Статистика ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:34, реферат

Описание работы

Совершенствование статистической деятельности в области жилищно-коммунального хозяйства основывается на организации проведения новых статистических наблюдений:
- за рынком жилья и созданием жилищного сектора, действующего на рыночных принципах, удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения и соответствующего его платежеспособному спросу;
- за развитием институтов долгосрочного жилищного финансирования граждан (ипотечное кредитование на цели приобретения жилья, кредитование участия граждан в долевом строительстве многоквартирных домов, кредитование индивидуального жилищного строительства, жилищно-накопительные формы и другое) и банковского сектора, предоставляющего гражданам долгосрочные кредиты на эти цели;

Содержание работы

1. ЖКХ как объект статистического изучения.
2. Статистика жилищных условий и бытового обслуживания населения.
3. Характеристика жилищных условий.
4. Системы показателей в статистике ЖКХ.

Файлы: 1 файл

Статистика ЖКХ.docx

— 72.94 Кб (Скачать файл)

е) ввод в действие жилых  домов по формам собственности;

ж) ввод в действие жилых  домов в городской и сельской местностях;

з) ввод в действие домов-интернатов для престарелых, инвалидов и детей-инвалидов.

Жилищный фонд распределяется по степени износа, т. е. выделяется общая площадь жилых помещений  с износом свыше 70% – каменных и свыше 65% – деревянных и пр.; общая площадь аварийных строений. Данный показатель очень похож на показатель «выбытие по ветхости и  аварийности».

Жилищное строительство  является ключевым источником пополнения жилого фонда. Оно реализовывается  государственными и негосударственными предприятиями и организациями, индивидуальными застройщиками  с помощью бюджетных средств, ипотеки, личных средств граждан и других источников финансирования. Год от года увеличивается удельный вес жилищного строительства за счет средств населения и с помощью кредита.

Капитальный ремонт и реконструкция жилищного  фонда:

1) капитальный ремонт, мобщей площади;

2) реконструкция жилищного  фонда, м2;

3) источники финансирования  капитального ремонта.

Благоустройство жилищного фонда:

1) жилая площадь, которая  оборудована: водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим  водоснабжением, газом, напольными  электрическими плитами, ванными,  душем, % ко всей площади жилищного  фонда;

2) % жилых домов с мусоропроводом;

3) % квартир с телефонами.

Обеспеченность  населения жильем:

1) жилая площадь в среднем  на одного проживающего, м2/чел.;

2) общая площадь в среднем  на одного проживающего, м2/чел.;

3) численность населения,  проживающего:

а) в отдельной квартире;

б) в коммунальной квартире;

в) в отдельном доме или  его части:

г) в общежитии;

4) то же, в % ко всем жителям;

5) средняя площадь отдельной  квартиры, м2/квартира;

6) среднее число жителей  на одну комнату, чел./комната;

7) число домохозяйств, состоящих  на учете для получения муниципального  жилья (абсолютное и в % к общему числу домохозяйств);

8) число семей беженцев  и вынужденных переселенцев, которые  нуждаются в жилье.

В нашей стране по показателю «жилая площадь в среднем на одного проживающего» вводится величина, которая  определяет значение гигиенического норматива. При выполнении международных сопоставлений  жилищных условий в основном применяется  показатель «общая площадь в среднем  на одного проживающего» (см. табл. 9).

Когда получается обеспеченность 20-25 мжилой площади на человека, то в распоряжении каждого взрослого члена семьи оказывается отдельная жилая зона, появляется возможность обладать комнатой для общения, совместного приема пищи и т. д.

4 Системы показателей в статистике ЖКХ

I . Уровень обеспеченности  населения жильем

При определении величины данного показателя используется информация об обеспеченности населения жильем. Источником данных является орган государственной статистики (по данным формы № 1-жилфонд, которая утверждена постановлением Федеральной службы государственной статистики от 13 июля 2004 г. № 26).

 
где ОЖ– уровень обеспеченности населения жильем в субъекте РФ (в РФ);

ПЛОЩ. – общая площадь жилищного фонда в субъекте РФ (в РФ) на конец года;

НАС. – общая численность населения в субъекте РФ (в РФ) на конец года.

II . Коэффициент  доступности жилья

При определении величины данного показателя используются следующие данные:

1) средняя рыночная стоимость  1 мжилья (в рублях в среднем за год). Находится как среднее арифметическое средних цен на первичном и вторичном рынках жилья, устанавливаемых органом государственной статистики. Источником данных является орган государственной статистики;

2) среднедушевые денежные  доходы (в рублях в месяц на  человека в среднем за год). Источником данных является орган  государственной статистики.

Алгоритм расчета  значения целевого индикатора по субъекту РФ

Величина целевого индикатора определяется как отношение средней  рыночной стоимости типовой квартиры совокупной площадью 54 мк среднему годовому общему денежному доходу семьи из 3 человек в субъекте РФ.

Алгоритм расчета  значения целевого индикатора в среднем  по РФ

Величина целевого индикатора определяется как отношение средней  по РФ рыночной стоимости типовой  квартиры совокупной площадью 54 мк среднедушевому годовому общему денежному доходу семьи из 3 человек.

III . Доля семей,  которые имеют возможность приобрести  жилье, соответствующее стандартам  обеспечения жилыми помещениями,  с помощью собственных и заемных  средств

При определении величины данного показателя используются следующие данные:

1) средняя рыночная стоимость  1 мжилья (в рублях в среднем за год). Определяется как среднее арифметическое средних цен на первичном и вторичном рынках жилья. Источником информации является орган государственной статистики;

2) доля заемных средств  в стоимости приобретаемого жилья  (в %). Рассчитывается на базе средних на рынке субъекта РФ условий кредитования банков и иных организаций, дающих ипотечные займы на покупку жилья. Источником информации является администрация субъекта РФ. В ситуациях, когда открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» рефинансирует немалую долю выдаваемых в субъекте РФ ипотечных кредитов и займов, в качестве средней части заемных средств может применяться часть заемных средств по программе Агентства;

3) процентная ставка по  кредиту на покупку жилья (в  % в год). Рассчитывается на базе средних на рынке субъекта РФ ставок по ипотечным жилищным кредитам и займам в рублях. Источником информации является ЦБ РФ (форма 0409302, которая утверждена указанием ЦБ РФ от 27 июня 2004 г. № 1481-У). В ситуациях, когда Агентство рефинансирует немалую долю выдаваемых в субъекте РФ ипотечных кредитов и займов, в качестве средних процентных ставок могут применяться процентные ставки по программе Агентства;

4) срок кредита на покупку  жилья (в годах). Рассчитывается  на базе средних на рынке субъекта РФ сроков кредитования по ипотечным жилищным кредитам и займам в рублях. Источником информации является ЦБ РФ (форма 0409302, утвержденная указанием ЦБ РФ от 27 июня 2004 г. № 1481-У). В ситуациях, когда Агентство рефинансирует немалую долю выдаваемых в субъекте РФ ипотечных кредитов и займов, в качестве средних сроков кредитования могут применяться сроки кредитования по программе Агентства;

5) часть платежа по  ипотечному жилищному кредиту  в доходах заемщика с созаемщиками (в %). Рассчитывается на базе средних на рынке субъекта РФ условий по части платежа в доходе. Источником информации является администрация субъекта РФ. В ситуациях, когда Агентство рефинансирует немалую долю выдаваемых в субъекте РФ ипотечных кредитов и займов, в качестве средней части платежа в доходе может применяться часть платежа в доходе по программе Агентства;

6) разделение домашних  хозяйств по уровню среднемесячного  дохода. Источником информации является  орган государственной статистики. В ситуации отсутствия допускается  применение иных источников сведений  о распределении населения по  уровню среднедушевого месячного  дохода с соответствующей ссылкой  на источник информации;

7) количество семей в  субъекте РФ. Источником информации  является орган государственной  статистики[58]

Алгоритм определения  величины целевого индикатора по субъекту РФ

Минимальный общий доход  семьи, нужный для покупки жилья, отвечающего эталонам обеспечения  жилыми помещениями (54 мдля семьи из 3 человек), за счет собственных и заемных средств, находится по формуле:

 
где TI – минимальный совокупный доход семьи (в руб. в месяц);

LTV – доля заемных средств в стоимости приобретаемого жилья (в %);

Р – средняя рыночная стоимость 1 мжилья (в руб. в среднем за год);

i – процентная ставка по кредиту (в % в год);

t – срок кредита (в годах);

PI– доля платежа по ипотечному жилищному кредиту в доходах семьи (в %).

Доля домашних хозяйств с  общим доходом выше минимального (TI) находится исходя из информации о распределении домашних хозяйств по уровню среднемесячного дохода. В ситуации отсутствия информации о распределении домашних хозяйств по уровню среднемесячного дохода допускается применение сведений о распределении населения по уровню среднедушевого месячного дохода с соответствующей сноской. В данном случае минимальный совокупный доход семьи (TI) делится на средний размер семьи (3 человека) и полученный минимальный доход 1 человека сопоставляется с данными о распределении населения по уровню среднедушевого месячного дохода для установления доли населения с доходами выше минимального.

Алгоритм определения  величины целевого индикатора в среднем  по РФ

Величина целевого индикатора в среднем по РФ определяется по формуле:

 
где ДСобщ– доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств в среднем по РФ;

ДС– доля семей в одном субъекте РФ, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств;

KC– количество семей в одном субъекте РФ. 

Показатели обслуживания и финансирования жилищного фонда

Для проведения жилищно-коммунальных реформ и обеспечения достойного уровня жизни населения имеют  особое значение показатели обслуживания и финансирования жилищного фонда. К показателям данной группы относятся:

1) удельный вес расходов  на содержание жилищного фонда  и коммунальные услуги в общей  величине расходов бюджета административной  единицы, %:

2) количество семей, которые  получают субсидии на оплату  жилищно-коммунальных услуг;

3) то же, в процентах  к общему количеству семей,  проживающих на данной территории;

4) удельный вес расходов  на содержание жилищного фонда  в общей сумме расходов населения, %;

5) удельный вес личных  расходов населения по содержанию  жилья в общей стоимости предоставления  жилищных услуг, %;

6) индексы стоимости жилищных  услуг.

В целом можно рассматривать  два вероятных направления жилищной политики: либеральное и патерналистское (от лат.paternus– «отцовский, отеческий»). При либеральном направлении жилищной политики жилье предоставляется главным образом как товар длительного пользования и в центре внимания оказываются рынок жилья, его состояние, факторы, влияющие на его развитие, социальная помощь отодвигается на второй план. При патерналистском направлении жилье рассматривается не как товар, а как главнейшее социальное благо, обеспечение им происходит за счет государственного бюджета и средств предприятий и бесплатного распределения среди населения. В данном случае квартирная плата покрывает лишь небольшую часть расходов государства на содержание жилищного фонда. Данное направление жилищной политики находило свою дорогу в жизнь в социалистических странах, где квартплата компенсировала лишь около 1/3 расходов на содержание жилья, дотации на жилье поступали из госбюджета.

В развитых странах либеральное  направление жилищной политики не выражается в чистом виде: обычно в условиях действия рыночных отношений вводятся меры по ограничению квартирной (арендной) платы; имеются система пособий и льгот по оплате жилья, льготные кредиты и субсидии на приобретение жилья, льготы по налогам на недвижимость; осуществляется строительство дешевого муниципального жилья с низкой квартплатой, содержание которого датируется местными органами власти или государством, а на приобретение выделяются льготные кредиты. Программы, направленные на строительство и введение в эксплуатацию недорогого жилья и льгот на его покупку, пользуются достаточно большой популярностью в странах Европы, таких, например, как Франция или Швеция.

Метаморфоза жилищно-коммунального  хозяйства в безубыточный сектор экономики возможна только за счет абсолютного покрытия издержек жилищно-коммунальной сферы соответствующими платежами  населения. В рамках жилищно-коммунальной реформы немалое значение имеет  программа жилищных субсидий (компенсаций) по оплате жилья и коммунальных услуг.

Предельно допустимый расход семьи на оплату жилья выступает  как новый для нашей страны социальный стандарт. Его принятие обозначает проведение политики социальной защиты в жилищно-коммунальной области  малообеспеченных граждан. Введенная  система субсидий является заявительной, т. е. для ее оформления заявитель  обязан документально подтвердить  все виды получаемых доходов. Право  на получение субсидий обязательно  должно периодически подтверждаться в  ходе переаттестаций (обычно один раз  в полгода). Согласно с осуществляемой жилищно-коммунальной реформой увеличиваются  ставки оплаты жилья и тарифы за коммунальные услуги. При отсутствии отчетливой установки роста реальных денежных доходов населения рост оплаты жилья и коммунальных услуг  создает трудности среднеобеспеченным слоям населения, которые не могут  рассчитывать на субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Информация о работе Статистика ЖКХ