Статистика внешнеэкономических связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести статистическое исследование внешнеэкономической деятельности РФ и ХМАО.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты статистического исследования внешнеэкономической деятельности;
Провести статистическое исследование внешнеэкономической деятельности РФ.
Объектом данной работы является внешнеэкономическая ситуация в РФ и ХМАО, предметом – экспорт и импорт.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ, ЕЕ ЗАДАЧИ.........................4
1.1 Роль внешнеэкономической деятельности в социально-экономическом развитии территории...............................................................................................4
1.2 Основные категории и определения в статистическом наблюдении за внешнеэкономической деятельностью..................................................................7
1.3 Таможенная статистика, ее объекты наблюдения........................................12
1.4 Статистическая отчетность и источники статистической информации по внешнеэкономической деятельности..................................................................21
II. РАСЧЕТ И СТАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ И ХМАО........................................................................21
2.1 Статистические методы и приемы в изучении показателей внешнеэкономической деятельности РФ............................................................21
2.2 Анализ внешнеэкономической деятельности региона ХМАО...................33
III.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ..............................................................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................46

Файлы: 1 файл

СТАТИСТИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ.docx

— 104.61 Кб (Скачать файл)

Внешнеторговый оборот автономного  округа за 2011года составил  
19,3 млрд. долларов США и в 1,3 раза превысил уровень 2010года. Характерной чертой внешней торговли является положительное сальдо торгового баланса, которое составило 17,3 млрд. долларов США. На страны дальнего зарубежья приходится 85,5% от общего товарооборота автономного округа, на страны СНГ – 14,5%. Импорт составил 5,1% от внешнеторгового оборота автономного округа, соответственно на экспорт приходится 94,9%.

Таблица 3

Внешнеторговый оборот автономного  округа, млн. долл. США

 

2010 года

2011 года

Темпы изменения, %

Оборот – всего

страны дальнего зарубежья

страны СНГ

14 920,1

13 041,6

1 878,5

19 251,7

16 464,6

2 787,1

129,0

126,2

148,4

Экспорт – всего

страны дальнего зарубежья

страны СНГ

13 490,3

11 700,7

1 7890,6

18 270,4

15 551,3

2 719,1

135,4

132,9

151,9

Импорт – всего

страны дальнего зарубежья

страны СНГ

1 429,8

1 340,9

88,9

981,3

913,3

68,0

68,6

68,1

76,5

Сальдо 

12 060,5

17 289,1

143,4


 

Экспорт товаров и услуг  за 2011 года составил 18,3 млрд. долларов США, что на 35,4% больше объема экспорта за аналогичный период 2010 года.

Доля предприятий автономного  округа в общероссийском объёме экспорта составляет 4,3%. Основные виды экспортируемых товаров: нефть, нефтепродукты, деловая  древесина. В отраслевой структуре  экспорта преобладает сырая нефть (около 99,5% от общего объема экспорта региона).

Продукция поставляется в 48 стран мира. Основными торговыми  партнерами по экспорту в текущем  году являются: Германия, Польша, Беларусь, Нидерланды. Основные поставки нефти  на экспорт осуществляют крупнейшие добывающие компании и предприятия  с участием иностранного капитала, осуществляющие добычу нефти на территории автономного округа. Основные лесопромышленные предприятия - экспортёры объединяет ОАО “Югорский лесопромышленный холдинг”.

Импорт товаров и услуг  в автономный округ за 2011 год составил  
981,3 млн. долларов США. По сравнению с аналогичным показателем 2010года отмечается сокращение импортных поставок на 31,4%. Из общего объёма импорта 99,3% ввозимых товаров поступило из стран дальнего зарубежья.

Основная цель импорта  – развитие отечественного промышленного  производства, для чего возникает  необходимость в привлечении  зарубежных передовых технологий и  эффективного технологического менеджмента, не имеющих аналогов в России. Основными  товарными группами импорта автономного  округа являются:  оборудование и  механические устройства (41,0% от общего объема импорта), электрические машины и оборудование (33,9%), изделия из черных металлов (8,6%) и другие группы товаров.

В 2011 году из 44-х стран мира поставлялась продукция в автономный округ. Больше всего товаров ввезено в 2010 году из США (29,5% от всего объёма импорта), Германии (12,9%), Нидерландов (8,4%), Китай (7,1%). Крупнейшие импортёры автономного округа: ОАО “Сургутнефтегаз”, ОАО “Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии”, ЗАО “Обьгазпроцессинг”.

В экономику автономного  округа за 2011год поступило иностранных инвестиций 92,7 млн. долларов США, что к уровню 2010года составило 73,4%. Основной объем прямых инвестиций направлен в добычу нефти и газа. Основными инвесторами являются Кипр, Австрия и Виргинские острова (Британские).  

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Необходимо провести специальное обследование. Получение более полной информации о деятельности вещевых, смешанных и продовольственных рынков

Требуется определить:

а) объект и единицу наблюдения;

б) вид и способ наблюдения;

в) разработать формуляр и написать краткую инструкцию к  его заполнению;

г) произвести наблюдение и  результаты его представить в  виде таблиц.

        Решение:

 Наблюдение за объемами продажи товаров на рынках проводится ежеквартально в форме опроса торгующих на рынках. Цель данного наблюдения - получить объективный показатель объема продажи товаров в расчете на одно торговое место на рынке в зависимости от его специализации и места нахождения (в городе или поселке городского типа, сельском населенном пункте) и оценить объем продажи в целом по всем рынкам субъекта Российской Федерации.

Инструментарий наблюдения включает следующие формы федерального государственного статистического  наблюдения, разрабатываемые с квартальной периодичностью:

"Блокнот регистрации  размеров продажи и цен на  товары на смешанных рынках";   

"Блокнот регистрации  размеров продажи и цен на  товары на продовольственных  рынках";

"Блокнот регистрации  размеров продажи и цен на товары на вещевых рынках";  

"Блокнот регистрации  размеров продажи и цен на  товары на сельскохозяйственных  рынках";

"Блокнот регистрации  размеров продажи и цен на  товары на рынках строительных материалов".

Для обоснованного отбора торговых мест на обследуемых рынках и распространения данных на всю  их совокупность в состав инструментария включена форма федерального государственного статистического наблюдения N 3-рынок "Сведения о числе торговых мест на обследуемых рынках", которая разрабатывается два раза в год (по состоянию на 1 мая и 1 октября отчетного года).  

Объектами статистического  наблюдения являются рынки и торговые места на них.

Отбор подлежащих обследованию рынков осуществляется на основе данных территориального раздела Генеральной  совокупности объектов статистического  наблюдения по коду ОКВЭД 52.62 или 70.20.2. Отобранные объекты должны соответствовать следующим определениям:  
    Рынок представляет собой имущественный комплекс, действующий на постоянной основе в местах, определенных органами исполнительной власти (муниципальными органами), предназначенный для осуществления торговой деятельности по установленным правилам и нормам. Площадь рынка должна быть изолирована от прилегающей территории специальными сооружениями (торговыми объектами), отвечающими правилам техники безопасности, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для объектов соответствующего профиля.  

По типам (специализации) среди рынков выделяются следующие:  
  - универсальный (смешанный) рынок - рынок по реализации продовольственных и непродовольственных товаров в специализированных торговых зонах;  

- вещевой рынок - рынок  по реализации непродовольственных товаров;  

- продовольственный рынок  - рынок по реализации продовольственных  товаров;  
    - специализированный рынок - рынок по реализации отдельных групп товаров (в данном обследовании выбран рынок по продаже строительных материалов);  
    - рынок по торговле сельхозпродукцией (сельскохозяйственный рынок) - бывшие колхозные и вновь вводимые рынки по реализации сельскохозяйственной продукции.   

Торговое место на рынке - место, оборудованное торговыми  прилавками и, по возможности, кассовым аппаратом на территории закрытого  рынка или отведенное место для  торговли на открытом рынке, используемое на условиях аренды или периодически вносимой платы.  
    В круг обследуемых на рынке торговых мест входят места, отведенные для торговли товарами физическим лицам (индивидуальным предпринимателям и частным лицам). Наблюдение не распространяется на торговые места, отведенные юридическим лицам и оптово-розничным ярмаркам, на которых торговля осуществляется, как правило, юридическими лицами (ООО, ЗАО, ОАО и т.п.). Статистическое наблюдение за торговым оборотом этих хозяйствующих субъектов осуществляется в режиме сплошного обследования крупных и средних организаций .      

На первом этапе подготовки к наблюдению производятся следующие  работы:  
    а) формируется перечень рынков, подлежащих обследованию. При этом необходимо учесть   

- представительство (при  наличии) всех типов рынков;   

-представительство рынков во всех областных (республиканских, краевых) центрах, городах областного (республиканского, краевого) подчинения и в нескольких районах;  

- количество отобранных  для обследования торговых мест  (объем выборки) должно составлять не менее 5% торговых мест от общего числа торговых мест на рынках в субъекте Российской Федерации;  
На втором этапе подготовки к наблюдению производятся следующие работы:  
    а) осуществляется предварительный выход на отобранные рынки работников территориального органа Росстата для распределения числа торговых мест в соответствии с укрупненной торговой номенклатурой, приведенной на бланке ф. N 3-рынок, по группировкам формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков). Например, в форме N 3-рынок по вещевому рынку по стр. "одежда" указано 160 торговых мест. При выходе на рынок уточняется распределение торговых мест между следующими группами, перечисленными в форме N Б-1в: "изделия бельевые трикотажные" (N тов. 220) - 20 мест, "изделия верхние (верхний трикотаж)" (N тов. 225) - 60 мест, "изделия чулочно-носочные" (N тов. 237) - 15 мест, "изделия швейные" (N тов. 241) - 55 мест, "головные уборы (кроме меховых и вязаных)" (N тов. 270) - 10 мест. При затруднении отнесения торгового места к определенной товарной группе необходимо выяснить у продавца (при невозможности контакта определить визуально), объемы продажи какого товара преобладают. Если преобладает, например, продажа кожаной обуви, то данное торговое место относится к товарной группе "обувь кожаная";  
    б) данные о числе торговых мест по товарным группам формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков) заносятся в списки по каждому рынку, отобранному для обследования, с указанием числа торговых мест в разрезе товарных групп формы N Б-1 (эти данные заносятся в импортируемую таблицу Ирт-01 Экономического описания электронной обработки данных). Указанные списки уточняются после получения данных по ф. N 3-рынок по состоянию на 1 октября отчетного года. Кроме того, при необходимости (создание новых торговых мест или ликвидация ранее действующих торговых мест при реконструкции рынка и т.п.) списки могут уточняться ежеквартально;  
    в) определяется объем выборки для каждой товарной группы, он может быть одинаковым или разным, в зависимости от их представительности на данном рынке. Если на рынке торговые места по продаже каких-либо изделий в разрезе группировок формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков) представлены ограниченным числом торговых мест (до 5), то в обязательном порядке обследуется 1 торговое место. В приведенном выше примере при 5% отбора объем выборки по укрупненной группировке "одежда" (стр. 28 ф. N 3-рынок) составляет 8 торговых мест, в том числе по продаже изделий бельевых трикотажных - 1 место, верхнего трикотажа - 3 места, изделий чулочно-носочных - 1 место, изделий швейных - 8 мест, головных уборов - 1 место.  

Один бланк ф. N Б-1 (по соответствующему типу рынков) рассчитан на обследование 4 торговых мест (по рынкам строительных материалов - 6 торговых мест) по каждой товарной группе. В случае если в выборку попало больше торговых мест, чем общее количество торговых мест во всех высланных в Ваш адрес бланках ф. N Б-1, то необходимо самостоятельно размножить недостающее количество страниц бланка (по соответствующему типу рынков);   

г) производится закрепление  торговых мест за интервьюерами (работниками  территориального органа Росстата, работниками  несписочного состава) с учетом дневной  нагрузки на 1 интервьюера. Например, на 1-м вещевом рынке для обследования отобрано 35 мест. Исходя из реальных условий в течение 1 дня могут быть опрошены 20 продавцов. Тогда наблюдение может быть проведено 1 человеком в течение 2-х дней или 2-мя - в течение 1 дня. Если на 5-ти рынках для обследования в регионе отобраны 200 торговых мест, варианты могут быть следующими: 1 человек на 10 дней, 2 человека на 5 дней и т.д.   

Наблюдение предполагает опросы одних и тех же отобранных торговых мест дважды во втором месяце отчетного квартала: в течение 1 буднего и 1 выходного дня. Однако под одним будним днем могут подразумеваться все будние дни, выпадающие на период наблюдения, а под выходным - соответственно все выходные дни. Например, 200 торговых мест могут последовательно опрашиваться в течение 20 будних дней, выпавших на период обследования (например, второй месяц II квартала), и второй раз - 8-и выходных дней, выпавших на этот период. С учетом этого устанавливается численность привлекаемых работников.  
Регистрация размеров продажи товаров и цен на рынках проводится по товарным группам, перечисленным в ф. N Б-1 (по соответствующему типу рынков) и представленным в продаже в период наблюдения. Например, для наблюдения на вещевом рынке отобрано 6 торговых мест по продаже швейных изделий, при этом в период наблюдения на всех отобранных торговых местах продавались только пиджаки, брюки, блузки и юбки. В этом случае из строк с кодами товаров 242 - 252 ф. N Б-1в должны быть заполнены только строки с кодами этих товаров (246, 247, 249 и 250). Если же на рынке имеются торговые места по продаже швейных изделий, где товары-представители представлены более широко, желательно, чтобы в выборку попали именно эти торговые места, что обеспечит максимально полное заполнение сведений по всем строкам ф. N Б-1в.  
Сбор данных в ходе наблюдения осуществляется экспедиционным способом, предполагающим проведение опросов методом личного интервью. Опрос проводится специально уполномоченными работниками (в дальнейшем - интервьюерами) или работниками территориального органа Росстата при обходе торговых мест на рынке. Ответы заносятся в бланк ф. N Б-1 (по соответствующему типу рынков) со слов опрашиваемого или визуального наблюдения за торговлей на обследуемом торговом месте в течение определенного периода времени, без предъявления опрашиваемым каких-либо документов, подтверждающих правильность его ответов. При негативном отношении опрашиваемых к обследованию рекомендуется визуальное наблюдение проводить вне поля зрения опрашиваемого продавца. Интервьюеру необходимо иметь при себе рекомендательное письмо с обращением к владельцу (руководителю) рынка с просьбой об оказании содействия при проведении наблюдения, подписанное Руководителем территориального органа Росстата и Администрацией региона.

Информация о работе Статистика внешнеэкономических связей