Статистико-экономический анализ изменения производства продукции в СПК «Большевик»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ динамики производства зерна в СПК «Большевик». Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Необходимо сформировать показатели для исследования динамики производства зерна и отобрать методы расчета этих показателей;
Выполнить необходимые расчеты и вычисления, для которых будут использоваться выбранные статистические методы;
Полученные результаты проанализировать и привести выводы.

Содержание работы

Введение………………………………..…………………………………………...…..3
1. Теоретические основы изучаемой проблемы…………..…………………..…...5
1.1. Анализируемые показатели производства продукции растениеводства...…5
1.2. Анализ временных рядов.........................................................………….……..6
1.3. Индексный анализ…………..............................................................................11
1.4. Статистическое прогнозирование....................................................................17
2.Краткая характеристика объекта исследования………………….......................20
3. Результаты эмпирического исследования по изучаемой проблеме…..…........21
3.1. Анализ временных рядов..................................................................................21
3.1.1. Статистическое изучение динамики валового сбора зерна (в амбарном весе)…………………………………………………………………………………….21
3.1.2. Статистическое изучение динамики урожайности зерна……………………………………………………………………………............25

3.2.Индексный анализ…….………………………………………...………..........29
3.3. Статистическое прогнозирование....................................................................33
3.3.1. Прогнозирование валового сбора зерна (в амбарном весе) ...............33
3.3.2. Прогнозирование урожайности зерна………………………………...34

Заключение………………………………………………………….............................35
Список используемой литературы…………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

курсовая,статистика.doc

— 531.00 Кб (Скачать файл)

     ;                                                                                            (21)

 

4. коэффициент колеблемости:

    ;                                                                                                   (22)

5. коэффициент устойчивости:

    Kуст=100 – Vt .                                                                                                  (23)

Установить устойчивость тенденции развития процесса также  можно, рассчитав ранговый коэффициент  корреляции Спирмена.

Формула рангового коэффициента корреляции Спирмена:

;                                                                                                        (24)

,                                                                                                        (25)

где  Pt – ранги лет. Обозначаются последовательно – от 1 до n,

        Py – ранги уровней. Обозначаются в соответствии с возрастанием уровней временного ряда – от ymin , которому присваивается ранг 1, до ymax , которому присваивается ранг n.

Выявленное уравнение  тренда следует проверить на адекватность, рассчитав среднюю ошибку аппроксимации:

,                                                                                                             (26)

.                                                                                                           (27)

Считается, что если средняя  ошибка аппроксимации не превышает 10%, уравнение тренда является адекватным, т.е. хорошо отражает тенденцию динамики.

 

1.3. Индексный анализ

        Индекс — это обобщающий относительный показатель, характеризующий изменение уровня общественного явления во времени, по сравнению с программой развития, планом, прогнозом или его соотношение в пространстве.

Наиболее распространена сравнительная характеристика во времени. В этом случае индексы выступают как относительные величины динамики. 
        Индексный метод является также важнейшим аналитическим средством выявления связей между явлениями. При этом применяются уже не отдельные индексы, а их системы. 
В статистической практике индексы применяются при анализе развития всех отраслей экономики, на всех этапах экономической работы. В условиях рыночной экономики особенно возросла роль индексов цен доходов населения, фондового рынка и территориальных индексов.

 

Статистика  осуществляет классификацию индексов по следующим признакам:

1. В зависимости от  объекта исследования:

  • индексы объемных (количественных) показателей (индексы физического объема: товарооборота, продукции, потребления)
  • индексы качественных показателей (индексы цен, себестоимости и заработной платы). К индексам объемных показателей относятся индексы физического объема: товарооборота, продукции, потребления материальных благ и услуг; а также других показателей, имеющих количественный характер: численности работников, посевных площадей и т.п. К индексам качественных показателей относятся индексы: цен, себестоимости продукции, заработной платы, производительности труда, урожайности и т.п.;

2. По степени охвата элементов совокупности:

  • индивидуальные индексы (дают сравнительную характеристику отдельных элементов явления)
  • общие индексы (характеризуют изменение совокупности элементов или всего явления в целом)

3. В зависимости от  методологии исчисления общие  индексы подразделяются на:

  • агрегатные (агрегатные индексы являются основной формой индексов и строятся как агрегаты путем взвешивания индексируемого показателя с помощью неизменной величины другого, взаимосвязанного с ним показателя).
  • средние (являются производными от агрегатных)

4. В зависимости от  базы сравнения различают:

  • базисные (если при исчислении индексов за несколько периодов времени база сравнения остается постоянной)
  • цепные (если база сравнения постоянно меняется)

Индексный метод

       Технически любой индекс представляет собой показатель, определяемый как соотношение двух каких-либо величин. Последние являются, по существу, определенными состояниями известного признака. С помощью индексов осуществляются сравнения фактических показателей с базисными, то есть, как правило, с плановыми и с показателями предшествующих периодов.

Различают два  основных вида индексов:

  • простые (частные, индивидуальные);
  • аналитические (общие, агрегатные).

В первом случае исследуемый  признак принимается без учета  связи этого признака с остальными признаками исследуемых экономических явлений.

Во втором случае изучаемый признак  используется не изолированно, а в  его взаимосвязи с другими  признаками.

Поэтому любой аналитический  индекс состоит из двух элементов:

  • индексируемый признак  , то есть тот признак, изменение которого подвергается изучению;
  • весовой признак  .

С помощью весовых  признаков исследуются изменения  экономических явлений, составляющие элементы которых являются несоизмеримыми. Следует иметь в виду, что простые  и аналитические индексы взаимно  дополняют друг друга.

Использование индексов в экономическом анализе преследует следующие цели:

  • с их помощью дается оценка относительного изменения какого-либо экономического явления или показателя;
  • применение индексов дает возможность определить влияние отдельных факторов на изменение обобщающего (результативного) показателя (признака).
  • дается оценка влияния изменения структуры какого-либо экономического явления на величину динамики этого явления.

Индивидуальные  индексы

Способы построения индексов зависят от содержания изучаемого явления,

методологии расчета исходных статистических показателей и целей исследования. В каждом индексе выделяют 3 элемента:

В каждом индексе выделяют 3 элемента:

  • индексируемый показатель — это показатель, соотношение уровней которого характеризует индекс
  • сравниваемый уровень — это тот уровень, который сравнивают с другим.
  • базисный уровень — это тот уровень, с которым производится сравнение.

Для удобства построения индексов используется специальная  символика:

  • i — символ индексируемого показателя — индекс, характеризующий изменение уровня элемента явления.
  • I — с подстрочным индексируемым показателем — для группы элементов или всей совокупности в целом.
  • q — количество проданных товаров или произведенной продукции в натуральном выражении
  • p — цена за единицу товара
  • z — себестоимость единицы продукции
  • w — производительность труда
  • T — отработанное время или численность работников
  • l — средняя заработная плата одного работника
  • 0 — базисный период
  • 1 — отчетный период

Индивидуальные индексы характеризуют изменение отдельного элемента явления.

Индивидуальный индекс количества продукции:

iq=      (28)

 

Индивидуальный индекс цены продукции:

ip=         (29)

 

 

Индивидуальный индекс себестоимости продукции:

iz=   (30)

Общие индексы

Все рассмотренные нами индексы характеризуют относительное изменение уровней отдельных элементов явления и называются индивидуальными индексами.

Однако большинство  изучаемых статистикой общественных явлений и процессов состоят  из многих элементов, которые могут быть как однородными, так и неоднородными. Однородные явления можно непосредственно суммировать и исчислять индексы, характеризующие изменение не одного элемента, а группы элементов или всей совокупности в целом. Такие индексы называются общими индексами. 

 

Изменение стоимости  продукции рассчитывается по формулам:

- в абсолютном выражении (31)

- в относительном выражении (32)

 

Эти формулы показывают на сколько рублей уменьшилась/увеличилась  стоимость продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным и во сколько раз изменилась стоимость продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным.

Значение индекса стоимости  зависит от 2-х факторов:

- изменение количества продукции, что может быть определено с помощью индекса физического объема:

- в относительном выражении (33)

- в абсолютном выражении (34)

 

- изменение цен, что  может быть определено с помощью  индекса цен:

 

- в относительном выражении (35)

- в абсолютном выражении (36)

 

Между расчетными индексами  существует такая связь:

 

- в относительном выражении (37)

 

- в абсолютном выражении (38)

 

Изменение себестоимости  продукции рассчитываются по формулам:

 

- в абсолютном выражении (39)

 

- в относительном выражении (40)

 

Эти формулы показывают на сколько рублей уменьшилась/увеличилась  себестоимость продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным и во сколько раз изменилась себестоимость продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным.

Значение индекса издержек производства зависит от 2-х факторов:

- Изменение количества  продукции:

 

- в относительном выражении   (41)

 

- в абсолютном выражении   (42)

 

- Изменение себестоимости  единицы продукции:

 

- в относительном выражении   (43)

- в абсолютном выражении   (44)

Между рассчитанными  показателями существует такая связь:

- в относительном выражении (45)

 

- в абсолютном выражении   (46)

 

 

 

 

 

1.4. Статистическое  прогнозирование

Прогнозирование представляет собой область научных исследований и практической деятельности, направленных на определение перспектив различных явлений и процессов, в том числе общественных.

Прогноз, предвидение – это обоснованное суждение о возможном состоянии  изучаемого объекта в будущем; соответственно, предметом статистического прогнозирования является оценка величины статистических показателей на перспективу. Эти показатели обычно характеризуют фактические состояние массовых общественных явлений в прошлом и настоящем. Напротив, прогнозный статистический показатель является расчетным общим признаком состояния массового явления в последующих периодах. При этом предполагается, что сложившиеся в прошлом тенденции сохранятся в будущем и в изучаемом явлении не произойдет качественных изменений, затрагивающих его природу и закономерности развития.

Различают оперативные  статистические прогнозы (на срок до месяца), краткосрочные (до 1 года) и среднесрочные (1-5 лет). Долгосрочными (более 5 лет) и дальнесрочными прогнозами (15-25 лет и более) статистика практически не занимается, поскольку за это время в общественных явлениях нередко происходят качественные сдвиги, и предположение о неизменности сложившихся тенденций перестает быть обоснованным (единственным исключением из этого правила является прогнозирование длительных циклических колебаний).

Методы и результаты статистического прогнозирования используются в различных сферах деятельности, но чаще всего статистика имеет дело с экономическими и социальными прогнозами. Существует три основных способа их разработки: интервьюирование, экстраполяция и моделирование.

Интервьюирование (опрос, анкетирование) основано на обобщении оценок, которые дает специально отобранная группа экспертов. Они могут быть качественными (положение улучшится, ухудшится, останется неизменным) или выражаться в количественных показателях (ожидаемый рост цен, доходов, объема производства на столько-то процентов и т.п.).

Информация о работе Статистико-экономический анализ изменения производства продукции в СПК «Большевик»