Статистика уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Общепризнанно, что только экономические показатели роста не могут быть единственными индикаторами развития. Адекватная оценка социальных факторов позволит добиться их рационального использования в целях развития экономики и повышения ее конкурентоспособности. В настоящее время формирование социального государства стало национальной философией многих европейских стран с социальным рыночным хозяйством. В таком государстве программной целью является обеспечение достойных условий жизни и благоденствия всех его граждан.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы изучения уровня жизни населения
1.1 Понятия «уровня жизни населения»,его составляющие
1.2 Система показателей
1.2.1 Показатели уровня жизни населения
1.2.2 Показатели личных доходов населения
1.2.3 Показатели расходов и потребления населения
1.2.4 Показатели дифференциации населения по уровню жизни
1.2.5 Социальные индикаторы качества жизни населения
2. Статистический анализ уровня жизни населения в России
2.1 Общий российский классификатор
2.2 Состав и структура показателей уровня жизни населения
3 Основные направления повышения качества жизни в России.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 122.35 Кб (Скачать файл)

Потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Потребительская корзина состоит из продовольственной корзины и непродовольственной корзины.

Продовольственная корзина представляет собой набор продуктов питания на одного человека в месяц, рассчитанного на основе минимальных норм потребления продуктов, которые соответствуют физическим потребностям человека, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания; а непродовольственная корзина - набор товаров и услуг на одного человека в месяц, рассчитанного на основе минимальных норм потребления товаров и услуг, которые соответствуют физическим потребностям человека.

Обязательный платёж - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы РФ и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ.

Социально-демографические группы населения:

мужчины трудоспособного возраста,

женщины трудоспособного возраста,

мужчины - пенсионеры,

женщины - пенсионеры,

дети в возрасте 0 - 6 лет,

дети в возрасте 7 - 15 лет.

 

 

Величина прожиточного минимума

(в среднем на душу  населения,рублей в месяц)

Таблица 3

 

Все население

В том числе по социально-демографическим группам населения

Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума. Процентов

Трудоспособное население

пенсионеры

дети

2008

4593

4971

3644

4389

324

Iквартал

4402

4755

3508

4218

277

IIквартал

4646

5024

3694

4448

317

IIIквартал

4630

5017

3660

4418

336

IVквартал

4693

5086

3712

4472

360

2009

5153

5572

4100

4930

328

Iквартал

5083

5497

4044

4857

277

IIквартал

5187

5607

4129

4963

327

IIIквартал

5198

5620

4134

4978

322

IVквартал

5144

5562

4091

4922

386

2010

5688

6138

4521

5489

333

Iквартал

5518

5956

4395

5312

293

IIквартал

5625

6070

4475

5423

332

IIIквартал

5707

6159

4532

5510

325

IVквартал

5902

6367

4683

5709

380

2011

6369

6878

5032

6157

326

Iквартал

6473

6986

5122

6265

274

IIквартал

6505

7023

5141

6294

314

IIIквартал

6287

6792

4961

6076

326

IVквартал

6209

6710

4902

5993

395

2012

6510

7049

5123

6259

357

Iквартал

6307

6827

4963

6070

301

IIквартал

6385

6913

5020

6146

351

IIIквартал

6643

7191

5229

6387

348

IVквартал

6705

7263

5281

6432

415

2013

7306

7871

5998

7022

355

Iквартал

7095

7633

5828

6859

307

IIквартал

7372

7941

6043

7104

339

IIIквартал

7429

8014

6097

7105

342

IVквартал

7326

7896

60023

7021

417


 

2.3 Анализ малоимущего населения РФ

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода

Таблица 4

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

           

млн.человек

19,0

18,4

17,7

17,9

15,4

15,5

в процентах от общей численности населения

13,4

13,0

12,5

12,7

10,7

10,8

в процентах к предыдущему году

101,1

96,8

96,2

101,1

86,0

92,3

Дефицит денежного дохода:

           

млрд.руб.

326,7

354,8

375,0

424,1

370,5

417,9

в процентах от общего общема денежных доходов населения

1,3

1,2

1,2

1,2

0,9

0,9


 

 

Численность работников организаций с заработанной платой ниже величины прожиточного минимума

(по данным выборочных  обследований организаций за  апрель)

Таблица 5

 

2007

2009

2011

2013

Численность работников организаций с начисленной заработанной платой ниже величины пржиточного минимума

       

млн. человек

5,5

3,2

4,0

2,3

в процентах от общей численности работников организации

16,5

10,4

13,1

7,8


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределение общего числа малоимущих домашних хозяйств по основным категориям

(по материалам выборочного  обследования бюджетов домашних хозяйств; в процентах)

Таблица 6

 

Малоимущие домашние хозяйства

Крайне бедные домашние хозяйства

Справочно: 
все обследованные домашние хозяйства, 2013 г.

2010

2011

2012

2013

2010

2011

2012

2013

По месту проживания

                 

Проживающие в городах – всего

60,9

62,9

60,9

60,5

46,7

50,5

55,9

52,9

75,2

в том числе с численностью населения, человек:

               

 

 

свыше 1 млн.

7,3

7,8

7,2

8,3

2,0

1,4

2,8

2,3

21,8

от 250тыс до 1 млн.

10,6

9,1

7,5

7,2

5,4

4,6

4,4

4,3

14,5

от 100до 250тыс.

8,5

8,7

8,4

8,8

9,3

10,6

13,0

13,9

8,9

от 50 до 100 тыс.

8,5

8,4

8,3

7,6

7,4

9,1

10,1

9,9

7,5

менее 50 тыс.

25,9

28,3

29,4

28,6

22,5

24,8

25,6

22,5

22,5

Проживающие в сельских поселениях- всего

39,1

37,7

39,1

39,5

53,3

49,5

44,1

47,1

24,8

в том числе с численностью населения, человек:

                 

свыше 5 тыс.

8,9

9,0

9,7

10,8

13,2

10,9

10,5

10,4

6,5

от1 до 5 тыс.

17,3

16,4

17,1

16,2

24,1

22,5

20,6

20,3

10,9

от 200 человеку до 1 тыс.

12,3

11,9

11,7

12,0

15,2

15,1

11,3

14,8

7,1

менее 200

0,6

0,5

0,7

0,6

0,8

1,0

1,7

1,5

0,2

По составу

                 

Домохозяйства, состоящие из:

                 

1 человека

4,5

3,8

3,0

3,0

2,8

1,3

1,0

0,9

21,7

в том числе:

                 

1 человек трудоспособного возраста

2,1

1,6

1,3

1,1

1,8

0,8

0,6

0,6

8,5

1 человек старше трудоспособного  возраста 

2,5

2,1

1,7

1,9

1,0

0,5

0,4

0,3

13,2

2 человек

16,1

16,2

15,0

13,9

9,3

9,3

7,6

6,4

27,0

3человек

26,4

26,6

25,4

24,3

21,2

21,1

19,2

20,3

23,5

4 человек

30,5

31,2

32,5

31,3

32,4

33,9

34,1

30,4

18,6

5 и более человек

22,5

22,3

24,0

27,6

34,5

34,4

38,1

42,1

9,2

По наличию детей

                 

Домашние хозяйства без детей

42,5

40,3

37,8

36,0

34,1

32,5

33,4

32,7

64,1

Домашние хозяйства,имеющие детей в возрасте до 16 лет

57,5

59,7

62,2

64,0

65,9

67,5

66,6

67,3

35,9

втом числе

                 

1 ребенка

31,2

32,7

33,4

32,7

28,6

28,9

26,1

26,3

22,8

2 детей

20,3

20,6

21,3

22,3

22,9

22,9

24,4

22,5

10,7

3 и более детей

6,0

6,5

7,5

9,0

14,4

15,7

16,2

18,5

2,4


 
                  3.Основные направления повышения качества жизни в России. 
Для существенного повышения уровня жизни в России необходимым условием является формирование высокой доли среднего класса. При этом недостаточно просто высоких среднедушевых доходов, необходимы эффективные «социальные лифты»: доступ к качественному профессиональному образованию, укрепление малого и среднего бизнеса (во всех регионах страны). Только при таких условиях средний класс будет действительно устойчивым и станет социальной опорой для стабильного государства.

Важную роль в формировании мощного среднего класса играет территориальная мобильность. На данный момент в России она низка из-за неразвитости рынка жилья и политических установок (в частности, стремление любой ценой удержать экономически избыточную рабочую силу в депрессивных регионах - субсидии и поблажки нежизнеспособным предприятиям). Плюс к этому –неэффективный бюджетный сектор с многочисленными рабочими местами и низкой заработной платой. Недостаток пенсионной системы, заключающийся в низком соотношении пенсии и заработной платы, приводит к тому, что пенсионеры выпадают из среднего класса. Чтобы подобного не происходило, нужен пенсионный капитал (крупные накопления на старость).

 Специалисты предлагают  следующие решения: территориальная миграция, реструктуризация нежизнеспособных производств, оптимизация бюджетной сферы, стимулирование пенсионных накоплений для включения десятков миллионов россиян в состав процветающего среднего класса.

Только после того, как будет создан устойчивый средний класс, можно говорить о существенном повышении уровня жизни, т.к. средний класс –это честные налогоплательщики со стабильным высоким доходом, а следовательно и регулярный доход в бюджет страны. С помощью выделения значительных средств из федерального бюджета возможна реализация различных социальных программ, направленных на повышение уровня жизни.

Эффективная социальная политика должна включать в себя четкую формулировку нижних и верхних ориентиров (уровень бедности и благополучие) индикаторы или стандарты уровня жизни населения с помощью системы генеральных или иных соглашений и коллективных договоров, законов и других нормативных актов, бюджетов и экономических рычагов.

Общество также беспокоит тот факт, что низкие темпы роста минимальных социально-экономических стандартов в России значительно отстают от темпов инфляции и темпов возвышения потребностей. Эта несправедливость должна быть исправлена.

 Федеративное устройство  страны требует особого внимания  к выработке социальной политики (особенно региональной), направленной на выравнивание возможностей обеспечения высокого качества и уровня жизни населения на всей территории. Поэтому при разработке социальных программ необходимо учитывать особенности страны в территориальном срезе.

Повышение качества жизни граждан России –ключевой вопрос государственной политики. Эта цель реализуется с помощью национальных проектов, из которых в настоящее время выделено 4 приоритетных: современное здравоохранение, доступное и комфортное жилье, качественное образование и развитие агропромышленного комплекса. Почему именно на эти сферы определены как приоритетные? Потому что именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» –образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему. Подробнее о каждом из них:

I. Приоритетный национальный проект «Современное здравоохранение».        

Состояние здоровья населения в настоящее время характеризуется низким уровнем рождаемости (10,5 случая на 1000 населения), высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1000 населения). Одной из характерных проблем России является смертность людей в трудоспособном возрасте. Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 миллионов различных заболеваний. Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в 2013 году составила 66 лет, в том числе у мужчин –59 лет, у женщин –73 года.

К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся:  

Развитие первичной медицинской помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:

–подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;

 –увеличение заработной  платы медицинским работникам  первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;

 –укрепление материально-технической  базы диагностической службы  первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи;

–профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;

–дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;

–введение новых программ обследования новорожденных детей;

–дополнительная диспансеризация работающего населения;

 –оказание медицинской  помощи женщинам в период беременности  и родов в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения.   Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:

Информация о работе Статистика уровня жизни населения