Взаимосвязь между факторными и результативными признаками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:31, лабораторная работа

Описание работы

Цель работы: использование метода группировки для анализа и выявления взаимосвязи между факторными и результативными признаками изучаемого явления.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа статистика.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра «Экономика, финансы и менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по  дисциплине: «Статистика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная  работа №1

СТАТИСТИЧЕСКАЯ  СВОДКА И ГРУППИРОВКА. ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ИЗУЧАММЫМИ ПРИЗНАКАМИ.

 

Цель работы: использование метода группировки для анализа и выявления взаимосвязи между факторными и результативными признаками изучаемого явления.

 

Краткие теоретические  сведения.

Первой ступенью систематизации и обобщения данных статистического наблюдения является статистическая сводка.

Сводка представляет собой комплекс статистических операций по обобщению конкретных единичных  данных, образующих совокупность с целью выявления типичных черт и закономерностей, присущих данному явлению. Статистическая сводка состоит в том, что первичные материалы, полученные в результате наблюдения, заносятся в таблицы, подсчитываются итоговые показатели. В дальнейшем на основе сводных итогов вычисляют средние и относительные величины. Различают простую сводку (только для подсчета итоговых показателей) и статистическую группировку.

Под группировкой в статистике понимают разделение статистической совокупности на группы однородные в каком-либо существенном отношении и характеристику выделенных групп системой показателей в целях выделения типов явлений, изучения их структуры и взаимосвязей. С помощью метода группировок решаются три основные задачи: выделение социально-экономических  типов явлений, изучение структуры однотипных совокупностей, исследование связей и зависимостей между признаками исследуемого явления. Согласно задачам, группировки соответственно делятся на три вида: типологические, структурные и аналитические.

В основу типологических и структурных группировок могут быть доложены атрибутивные и количественные признаки.

Атрибутивный признак - это качественный признак группировки, который не имеет количественного  выражения.

При использовании количественных признаков в группировках возникают  проблемы определения числа групп и величины интервала.

Исходные данные

Таблица 1

Номер предприятия

Среднегодовая стоимость основных средств, млн.р.

Объем выпуска товарной

продукции, млн. р.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

3,4

3,1

3,5

4,1

5,8

5,2

3,8

4,1

5,6

4,5

4,2

6,1

6,5

2,0

6,4

4,0

8,0

5,1

4,9

4,3

5,8

7,2

6,6

3,0

6,7

3,5

3,3

3,5

4,5

7,5

6,9

4,3

5,9

4,8

5,8

4,6

8,4

7,3

2,1

7,8

4,2

11

5,8

5,3

4,9

6,0

9,4

6,9

3,5

7,2


 

1. Для применения метода  аналитической группировки определяем  величину интервала по формуле (1) и составляем рабочую таблицу  2

Рабочая таблица

Таблица 2

Номер группы

Группы предприятий  по среднегодовой стоимости основных средств, млн.р.

Номер предприятия

Среднегодовая стоимость  основных средств, млн.р.

Объем выпуска товарной продукции, млн.р.

1

2,0 – 3,2

2

14

24

3,1

2,0

3,0

3,3

2,1

3,5

Итого

 

3

8,1

8,9

2

3,2 – 4,4

1

3

4

7

8

11

16

20

3,4

3,5

4,1

3,8

4,1

4,2

4,0

4,3

3,5

3,5

4,5

4,3

5,9

4,6

4,2

4,9

Итого

 

8

31,4

35,4

3

4,4 – 5,6

6

9

10

18

19

5,2

5,6

4,5

5,1

4,9

6,9

4,8

5,8

5,8

5,3

Итого

 

5

25,3

28,6

4

5,6 – 6,8

5

12

13

15

21

23

25

5,8

6,1

6,5

6,4

5,8

6,6

6,7

7,5

8,4

7,3

7,8

6,0

6,9

7,2

Итого

 

7

43,9

51,1

5

6,8 – 8

17

22

8,0

7,2

11

9,4

Итого

 

2

15,2

20,4


 

 

Далее групповые данные рабочей таблицы заносятся в сводную групповую таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитическая группировка

 

Зависимость объема выпуска  товарной продукции

от среднегодовой стоимости  основных средств

Таблица 3

Группы предприятий

по среднегодовой

стоимости основных

средств, млн.р.

 

Число

пред-

прия-

тий

 

Среднегодовая

стоимость ос-

новных средств,

млн. р.

Объем выпуска

товарной про-

дукции, млн р.

Фондо-

отдача

всего

в среднем

на одно

предприя-

тие

всего

в среднем

на одно

предприя-

тие

2,0 – 3,2

3,2 – 4,4

4,4 – 5,6

5,6 – 6,8

6,8 - 8

3

8

5

7

2

8,1

31,4

25,3

43,9

15,2

2,7

3,925

5,06

6,271

7,6

8,9

35,4

28,6

51,1

20,4

2,966

4,425

5,72

7,3

10,2

1,098

1,127

1,130

1,164

1,342

Итого:

25

123,9

4,956

144,4

5,776

1,165


 

В статистике употребляются  также ещё две разновидности  средних - мода и медиана.

Модой - называется величина признака (варианта), которая чаще всего  встречается в данной совокупности. В вариационном ряде распределения это будет варианта с наибольшей частотой.

Медианой в статистике называется варианта, которая находится  в середине вариационного ряда. Медиана делит ряд на две равные части.

По формулам определяем моду и медиану среднегодовой  стоимости основных средств.

;

где  xмо - начальное значение интервала, содержащего моду; iмо - величина модального интервала;  fмо+1 - частота интервала, следующего за модальным; fмо-1 - частота интервала, предшествующего модальному,  fмо – частота модального интервала.

;

;

где xме- начальное значение медианного интервала; - сумма частот ряда;  Sме-1- сумма накопленных частот в интервалах, предшествующих медианному;fме - частота медианного интервала.

 

2. Для изучения структуры  среднегодовой стоимости основных средств и объема товарной продукции, используя данные рабочей табл. 2, произведем структурную группировку по среднегодовой стоимости основных средств табл. 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

Структурная группировка  заводов

по среднегодовой стоимости  основных средств

Таблица 4

Группы предприятий

по среднегодовой

стоимости основных

средств, млн. р.

Предприятия

Среднегодовая

стоимость основ-

ных средств, млн.р.

Объем выпуска

товарной про-

дукции, млн.р.

 число

единиц

   %

к итогу

млн.р.

   %

к итогу

млн.р.

    %

к итогу

2,0 – 3,2

3,2 – 4,4

4,4 – 5,6

5,6 – 6,8

6,8 - 8

3

8

5

7

2

12

32

20

28

8

8,1

31,4

25,3

43,9

15,2

6,5

25,3

20,5

35,5

12,2

8,9

35,4

28,6

51,1

20,4

6,0

24,3

19,8

35,8

14,1

Итого:

25

100

123,9

100

144,4

100


 

3. Определяем показатели  вариации объема товарной продукции. Размах вариации - это разность между максимальным и минимальным значениями признака.

Размах вариации характеризует  пределы изменения варьирующего признака.

Размах вариации рассчитывается следующим образом:

 

R = xmax –xmin

 

 

 

 

 

Рабочая таблица

Таблица 5

Номер предприятия

Объем выпуска товарной продукции,млн.р.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

          25

3,5

3,3

3,5

4,5

7,5

6,9

4,3

5,9

4,8

5,8

4,6

8,4

7,3

2,1

7,8

4,2

11

5,8

5,3

4,9

6,0

9,4

6,9

3,5

7,2

2,276

2,476

2,276

1,276

1,724

1,124

1,476

0,124

0,976

0,024

1,176

2,624

1,524

3,676

2,024

1,576

5,224

0,024

0,476

0,876

0,224

3,624

1,124

2,276

1,424

5,18

6,13

5,18

1,628

2,972

1,263

2,178

0,015

0,952

0,0005

1,382

6,885

2,322

13,512

4,096

2,483

27,290

0,0005

0,226

0,767

0,05

13,133

1,263

5,18

2,027

Итого

144,4

42,208

106,115

Информация о работе Взаимосвязь между факторными и результативными признаками