Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:31, лабораторная работа
Цель работы: использование метода группировки для анализа и выявления взаимосвязи между факторными и результативными признаками изучаемого явления.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Экономика, финансы и менеджмент»
Контрольная работа
по дисциплине: «Статистика»
Лабораторная работа №1
СТАТИСТИЧЕСКАЯ СВОДКА И ГРУППИРОВКА. ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ИЗУЧАММЫМИ ПРИЗНАКАМИ.
Цель работы: использование метода группировки для анализа и выявления взаимосвязи между факторными и результативными признаками изучаемого явления.
Краткие теоретические сведения.
Первой ступенью систематизации и обобщения данных статистического наблюдения является статистическая сводка.
Сводка представляет собой комплекс статистических операций по обобщению конкретных единичных данных, образующих совокупность с целью выявления типичных черт и закономерностей, присущих данному явлению. Статистическая сводка состоит в том, что первичные материалы, полученные в результате наблюдения, заносятся в таблицы, подсчитываются итоговые показатели. В дальнейшем на основе сводных итогов вычисляют средние и относительные величины. Различают простую сводку (только для подсчета итоговых показателей) и статистическую группировку.
Под группировкой в статистике понимают разделение статистической совокупности на группы однородные в каком-либо существенном отношении и характеристику выделенных групп системой показателей в целях выделения типов явлений, изучения их структуры и взаимосвязей. С помощью метода группировок решаются три основные задачи: выделение социально-экономических типов явлений, изучение структуры однотипных совокупностей, исследование связей и зависимостей между признаками исследуемого явления. Согласно задачам, группировки соответственно делятся на три вида: типологические, структурные и аналитические.
В основу типологических и структурных группировок могут быть доложены атрибутивные и количественные признаки.
Атрибутивный признак - это качественный признак группировки, который не имеет количественного выражения.
При использовании количественных признаков в группировках возникают проблемы определения числа групп и величины интервала.
Исходные данные
Таблица 1
Номер предприятия |
Среднегодовая стоимость основных средств, млн.р. |
Объем выпуска товарной продукции, млн. р. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 |
3,4 3,1 3,5 4,1 5,8 5,2 3,8 4,1 5,6 4,5 4,2 6,1 6,5 2,0 6,4 4,0 8,0 5,1 4,9 4,3 5,8 7,2 6,6 3,0 6,7 |
3,5 3,3 3,5 4,5 7,5 6,9 4,3 5,9 4,8 5,8 4,6 8,4 7,3 2,1 7,8 4,2 11 5,8 5,3 4,9 6,0 9,4 6,9 3,5 7,2 |
1. Для применения метода
аналитической группировки
Рабочая таблица
Таблица 2
Номер группы |
Группы предприятий
по среднегодовой стоимости основн |
Номер предприятия |
Среднегодовая стоимость основных средств, млн.р. |
Объем выпуска товарной продукции, млн.р. |
1 |
2,0 – 3,2 |
2 14 24 |
3,1 2,0 3,0 |
3,3 2,1 3,5 |
Итого |
3 |
8,1 |
8,9 | |
2 |
3,2 – 4,4 |
1 3 4 7 8 11 16 20 |
3,4 3,5 4,1 3,8 4,1 4,2 4,0 4,3 |
3,5 3,5 4,5 4,3 5,9 4,6 4,2 4,9 |
Итого |
8 |
31,4 |
35,4 | |
3 |
4,4 – 5,6 |
6 9 10 18 19 |
5,2 5,6 4,5 5,1 4,9 |
6,9 4,8 5,8 5,8 5,3 |
Итого |
5 |
25,3 |
28,6 | |
4 |
5,6 – 6,8 |
5 12 13 15 21 23 25 |
5,8 6,1 6,5 6,4 5,8 6,6 6,7 |
7,5 8,4 7,3 7,8 6,0 6,9 7,2 |
Итого |
7 |
43,9 |
51,1 | |
5 |
6,8 – 8 |
17 22 |
8,0 7,2 |
11 9,4 |
Итого |
2 |
15,2 |
20,4 |
Далее групповые данные рабочей таблицы заносятся в сводную групповую таблицу.
Аналитическая группировка
Зависимость объема выпуска товарной продукции
от среднегодовой стоимости основных средств
Таблица 3
Группы предприятий по среднегодовой стоимости основных средств, млн.р.
|
Число пред- прия- тий
|
Среднегодовая стоимость ос- новных средств, млн. р. |
Объем выпуска товарной про- дукции, млн р. |
Фондо- отдача | ||
всего |
в среднем на одно предприя- тие |
всего |
в среднем на одно предприя- тие | |||
2,0 – 3,2 3,2 – 4,4 4,4 – 5,6 5,6 – 6,8 6,8 - 8 |
3 8 5 7 2 |
8,1 31,4 25,3 43,9 15,2 |
2,7 3,925 5,06 6,271 7,6 |
8,9 35,4 28,6 51,1 20,4 |
2,966 4,425 5,72 7,3 10,2 |
1,098 1,127 1,130 1,164 1,342 |
Итого: |
25 |
123,9 |
4,956 |
144,4 |
5,776 |
1,165 |
В статистике употребляются также ещё две разновидности средних - мода и медиана.
Модой - называется величина признака (варианта), которая чаще всего встречается в данной совокупности. В вариационном ряде распределения это будет варианта с наибольшей частотой.
Медианой в статистике называется варианта, которая находится в середине вариационного ряда. Медиана делит ряд на две равные части.
По формулам определяем моду и медиану среднегодовой стоимости основных средств.
где xмо - начальное значение интервала, содержащего моду; iмо - величина модального интервала; fмо+1 - частота интервала, следующего за модальным; fмо-1 - частота интервала, предшествующего модальному, fмо – частота модального интервала.
где xме- начальное значение медианного интервала; - сумма частот ряда; Sме-1- сумма накопленных частот в интервалах, предшествующих медианному;fме - частота медианного интервала.
2. Для изучения структуры
среднегодовой стоимости основн
Структурная группировка заводов
по среднегодовой стоимости основных средств
Таблица 4
Группы предприятий по среднегодовой стоимости основных средств, млн. р. |
Предприятия |
Среднегодовая стоимость основ- ных средств, млн.р. |
Объем выпуска товарной про- дукции, млн.р. | |||
число единиц |
% к итогу |
млн.р. |
% к итогу |
млн.р. |
% к итогу | |
2,0 – 3,2 3,2 – 4,4 4,4 – 5,6 5,6 – 6,8 6,8 - 8 |
3 8 5 7 2 |
12 32 20 28 8 |
8,1 31,4 25,3 43,9 15,2 |
6,5 25,3 20,5 35,5 12,2 |
8,9 35,4 28,6 51,1 20,4 |
6,0 24,3 19,8 35,8 14,1 |
Итого: |
25 |
100 |
123,9 |
100 |
144,4 |
100 |
3. Определяем показатели
вариации объема товарной проду
Размах вариации характеризует пределы изменения варьирующего признака.
Размах вариации рассчитывается следующим образом:
R = xmax –xmin
Рабочая таблица
Таблица 5
Номер предприятия |
Объем выпуска товарной продукции,млн.р. |
|
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 |
3,5 3,3 3,5 4,5 7,5 6,9 4,3 5,9 4,8 5,8 4,6 8,4 7,3 2,1 7,8 4,2 11 5,8 5,3 4,9 6,0 9,4 6,9 3,5 7,2 |
2,276 2,476 2,276 1,276 1,724 1,124 1,476 0,124 0,976 0,024 1,176 2,624 1,524 3,676 2,024 1,576 5,224 0,024 0,476 0,876 0,224 3,624 1,124 2,276 1,424 |
5,18 6,13 5,18 1,628 2,972 1,263 2,178 0,015 0,952 0,0005 1,382 6,885 2,322 13,512 4,096 2,483 27,290 0,0005 0,226 0,767 0,05 13,133 1,263 5,18 2,027 |
Итого |
144,4 |
42,208 |
106,115 |
Информация о работе Взаимосвязь между факторными и результативными признаками