Статистико-экономический анализ уровня доходов населения Пермского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 00:34, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение уровня доходов населения Пермского края за период с 2004 по 2008 годы.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение динамики основных социально-экономических индикаторов, характеризующих уровень доходов;
- провести анализ состава и структуры денежных доходов населения за 2004-2008 годы;
- изучить изменение покупательной способности;
- изучить различия в уровне заработной платы по городам и районам области;
- сравнить дифференциацию доходов населения за 2004 и 2008 годы;
- проанализировать изменение прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения;
- разработать прогноз изменения среднедушевых денежных доходов населения.

Содержание работы

Введение 3
1.Система показателей уровня жизни 6
2.Краткая характеристика Пермского края 8
3.Анализ уровня доходов населения Пермского края за 2004-2008 годы 11
3.1. Организация статистического наблюдения за уровнем жизни населения 11
3.2.Изучение динамики основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения 14
3.3. Состав и структура денежных доходов населения 15
3.4. Динамика вкладов физических лиц 17
3.5.Изменение покупательной способности среднедушевых денежных доходов населения 18
3.6. Уровень среднемесячной заработной платы в Пермском крае 20
3.7. Дифференциация доходов населения ……………………………...23
3.8. Величина прожиточного минимума 236
3.9. Прогноз среднедушевых доходов населения Пермского края на 2009-2010 годы 28
Выводы и предложения 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Статистико-экономический анализ уровня доходов населения Пермского края.doc

— 622.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Социально-экономическая  трансформация, осуществляемая в Российской Федерации, связана, с одной стороны, - с внутренними преобразованиями в экономике, с другой - с усилением степени интеграции экономики в систему международных финансово-экономических отношений и сопровождается кризисными явлениями многих сторон жизни страны. Одной из наиболее острых внутренних проблем является падение уровня доходов значительной части населения страны и широкое распространение бедности.

Знание законов экономики и  их использование при выработке  управленческих решений стало важным требованием к управлению экономической системой, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Расширение самостоятельности регионов, развитие бюджетного федерализма усиливают значимость региональной политики. В этих условиях разработка управленческих решений на региональном уровне является особенно актуальной и требует современных подходов к их информационному обеспечению и экономическому обоснованию. Разработка управленческих решений на региональном уровне требует современных подходов к экономическому обоснованию дотаций, трансфертов и субсидий, выделяемых из федерального бюджета на выравнивание уровней развития регионов.

Очевидно, что национальная безопасность и экономическая стабилизация существенно  зависят именно от социальной направленности осуществляемых реформ. В связи с этим особое значение приобретает концептуальное обоснование социально-экономической политики государства и регионов в условиях рыночных отношений, разработка, которой предполагает систематическое отслеживание уровня доходов населения страны и регионов, выявление тенденций его развития, особенностей состояния и формирования, а также управление уровнем жизни с учетом региональных особенностей.

Объективная оценка уровня доходов населения региона возможна только в рамках его межвременных сравнений. В связи с этим в работе уровень доходов населения Пермского края рассматривается в динамике. Этим обусловлены актуальность темы исследования, постановка цели и необходимость решения ряда задач.

Цель и задачи исследования. Целью  исследования является изучение уровня доходов населения Пермского края за период с 2004 по 2008 годы.

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучение динамики основных  социально-экономических индикаторов,  характеризующих уровень доходов;

- провести анализ состава и структуры денежных доходов населения за 2004-2008 годы;

- изучить изменение покупательной  способности;

- изучить различия в уровне  заработной платы по городам  и районам области;

-  сравнить дифференциацию доходов  населения за 2004 и 2008 годы;

- проанализировать изменение прожиточного  минимума  по социально-демографическим  группам населения;

- разработать прогноз изменения  среднедушевых денежных доходов  населения.

Предметом исследования являются экономические  отношения, возникающие в процессе формирования уровня жизни населения под воздействием региональных факторов развития.

Объектом исследования является Пермский край.

В процессе исследования использованы законодательные и нормативные  документы, монографии, статьи в периодических  изданиях и другая литература. Информационную базу исследования составили статистические материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю.

Для исследования уровня доходов населения в Пермском крае  были использованы статистическое наблюдение органом статистики за уровнем доходов, обработка полученных данных, статистический анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Система показателей уровня жизни

Уровень жизни, его динамика и дифференциация в значительной степени определяются уровнем развития производительных сил, объемом и структурой национального богатства, производством и использованием валового национального продукта, характером распределения и перераспределения доходов.

Уровень жизни является достаточно сложной и многогранной категорией. Несмотря на то, что многие элементы жизненного уровня взаимосвязаны между собой, они имеют значительные особенности, специфику и для их комплексной характеристики требуется использование соответствующей системы специфических показателей. Из-за отсутствия рационального способа объединения разнородных показателей такой системы в некий единый показатель в отечественной и международной практике признана невозможность использования одного показателя, всесторонне характеризующего уровень жизни [4].

Показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой степенью условности разделить на три вида:

  • первый – синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.);
  • второй – натуральные показатели, измеряющие объем потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.);
  • третий – показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов и потребления и т.д.).

Уровень жизни, характеризуется, прежде всего, показателями потребления, однако уровень и структура потребления в значительной степени детерминируются теми ресурсами, которые находятся в распоряжении отдельного человека, семьи и общества в целом. Поэтому наряду с показателями собственно потребления в систему показателей уровня жизни входит и ряд показателей, характеризующих возможности потребления. К ним относятся, например, фонд потребления или уровень дохода. В России была разработана система показателей уровня жизни населения, адаптированная к социально-экономическим условиям[5]. Система эта включает следующие разделы:

1) обобщающие показатели (ВНП, фонд потребления, индекс стоимости жизни и т.п.); 2) доходы населения; 3) потребление и расходы населения; 4) денежные сбережения населения; 5) накопленное имущество и жилище; 6) социальная дифференциация населения; 7) малообеспеченные слои населения.

Уровень жизни во многом определяется доходами населения, от размера которых  главным образом и зависит  степень удовлетворения личных потребностей. Основными источниками доходов  населения являются:

  • заработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд (в денежной или натуральной форме) [1];
  • доходы от индивидуальной трудовой деятельности;
  • выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальных фондов, ежегодные выплаты по страхованию жизни;
  • доходы от собственности (например, платежи за использование финансовых активов, зданий, земли, авторских прав, патентов и т.д.);
  • доходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода (стоимость чистой продукции).

Возможны и другие источники  дохода (выигрыш в лотерею, приз за победу в соревновании, конкурсе и т.д.)[4].

 

    1. Краткая характеристика Пермского края

ПЕРМСКИЙ КРАЙ - субъект Российской Федерации, входящий в Приволжский  федеральный округ. Пермский край образован 1 декабря 2005 года в результате объединения  Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в соответствии с результатами референдума, проведенного 7 декабря 2003 года.

Пермский край разделен на 48 муниципальных  образований первого уровня - 42 муниципальных  района и 6 городских округов. В состав Пермского края также входит территория с особым статусом - Коми-Пермяцкий округ.

Пермский край занимает площадь 160236,5 кв. км на восточной окраине Русской  равнины и западном склоне Среднего и Северного Урала, на стыке двух частей света - Европы и Азии. Он охватывает примерно 1/5 территории Уральского экономического района и представляет собой как бы восточный "форпост" Европы, 99,8% пространства которого принадлежит этой части света и только 0,2% - Азии. Территория региона почти полностью расположена в бассейне реки Камы - крупнейшего притока реки Волги. Кама через систему каналов обеспечивает выход водным путем к пяти морям (Каспийскому, Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому). Максимальная протяженность края с севера на юг - 645 км, с запада на восток - 417,5 км[2].

Численность постоянного населения Пермского края по данным текущей отчетности составила 2903,7 тыс. человек (в т.ч. в Коми-Пермяцком автономном округе - 146,5 тыс. человек), что составляет два процента всех жителей России. Кроме миллионного города Перми, в двух городах края численность населения превышает 100-тысячный рубеж: г. Березники - 179,9 тыс. и г. Соликамск - 104,1 тыс. человек. В пяти городах региона численность населения свыше 50 тыс. человек: г. Краснокамск (60,5 тыс.), г. Кунгур (73,7 тыс.), г. Лысьва (74,1 тыс.), г. Чайковский (89,3 тыс.), г. Чусовой (52,5 тыс. человек). С 1990 года население Пермского края уменьшилось на 138,0 тыс. человек или на 4,5%. Определяющим фактором этого процесса остается перевес числа умерших над числом родившихся, который составил 1,6 раза.

По темпам естественной убыли населения  Пермская область в Приволжском  федеральном округе уступает только Кировской области, обе они расположены  в постаревшем Нечерноземье. Хотя показатели рождаемости Пермской области  чуть выше средних по стране, выше и показатели смертности (17,4 на 1 тыс. жителей, в РФ — 16,3). Еще более высокой смертностью отличается Коми-Пермяцкий АО (20,8 на 1 тыс. жителей), и проблема здесь не в постарении, а в сверхсмертности не только мужчин, но и женщин трудоспособного возраста от несчастных случаев, отравлений и травм, часто связанных с алкоголизмом. В Пермской области эта проблема также остается значительной, но преимущественно для мужчин.

 Возрастная структура населения  области почти не отличается  от среднероссийской, но доля пенсионеров несколько ниже — многие не доживают до пенсионного возраста, и в городах, и в сельской местности. Население Коми-Пермяцкого округа моложе, в округе сохранилась более высокая рождаемость, в основном среди титульного и сельского населения, поэтому доля детей заметно выше среднероссийской (22,2 и 17,9% соответственно), а доля населения пенсионных возрастов ниже (18,5 и 20,7%), в том числе по причине высокой смертности в трудоспособном возрасте. Причинная структура смертности населения края существенно не изменилась. По-прежнему на первом месте находятся болезни системы кровообращения, их удельный вес в общем числе умерших составил 54,8%, на втором месте - смертность от несчастных случаев, отравлений и травм - 15,9%, на третьем - от новообразований - 10,8%. Соотношение городского и сельского населения: из общей численности населения почти 75% пермяков проживает в городах и поселках городского типа.

Основные социально-экономические  показатели Пермского края за анализируемый  период представлены в таблице 1[12].

Таблица 1. Социально-экономические  показатели Пермского края.

Показатели 

2008

2007

2006

2005

2004

2008 г. в % к 2004 г.

Инвестиции в основной капитал по крупным и средним  организациям, млн. рублей

152388,7

122480,4

75519,5

56799,7

50972,7

299,0

Ввод в действие жилых  домов, тыс. м2 общей площади

448,5

638,2

718,4

884,1

832,8

53,9

Объем коммерческого  грузооборота предприятий автотранспорта, млн. т-км

1821,9

2907

2293

1566

861

211,6

Оборот розничной торговли, млн. рублей

203043,3

220406,7

178030,6

130236,3

101149,3

200,7

Оборот общественного  питания, млн. рублей

13946,7

10944,8

7291,7

6902,8

5741,1

242,9

Индекс потребительских  цен на товары и услуги (в среднем  по Пермскому краю), %

115,34

116,36

108,98

110,42

112,62

 

Численность граждан, имеющих статус безработных, тыс.чел.

29,1

20,7

20,1

21,6

18,2

159,9

Среднемесячная начисленная  номинальная заработная плата, руб.

14774,1

11856

9516,2

7748,9

6211,8

237,8


 

Социально-экономическое положение  Пермского края на сегодняшний день можно считать удовлетворительным. Край располагает значительными природными ресурсами, серьезным экономическим потенциалом и относительно высоким уровнем жизни населения. По многим социально-экономическим показателям Пермский край входит в число ведущих регионов России.

В настоящее время инвестиционная привлекательность Пермского края оценивается высоко по сравнению  с большинством субъектов Российской Федерации. Агентство Moody`s Interfax Rating Agency присвоило ему долгосрочный кредитный  рейтинг Аа3 (рейтинг Аа1 имеет только Москва, Аа2 – Санкт-Петербург, Аа3 – Самарская и Пермская области) и краткосрочный рейтинг RUS–1.[11]

    1. Анализ уровня доходов населения Пермского края за 2004-2008 годы

3.1. Организация  статистического наблюдения за уровнем жизни населения

Информационными источниками для построения системы показателей по уровню жизни населения являются данные из материалов различных разделов государственной статистики (демографической, статистики труда, статистики цен, социальной статистики), материалы выборочных обследований бюджетов домохозяйств, материалы переписи населения.

 Для исследования социально-экономических  явлений и процессов общественной  жизни следует, прежде всего,  собрать о них необходимые  сведения - статистические данные. Под  статистическими данными (информацией) понимают совокупность количественных характеристик социально-экономических явлений и процессов, полученных в результате статистического наблюдения, их обработки или соответствующих расчетов.[13]

Статистическая информация необходима и государственным органам управления, и частным предпринимателям.

 Статистическое наблюдение - это  массовое, планомерное, научно-организованное  наблюдение за явлениями социальной  и экономической жизни, которое  заключается в регистрации отобранных  признаков у каждой единицы совокупности[5].

 Статистическое наблюдение  за уровнем жизни населения  проводится органами государственной  статистики.

Процесс проведения статистического  наблюдения включает следующие этапы:

  • подготовка наблюдения;
  • проведение массового сбора данных;
  • подготовка данных к автоматизированной обработке;
  • разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

 Статистические наблюдения  чаще всего преследуют практическую  цель - получение достоверной информации  для выявления закономерностей  развития явлений и процессов. Задача наблюдения предопределяет его программу и формы организации. Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе, наблюдения будут собраны ненужные данные или, наоборот, не будут получены сведения, необходимые для анализа.

Информация о работе Статистико-экономический анализ уровня доходов населения Пермского края