Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 17:15, реферат
Целью данной работы являются анализ и оценка изменений в профессионально-отраслевой структуре занятости России, определение влияющих на нее факторов и разработка предложений по совершенствованию формирования структуры занятости инновационного типа.
Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
исследовать процессы, происходящие на современном этапе в экономике России, и выявить их воздействие на изменение структуры занятости населения;
определить основные факторы, повлиявшие на формирование современной профессионально-отраслевой структуры занятости в России, и провести анализ их воздействия на изменение данной структуры;
выявить влияние сложившейся профессионально-отраслевой структуры занятости на сбалансированность спроса на рабочую силу и ее предложения на российском рынке труда;
разработать основные направления совершенствования профессионально-отраслевой занятости населения в России под воздействием инновационных технологий.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Структура занятости населения и эволюция школы…………...5
Глава 2. Изменение структуры занятости………………………………...9
Глава 3. Цели, задачи и принципы региональной политики в Российской Федерации………………………………………………11
Глава 4. Совершенствование системы стратегического и территориального планирования регионального развития………14
Заключение………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………….19
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
РЕФЕРАТ
по курсу
«Занятость населения и ее регулирование»
Структура занятости населения и пути ее оптимизации
Студент ________________________ Н.А. Макеева
курс, форма обучения
Преподаватель _____________________ ассистент М.С. Пальчевская
подпись, дата
Красноярск 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Структура занятости населения и эволюция школы…………...5
Глава 2. Изменение структуры занятости………………………………...9
Глава 3. Цели, задачи и принципы региональной политики в Российской Федерации………………………………………………11
Глава 4. Совершенствование
системы стратегического и
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….19
Введение
Основные структурные
Для России нет альтернативы инновационного варианта развития экономики, о чем можно судить при сравнении возможных сценариев ее развития и о чем постоянно говорят и пишут ученые и специалисты страны на страницах периодической печати и научных трудах. Необходимость перехода российской экономики к инновационному пути развития определяет важность оценки характера труда и тенденций занятости в национальном хозяйстве. Именно творческий труд свойственен инновационной экономике. Современное состояние рынка труда должно соответствовать требованиям постиндустриального общества, основанного на знаниях и информации.
Как известно, каждому этапу экономического развития общества соответствует определенная структура занятости. При этом, мировой опыт развития экономики показывает: чем выше сбалансированность между структурой занятости и структурой рабочих мест, тем выше экономическая эффективность использования человеческого капитала. Исследователи экономически развитых стран обратили внимание на эту закономерность еще в середине прошлого века. В результате эти страны достигли высокой эффективности занятости. Поэтому перед развитыми странами в настоящее время стоит задача поддержания этой взаимосвязи на уровне, соответствующем требованиям постиндустриального общества. В решении этой задачи большая роль отводится прогнозам изменения профессионально-отраслевой структуры занятости и анализу изменений в состоянии рынка труда.
Целью данной работы являются анализ и оценка изменений в профессионально-отраслевой структуре занятости России, определение влияющих на нее факторов и разработка предложений по совершенствованию формирования структуры занятости инновационного типа.
Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
Глава 1. Структура занятости населения и эволюция школы.
Чтобы полнее разобраться в вопросах образования, следует проследить за возможным изменением профессиональной и непрофессиональной структуры занятости населения. К профессиональной структуре занятости мы отнесём виды деятельности, вписывающиеся как в легальные, так и в нелегальные формы экономических отношений. Официальная статистическая отчётность, как правило, игнорирует теневую сферу экономики, представляя лишь цифры занятости в легализованных профессиях. Между тем, воровство, разбой, мошенничество, коррупция и прочий криминальный промысел, также представляют виды профессиональной деятельности, благодаря которым живёт немалая часть общества.
К непрофессиональной структуре занятости относится внеэкономическая деятельность населения. Это неоплачиваемый или почти неоплачиваемый труд учащихся, домохозяек, пенсионеров, инвалидов, безработных, а также военнослужащих по призыву и заключённых. Труд – это любая социально ориентированная деятельность человека, в том числе и криминальная, а работа – это широкий спектр видов деятельности, в которых творческая составляющая либо отсутствует, либо выражена крайне слабо [11, с. 42-45].
В современном мире множество людей зарабатывают на жизнь разными способами, поэтому их экономические интересы не могут быть отнесены только к одному виду занятости. Это в советские времена с юмором воспринималась реплика из популярного кинофильма: «Чтоб тебе жить на одну зарплату!». Ныне времена изменились. Студенты учатся и подрабатывают, чиновники, исполняя должностные обязанности, попутно берут взятки, пенсионеры, получая мизерную пенсию, торгуют, и этот круговорот продолжается. Сегодня человек работает инженером, а через месяц садится за руль и начинает калымить; сегодня учитель учит, через полгода бросает школу и идёт в сетевой маркетинг.
Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующей определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Из этого определения вытекают три признака профессии: род деятельности, определенная подготовка, получение материального дохода. Четвертый признак профессии – связь индивида с социально-профессиональной средой.
Криминальное ремесло обладает тем же набором признаков и характеристик, что и любая профессия вообще. Разница лишь в том, что лицо, владеющее определенными профессиональными навыками при занятии легальной деятельностью, прилагает свои силы и знания для достижения позитивной цели как для себя лично, так и для общества и государства в целом. Профессиональный же преступник, занимаясь нелегальной, социально осуждаемой деятельностью, направляет усилия для достижения лишь собственной позитивной цели, являющейся резко отрицательной для других граждан, общества и государства [8].
Между тем, весьма сомнительным представляется то утверждение, что в наступивший век люди, занимающиеся легальной деятельностью, прилагают свои силы для позитивных целей. Сегодня труд представителей бюджетной сферы является деятельностью, в которой пересекаются все издержки и недостатки исторически сложившихся, но морально устаревших общественных связей. Это труд педагогов и врачей, труд прокуроров и адвокатов, труд священников и военных, труд артистов и политиков… Труд-стагнация – это труд, законсервированный во времени, необходимый до тех пор, пока не предложено ничего лучшего и позитивного.
Развитие восприятий и ощущений
в наш век практически
Ко второму типу школ сущностного развития относятся школы формирования интуиции. Повсеместное открытие школ сенситивного развития могло бы иметь целый ряд важных, позитивных следствий. Наслаждение красотой естественной природы, общение с представителями её флоры и фауны, позволило бы не только детям, но и взрослым приобщиться к чудесному миру предчувствий.
Социальная поддержка идеи открытия третьего типа сущностных школ – школ чувственного типа обещает не только глобальную переориентацию духовно-нравственных ценностей, но и прорыв в открытии и освоении новых интеллектуальных технологий. Основная задача ч-школы – предоставление человеку возможности размышлять, не прибегая к механизмам долговременной памяти. Способ мышления, в котором нет таких элементов логики, как сравнения, суждения, оценки, умозаключения, называется воображением. В мире воображения присутствуют образы, мечты, фантазии, грёзы, догадки, озарения. Представляя собой одну из высших психических функций, в то же время, воображение является ментальным отражением чувственной сферы человека. Если кора мозга, располагая массой ассоциативных связей между нейронами, думает логически, критически, то подкорковые нервные центры думают иначе – образно.
Следующие три типа школ – это
школы личностного развития, в
которых люди получают информацию не
самостоятельно, а преимущественно
через посредников, обращаясь к
авторитетному мнению разнообразных
источников. Сегодняшняя
Новая школа умственного развития также сможет развивать интеллект, но делать это будет весьма осмотрительно, не используя тонкие формы принуждения, такие как оценки, экзамены, обязательное посещение уроков, неукоснительное требование дисциплины. Когда человеку будет действительно необходимо что-либо узнать и освоить, он, естественным образом, будет и настойчивым, и любознательным, и прилежным, и дисциплинированным.
Школы эмоционального типа нужны для того, чтобы люди могли осознанно разобраться в своих желаниях и побуждениях, имели возможность сублимировать агрессивную эмоциональность в творчество. Сегодня люди свои эмоции выплёскивают в барах и ресторанах, в игровых автоматах и казино, в самых разных в развлекательных и увеселительных учреждениях. Людям, особенно молодёжи, скучно, им необходимо чем-то себя занять, поэтому они ищут приключений на стороне и находят их, безрассудно растрачивая драгоценную психическую, в том числе сексуальную, энергию [10, с. 52-60].
Глава 2. Изменение структуры занятости
При самом общем взгляде на динамику
структуры занятости можно
Однако изменение соотношения занятости в крупных секторах - формальный, малоинформативный критерий. Для более полной оценки тенденций в развитии структуры занятости важно знать причины, повлекшие за собой те или иные изменения, а также внутреннее содержание процессов, происходящих в каждом секторе.
При поступательном развитии
экономики изменение структуры
занятости обычно происходит в результате
роста производительности и насыщения
потребностей определенного уровня. Это
позволяет высвободить часть работников
для удовлетворения более высоких потребностей
и обусловливает сдвиги в отраслевой и
профессионально-
Таким образом, внешне позитивные сдвиги в структуре занятости, по сути, камуфлируют процессы, свидетельствующие о ее примитивизации. Об этом говорит и увеличение доли труда, затрачиваемого в подсобном сельском хозяйстве. Значительная часть совокупного фонда рабочего времени расходуется на приусадебных и дачных участках, где люди производят необходимые для себя продукты питания. По данным обследования Госкомстата России, в весенне-летний период в подсобном сельском хозяйстве трудится более 40 млн. человек, из которых 17-18 млн. заняты только этой деятельностью. В пересчете на полностью занятых условных работников в сезон (май-август) это составляет четверть совокупной официальной занятости [20, с. 88-90].
Низкая цена труда – одна из причин недоиспользования трудового потенциала
Низкая цена труда сложилась в России исторически - в результате поздней отмены крепостного права, многочисленных войн, революций, стихийных бедствий и т.д. За долгие годы сформировались и поддерживались заниженные притязания наемных работников. Теперь, когда рыночные рычаги отпущены, низкая цена труда неизбежно приводит к тяжелейшим последствиям. Угрозу для формирования и развития человеческого потенциала страны представляют, по меньшей мере, три обстоятельства, отличающие современную ситуацию от дореформенной.
Во-первых, в советский период существенная часть затрат на рабочую силу возмещалась централизованно. Предприятиям труд обходился дешево, но государство обеспечивало бесплатное образование и здравоохранение; дешевое жилье, коммунальные услуги, бытовое обслуживание, транспорт, а также доступ к культурным ценностям - музеям, театрам, кино, книгам. Существенно дешевле обходилось рождение и воспитание детей, а принцип равенства стартовых возможностей осуществлялся значительно более последовательно, чем сегодня.
Во-вторых, экономика стала открытой. Наиболее квалифицированные, отвечающие требованиям современного производства работники выходят на мировой рынок, где цены на рабочую силу несопоставимо выше, чем в России. Сохранение трудовой элиты возможно лишь при существенном росте оплаты труда и улучшении его условий.