Статистико-экономический анализ уровня образованности населения по совокупности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта - является выявление и расчет показателей характеризующих уровень образованности населения по совокупности регионов Российской Федерации, и определение влияния этих показателей на другие группы показателей РФ.
Для реализации этой цели определены следующие задачи:
1. Провести статистическую группировку;
2. Выявить на основе группировки типические группы, обладающие сходными признаками;
3. Выявить связь показателей, влияющих на уровень образования населения;

Файлы: 1 файл

Оценка совокупности на предмет ее однородности.docx

— 133.78 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное образовательное учреждение  высшего пРофессионального образования российский государственный аграрный университет – МСха имени К.А. Тимирязева 
(ФГОУ ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)


 

 

Факультет  экономический

 

Кафедра  экономики и статистики

 

Курсовой проект

по дисциплине «Статистика»

На тему:  «Статистико-экономический анализ уровня образованности населения по совокупности Российской Федерации (на примере Калужской области)»

 

 

Выполнил: студент 30 группы

 

экономического факультета

 

Аксютина А.М.

Проверил: Трутнева Н.Ю.

 

 

 

 

Калуга 2013

ВВЕДЕНИЕ

В понятие “образованная личность” каждая эпоха вкладывала свое содержание, Однако всегда оно основывалось на способности человека не только к активному усвоению накопленных знаний и опыта, но и самостоятельной выработке нового мышления.

Одна из ведущих задач статистики заключается в измерении образовательного потенциала общества; в изучении процессов его формирования, дифференциации и использования. Образовательный потенциал общества — накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.

Как уже отмечалось, измерение уровня образования населения осуществляется при проведении переписей населения, в ходе выборочных опросов. В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их дифференциации и динамики. Изучению этой проблемы посвящен данный курсовой проект.

При написании курсового проекта использовались следующие статистические методы:

  • метод статистических группировок;
  • графический;
  • индексный;
  • корреляционно-регрессионный анализ
  • ряды динамики.

Целью курсового проекта - является выявление и расчет показателей характеризующих уровень образованности населения по совокупности регионов Российской Федерации, и определение влияния этих показателей на другие группы  показателей РФ.

Для реализации этой цели определены следующие задачи:

           1. Провести статистическую группировку;

           2. Выявить на основе группировки  типические группы, обладающие сходными  признаками;

           3. Выявить связь показателей, влияющих  на уровень образования населения;

          

           4.Выявить тенденции в рядах  динамики с использованием метода  укрупнения интервалов и скользящей  средней на примере Калужской  области.

          Предметом изучения - является показатели  уровня образования населения  по совокупности регионов РФ.

Объектом - исследования является регионы РФ (Калужская область).

В качестве источников информации использовались материалы учебных изданий, справочная литература, статистические сборники по регионам РФ  и Калужской области.

Курсовой проект представлен на 37 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, включает в себя   приложения,  рисунок,  таблицы, графики, фишки, ключ к фишкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Оценка совокупности на предмет ее однородности

 

Для определения однородности или неоднородности  совокупности необходимо рассчитать коэффициент вариации.

Вариацией называют изменение значения признака у отдельных единиц совокупности в один и тот же период времени.

В качестве исследуемого признака возьмем  Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10 000 человек населения. Исходные данные представлены в таблице 1.

 Таблица 1- Потребительские  расходы в среднем на душу  населения

Субъекты

Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10 000 человек населения.

Субъекты

Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10 000 человек населения.

Белгородская

478

Смоленская область

442

Брянская

410

Тамбовская область

357

Владимирская

345

Тверская область

297

Воронежская

535

Тульская область

318

Ивановская

434

Ярославская область

380

Калужская

335

г. Москва

886

Костромская

309

Вологодская область

344

Курская

603

Калининградская область

426

Липецкая

330

Ленинградская область

85

Московская

218

Мурманская область

359

Орловская

525

Новгородская область

303

Рязанская

471

Псковская область

363

   

г. Санкт-Петербург

809


 

Для оценки меры вариации рассчитаем следующие показатели:

1)  размах вариации:

R= xmax - xmin , где                                                                                    

      xmax   - максимальное значение варьирующего признака,

      xmin   - минимальное значение варьирующего признака.

Этот показатель показывает насколько велико различие между единицами совокупности, имеющими самое маленькое значение и самое большое значение признака, основанное на крайних значениях варьирующего признака, не отражающего отклонение всех вариантов.

xmax  =886 чел ,  xmin =85.

R = 886 – 85 = 801

2) дисперсия (средний квадрат отклонений):

,

 

где - индивидуальное значение варьирующего признака;

       - среднее значение варьирующего признака;

        n – количество разновидностей вариант.

Чем больше дисперсия, тем выше колеблемость признака в совокупности.

В исследуемой совокупности n=25.

Среднее значение варьирующего признака определяется по формуле:

                                                                                    

Проведя вычисления, получим:


 

 = 676072,24

        3) среднее квадратическое отклонение:

                                                                            

Среднее квадратическое отклонение, как и любая средняя, является типическим размером признака и дает обобщенную характеристику колеблемости признака около среднего уровня, обусловленную индивидуальными особенностями единиц данной совокупности. Это показатель показывает среднее размер отклонения в тех же единицах, в которых задан сам признак Х среднее. Представляет интерес сопоставить среднее  квадратическоое отклонение σ и средней Х, их отношение выражает коэффициент вариации υ.

Для данной совокупности коэффициент вариации равен:

                                      υ=


%

Коэффициент используют для относительной характеристики вариации признака в любой совокупности, а также  для сравнения колеблемости разнородных признаков одной и той же совокупности и колеблемости в разных совокупностях, имеющих неодинаковые  уровни средних величин. Чем этот показатель меньше, тем однороднее совокупность, а средняя величина признака типична для совокупности. Чем коэффициент вариации больше, тем неоднороднее совокупность.

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что совокупность является неоднородной, так как υ =39,68%>33%.

 

    1. Построение ранжированного и интервального рядов распределения по одному группировочно - факторному признаку

 

       Статистические группировки  -  метод,  при котором изучаемая совокупность явлений расчленяется на однородные по отдельным признакам группы и подгруппы и каждая из них характеризуется системой статистических показателей. Признаки, по которым проводится группировка, называют группировочными признаками. Группировочный признак иногда называют основанием группировки. Правильный выбор существенного группировочного признака дает возможность сделать научно обоснованные выводы по результатам статистического исследования. Интервал очерчивает количественные границы групп.

С целью исследования структуры совокупности проведем группировку, в качестве группировочного признака выберем - Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10 000 человек населения.

Построим ранжированный ряд регионов Российской Федерации, т.е. расположим регионы  по числу Численности студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10 000 человек населения. (табл.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Ранжированный ряд распределения регионов по числу Численности студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10 000 человек населения.

№  региона

Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10 000 человек населения.

Ленинградская

85

Московская

218

Тверская

297

Новогородская

303

Костромская

309

Тульская

318

Липецкая

330

Калужская

335

Вологодская

344

Владимирская

345

Тамбовская

357

Мурманская

359

Псковская

363

Ярославская

380

Брянская

410

Калининградская

426

Ивановская

434

Смоленская

442

Рязанская

471

Белгородская

478

Орловская

525

Воронежская

535

Курская

603

Санкт-Петербург

809

Москва

886


       

Для большей наглядности изобразим ранжированный ряд графически, для чего построим огиву Гальтона, в которой на оси абсцисс запишем номера районов в ранжированном ряду, а на ординате – величину группировочного признака. На Рисунке 1 представлен ранжированный ряд распределения регионов по числу ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 10 000 ЧЕЛОВЕК НАСЕЛЕНИЯ

.

Рисунок. 1. Огива Гальтона

 

             Проанализируем данные ранжированного ряда и его графика – оценим характер и интенсивность различий между областями и попытаемся выделить  отличные  друг от друга группы субъектов.

Полученные данные (табл. 2, рис. 1) показывают, что между регионами   существуют существенные различия. Размах колебаний составляет 886 - 85=801чел.

Выделить типические группы на основании ранжированного ряда нельзя, так как нет данных, которые бы указали границы перехода от одной группы к другой. Далее необходимо построить интервальный вариационный ряд распределения регионов. Для начала определим число групп, на которые нужно разбить совокупность регионов.

Для определения числа групп используется формула  Стерджесса:

n = 1+3,32´lg N, где

n – число групп, n =25– число единиц совокупности.

       Подставив  число единиц субъектов, получим:

       1+3,32´lg (25) = 5 групп

  Далее установим величину интервала h по формуле:

, где

 

Xmax = 886 – максимальное значение признака

Xmin= 85 – минимальное значение признака

Величина интервала составит:

Определим границы групп:

I группа: 85+160,2=245,2;

II группа: 245,2+160,2, =405,4;

III группа: 405,4+160,2=565,6;

IV группа: 565,6+160,2=725,8;

V группа: 725,8+160,2 =886;

Распределим области  по установленным группам и подсчитаем их число в группах.     Используя найденные данные, построим интервальный ряд распределения (табл. 3).

 

Таблица 3 - Интервальный ряд  распределения регионов по численности студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10 000 человек населения.

№ группы

Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10 000 человек населения.

Число регионов

1

2

3

I

85-245,2

2

II

245,2-405,4

6

III

405,4-565,6

14

IV

565,6 – 725,8

1

V

свыше 725,8

2

Итого

 

25

Информация о работе Статистико-экономический анализ уровня образованности населения по совокупности Российской Федерации