Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:44, реферат
Целью данной работы является рассмотрение сущности понятия бедности в России и поиск путей ее решения.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
-дать определение бедности населения, охарактеризовать современные направления социальной политики государства;
-проанализировать проблему бедности в субъектах РФ;
- рассмотреть пути решения проблемы бедности.
Введение
В общемировой практике проблема бедности известна очень давно. Она присуща любому обществу независимо от общественного устройства. В постсоциалистических странах, в том числе и в России, официально она признана сравнительно недавно — в 80-е гг. По определению бедности, принятому Европейским сообществом в 1984 г., «бедными будут считаться те лица, семьи и группы людей, чьи ресурсы (материальные, культурные и социальные) ограничены так, что исключают для них минимально приемлемый образ жизни в пределах государства проживания». В России, как и в большинстве стран мира, уровень бедности определяется на базе бюджета прожиточного минимума. Бюджет прожиточного минимума, рекомендуемый как основа социальных гарантий трудоспособному населению, представляет собой набор товаров и услуг, удовлетворяющих самые насущные текущие потребности.
Однако, количество живущих за чертой бедности в России продолжило снижаться в I квартале 2012 года, однако оно по-прежнему остается выше показателей аналогичного периода прошлого года. Из очередного отчета Росстата следует, что 19,5 млн человек, что составляет 13,8% от общего числа населения, имеют доход ниже прожиточного минимума в 6131 руб. Для сравнения отметим, что в I квартале численность бедных была выше на 3,4 млн человек. Однако во I квартале 2011 года ситуация выглядела гораздо лучше: тогда за чертой бедности находилось 18 млн человек, или 12,7% населения страны. Еще менее утешительно выглядят данные за полугодие. Если за первое полугодие 2011 года число бедных составляло 19,7 млн человек, то в этом году специалисты фиксируют уже 21,1 млн человек.
В свою очередь следует исходить из того, что бедность нельзя искоренить полностью, можно лишь уменьшить её уровень, который в России, независимо от критерия подсчета, достаточно велик. Необходимо отметить, что готовых рецептов и простых путей при решении проблемы бедности не существует. Существует множество мнений, как следует бороться с бедностью.
Таким образом, актуальность
выбранной темы заключается в
необходимости решения проблем,
которые особняком стоят в
современном обществе, а точнее проблемы
бедности в Российской Федерации.
Целью данной работы является рассмотрение
сущности понятия бедности в России и
поиск путей ее решения.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
-дать определение бедности
-проанализировать проблему бедности в субъектах РФ;
- рассмотреть пути решения проблемы бедности.
Глава 1. Определение бедности и ее причины
В мировой науке и практике выделяются три основных подхода к определению бедности: абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная бедность (лишения, депривации) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых лиц).
Абсолютная бедность рассчитывается на основании сравнения душевых доходов и прожиточного минимума (при абсолютной концепции) или душевых доходов и относительной линии бедности (40-60% от медианы или средней доходного распределения населения).
Относительная бедность определяется через потребительские характеристики семьи (домохозяйства) и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты потребления. Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием лишения, депривации. Бедность семьи понимается как высокая степень концентрации различных лишений.
Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей сводить концы с концами, платить за жилье, лекарства, образование и т.п.
В международных исследованиях, проводимых ООН, применяется комбинированная методика исследования бедности, основанная на сочетании всех трех концепций бедности: абсолютной, относительной и субъективной. Статус бедных получают семьи, одновременно соответствующие трем подходам. Это семьи, имеющие доходы (расходы) ниже прожиточного минимума, испытывающие лишения в сфере потребления и ощущающие себя бедными.
Во всех странах, проводящих политику снижения бедности, применяются единые принципы установления прожиточного минимума. Прожиточный минимум – это набор необходимых человеку благ и жизненных средств, которые позволяют поддерживать ему жизнедеятельность. От его величины в России зависит начисление ряда пособий и социальные выплаты. На данный момент прожиточный минимум составляет 6131 рублей.
Состав потребительской корзины различных государств, применяющих этот метод измерения бедности, варьирует в зависимости от уровня экономического развития страны и представлений общества о стандартах качества и уровня жизни.
Бедность появляется ни просто так, для этого всегда есть причины. К наиболее типичным причинам, обусловливающим риски оказаться в той или иной группе бедных, относят: потерю здоровья, низкий уровень квалификации, вытеснение с рынка труда, низкий уровень среднедушевых реальных доходов и материальной обеспеченности, высокую семейную "нагрузку" (многодетные, неполные семьи и др.); индивидуальные особенности, связанные с образом жизни, ценностными ориентациями (не желающие трудиться, имеющие вредные привычки и т.п.).
Проблема бедности связана
с социальными формами
Таким образом, можно выделить несколько факторов нисходящей социальной мобильности:
Итак, становиться ясно, что человек становиться бедным не просто так, а для этого существует ряд вполне конкретных причин.
Целью уменьшения дифференциации общества является образования некоего “среднего класса” как приспособления общества – большинства населения – к рыночным условиям.
Наличие, рост среднего класса в любой
стране рассматриваются как
Эти обстоятельства часто придают идеологическую окраску дискуссиям о среднем классе. Так, нередко звучит мысль о том, что в дореформенном, постсоветском обществе средний класс фактически существовал, но был "размыт", погублен курсом реформ, а его место заняли полукриминальные “элементы”. Согласно противоположной точке зрения, средний класс неизбежно должен сложиться в результате стабильного функционирования рыночной экономики. При этом сторонники обеих точек зрения, как правило, ограничиваются указанием на наличие некоторых известных критериев отнесения к среднему классу (уровень образования, социально-профессиональный статус).
Однако делать однозначные выводы о наличии среднего класса в социалистическую и постсоциалистическую эпохи нельзя. Помимо обычных признаков отнесения к этому тезису, есть и "классические" признаки и функции среднего класса в обществе. Прежде всего – это основной экономический донор: бюджет страны складывается из налогов широкого слоя налогоплательщиков, рассматривающих себя как опору государства и по этой причине наделенных правом контролировать его расходы. Понятно, что административно-командная экономика предполагала лишь декоративные формы контроля, типа "народного контроля". К тому же система уравнительного распределения доходов предусматривала совершенно иные принципы формирования налоговой базы о том, что у страны есть бюджет, принятие которого на полгода становится главным делом парламента, страна узнала сравнительно недавно.
Другая важнейшая функция
В "экономике дефицита" величина дохода напрямую не определяла характер потребления. Уровень престижного потребления достигался с помощью "блата", связей или определялся статусом должности в виде пайков, ордеров и т. д. Таким образом, была закреплена зависимость соответствующего социального слоя от власти, не означавшая, впрочем, полной поддержки советского режима. Речь, конечно, идет о внутренней поддержке, поскольку при формальной и безальтернативной системе выборов внешняя поддержка была обеспечена на 99,9%. Поэтому существовавшая в СССР прослойка, хотя и обладала некоторыми чертами классического среднего класса, не являлась им по своим социальным функциям. Это был класс, который в плановой экономике не имел никаких шансов превратиться в настоящий средний класс.
Каковы же перспективы формирования среднего класса в нашей стране сегодня? Во многом они зависят от успешной адаптации населения, формирования продуктивных моделей социально-экономического поведения, адекватных сложившейся хозяйственной ситуации. Характеристики процесса адаптации в настоящее время очевидны. Прежде всего, на смену доминировавшим ранее надеждам на государство приходит существенно большая ориентация населения на собственные силы и возможности. Жестко заданные и ограниченные типы социально-экономического поведения уступают место разнообразию типов социального действия. На смену прямому и непосредственному властному хозяйственному и идеологическому контролю приходят такие универсальные регуляторы, как деньги и правовые нормативы. Новые способы и стандарты поведения обусловлены различными источниками формирования, хотя часто они не корректируются ни устойчивыми нравственными нормами, ни правовыми санкциями.
В общественном мнении сформировалось вполне определенное понимание законов вертикальной мобильности: путь наверх невозможен без нужных связей и денег, причем деньги часто являются производной от связей. Трудолюбие и наличие профессии, пользующейся спросом, – факторы второго уровня. Что же касается знаний и опыта, то их считают необходимым условием продвижения к успеху далеко не большинство опрошенных.
Не востребованность квалифицированного персонала или востребованность только при наличии нужных связей деформирует цепочку: образование – квалификация – доходы – долгосрочные сбережения – уровень потребления, обеспечивающую формирование и развитие среднего класса. Образование не гарантирует получение работы с перспективами роста. Работа не гарантирует доход: зарплата у представителей одной профессии в частном и государственном секторах различается на порядок. Доход не гарантирует статус, поскольку многие источники высоких доходов незаконны. А противоречивость законодательства, несовершенство налоговой системы превращают практически любое предприятие в правонарушителя и вынуждают владельцев предприятий при найме работников обращать внимание не столько на их профессиональные и деловые качества, сколько на факторы, подтверждающие их безусловную "надежность". При этом доверие со стороны нанимателя и лояльность со стороны работника поддерживаются жесткими санкциями в виде "отлучения" от источников дохода или потери рабочего места.
Широко распространено мнение, что общество не вышло из полосы нестабильности, не исключено резкое изменение принципов финансовой политики, в экономической политике имеет место "чехарда законов", "законы непоследовательны и противоречат друг другу", "существующая система не стимулирует легальную деятельность". Отсутствие доверия к власти и ее финансовым институтам лишает потенциальный средний класс возможности строить долгосрочные стратегии роста благосостояния и переводит значительную часть возможных накоплений в сферу потребления.
Также о кризисном характере
адаптации говорит и
Информация о работе Сущность понятия бедности в России и поиск путей ее решения