Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести статистическое исследование внешнеэкономической деятельности РФ и ХМАО.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты статистического исследования внешнеэкономической деятельности;
Провести статистическое исследование внешнеэкономической деятельности РФ.
Объектом данной работы является внешнеэкономическая ситуация в РФ и ХМАО, предметом – экспорт и импорт.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ, ЕЕ ЗАДАЧИ.........................4
1.1 Роль внешнеэкономической деятельности в социально-экономическом развитии территории...............................................................................................4
1.2 Основные категории и определения в статистическом наблюдении за внешнеэкономической деятельностью..................................................................7
1.3 Таможенная статистика, ее объекты наблюдения........................................12
1.4 Статистическая отчетность и источники статистической информации по внешнеэкономической деятельности..................................................................21
II. РАСЧЕТ И СТАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ И ХМАО........................................................................21
2.1 Статистические методы и приемы в изучении показателей внешнеэкономической деятельности РФ............................................................21
2.2 Анализ внешнеэкономической деятельности региона ХМАО...................33
III.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ..............................................................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................46
Согласно имеющейся у
Статистического управления ООН
информации практически все страны
применяют рекомендованный
Важным вопросом при организации статистического учета внешней торговли является выбор системы торговли. Существуют две общепринятые системы торговли, по которым ведется статистика международной торговли товарами: общая и специальная.
Система торговли является общей, когда статистическая территория страны совпадает с ее экономической территорией. Специальная система торговли применяется, когда статистическая территория составляет лишь определенную часть экономической территории страны.
На практике учет осуществляется применительно к статистической территории, т.е. территории, в отношении которой осуществляется сбор данных. Статистическая территория может совпадать со всей экономической территорией страны или только с какой-то ее частью. Следовательно, когда статистическая территория страны не совпадает с ее экономической территорией, статистика международной торговли товарами не обеспечивает полного учета входящих и исходящих товарных потоков. Именно в использовании национальной статистикой общей системы торговли видится снижение расхождений между данными стран-контрагентов, а также улучшение международной сопоставимости финансовых и товарных потоков.
Каждая из систем учета внешней торговли имеет свои преимущества и недостатки. Так, в итогах «общего» импорта отсутствуют данные об объеме импорта товаров, предназначенные для внутреннего потребления. Для получения этого показателя некоторые страны, применяющие «общую» систему торговли (например, США), рассчитывают «потребляемый импорт», который получают как разницу между «общим» импортом и реэкспортом.
Общая система торговли обеспечивает более полный по сравнению со специальной системой учет внешнеторговых потоков, а также лучшее приближение к критерию смены владельца, используемого в СНС и расчете платежного баланса (РПБ). Поэтому для улучшения сопоставимости данных Статистическая комиссия ООН рекомендует для составления статистики международной торговли товарами и международного учета движения товаров применять общую систему торговли. Однако специальная система торговли также широко распространена, как и общая: 25,6 % стран используют общую систему торговли; 45% специальную. Предпочтение использование того или иного подхода в учете внешней торговли обусловлено национальными потребностями получаемой информации. Некоторые страны собирают данные в соответствии, как с общей, так и со специальными системами, поскольку для аналитических целей им требуются оба типа данных
Большинство стран мира следуют
рекомендациям ООН при
Статистическое управление Федеральной таможенной службы России (ФТС) является активным участником международных переговоров по улучшению сопоставимости статистических данных, а также старается максимально следовать данным рекомендациям при разработке национальной методологии статистики внешней торговли.
Организация и методология статистики внешней торговли нашей страны неоднократно менялись. Эти изменения складывались под влиянием следующих основных факторов:
1) изменение условий, в которых осуществлялась внешняя торговля, а также ее роли и значения в экономической жизни страны;
2) эволюция организационных форм осуществления внешне-экономических связей;
3) совершенствование форм
и методов
4) деятельность международных
организаций в области
1.3. Таможенная статистика, ее объекты наблюдения
В РФ под статистикой внешней торговля следует понимать таможенную статистику, изучающую товарные потоки, пересекающие границу в ту или другую сторону на основании товарных документов по установленной форме. В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику.
В настоящее время сбор, обработка и передача данных об экспортно-импортных операциях осуществляется по четырехзвенной системе: таможенные посты, таможни, региональные таможенные управления, ФТС и его Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ).
Задача дальнейшего развития
внешнеэкономических связей России
требует совершенствования
Основу методологических положений таможенной статистики внешней торговли составили рекомендации Статистической Комиссии ООН («Статистика международной торговли. Концепция и определения», ООН) и рекомендации, содержащиеся в «Руководстве для пользователей по статистике внешней торговли», разработанном Евростатом (изд.3, 1990).
Таможенная статистика РФ предназначена для решения следующих задач:
- обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте России;
- анализ основных тенденций,
структуры и динамики
- информационное обеспечение:
подготовки актов
- анализ конъюнктуры
- контроль за поступлением
таможенных платежей в
- осуществление валютного контроля;
- составление торгового и отдельных статей платежного балансов.
Необходимо отметить, что по кругу основных вопросов, содержащихся в рекомендациях Статистической комиссии ООН, таможенная статистика РФ полностью придерживается методологических рекомендаций:
- учет ввоза и вывоза товаров ведется на основании общей системы учета внешней торговли;
- статистическая стоимость
товаров определяется в
- учет товаров производится
на основании Товарной
Предметом наблюдения и изучения в таможенной статистике внешней торговли является, внешнеторговый оборот страны, т.е. экспорт и импорт товаров в их количественном и стоимостном выражении, а также географическая направленность экспорта и импорта («товар-страна», «страна-товар»).
В таможенной статистике внешней торговли
под экспортом понимается вывоз
из страны произведенных, выращенных или
добытых товаров отечественного
производства. При этом к товарам
отечественного производства относятся
также товары иностранного происхождения,
которые ввозятся в страну и подвергаются
существенной переработке, изменяющей
их основные качественные или технические
характеристики. Экспорт товаров
уменьшает национальные запасы материальных
ценностей (выручка от продажи экспортных
товаров приходная часть
Под импортом понимается ввоз товаров
в страну. В импорт включаются ввезенные
товары, предназначенные для
Непосредственными объектами наблюдения
в таможенной статистике Внешней
торговли являются экспортные и импортные
товары, приведенные в Товарной номенклатуре
внешнеэкономической
В соответствии со статьей 18 Таможенного кодекса Российской Федерации под товарами понимается любое движимое имущество, в том числе - валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров
Кроме того, в таможенной статистике внешней торговли ведется учет:
- вывоза (ввоза) немонетарного золота,
серебра и других драгоценных
металлов, которые не выступают
в качестве платежного
- вывоза (ввоза) ценных бумаг,
банкнот и монет, не
- товаров, предоставляемых в
счет взносов в фонд
- бункерного топлива,
- товаров, арендуемых сроком
на один год и более по
полной стоимости арендуемого
товара на момент ввоза (
Ряд операций, связанных с перемещением товаров через государственную границу, в объем внешней торговли не включается и, следовательно, не учитывается таможенной статистикой. К ним относятся:
1) валютные ценности (в т.ч. монетарное золото), находящиеся в обращении, которыми обмениваются банки для урегулирования взаимных расчетов;
2) предметы залога и другие
средства обеспечения
З) товары, стоимость которых не превышает порога статистического наблюдения (статистическому наблюдению подлежат товары, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 100 евро);
4) товары для официального (служебного)
пользования дипломатических и
консульских представительств
5) товары, предназначенные для
6) товары, не являющиеся предметом коммерческих операций: