Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:15, курсовая работа
Целью данной работы является изучение различных методов статистического анализа затрат производства и финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Достижению цели способствует решение следующих задач:
Рассмотрение классификации затрат;
Изучение понятия себестоимости и методов её определения;
Изучение методики расчета индивидуальных и общих индексов;
Изучение основных показателей финансовых ресурсов;
Изучение показателей финансового состояния.
Введение …………………………………………………...3-4
Глава 1. Статистика затрат производства……………...5-18
Классификация затрат на продукцию…………….5-7
1.2. Себестоимость продукции и ее определение……..7-9
1.3. Расчет индивидуальных и общих индексов……..9-18
Глава 2. Показатели финансовых результатов хозяйственной деятельности………………….19-31
2.1. Основные показатели финансовых ресурсов….20-26
2.2. Показатели финансового состояния…………..26-31
Заключение……………………………………………...32-34
Список литературы……………………………………...35
Наиболее важными показателями финансовых ресурсов, которые характеризуют финансовые результаты хозяйственной деятельности, есть доход, прибыль и рентабельность.
Доход — это увеличение актива или уменьшение обязательств, которые предопределяют рост основного капитала. Показатель чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) определяют путем вычитания из дохода от реализации продукции налогов, сборов, скидок и т.п.
Прибыль — это самая важная экономическая категория, которая определяет хозяйственную деятельность предприятий (организаций, учреждений) в форме денежных накоплений и характеризует конечные результаты процесса ведения хозяйства. Различают такие показатели прибыли: валовая прибыль; прибыль от операционной деятельности; балансовая прибыль; прибыль от реализации продукции; чистая прибыль.
Показатель валовой прибыли (ПВ) определяют вычитанием из чистого дохода от реализации продукции суммы себестоимости реализованной продукции. Показатель прибыли от операционной деятельности (ПО.Д.) определяется как сумма валовой прибыли, другого операционного дохода, административных расходов и др. Балансовой прибылью (Пб)считают общую сумму прибыли от всех видов деятельности за отчетный период, которая отображена в балансе предприятия (организации, учреждения). Прибыль от реализации продукции (Прп) — это выручка от реализации продукции, уменьшенная на сумму оплаченного НДС (налога на добавленную стоимость), акцизного и других видов сборов и платежей, а также на сумму расходов, что включается в себестоимость реализованной продукции. Чистая прибыль (Пч) – это прибыль, которая остается в распоряжении предприятия (организации, учреждения) после уплаты всех налогов и других платежей.
Пример № 2:
Имеются данные по предприятию перерабатывающей промышленности АПК. Требуется определить прибыль/убыток предприятия.
Показатели |
За отчетный период |
За аналогичный предыдущий период |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
в том числе продажи от: сельскохозяйственной продукции промышленной продукции товаров работ и услуг
в том числе проданных: сельскохозяйственной продукции промышленной продукции товаров работ и услуг
Операционные доходы и расходы
Внереализационные доходы и расходы
Субсидии из бюджетов всех уровней: в том числе из федерального бюджета 13. Внереализационные расходы 14. Прибыль (убыток) до налогообложения (6+7-8+9-10-11+12-13) 15. Налог на прибыль и другие аналог. обяз-ва 16. Прибыль (убыток) от обычной деятельности (14-15) 17. Чрезвычайные доходы и расходы Чрезвычайные доходы Чрезвычайные расходы 18. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль/ непокрытый убыток отчетного периода) |
190,4
153,6 12,2 25,3 1,1 161,3
124,5 12,2 23,5 1,1 29,1
29,1
- 5,3 - 1,0 1,0
3,7 2,7 2,7 1,3 26,2
1,6 24,6
- - - 24,6 |
119,2
104,7 8,1 6,4 - 138,6
124,2 8,0 6,4 - 19,4
19,4
2 - - 1,0 1,2
6,8 3,4 3,4 0,5 -9,1
- -
- - - -9,1 |
Из отчета наглядно видна методика расчета прибыли (убытка) до налогообложения и других показателей прибыли. Данные отчета о прибыли и убытках позволяют провести анализ структуры выручки от реализации себестоимости реализованной продукции. Из отчета также видна направленность предприятия.
В рассматриваемом примере основная доля выручки от реализации приходится на сельскохозяйственную продукцию (более 80%). Вместе с тем нетрудно заметить, что доля и сельскохозяйственной продукции и промышленной продукции в отчетном году по сравнению с предыдущей выручкой от реализации снизилась, но возросла доля товаров. Однако, предыдущем году предприятие имело убыток от обычных видов деятельности, а в отчетном году стало прибыльным.
Совместно с абсолютными показателями дохода и прибыли используется относительный показатель – рентабельность, который рассчитывается в процентах после определения прибыли. Различают такие виды рентабельности: рентабельность производства; рентабельность основной деятельности; рентабельность продукции; рентабельность капитала.
Рентабельность производства (Рп) – это отношение балансовой прибыли (Пб) к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств (Ф):
Рентабельность основной деятельности (Ро.д) вычисляют отношение балансовой прибыли (Пб) к расходам на объем реализованной продукции (Вр):
Рентабельность продукции ( ) устанавливают деление прибыли от реализации продукции ( ) на объем ее реализации ( ):
Рентабельность капитала (Рк) (основного и авансированного) вычисляют делением балансовой прибыли (ПБ) на среднегодовую стоимость собственного капитала (К):
Пример № 3:
По предприятию имеются следующие данные:
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год | |
Чистая реализация, руб. |
Пр.п. |
310000 |
340000 |
Чистая прибыль, руб. |
Пч |
50500 |
52300 |
Среднегодовая стоимость активов, руб. |
Ф |
160000 |
190000 |
Среднегодовая стоимость собственного капитала, руб. |
К |
80000 |
85000 |
Определите: 1) рентабельность продажи за каждый год и ее динамику; 2) рентабельность активов и их динамику; 3) рентабельность капитала и его динамику.
1) Рентабельность продажи:
или 16,2 %
или 15,4 %
Динамику рентабельности продажи определяют посредством индекса:
или 95,1 % (-4,9%)
Таким образом, после отчисления всех расходов из полученного дохода остается в среднем 0, 16 д. е. прибыли от каждой 1 д. е. продажи в базисном году и 0,15 д. е. — в отчетном году, то есть рентабельность продажи на предприятии снизилась на 4,9 % за анализуемый период.
или 31,6%,
или 27,2 %,
или 86,1 % (-14,9%).
В базисном году в среднем каждый рубль активов принес предприятию чистой прибыли на 0,32 руб., а в отчетном - только на 0,27 руб. Это значит, что рентабельность активов предприятия в отчетном году по сравнению с базисным уменьшилась на 14,9%, а это свидетельствует об уменьшении эффективности использования активов в отчетном периоде по сравнению с базисным.
3) Рентабельность капитала:
или 61,3%,
или 61,5%,
или 97,5% (-2,5 %).
То есть, и базисном году в среднем 1 руб. собственного капитала принес предприятию чистой прибыли на 0,63 руб., а в отчетном - на 0 62 руб. Таким образом, рентабельность капитала в отчетном году по сравнению с базисным годом уменьшилась на 2,5%, что свидетельствует об уменьшении эффективности использования собственного капитала.
2.2. Показатели финансового состояния
Основными показателями финансового состояния предприятия (организации) являются:
• коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;
• коэффициент среднего срока погашения дебиторской задолженности;
• коэффициент задолженности;
• коэффициент финансовой устойчивости;
• коэффициент общей ликвидности;
• коэффициент деловой активности.
Эти показатели используются для определения дебиторской и кредиторской задолженности, платежеспособности, денежного обращения предприятия и собственного капитала.
Дебиторская задолженность — это счета, которые подлежат к оплате и создаются, как правило, в связи с поставками в кредит. Состоит из счетов: за товары (работы, услуги), срок оплаты которых не наступил или они не оплачены в срок; за векселя полученные; с бюджетом; с персоналом по другим операциям; за выданными авансами; с дочерними предприятиями; с другими дебиторами.
Кредиторская задолженность — денежные средства предприятия, которые принадлежат выплате юридическому или физическому лицу. Состоит из счетов: за товары (работы, услуги), срок уплаты за которые не наступил или они не оплачены в срок; за векселя полученные; с бюджетом; за внебюджетные платежи; со страхованием; из оплаты труда; с дочерними предприятиями; с другими кредиторами.
Денежное обращение – это часть денежного оборота, которая осуществляется только в наличной форме и представляет собой непрерывное движение денег в процессе оплаты труда, реализации товаров, расчетов за услуги и осуществление платежей наличностью.
В свою очередь, денежный оборот — это совокупность денежных расчетов, которые осуществляются наличностью и путем безналичных перечислений.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности рассчитывают делением объема реализации продукции на средний размер дебиторской задолженности по формуле:
где — объем реализованной продукции в денежной форме; — средний размер дебиторской задолженности.
Рост уровней коэффициента оборачиваемости означает улучшение состояния расчетов с покупателями продукции (работ, услуг).
Коэффициент среднего срока погашения дебиторской задолженности вычисляют отношением календарных дней за месяц к коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности по формуле:
где Д — число календарных дней за период (месяц, квартал и тому подобное).
Снижение уровня коэффициента среднего срока погашения дебиторской задолженности характеризует позитивные изменения в финансовой деятельности предприятия.
Коэффициент задолженности К3 определяют отношением сумм кредиторской и дебиторской задолженностей:
где КЗ — сумма кредиторской задолженности;
ДЗ — сумма дебиторской задолженности.
Рост уровня коэффициента задолженности свидетельствует о неплатежеспособности предприятия.
Коэффициент финансовой устойчивости Ку рассчитывают делением суммы кредиторской задолженности и других привлеченных средств (без кредитов и займов) на сумму собственных средств по формуле:
где Пс — другие привлеченные средства;
Сс — сумма собственных средств.
Коэффициент финансовой устойчивости позволяет определить, может ли предприятие привлечь в свое хозяйственное обращение другие источники.
Если , то такие его значения характеризуют финансовую достаточность предприятия. При собственное средства недостаточны для покрытия чужих средств.
Коэффициент общей ликвидности (коэффициент покрытия) вычисляют отношением суммы денежных средств, вложений
в ценные бумаги, средства товарно-материальных ценностей к сумме краткосрочной задолженности по формуле:
где ДС - сумма денежных средств, вложений в ценные бумаги и запасов материально-технических ценностей;
З - сумма краткосрочной задолженности
Ликвидность предприятия – это способность превратить активы в деньги быстро и без потерь их рыночной стоимости. Поэтому коэффициент общей ликвидности дает общую оценку ликвидности активов, показывая сколько д.е. текущих активов предприятия приходится на 1 д.е. текущих обязательств. Значение должно быть больше единицы. Если лежат в пределах 1,0…1,5, то это свидетельствует о возможности предприятия платить долги, и рост уровня коэффициента в этих границах означает улучшение платежеспособности; при значении меньше единицы предприятие имеет неликвидный баланс.
Коэффициент финансовой активности Ка рассчитывают делением объема реализованной продукции (работ, услуг) на сумму капитала предприятия по формуле:
где К — капитал предприятия, который определяется суммой основного капитала, материальных оборотных средств, невещественных активов, фондов обращения.
Рост значений коэффициента финансовой активности свидетельствует о повышении эффективности использования имеющегося капитала предприятия.
Заинтересованная в предприятии сторона (кредиторы, банки, финансовые эксперты) должна внимательно анализировать показатели финансового состояния хозяйственной деятельности, чтобы удостовериться в возможности предприятия оплатить краткосрочные долговые обязательства и финансовые платежи, а также для осуществления кредитной политики и оценки преимуществ разных предприятий.
Само предприятие должно сравнивать свои показатели финансового состояния хозяйственной деятельности с соответствующими показателями однородных или передовых предприятий в целом по отрасли получения своевременной оценки финансовых позиций предприятия, выявления его сильных и слабых мест принятия управленческих решений.