Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:47, курсовая работа
Одним из основных направлений анализа социально-экономического развития страны является изучение уровня жизни населения. Социальные проблемы волнуют всех: центральные и местные органы власти, профсоюзы и партии, научную общественность и, наконец, само население. Это и понятно, поскольку повышение уровня благосостояния, улучшение условий жизни различных слоев населения относятся к числу важнейших долгосрочных приоритетов социально-экономического развития страны. Социально-экономические индикаторы являются составной частью социальных программ. Они позволяют оценить эффективность экономической и социальной политики, проводимой органами государственного управления, и используются в качестве инструмента измерения степени достижения поставленных целей и влияния экономических реформ на уровень жизни населения.
Введение…………………………………………………………………….3
I. Статистика уровня жизни населения:………………………………….5
1. Интегральные показатели уровней жизни населения………….7
2. Статистика цен и инфляции…………………………………….14
3. Показатели статистики социальной сферы…………………..30
Заключение…………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………...39
Также представлено приложение 3.
Норвегия |
0,938 |
Австралия |
0,937 |
Новая Зеландия |
0,907 |
США |
0,902 |
Ирландия |
0,895 |
Лихтенштейн |
0,891 |
Нидерланды |
0,890 |
Канада |
0,888 |
Швеция |
0,885 |
Германия |
0,885 |
Япония |
0,884 |
Республика Корея |
0,877 |
Швейцария |
0,874 |
Франция |
0,872 |
ИРЧП в России.
Россия сегодня занимает 65 место в списке из 169 стран с показателем 0,7193, таким образом входя в группу стран с высоким ИРЧП. Россия входит в регион — Восточная Европа и Центральная Азия, в котором находится 31 страна, располагаясь на 18 месте в данной группе. Лидером группы является Чехия — 0,841 (28 место в мире), замыкает группу Таджикистан. Однако, следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН 4 ноября 2010 года относятся к 2008 году и ранее.
Из стран бывшего СССР, Россию
опережают Эстония — 0,812 (5 место
в группе/34 место в мире, очень
высокий показатель ИРЧП), Литва
— 0,783 (9/44), Латвия — 0,769 (10/48) и Белоруссия
— 0,732 (16/61). Главным образом это
связано с относительным низким
уровнем доступности
2.1 Понятие, экономическая сущность цены и инфляции
Цена
- это многофункциональное
Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.
Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического исследования. Нужно отметить, что на государственном уровне изучением статистики цен занимается самостоятельная служба, но на данное время сложились ещё и альтернативные службы статистики цен.
Статистика
изучает закономерности ценообразования
и изменения цен, опираясь на современную
экономическую теорию. Как известно,
существуют различные взгляды на
экономическую природу
Большинство отечественных экономистов (Ш.Л. Турецкий, С.Г. Столяров, Г.А. Горина, Т.Г. Евдокимова, Д.Ф. Ковалевский и др.) ориентировались на марксистскую теорию цены. В начале XX века российские экономисты, как и их зарубежные коллеги, придерживались точки зрения на понятие цены, аналогичной взглядам современных маркетологов. Например, В.С. Войтинский утверждал, что цена - это сумма денег, за которую отчуждается товар в акте купли-продажи. В основе мотивации как исходного пункта теории цены - соображения полезности. П.Б. Струве считал, что стоимость - не производственное общественное отношение, а отношение в обмене, когда рыночная цена - “производная множества сталкивающихся воль", а “типическая ценность вырастает из реальной цены” (“что не имеет цены - не имеет ценности”).
В
зарубежной экономической науке
широкое распространение
Таким образом, сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:
1)
индикатор, отражающий
2)
маркетинговый регулятор рынка,
Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И, наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.
Отечественное
ценообразование в своем
Основной вид цен дореволюционного периода - свободно калькулируемые цены. В условиях командно-административной экономики на основную массу товаров назначались государственные прейскуранты цен.
Розничные цены формировались с учетом взаимозаменяемости товаров (по аналогу). Оптовая цена промышленности определялась вычитанием из розничной цены твердо установленных сбытовой скидки (дохода оптового посредника) и торговой скидки (дохода торгов, в чьем подчинении находились магазины).
Оптовая цена предприятия состояла из себестоимости продукции и норматива прибыли предприятия. Буфером, соединяющим расчеты производства и торговли, служили налог с оборота, акциз или дотации государства.
Основные
недостатки планового ценообразования
- многоступенчатость системы согласования
цен, затратный механизм ценообразования,
отсутствие или запоздалая реакция
на изменение спроса, невозможность
охватить большое разнообразие товаров,
предотвратить вымывание
В условиях плановой экономики кроме государственного планового ценообразования существовало и рыночное - на колхозном и неофициальном “черном" рынке. Уровень цен рыночной торговли устанавливался в соответствии с издержками производителей, соотношением спроса и предложения, уровнем цен монополиста (государства).
В
розничном товарообороте в
В качестве пробного рыночного элемента в 80-х годах получили распространение договорные цены (на опытные партии и особо модные товары) и льготные цены (стимулирующие производство особо ценных сельскохозяйственных культур).
В
процессе перехода к рыночной экономике
в системе цен произошли
предельно
фиксированные прейскурантные цены
(устанавливались верхние
регулируемые цены (отпускная цена предприятия и торговая надбавка 20%);
свободные цены (договор между оптовой и розничной торговлей с учетом спроса, торговая наценка не более 20%).
Кроме цен, контролируемых государством, в переходный к рынку период появились и другие разновидности розничных цен - цены коммерческих магазинов, кооперативов, цены на товары, изготовленные частниками. С 01.01.92 г. практически все цены, за исключением цен на стратегические товары, отпущены правительством “на свободу". Либерализация цен означало право продавца и в первую очередь производителя назначать свою цену. Невозможность государственных магазинов самостоятельно назначать цену продажи при фиксированном размере торговой накидки (15-25% к цене, по которой магазин закупает товар у поставщика) привела к заинтересованности обеих сторон в росте цен.
В условиях развитого рынка основным видом цен являются свободные от жесткого регулирования цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии в первую очередь зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как правило, максимизация прибыли или доли на рынке, достижение стабильного положения.
Наряду с таким понятием как цена в плотной взаимосвязи находится и понятие инфляции.
Инфляция - это повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.
Инфляция - представляет собой переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и рост цен.
В экономической литературе выделяют следующие виды инфляции:
1.
В зависимости от “глубины”
государственного
Подавленная инфляция протекает в скрытой форме и проявляется в снижении качества продукции, изменении структуры ассортимента, увеличении дефицита в экономике, росте очередей. Подавленная инфляция возникает, если макроэкономическое равновесие спроса сопровождается всеобщим государственным контролем цен. Это случается, когда государство, обеспокоенное инфляционным не равновесием рынков, обращает внимание не на породившие его причины, а на последствия. Вместо того чтобы систематически заниматься профилактикой инфляции и при необходимости демонтировать ее механизмы, оно пытается подавить ее проявления. Например, временно замораживаются цены и доходы, устанавливаются верхние пределы их роста и т.д. Иногда государство ставит задачу удержать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темп роста производительности труда.
Механизм
подавленной инфляции связан с неизбежным
возникновением разрыва между административно
установленными и более высокими
рыночными ценами. Появляется дефицит,
покупатели в поисках нужного
товара переплачивают торговцам. Начинается
перемещение товарных масс из официальной
экономики в теневую. Образуется
как бы “дыра", в которую проваливаются
товары. Любые попытки закрыть
ее с помощью правоохранительных
органов, общественного контроля и
т.п. в лучшем случае приводят к временному
выправлению ситуации, но не могут
сломать инфляционный механизм. Не
удается это сделать и путем
административного повышения