и ограничивающих его развитие, прогнозы разработаны  в двух вариантах:

- первый - умеренный, обеспечивающий сохранение сравнительно невысоких, но всесторонних темпов социального и экономического развития, некоторый рост социальных показателей;

- второй - сдержанно-оптимистический, основанный на повышении энергоэффективности, производительности труда и квалификации трудовых ресурсов, активно ускоренном транспортно-технологическом развитии области, развитии производства по другим видам деятельности и увеличением доли наукоемкой продукции.

Сдержанно-оптимистический  вариант прогноза развития области ближе к целевому варианту развития, который отражает уровень экономических показателей, необходимый для решения задачи повышения уровня и качества жизни населения. Уровень доходов и качество жизни должны достигнуть показателей, характерных для развитых экономик. Это обеспечение безопасности жизнедеятельности, рост благосостояния граждан, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам.21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, социально-экономическое развитие региона - это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.

Социально-экономическое  состояние Ленинградской области определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь - методами регионального управления.

Ленинградская область является крупнейшим на северо-западе России транспортным центром, одним  из ведущих регионов в лесопромышленном комплексе и сельском хозяйстве.

Область располагает  значительными природными ресурсами, высоким по уровню профессиональной квалификации трудовым потенциалом. Регион ведет активную внешнеэкономическую  и внешнеторговую деятельность, занимает лидирующие позиции в стране по ряду отраслей сельского хозяйства и промышленности, развивает ресурсы для создания достойного жизненного уровня населения.

Область имеет  высокий социально-экономический  потенциал, позволяющий приступить к решению масштабных задач по повышению качества жизни населения, выравниванию уровня экономического развития  районов области и достижению агрегированных экономических показателей на уровне лучших субъектов федерации.

Цели и содержание системы стратегического планирования и социально-экономического прогнозирования, общий порядок разработки прогнозов и программ социально-экономического развития Ленинградской области определяются областным законом от 18 мая 2006 года № 22-оз «О стратегическом планировании социально-экономического развития Ленинградской области». Указанный областной закон устанавливает основные принципы, содержание и порядок осуществления  стратегического планирования социально-экономического развития  Ленинградской области и муниципальных образований Ленинградской области.

Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области использует «Сводный перечень целей и задач  Правительства Ленинградской области  по социально-экономическому развитию Ленинградской области на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года»  как основу формирования программы социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года.

Финансирование  программ социально-экономического развития Ленинградской области производится за счет привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Для реализации программ социально-экономического развития Ленинградской области по решению  государственного заказчика региональной программы в составе имущества, закрепленного за дирекцией региональной программы, могут создаваться специальные фонды.

Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций; средства бюджетов субъектов Российской Федерации; средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти; другие средства. 

Проблемы, имеющие  стратегическое значение для социально-экономического развития Ленинградской области указывают на необходимость открытости государственной финансовой политики в этой области.

С учетом влияния  внешних и внутренних факторов, способствующих развитию региона и ограничивающих его развитие, существует 2 варианта перспектив социально-экономического развития Ленинградской области: первый - умеренный, обеспечивающий сохранение сравнительно невысоких, но всесторонних темпов социального и экономического развития, некоторый рост социальных показателей; второй - сдержанно-оптимистический, основанный на повышении энергоэффективности, производительности труда и квалификации трудовых ресурсов, активно ускоренном транспортно-технологическом развитии области, развитии производства по другим видам деятельности и увеличением доли наукоемкой продукции.

Сдержанно-оптимистический вариант прогноза развития области ближе к целевому варианту развития, который отражает уровень экономических показателей, необходимый для решения задачи повышения уровня и качества жизни населения. Уровень доходов и качество жизни должны достигнуть показателей, характерных для развитых экономик. Это обеспечение безопасности жизнедеятельности, рост благосостояния граждан, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Борило Е.В. Проблемы стабильного экономического развития Северо-Западного региона // ЭКО, 2009.- №2.

2. Демографический ежегодник России. 2011.- М.: Росстат, 2011. - 557 c.

3. Истомин А.В. Проблемы социально-экономического развития регионов Севера России в новых условиях / А.В.Истомин, В.С.Селин, Е.И.Зайцев // Регион: экономика и социология, 2008.- №4.

4. Павлов К.В. Особенности стратегии социально-экономического развития в регионах Севера России // Нац. интересы: приоритеты и безопасность, 2010.- №3.

5. Постановление Правительства Ленинградской области от 11.07.2011 N 210 «О внесении изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 19 августа 2010 года N 219 «О проекте областного закона «О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года» и утверждении Сводного перечня целей и задач Правительства Ленинградской области по социально-экономическому развитию Ленинградской области на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года»

Информация о работе Статистика. Статистический анализ условий социально-экономического развития Ленинградской области