Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:12, курсовая работа
Проектируемый привод состоит из электродвигателя, цилиндрического редуктора, быстроходный вал которого соединен с валом электродвигателя ременной передачей и компенсирующей муфты, соединяющей выходной (тихоходный) вал редуктора и приводной вал.
Введение
1. Кинематический расчет и выбор электродвигателя.
1.1 Выбор электродвигателя.
1.2 Определение передаточных чисел привода и его ступеней.
1.3 Определение частот вращения и вращающихся моментов на валах привода.
2. Расчет клиноременной передачи.
2.1 Назначение, устройство, достоинства и недостатки передачи.
2.2 Расчет клиноременной передачи.
2.3 Конструирование шкивов.
3 Расчет редуктора.
3.1 Выбор термообработки и материала колес редуктора.
3.2 Определение допускаемых напряжений.
3.3 Проектировочный расчет быстроходной ступени редуктора.
3.4 Проверочный расчет быстроходной ступени на выносливость.
3.5 Основные размеры зубчатого зацепления
3.6 Силы, действующие в зацеплении.
3.7 Проектировочный расчет тихоходной ступени редуктора.
3.8 Проверочный расчет тихоходной ступени на выносливость.
3.9 Основные размеры зубчатого зацепления.
3.10 Силы, действующие в зацеплении.
4 Предварительный расчет валов.
5 Расчет муфты.
6 предварительная компоновка редуктора.
7 Проектный расчет промежуточного вала.
8 Расчет подшипников.
9 Расчет шпонок.
10 Уточненный расчет валов.
11 Выбор типа и способа смазывания зубчатых колес.
12 Конструктивные размеры зубчатых колес.
13 Выбор и определение основных размеров корпуса редуктора.
14 Литература
Рабочая ширина шестерни
b5 = b6 + (2…4) = 36 + 4 = 40 мм
Ориентировочное значение модуля:
m = (0,01…0,02) · aω = (0,01…0,02) · 80 = 0,8…1,6 мм
Принимаем на основании рекомендаций по ГОСТ 9563-80.
mn = 1,5
Угол наклона зуба в прямозубой передаче
β = 0°
Суммарное число зубьев передачи
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
20
Предварительное число зубьев шестерни
Принимаем число зубьев шестерни
Число зубьев колеса
Z6 = ZΣ – Z5 = 107 – 23 = 84
Фактическое значение передаточного числа
Отклонение от стандартного значения [Δu] =4%
3.8 Проверочный расчет тихоходной ступени на выносливость при изгибе.
Условие выносливости
при изгибе для прямозубых колес:
коэффициент нагрузки
KF = KFβ · KFV
Окружная скорость
в зацеплении
где делительный диаметр колеса:
Для неприрабатывающихся
колес Н > 350 НВ коэффициент концентрации:
где при
Значение коэффициента начальной концентрации:
= 1,6
= 1,6
Принимаем для 8 степени изготовления зубчатых колес передачи
KFV = 1,06
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
21
Коэффициент нагрузки
KF = 1,6 · 1,06 = 1,7
Коэффициент, учитывающий форму зуба для косозубых колес
YF6 = 3,6
Напряжение в опасном
сечении зуба колеса
Условие прочности выполняется
σF6 =234,9 МПа < [σF]4 = 308 МПа
Проверка на
выносливость при изгибе
Коэффициента формы
зуба принимаем при
YF5 = 3,85
Тогда
Условие прочности выполняется
σF5 = 251,2МПа < [σF]5 = 308 МПа
3.9 Основные размеры зубчатого зацепления.
Диаметры делительных окружностей:
Проверка
Равенство выполняется.
Диаметры окружности вершин:
da5 = d5 + 2 · mn = 34,5 + 2 · 1,5 = 37,5 мм
da6 = d6 + 2 · mn = 126 + 2 · 1,5 = 129 мм
Диаметры окружностей впадин:
dƒ5 = d5 – 2,5 · mn = 34,5 – 2,5 · 1,5 = 30,8 мм
dƒ6 = d6 – 2,5 · mn = 126 – 2,5 · 1,5 = 123,3 мм
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
22
3.10 Силы, действующие в зацеплении.
Для прямозубой передачи:
Окружная сила
Радиальная сила
Осевая сила
F0 = Ft · tgβ = 7655 · tg0 = 0 Н
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
23
4. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ
Предварительный расчет
валов выполняется для
Валы, к которым
не предъявляется повышенных требований
по несущей способности и
Ориентировочные диаметры валов устанавливаем из расчета на чистое кручение при допустимых напряжениях [τ]=15...25 МПа.
Для стали 45 можно принять [τ]= 25 МПа
Тогда диаметр вала из условия прочности:
Ведущий вал редуктора:
Принимаем близким к валу электродвигателя dэл = 28 мм, d2 =25 мм
Промежуточный вал
редуктора
Принимаем с учетом установки подшипников d3 =30 мм
Ведомый вал редуктора:
Принимаем с учетом выбранной муфты М3 d4 =50 мм
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
24
5 РАСЧЕТ МУФТЫ
На выходном валу привода
устанавливаем жесткую
Расчетный момент
Коэффициент, учитывающий режим работы
K = K1 · K2 = 1,2 · 1,5 = 1,8
Где К1 = 1,2 - коэффициент ответвленности;
К2 = 1,5 - коэффициент эксплуатации.
Так как зубчатые муфты обладают большой компенсирующей возможностью и допускают радиальное смещение до 0,3 мм. То для привода принимаем муфту МЗ-2500-60 ГОСТ Р50895-96 с допустимым крутящим моментом Т=1400Нм
Диаметр отверстия под вал редуктора
dm = 50 мм
Диаметр и длина муфты
Dm =170 мм L = 225 мм
Из-за трения в зубьях муфты М3 нагружает вал дополнительным сосредоточенным изгибающим моментом.
Mиз = 0,1 · TH = 0,1 · 482,3 = 48 Нм
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
25
6. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ КОМПАНОВКА РЕДУКТОРА
Под компоновкой редуктора понимают размещение деталей редуктора друг относительно друга. При выполнении компоновки определяем положение зубчатых колес, шкива, а также выбранной муфты относительно опор валов редуктора для последующего определения опорных реакций, расчета валов и выбора подшипников.
Компоновочный эскиз выполняем в одной проекции - вид в плане при снятой крышке редуктора. Масштаб чертежа М 1:1.
Вычерчиваем контуры зубчатых колес, валы по геометрическим параметрам, полученным из выполненных ранее расчетов.
Тип подшипника принимаем с учетом сил действующих в зацеплении.
Так как в зацеплении действуют радиальные силы, то в качестве опор валов принимаем шариковые радиальные подшипники по ГОСТ 8338-75.
Промежуточный вал имеет плавающие опоры. В качестве опор плавающих валов применяют радиальные подшипники. В проекте применяем подшипники с короткими цилиндрическими роликами по ГОСТ8328-75.
Выбираем способ смазки зубчатых колес и подшипников качения.
Способ смазки зависит от окружной скорости зубчатого колеса быстроходной ступени.
V= 1,58 м/с
Для редукторов общего назначения принимаем способ смазки зубчатых колес - непрерывное смазывание жидким маслом М, путем погружения колес в масло, залитое в корпус.
Подшипники смазываются маслом путем разбрызгивания при работе редуктора, когда окружная скорость в зацеплении выше 3 м/с. При окружной скорости ниже 3 м/с подшипники смазываются пластическими смазками, причем полость подшипника, должно быть, отделена от внутренней части редуктора специальными маслоудерживающими кольцами или лабиринтными уплотнениями.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
26
7 ПРОЕКТНЫЙ РАСЧЕТ
Исходными данными для расчета валов являются:
Крутящие моменты Т3 = 136,6 Нм
Усилия в зубчатых передачах
Ft4 = 2221 H Ft5 = 7655 H
Fr4 = 808 H Fr5 = 2786 H
Fa4 = 0 H Fa5 = 0 H
Значение длин участков вала получены при предварительной компоновке редуктора.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
27
Схема промежуточного вала редуктора
Определяем реакции опор в плоскости ZX из условия равновесия:
ΣMA = Ft4 · (l1 + l2) + Ft5 · (2l1 + l2 + l3) – Bx · (l1 + l2 + l3+ l4) = 0
ΣFx = Ax + Bx – Ft4 -2Ft5
Ax = Ft4 + 2Ft5 – Bx = 2221 + 2 · 7655 – 6556 = 10975 H
Моменты в характерных сечениях вала
Определяем реакции опор в плоскости ZY из условия равновесия:
ΣMA = Ft5 · (2l1 + l2+ l3) - Ft4 · 2l1 – By · (l1 + l2 + l3+ l4) = 0
ΣFy = Ay + By + Ft4 -2Ft5
Ay = 2Fr5 – Fr4 – By = 2 · 2786 – 808 –1919,1 = 2845 H
Моменты в характерных сечениях вала.
Определяем изгибающие моменты в характерных сечениях вала. Определяем эквивалентный момент по III гипотезе прочности в сечении колеса.
Изгибающий момент
Нм
Эквивалентный момент
Определяем диаметр вала по зависимости
где [σ] = 60 МПа - допускаемое значение напряжений
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
28
С учетом ослабления сечения вала шпоночным пазом
Принимаем d=105 мм
В сечении шестерни изгибающий момент
Эквивалентный момент
Принимаем d=40 мм
Принимаем диаметр вала под подшипником dn=35 мм
Вертикальные реакции опор подшипников
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
29
8. РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ
На подшипники промежуточного вала действуют осевые и радиальные усилия, устанавливаем шариковые радиальные подшипники № 32307 ГОСТ 8328-75
D =80 мм, d =35 мм, С =34,1 кН, С0=23,2 кН
Определяем осевые составляющее нагружения подшипников
Горизонтальные реакции опор
FaA = 0
FaB = 0
Отношение опор
Эквивалентная нагрузка
для однорядных подшипников с
короткими цилиндрическими
PАэкв = Y · Fr · Kt · Kσ Н
где
коэффициенты температуры Kt = l
коэффициент безопасности при умеренных толчках Kσ = 1,3
PАэкв = 1 · FrА · 1 · 1,3 = Н
PВэкв = 1 · FrВ · 1 · 1,3 = Н
Долговечность подшипника
Долговечность подшипника в часах:
Долговечность подшипников обеспечена с большим запасом.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
30
9. РАСЧЕТ ШПОНОК
Для передачи крутящего момента Т2 = 31,8 Нм устанавливаем шпонку по ГОСТ 23360-78
d = 25 мм, bхh = 8x7 мм, t = 4 мм, l = 40 мм
Выбранную шпонку проверяем на смятие
Рабочая длина шпонки, где lр = l - b = 40 - 8 = 32 мм
Допускаемые напряжения для шпоночных соединений определяются в зависимости от предела текучести материала шпонки
Для шпонки из чистотянутой СТЗ принимают σт = 500 МПа
Запас прочности [S] = 2,9
Тогда
Для передачи крутящего момента T3 =136,6 Нм на промежуточном валу установлена шпонка по ГОСТ 23360-78
d =35 мм, bxh = 10x8 мм, t = 5,0 мм, l = 40 мм;
Проверяем на смятие шпонку
под колесом
где lр = l - b = 40 -10 = 30 мм
Условие прочности выполняется.
На выходном валу редуктора установлена одна шпонка для передачи крутящего момента Т4 = 482,3,52 Нм
d =50 мм, bхh = 14x9 мм, t = 5,5 мм, l = 50 мм;
Проверяем на смятие шпонку
на конце вала:
где рабочая длина шпонки lр = l – b · 0,5 = 50 – 14 · 0,5 = 43 мм
Условие прочности обеспечено.
И две шпонки для передачи крутящего момента зубчатыми колесами
Тр=241,15Нм
Под колесом d =60 мм, bхh = 18x11 мм, t = 7 мм, l = 60 мм;
Проверяем шпонку под
колесом.
где рабочая длина шпонки lр = l – b · 0,5 = 60 – 18 · 0,5 = 51 мм
Условие прочности обеспечено.Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
31
10. УТОЧНЕННЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ
Выполняем расчет промежуточного вала. Вал изготовлен из стали 45 термообработка-нормализация 179-207НВ.
Предел выносливости для этой марки стали
σ-1 = 0,43σВ = 043 · 700 = 301 МПа