Взаимодействие сми и власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 10:35, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется множеством факторов. Во-первых, той ролью, которую играют средства массовой информации (печать, телевидение, радио) в формировании мнений населения об органах власти.
В отличие от государств, где демократия и свобода средств массовой информации насчитывает столетия, Россия делает лишь первые шаги по этому пути. Действительно, в развитых странах уже давно средства массовой информации выступают как институты гражданского общества, оказывают воздействие на власть, агрегируя и представляя интересы граждан. Другое дело Россия.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы исследования взаимоотношений властных структур и средств массовой информации……..
Модели взаимодействия средств массовой информации и власти( история и современность)…….
Взаимодействие органов государственной власти и средств массовой информации: состояние, проблемы и совершенствование………..
Заключение
Список использованных источников и литературы.

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 59.07 Кб (Скачать файл)

Эффективность этой структуры говорит сама за себя. Во Франции до сих пор очень редко встречаются конфликтные модели взаимоотношения властных структур и средств массовой информации.

Каждое конкретное государство выбирает свой механизм регулирования отношений средств массовой информации и власти.

В Великобритании в большей мере полагаются на саморегулирование.

В 1953 году был создан Совет по делам прессы. Цель Совета состояла в устранении запретительного характера законодательного контроля. Данный Совет состоял из представителей средств массовой информации. Главной функцией членов Совета являлась защита свободы слова и рассмотрения жалоб общественности. Но этот Совет не имел достаточного авторитета.

В «1989 году был образован Комитет для регулирования деятельности прессы».

Этот комитет рекомендовал вместо Совета по делам прессы учредить Комиссию по жалобам на прессу по образцу системы саморегулирования.

Кроме этой Комиссии, правительство имеет специальную службу по связям с общественностью и прессой. При премьер-министре состоит пресс-секретарь, который и является источником ежедневных сообщений о политике правительства.

В Японии формула взаимодействия средств массовой информации и власти иная.

Так, созданная еще в «1925 году и до сих пор действующая Японская вещательная корпорация является общественной, а не коммерческой».

Эта корпорация постоянно изучает общественное мнение. Опрашивает своих слушателей и зрителей. Ее возглавляет Совет директоров, состоящий из 12 человек. Их назначает премьер-министр с одобрения обеих палат парламента.

Властные структуры напрямую взаимодействуют со средствами массовой информации без «посредников». В этом взаимодействии немаловажную роль играют традиции государства. В результате до сих пор не было ни одного конфликта между этой корпорацией и властью.

Таким образом, изучение форм взаимодействия власти и средств массовой информации показало, что органы власти и средства массовой информации взаимодействуют на основе трех моделей: конфликтной, консенсуальной и конфликтно-консенсуальной.

Механизм взаимодействия органов власти и средств массовой информации варьирует от страны к стране. В настоящее время во многих странах созданы различные советы и организации по соблюдению норм этики в материалах средств массовой информации. Например: Национальный Совет по новостям (США), Высший Совет по аудиовизуальным средствам (Франция), Совет по делам прессы (Великобритания). Главной функцией этих органов является создание диалога между средствами массовой информации и органами власти.

Средства массовой информации и государственные органы власти в определенной степени зависят друг от друга: журналисты нуждаются в органах власти как в источнике информации, а властным структурам необходимы журналисты для сообщения общественности своих намерений и решений. 

 

 

  1. Взаимодействие органов государственной власти и средств массовой информации: состояние, проблемы и совершенствование………..

 

 

Заключение

Таким образом, изучение процесса взаимоотношения между органами государственной власти и средствами массовой информации показало, что средства массовой информации являются одним из важнейших институтов жизни общества. Их характеризуют как великого арбитра, четвертую власть, наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью.

Изучение функций средств массовой информации выявило, что наряду с информационной функцией, средства массовой информации выполняют: образовательную, критики и контроля, социализации, мобилизационную, формирования общественного мнения и др.

Средства массовой информации обладают чертами, присущими только этому институту политической системы общества. Среди которых можно назвать: наличие специальных, технических приборов и аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; публичность и др.

Кроме того, модели и формы взаимодействия властных структур и средств массовой информации изменялись в зависимости от характера политического режима.

В тоталитарном режиме (до перестроичный период) существовала модель полного контроля государства над средствами массовой информации. Здесь преобладали тоталитарные формы взаимодействия. Практически, все средства массовой информации выступали проводниками политики коммунистической партии, находились под ее полным контролем, существовала цензура.

В годы перестройки и постперестройки предыдущая модель взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации изменилась. Несмотря на наличие авторитарных тенденций, возникли элементы демократического взаимодействия властных структур и СМИ.

В настоящее время, это взаимодействие носит разнообразный характер: консенсусный, конфликтный, консенсусно-конфликтный.

Изучение опыта взаимодействия органов власти и средств массовой информации в странах Запада свидетельствуют  о том, что властными структурами этих стран выработаны механизмы регуляции отношений со СМИ. В этих странах отсутствует политическая цензура, но созданы структуры и организации по соблюдению норм этики и материалах средств массовой информации. Среди них можно назвать: Национальный Совет по новостям (США), Высший совет по аудиовизуальным средствам (Франция), Совет по делам прессы (Великобритания) и др., состоящих из представителей общественности и парламентских партий.

Анализ структуры пресс-службы Краевой Думы Хабаровского края показал, что это структурное подразделение является составной частью системы аппарата Законодательной Думы Хабаровского края. В составе пресс-службы занято 2 человек.

Представляя власть и будучи ее орудием, вместе с тем, пресс-служба Думы края является своего рода посредником, коммуникатором во взаимоотношениях между властями, средствами массовой информации и населением.

Пресс-служба Краевой Думы Хабаровского края выполняет различные функции.

Главной функцией, как это определено Положением «О пресс-службы Законодательной Думы Хабаровского края» является информирование общественности о деятельности Законодательной Думы через средства массовой информации.

Пресс-служба Думы края в настоящее время взаимодействует с 17 представителями региональных средств массовой информации, используя самые разнообразные формы.

Сегодня можно сказать, что в Хабаровском крае идет поиск модели взаимоотношений органов Законодательной власти Хабаровского края и средств массовой информации. В основном, по мнению автора, преобладают элементы консенсусной модели взаимодействия.

Следует заметить, что руководитель пресс-службы непосредственно подчиняется Председателю Законодательной Думы Хабаровского края.

Для улучшения деятельности пресс-службы Законодательной Думы Хабаровского края можно дать ряд рекомендаций:

1. Работа по формированию  общественного мнения о деятельности  депутатов Думы через СМИ должна  носить более целенаправленный  характер.

2. Целесообразно проводить  мониторинг общественного мнения.

3. Целесообразно проведение  анализов эффективности производства  выпускаемых Думой радио- и телепередач, газетных полос.

4. Целесообразно было  бы выработать  пресс-службе совместно с руководством информационного освещения деятельности Законодательной Думы Хабаровского края в средствах массовой информации.

5. Целесообразно проведение  компаний в поддержку принимаемых  Законодательной Думой законов  и решений, особенно если они  непопулярны и могут вызвать  неодобрение населения края.

6. Целесообразно планировать  деятельность пресс-службы не  только на день, неделю, месяц, но  и на квартал, полгода, год и  более длительный срок.

7. Целесообразно самим  задавать СМИ «идею дня», что  заставит их строить свои новости  и аналитические программы, отталкиваясь  от нужной Думе интерпретации  фактов.

Анализируя работу пресс-службы Законодательной Думы Хабаровского края можно прийти к выводу о постоянном росте числа задач, с которыми приходится справляться специалистам пресс-службы, что позволяет более детально взаимодействовать со средствами массовой информации.

Стремительный рост уровня развития технологий в области информационного обеспечения населения диктует свои условия к профессиональной пригодности сотрудников пресс-службы. К чести сказать, что работники пресс-службы являются специалистами практиками высокой категории. 

 

Библиографический список

1.    Должностная инструкция главного специалиста пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края. Архив пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края. 1998.

2.    Должностная инструкция руководителя пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края. Архив пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края. 1998.

3.    Законы и практика в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ). М.: Наука, 1995. 340 с.

4.    Конституция Российской Федерации.  М.: Юридическая литература, 1993. 38 с.

5.    О государственной поддержке средств массовой информации: Федеральный закон Российской Федерации от 18.10.95. Консультант Плюс.

6.    О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации: Федеральный закон Российской Федерации от 13.01.95. Консультант Плюс.

7.    О праве на информацию: Федеральный закон Российской Федерации от 15.03.99. Консультант Плюс.

8.    О средствах массовой информации: Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.95. Консультант Плюс.

9.    Об информатизации, информации и защите информации: Федеральный закон Российской Федерации от 22.02.95. Консультант Плюс.

10. Положение о пресс-службе Законодательной думы Хабаровского края от 26.02.98. Архив пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края. 1998.

11. Устав Хабаровского края. Тихоокеанская звезда. 13, 16.01.95.

12. Винентьев Я.Л. Приемы рекламы и Паблик Рилейшнс. – СПб.: Триз-Шанс, 1995. 346 с.

13. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. – М.: Высшая школа, 1997. 544с.

14. Горбунов Н.М. Региональные органы власти и демократии. Демократия и выборы: генезис, состояние и проблемы (материалы краевой научно-практической конференции). – Хабаровск: ДВАГС, 1995. 85 с.

15. Горничой Г.И. Совершенствование руководства журналистикой. – М.: Наука, 1997. 187 с.

16. Горохов В.М. Средства массовой информации в системе политической коммуникации. – М.: Спартак, 1993. 285 с.

17. Грушин Б. Массовое сознание. – М.: Мысль, 1987. 219 с.

18. Двадцать седьмой съезд КПСС 25 февраля – 6 марта 1986 г. Стенографический отчет. – М.: Политиздат, 1986. 789 с.

19. Дмитриев А.В. Неформальная политическая коммуникация. – М.: Юнити, 1997. 235 с.

20. Коробейников В.С. Пресса и общественное мнение – М.: Наука, 1986. 303с.

21. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: СГУ, 1995. 234 с.

22. Люшер М. Магия цвета. – Харьков: Сфера, 1996. 232 с.

23. Массовая коммуникация в современном мире. – М.: МГиМИ, 1991. 177 с.

24. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. – М.: Прогресс, 1996. 221 с.

25. Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. – М.: Юнити, 1995. 211 с.

26. Партийное руководство средствами массовой информации и пропаганды. – М.: Мысль, 1987. 176 с.

27. Печатные СМИ Хабаровского края: справочник. - Хабаровск: РИОТИП, 2001. 121 с.

28. Печать в Российской Федерации. – М.: Журналист, 1997. 138 с.

29. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз. – М.: 2000. 238 с.

30. Пресса: опыт, проблемы. – М.: Луч, 1997. 228 с.

31. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.: Юрист, 1995. 352 с.

32. С.М.И.Д.В.: справочник. – Хабаровск: РИОТИП, 2001. 133 с.

33. СМИ в Хабаровском крае. - Хабаровск: РИОТИП, 2000. 116 с.

34. Соколов А.Л. Введение в теорию социальной коммуникации. – СПб.: Мысль, 1996. 315 с.

35. Средства массовой информации в современном мире. – М.: МГУ, 2001.  168 с.

36. Тюников Ю.И. Правительство и пресса: пути и принципы взаимодействия. – М.: МГУ, 1990. 137 с.

37. Федоров М.А. Советы и пресса. – М.: Политическая литература, 1987. 176 с.

38. Чаплинская С.О. Власть и пресса: эволюция отношений и типы взаимодействий на современном этапе. – М.: МГУ, 2001. 127 с.

39. Чичановский А.А. В тени свободы: политологические проблемы взаимодействия властных структур, средств массовой информации и общества в новых геополитических условиях. – М.: Юристъ, 1995. 303 с.

40. Шейко Э.М. Гражданское общество партии, власть: зарубежный опыт. Избирательный процесс: теория и практика (материалы краевой научно-практической конференции). – Хабаровск: ДВАГС, 1999. 104 с.

41. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М.: Мысль, 1973. 336 с.

42. Шерковин Ю.А. Стихийные процессы передачи информации. – М.: Мысль, 1975. 328 с.

43. Эдмунд Б. Приверженность журналистскому долгу. – М.,  1998. 320 с.

44. Янарелла Е., Сигельман Л. Паблик рилейшнс и американская культура, 2001. 238 с.

Информация о работе Взаимодействие сми и власти