Статистика уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Одним из основных направлений анализа социально-экономического развития страны является изучение уровня жизни населения. Социальные проблемы волнуют всех: центральные и местные органы власти, профсоюзы и партии, научную общественность и, наконец, само население. Это и понятно, поскольку повышение уровня благосостояния, улучшение условий жизни различных слоев населения относятся к числу важнейших долгосрочных приоритетов социально-экономического развития страны. Социально-экономические индикаторы являются составной частью социальных программ. Они позволяют оценить эффективность экономической и социальной политики, проводимой органами государственного управления, и используются в качестве инструмента измерения степени достижения поставленных целей и влияния экономических реформ на уровень жизни населения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
I. Статистика уровня жизни населения:………………………………….5
1. Интегральные показатели уровней жизни населения………….7
2. Статистика цен и инфляции…………………………………….14
3. Показатели статистики социальной сферы…………………..30
Заключение…………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 63.91 Кб (Скачать файл)

Также представлено приложение 3.

Норвегия

0,938

Австралия

0,937

Новая Зеландия

0,907

США

0,902

Ирландия

0,895

Лихтенштейн

0,891

Нидерланды

0,890

Канада

0,888

Швеция

0,885

Германия

0,885

Япония

0,884

Республика Корея

0,877

Швейцария

0,874

Франция

0,872


ИРЧП в России.

Россия сегодня занимает 65 место  в списке из 169 стран с показателем 0,7193, таким образом входя в группу стран с высоким ИРЧП. Россия входит в регион — Восточная Европа и Центральная Азия, в котором находится 31 страна, располагаясь на 18 месте в данной группе. Лидером группы является Чехия — 0,841 (28 место в мире), замыкает группу Таджикистан. Однако, следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН 4 ноября 2010 года относятся к 2008 году и ранее.

Из стран бывшего СССР, Россию опережают Эстония — 0,812 (5 место  в группе/34 место в мире, очень  высокий показатель ИРЧП), Литва  — 0,783 (9/44), Латвия — 0,769 (10/48) и Белоруссия — 0,732 (16/61). Главным образом это  связано с относительным низким уровнем доступности образования и уровнем здоровья, хотя по экономическим показателям Россия опережает Литву и Латвию. Немного уступают России — Казахстан — 0,714 (19/66), Азербайджан — 0,713 (20/67), Украина — 0,710 (22/69), Грузия — 0,698 (24/74). Страны со средним уровнем развития — Узбекистан — 0,617 (29/102), Киргизия — 0,598 (30/109) и Таджикистан — 0,580 (31/112) замыкают группу4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Статистика цен  и инфляция.

2.1 Понятие, экономическая сущность цены и инфляции

Цена - это многофункциональное экономическое  явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто ведёт за собой серьёзнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной  информации о ценах, в глубоком анализе  закономерностей и тенденций  их изменения заинтересовано всё  общество, а не только властные структуры  и маркетинговые службы.

Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу  товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цены, процессы их образования и изменения  представляют собой предмет статистического  исследования. Нужно отметить, что  на государственном уровне изучением  статистики цен занимается самостоятельная  служба, но на данное время сложились  ещё и альтернативные службы статистики цен.

Статистика  изучает закономерности ценообразования  и изменения цен, опираясь на современную  экономическую теорию. Как известно, существуют различные взгляды на экономическую природу стоимости, а значит, и цены. Теория трудовой стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) определяет сущность цены как денежную форму стоимости товара, создаваемой  общественно необходимым рабочим  временем. Теория предельной полезности (У. Джевонс, К. Менгер, Е. Бем-Баверк) трактует цену как продукт субъективных со стороны покупателя и продавца определений  стоимости, где общая стоимость  благ, участвующих в производстве, регулируется предельной полезностью  конечного продукта. Известны также  другие теории стоимости, сочетающие эти  две противоположные точки зрения (например, неоклассическая теория А. Маршала, признающая равную роль издержек и полезности в формировании цены).

Большинство отечественных экономистов (Ш.Л. Турецкий, С.Г. Столяров, Г.А. Горина, Т.Г. Евдокимова, Д.Ф. Ковалевский и др.) ориентировались на марксистскую теорию цены. В начале XX века российские экономисты, как и их зарубежные коллеги, придерживались точки зрения на понятие цены, аналогичной взглядам современных маркетологов. Например, В.С. Войтинский утверждал, что цена - это сумма денег, за которую отчуждается товар в акте купли-продажи. В основе мотивации как исходного пункта теории цены - соображения полезности. П.Б. Струве считал, что стоимость - не производственное общественное отношение, а отношение в обмене, когда рыночная цена - “производная множества сталкивающихся воль", а “типическая ценность вырастает из реальной цены” (“что не имеет цены - не имеет ценности”).

В зарубежной экономической науке  широкое распространение получила точка зрения П. Самуэльсона, считающего, что конкурентная цена определяется спросом и предложением и ограниченно - издержками производства, а также  теория (Ф. Котлера), согласно которой  цена есть денежная сумма, взимаемая  за единицу товара, т.е. измеритель, эквивалент, по которому товар обменивается на деньги.

Таким образом, сущность цены, ее экономическая  природа проявляются в двойной  роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

1) индикатор, отражающий политику  и конъюнктуру рынка (соотношение  спроса и предложения, торговый  и экономический риск, кредитно-финансовую  ситуацию, степень конкурентности  на рынке и т.д.);

2) маркетинговый регулятор рынка,  с помощью которого осуществляется  воздействие на спрос и предложение,  структуру и емкость рынка,  покупательную способность рубля,  оборачиваемость товарных запасов  и т.д. В качестве регулятора  цены позволяют ограничивать  потребление ресурсов и являются  мотивацией для производства.

Рыночная  цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения  спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И, наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

Отечественное ценообразование в своем развитии прошло несколько этапов, тесно связанных  с экономическим развитием страны.

Основной  вид цен дореволюционного периода - свободно калькулируемые цены. В условиях командно-административной экономики  на основную массу товаров назначались  государственные прейскуранты цен.

Розничные цены формировались с учетом взаимозаменяемости товаров (по аналогу). Оптовая цена промышленности определялась вычитанием из розничной  цены твердо установленных сбытовой скидки (дохода оптового посредника) и  торговой скидки (дохода торгов, в чьем подчинении находились магазины).

Оптовая цена предприятия состояла из себестоимости  продукции и норматива прибыли  предприятия. Буфером, соединяющим  расчеты производства и торговли, служили налог с оборота, акциз  или дотации государства.

Основные  недостатки планового ценообразования - многоступенчатость системы согласования цен, затратный механизм ценообразования, отсутствие или запоздалая реакция  на изменение спроса, невозможность  охватить большое разнообразие товаров, предотвратить вымывание дешевых  товаров под видом обновления ассортимента, искусственное сдерживание  цен, усиливающее дефицит товаров  и др., не позволяли цене в полной мере выполнять важную функцию регулятора производства и потребления.

В условиях плановой экономики кроме  государственного планового ценообразования  существовало и рыночное - на колхозном  и неофициальном “черном" рынке. Уровень цен рыночной торговли устанавливался в соответствии с издержками производителей, соотношением спроса и предложения, уровнем цен монополиста (государства).

В розничном товарообороте в целом  по стране доля колхозного рынка была незначительной (1-3%), но цены его в  большинстве городов (за исключением  наиболее крупных) сильно влияли на средний  уровень розничных цен (например, на мясо) вследствие острого дефицита продуктов по твердым государственным  ценам. В конце 80-х годов переплаты  населения за товары, купленные на “черном" рынке, составляли несколько  миллиардов рублей ежегодно и увеличивались  за год в 2-3 раза.

В качестве пробного рыночного элемента в 80-х годах получили распространение  договорные цены (на опытные партии и особо модные товары) и льготные цены (стимулирующие производство особо  ценных сельскохозяйственных культур).

В процессе перехода к рыночной экономике  в системе цен произошли значительные изменения. Реформа цен от 02.04.91 г. установила три типа цены:

предельно фиксированные прейскурантные цены (устанавливались верхние лимиты);

регулируемые  цены (отпускная цена предприятия  и торговая надбавка 20%);

свободные цены (договор между оптовой и  розничной торговлей с учетом спроса, торговая наценка не более 20%).

Кроме цен, контролируемых государством, в  переходный к рынку период появились  и другие разновидности розничных  цен - цены коммерческих магазинов, кооперативов, цены на товары, изготовленные частниками. С 01.01.92 г. практически все цены, за исключением цен на стратегические товары, отпущены правительством “на  свободу". Либерализация цен означало право продавца и в первую очередь производителя назначать свою цену. Невозможность государственных магазинов самостоятельно назначать цену продажи при фиксированном размере торговой накидки (15-25% к цене, по которой магазин закупает товар у поставщика) привела к заинтересованности обеих сторон в росте цен.

В условиях развитого рынка основным видом цен являются свободные  от жесткого регулирования цены, а  ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии  в первую очередь зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как  правило, максимизация прибыли или  доли на рынке, достижение стабильного  положения.

Наряду  с таким понятием как цена в  плотной взаимосвязи находится  и понятие инфляции.

Инфляция - это повышение общего уровня цен  и обесценение денег, вызванное  нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.

Инфляция - представляет собой переполнение каналов обращения денежной массы  сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и рост цен.

В экономической литературе выделяют следующие виды инфляции:

1. В зависимости от “глубины”  государственного регулирования  экономики, инструментария антиинфляционной  политики инфляция может протекать  в явной или подавленной форме.  Процесс инфляции в явной (открытой) форме проявляется в росте  цен, снижении курса национальной  валюты и т.п. Явная инфляция  не разрушает механизмы рынка:  одновременно с ростом цен  на одних рынках наблюдается  их снижение на других. Это  объясняется тем, что механизмы  рынка продолжают работать, посылают  в экономику ценовые сигналы,  подталкивают инвестиций, стимулируют  расширение производства и предложения.  Следовательно, борьба с явной  (открытой) инфляцией.

Подавленная инфляция протекает в скрытой  форме и проявляется в снижении качества продукции, изменении структуры  ассортимента, увеличении дефицита в  экономике, росте очередей. Подавленная  инфляция возникает, если макроэкономическое равновесие спроса сопровождается всеобщим государственным контролем цен. Это случается, когда государство, обеспокоенное инфляционным не равновесием  рынков, обращает внимание не на породившие его причины, а на последствия. Вместо того чтобы систематически заниматься профилактикой инфляции и при  необходимости демонтировать ее механизмы, оно пытается подавить ее проявления. Например, временно замораживаются цены и доходы, устанавливаются верхние  пределы их роста и т.д. Иногда государство ставит задачу удержать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темп роста производительности труда.

Механизм  подавленной инфляции связан с неизбежным возникновением разрыва между административно  установленными и более высокими рыночными ценами. Появляется дефицит, покупатели в поисках нужного  товара переплачивают торговцам. Начинается перемещение товарных масс из официальной  экономики в теневую. Образуется как бы “дыра", в которую проваливаются  товары. Любые попытки закрыть  ее с помощью правоохранительных органов, общественного контроля и  т.п. в лучшем случае приводят к временному выправлению ситуации, но не могут  сломать инфляционный механизм. Не удается это сделать и путем  административного повышения цен, ибо если в этом случае спрос немного  снижается, то противоинфляционные  выплаты вновь поднимают его, и не равновесие восстанавливается. В результате хронический товарный дефицит в государственном секторе  сопровождается процветанием теневой  экономики, перепродающей товары по ценам, близким к ценам равновесия.

Информация о работе Статистика уровня жизни населения