Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 14:12, курсовая работа
Общепризнанно, что только экономические показатели роста не могут быть единственными индикаторами развития. Адекватная оценка социальных факторов позволит добиться их рационального использования в целях развития экономики и повышения ее конкурентоспособности. В настоящее время формирование социального государства стало национальной философией многих европейских стран с социальным рыночным хозяйством. В таком государстве программной целью является обеспечение достойных условий жизни и благоденствия всех его граждан.
Введение
1. Теоретические основы изучения уровня жизни населения
1.1 Понятия «уровня жизни населения»,его составляющие
1.2 Система показателей
1.2.1 Показатели уровня жизни населения
1.2.2 Показатели личных доходов населения
1.2.3 Показатели расходов и потребления населения
1.2.4 Показатели дифференциации населения по уровню жизни
1.2.5 Социальные индикаторы качества жизни населения
2. Статистический анализ уровня жизни населения в России
2.1 Общий российский классификатор
2.2 Состав и структура показателей уровня жизни населения
3 Основные направления повышения качества жизни в России.
Заключение
Список литературы
Потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Потребительская корзина состоит из продовольственной корзины и непродовольственной корзины.
Продовольственная корзина представляет собой набор продуктов питания на одного человека в месяц, рассчитанного на основе минимальных норм потребления продуктов, которые соответствуют физическим потребностям человека, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания; а непродовольственная корзина - набор товаров и услуг на одного человека в месяц, рассчитанного на основе минимальных норм потребления товаров и услуг, которые соответствуют физическим потребностям человека.
Обязательный платёж - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы РФ и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ.
Социально-демографические группы населения:
мужчины трудоспособного возраста,
женщины трудоспособного возраста,
мужчины - пенсионеры,
женщины - пенсионеры,
дети в возрасте 0 - 6 лет,
дети в возрасте 7 - 15 лет.
Величина прожиточного минимума
(в среднем на душу населения,рублей в месяц)
Таблица 3
Все население |
В том числе по социально-демографическим группам населения |
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума. Процентов | |||
Трудоспособное население |
пенсионеры |
дети | |||
2008 |
4593 |
4971 |
3644 |
4389 |
324 |
Iквартал |
4402 |
4755 |
3508 |
4218 |
277 |
IIквартал |
4646 |
5024 |
3694 |
4448 |
317 |
IIIквартал |
4630 |
5017 |
3660 |
4418 |
336 |
IVквартал |
4693 |
5086 |
3712 |
4472 |
360 |
2009 |
5153 |
5572 |
4100 |
4930 |
328 |
Iквартал |
5083 |
5497 |
4044 |
4857 |
277 |
IIквартал |
5187 |
5607 |
4129 |
4963 |
327 |
IIIквартал |
5198 |
5620 |
4134 |
4978 |
322 |
IVквартал |
5144 |
5562 |
4091 |
4922 |
386 |
2010 |
5688 |
6138 |
4521 |
5489 |
333 |
Iквартал |
5518 |
5956 |
4395 |
5312 |
293 |
IIквартал |
5625 |
6070 |
4475 |
5423 |
332 |
IIIквартал |
5707 |
6159 |
4532 |
5510 |
325 |
IVквартал |
5902 |
6367 |
4683 |
5709 |
380 |
2011 |
6369 |
6878 |
5032 |
6157 |
326 |
Iквартал |
6473 |
6986 |
5122 |
6265 |
274 |
IIквартал |
6505 |
7023 |
5141 |
6294 |
314 |
IIIквартал |
6287 |
6792 |
4961 |
6076 |
326 |
IVквартал |
6209 |
6710 |
4902 |
5993 |
395 |
2012 |
6510 |
7049 |
5123 |
6259 |
357 |
Iквартал |
6307 |
6827 |
4963 |
6070 |
301 |
IIквартал |
6385 |
6913 |
5020 |
6146 |
351 |
IIIквартал |
6643 |
7191 |
5229 |
6387 |
348 |
IVквартал |
6705 |
7263 |
5281 |
6432 |
415 |
2013 |
7306 |
7871 |
5998 |
7022 |
355 |
Iквартал |
7095 |
7633 |
5828 |
6859 |
307 |
IIквартал |
7372 |
7941 |
6043 |
7104 |
339 |
IIIквартал |
7429 |
8014 |
6097 |
7105 |
342 |
IVквартал |
7326 |
7896 |
60023 |
7021 |
417 |
2.3 Анализ малоимущего населения РФ
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода
Таблица 4
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: |
||||||
млн.человек |
19,0 |
18,4 |
17,7 |
17,9 |
15,4 |
15,5 |
в процентах от общей численности населения |
13,4 |
13,0 |
12,5 |
12,7 |
10,7 |
10,8 |
в процентах к предыдущему году |
101,1 |
96,8 |
96,2 |
101,1 |
86,0 |
92,3 |
Дефицит денежного дохода: |
||||||
млрд.руб. |
326,7 |
354,8 |
375,0 |
424,1 |
370,5 |
417,9 |
в процентах от общего общема денежных доходов населения |
1,3 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
0,9 |
0,9 |
Численность работников организаций с заработанной платой ниже величины прожиточного минимума
(по данным выборочных обследований организаций за апрель)
Таблица 5
2007 |
2009 |
2011 |
2013 | |
Численность работников организаций с начисленной заработанной платой ниже величины пржиточного минимума |
||||
млн. человек |
5,5 |
3,2 |
4,0 |
2,3 |
в процентах от общей численности работников организации |
16,5 |
10,4 |
13,1 |
7,8 |
Распределение общего числа малоимущих домашних хозяйств по основным категориям
(по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в процентах)
Таблица 6
Малоимущие домашние хозяйства |
Крайне бедные домашние хозяйства |
Справочно: | |||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | ||
По месту проживания |
|||||||||
Проживающие в городах – всего |
60,9 |
62,9 |
60,9 |
60,5 |
46,7 |
50,5 |
55,9 |
52,9 |
75,2 |
в том числе с численностью населения, человек: |
| ||||||||
свыше 1 млн. |
7,3 |
7,8 |
7,2 |
8,3 |
2,0 |
1,4 |
2,8 |
2,3 |
21,8 |
от 250тыс до 1 млн. |
10,6 |
9,1 |
7,5 |
7,2 |
5,4 |
4,6 |
4,4 |
4,3 |
14,5 |
от 100до 250тыс. |
8,5 |
8,7 |
8,4 |
8,8 |
9,3 |
10,6 |
13,0 |
13,9 |
8,9 |
от 50 до 100 тыс. |
8,5 |
8,4 |
8,3 |
7,6 |
7,4 |
9,1 |
10,1 |
9,9 |
7,5 |
менее 50 тыс. |
25,9 |
28,3 |
29,4 |
28,6 |
22,5 |
24,8 |
25,6 |
22,5 |
22,5 |
Проживающие в сельских поселениях- всего |
39,1 |
37,7 |
39,1 |
39,5 |
53,3 |
49,5 |
44,1 |
47,1 |
24,8 |
в том числе с численностью населения, человек: |
|||||||||
свыше 5 тыс. |
8,9 |
9,0 |
9,7 |
10,8 |
13,2 |
10,9 |
10,5 |
10,4 |
6,5 |
от1 до 5 тыс. |
17,3 |
16,4 |
17,1 |
16,2 |
24,1 |
22,5 |
20,6 |
20,3 |
10,9 |
от 200 человеку до 1 тыс. |
12,3 |
11,9 |
11,7 |
12,0 |
15,2 |
15,1 |
11,3 |
14,8 |
7,1 |
менее 200 |
0,6 |
0,5 |
0,7 |
0,6 |
0,8 |
1,0 |
1,7 |
1,5 |
0,2 |
По составу |
|||||||||
Домохозяйства, состоящие из: |
|||||||||
1 человека |
4,5 |
3,8 |
3,0 |
3,0 |
2,8 |
1,3 |
1,0 |
0,9 |
21,7 |
в том числе: |
|||||||||
1 человек трудоспособного |
2,1 |
1,6 |
1,3 |
1,1 |
1,8 |
0,8 |
0,6 |
0,6 |
8,5 |
1 человек старше |
2,5 |
2,1 |
1,7 |
1,9 |
1,0 |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
13,2 |
2 человек |
16,1 |
16,2 |
15,0 |
13,9 |
9,3 |
9,3 |
7,6 |
6,4 |
27,0 |
3человек |
26,4 |
26,6 |
25,4 |
24,3 |
21,2 |
21,1 |
19,2 |
20,3 |
23,5 |
4 человек |
30,5 |
31,2 |
32,5 |
31,3 |
32,4 |
33,9 |
34,1 |
30,4 |
18,6 |
5 и более человек |
22,5 |
22,3 |
24,0 |
27,6 |
34,5 |
34,4 |
38,1 |
42,1 |
9,2 |
По наличию детей |
|||||||||
Домашние хозяйства без детей |
42,5 |
40,3 |
37,8 |
36,0 |
34,1 |
32,5 |
33,4 |
32,7 |
64,1 |
Домашние хозяйства,имеющие детей в возрасте до 16 лет |
57,5 |
59,7 |
62,2 |
64,0 |
65,9 |
67,5 |
66,6 |
67,3 |
35,9 |
втом числе |
|||||||||
1 ребенка |
31,2 |
32,7 |
33,4 |
32,7 |
28,6 |
28,9 |
26,1 |
26,3 |
22,8 |
2 детей |
20,3 |
20,6 |
21,3 |
22,3 |
22,9 |
22,9 |
24,4 |
22,5 |
10,7 |
3 и более детей |
6,0 |
6,5 |
7,5 |
9,0 |
14,4 |
15,7 |
16,2 |
18,5 |
2,4 |
3.Основные направления повышения качества
жизни в России.
Для существенного повышения
уровня жизни в России необходимым условием
является формирование высокой доли среднего
класса. При этом недостаточно просто высоких
среднедушевых доходов, необходимы эффективные
«социальные лифты»: доступ к качественному
профессиональному образованию, укрепление
малого и среднего бизнеса (во всех регионах
страны). Только при таких условиях средний
класс будет действительно устойчивым
и станет социальной опорой для стабильного
государства.
Важную роль в формировании мощного среднего класса играет территориальная мобильность. На данный момент в России она низка из-за неразвитости рынка жилья и политических установок (в частности, стремление любой ценой удержать экономически избыточную рабочую силу в депрессивных регионах - субсидии и поблажки нежизнеспособным предприятиям). Плюс к этому –неэффективный бюджетный сектор с многочисленными рабочими местами и низкой заработной платой. Недостаток пенсионной системы, заключающийся в низком соотношении пенсии и заработной платы, приводит к тому, что пенсионеры выпадают из среднего класса. Чтобы подобного не происходило, нужен пенсионный капитал (крупные накопления на старость).
Специалисты предлагают
следующие решения:
Только после того, как будет создан устойчивый средний класс, можно говорить о существенном повышении уровня жизни, т.к. средний класс –это честные налогоплательщики со стабильным высоким доходом, а следовательно и регулярный доход в бюджет страны. С помощью выделения значительных средств из федерального бюджета возможна реализация различных социальных программ, направленных на повышение уровня жизни.
Эффективная социальная политика должна включать в себя четкую формулировку нижних и верхних ориентиров (уровень бедности и благополучие) индикаторы или стандарты уровня жизни населения с помощью системы генеральных или иных соглашений и коллективных договоров, законов и других нормативных актов, бюджетов и экономических рычагов.
Общество также беспокоит тот факт, что низкие темпы роста минимальных социально-экономических стандартов в России значительно отстают от темпов инфляции и темпов возвышения потребностей. Эта несправедливость должна быть исправлена.
Федеративное устройство
страны требует особого
Повышение качества жизни граждан
России –ключевой вопрос государственной
политики. Эта цель реализуется с помощью
национальных проектов, из которых в настоящее
время выделено 4 приоритетных:
I. Приоритетный национальный проект «Современное здравоохранение».
Состояние здоровья населения в настоящее время характеризуется низким уровнем рождаемости (10,5 случая на 1000 населения), высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1000 населения). Одной из характерных проблем России является смертность людей в трудоспособном возрасте. Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 миллионов различных заболеваний. Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в 2013 году составила 66 лет, в том числе у мужчин –59 лет, у женщин –73 года.
К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся:
Развитие первичной медицинской помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:
–подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;
–увеличение заработной
платы медицинским работникам
первичного звена, фельдшерско-
–укрепление материально-
–профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;
–дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;
–введение новых программ обследования новорожденных детей;
–дополнительная диспансеризация работающего населения;
–оказание медицинской
помощи женщинам в период