Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:14, курсовая работа
Цель курсового проектирования – систематизировать, закрепить, расширить теоретические знания, а также развить расчетно-графические навыки студентов. Основные требования, предъявляемые к создаваемой машине: высокая производительность, надежность, технологичность, минимальные габариты и масса, удобство в эксплуатации и экономичность. В проектируемом редукторе используется зубчатая передача.
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи мощности от двигателя к рабочей машине.
Введение....................................................................................................................................3
Выбор электродвигателя и кинематический расчёт…………………………………...4
Выбор электродвигателя……………………………………………………………………..4
Кинематический расчёт……………………………………………………………………...5
Расчёт зубчатых колёс редуктора………………………………………………………...6
Выбор материала и определение допускаемых контактных напряжений………………6
Определение межосевого расстояния………………………………………………………7
Определение нормального модуля зацепления……………………………………………7
Определение числа зубьев шестерни и колеса…………………………………………….7
Определение основных размеров шестерни и колеса……………………………………..8
Проверка контактных напряжений…………………………………………………………9
Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба………………………………9
Конструирование и предварительный расчёт валов редуктора……………………..11
Ведущий вал………………………………………………………………………………….11
Ведомый вал………………………………………………………………………………….12
Конструирование размеров шестерни и колеса………………………………………...13
Шестерня……………………………………………………………………………………...13
Зубчатое колесо………………………………………………………………………………13
Конструктивные размеры корпуса редуктора и эскизная компоновка…………….14
Проверка долговечности подшипников…………………………………………………15
Проверка прочности шпоночных соединений…………………………………………..20
Уточненный расчёт валов…………………………………………………………………21
Подбор посадок для сопрягаемых поверхностей………………………………………..23
Выбор смазки………………………………………………………………………………...24
Сборка редуктора…………………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………………………25
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра конструирования и стандартизации машиностроения
Руководитель, доцент, к.т.н.
ПРИВОД КОНВЕЙЕРА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовой работе (проекту) по дисциплине «Детали машин».
Выполнил студент группы РТ-06-1
Нормоконтроль
Курсовая работа защищена
Иркутск, 2008 г. |
1.04 .00.00 ТЗ | ||||||||||
Изм |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата | ||||||
Разработал |
Привод конвейера |
Лит |
Лист |
Листов | ||||||
Проверил |
1 |
|||||||||
ИрГТУ Гр.РТ-06-1 | ||||||||||
Н.контроль |
||||||||||
Утверждаю |
Исходные данные:
Мощность на валу конвейера – Р3 = 12 кВт
Число оборотов вала конвейера – n3 = 75 об/мин
Рисунок 1. Схема привода конвейера с горизонтальным цилиндрическим косозубым редуктором и ременной передачей:
1 – двигатель асинхронный; 2 – передача ременная; 3 – редуктор одноступенчатый цилиндрический косозубый; 4 – муфта комбинированная; 5 - звездочка конвейера.
Содержание
Введение......................
Список литературы…………………………………
| ||||||
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
2 | ||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата | ||
Введение
Цель курсового проектирования – систематизировать, закрепить, расширить теоретические знания, а также развить расчетно-графические навыки студентов. Основные требования, предъявляемые к создаваемой машине: высокая производительность, надежность, технологичность, минимальные габариты и масса, удобство в эксплуатации и экономичность. В проектируемом редукторе используется зубчатая передача. Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи мощности от двигателя к рабочей машине. Назначение редуктора – понижение угловой скорости и повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим
| ||||||
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
3 | ||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата | ||
Частота вращения приводного вала, на котором установлена звездочка конвейера n3 = 75 об/мин Мощность на приводном валу конвейера Р3 = 12 кВт
По таблице 1.1. (п.1) выбираются значения КПД отдельных передач, входящих в привод, и определяется общий КПД привода ηобщ = ηр.п,
ηз.з.п. ηпод.2ηм2
= где, ηр.п –КПД ременной передачи,=0.96 ηз.з.п. – КПД закрытой зубчатой передачи, =0.97 ηм - КПД муфты, = 0.98
Расчетная мощность на валу электродвигателя: с мощностью Рдв =15 кВт (табл. П.1):
это электродвигатели, имеющие соответственно номинальную частоту вращения nдв1=3000 мин-1; nдв2=1500 мин-1; nдв3=1000 мин-1; nдв4=750 мин-1 Исходя из этого получаем четыре возможных варианта значения общего передаточного отношения привода:
Далее по таблице предварительно принимаем в соответствии с рекомендациями стандартное значение передаточное отношение редуктора uред =5 (п.1 стр.36) и вычисляем возможные значения передаточного отношения цепной передачи:
| ||||||
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
4 | ||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
В соответствии с рекомендациями оптимальное значение передаточное отношение для цепных передач находится в пределах uц.п. = 2 …6, поэтому окончательно принимаем: uред = 5 ; uр.п.=4 . Таким образом, в приводе конвейера
используем электродвигатель 1500 об/мин,
Р=15 кВт Марка 4А160S4
1.2.Кинематический расчёт
Частота вращения быстроходного вала редуктора: n1 = nдв=1500 мин –1
Частота вращения тихоходного вала редуктора: Мощность на валах редуктора:
На быстроходном валу: Р1 = Pр.дв *
ηм =
на тихоходном валу: Р2
= Р1 * ηз.з.п*
Вращающий момент на валах редуктора:
На быстроходном валу:
где Р1 в ваттах.
на тихоходном валу:
Т2 = Т1 uред =
| ||||||
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
5 | ||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата | ||
2.1 Выбор материала
и определение допускаемых
По таблице 3.3. (п.1) в соответствии с рекомендациями выбираем материалы: для изготовления шестерни сталь 40Х, σв = 930 МПа, σт = 700 МПа, твёрдость H1 = 270 HB, термообработка – улучшение; для изготовления колеса сталь 45 (после нормализации), σв = 690 МПа, σт = 340 МПа, твёрдость H2 = 200 HB.
Допускаемые контактные напряжения определяем по формуле
где: σНlimb – предел контактной выносливости при базовом числе циклов (таб. 3.2. п.1); KHL - коэффициент долговечности; [SH] – коэффициент безопасности (1,1) Для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической обработкой (улучшением)
При длительной
эксплуатации редуктора число
циклов нагружения больше Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение
где: ([σН1] – расчетное контактное допускаемое напряжение для шестерни; [σН2] - расчетное контактное допускаемое напряжение для колеса.
Для шестерни:
,МПа.
для колеса:
[σН] =0,45([σН1] + [σН2])= 0.45(554+427)=441.45 ,МПа
Требуемое условие
[σН]≤1,23[σН2]) 441.45 ≤ 525.21 выполнено. | ||||||
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
6 | ||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата | ||
2.2 Определение межосевого расстояния
Межосевое расстояние
из условия контактной
где: Кα –вспомогательный коэффициент. Для косозубых передач = 43,0 KHβ –коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба. Для передач с симметричным расположением
колес по отношению к опорам
= 1,0 ψba – коэффициент ширины зубчатого венца. Для косозубых колес принимаем = 0,4.
Принимаем стандартное значение межосевого расстояния aw =160 мм. [п.1,стр.36]
2.3 Определение нормального модуля зацепления
Модуль передачи
Принимаем стандартное
значение модуля mn =2 мм.
2.4 Определение числа зубьев шестерни и колеса
Принимаем предварительно угол наклона зубьев β = 10о и определяем числа зубьев шестерни и колеса
Принимаем z1 = 26 z2 = z1 uред =
Уточненное значение угла наклона зубьев
βу = 14.06
| ||||||
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
7 | ||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата | ||
2.5 Определение основных размеров шестерни и колеса
Диаметры делительных окружностей:
Шестерни ,мм;
Колёса ,мм.
Проверка межосевого расстояния:
что соответствует определённому ранее значению.
Диаметры окружностей вершин зубьев:
Шестерни ,мм; Колёса ,мм.
Диаметры окружностей впадин зубьев:
Шестерни 53-5=48 мм Колёса 267-5=262 мм Определяем ширину колеса: b2 = ψba aw = , мм. Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру ψbd = Окружная скорость колес υ =0,5 ω1 d1 = = м/с
При такой скорости для
косозубых колес следует
Силы в зацеплении:
Окружная
радиальная
осевая | ||||||
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
8 | ||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
2.6 Проверка контактных напряжений
Проверочный расчёт на контактную прочность проводиться по формуле:
[п.1, формула 3,6.] где: KH – коэффициент нагрузки;
Коэффициент расчётной нагрузки при расчёте на контактную прочность
KH= KHβ KHα KHυ., где: KHα – коэффициент. Учитывающий распределение нагрузки между зубьями колес. При
υ≤5 м/с и 8-й степени точности
= 1,09 KHυ – коэффициент динамической нагрузки. Для косозубых передач при υ≤5 м/с =1,0 Значение было найдено при расчёте межосевого расстояния.
Таким образом,
σH =
Условие контактной прочности соблюдается.
2.7 Проверка зубьев
на выносливость по Допускаемое напряжение на изгиб определяется по формуле
где: σFlimb -предел выносливости соответствующему базовому числу циклов. Для стали 45 улучшенной при твердости НВ ≤ 350 = 1,8 НВ [п.1, таблица 3,9] [SF] – коэффициент безопасности. [SF] = [SF]΄ [SF]˝, где: [SF]΄ - коэффициент, учитывающий нестабильность свойств материала зубчатых колес.
Для стали 45 улучшенной = 1,75 [SF]˝ - коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса. Для поковок и штамповок = 1,0 Следовательно, [SF] = 1,75 х 1 =1,75 Допускаемое напряжение: для шестерни [σF1] = МПа | ||||||
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
9 | ||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Проверочный расчёт на изгибную прочность проводится по формуле:
где: YF – коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев. Для шестерни zF1 = z1 /cos3βу = 26/0,912=28. для колеса zF2 = z2 /cos3βу = 130/0,912=142. Соответственно, YF1= 3.90 , YF2 = 3.60. [п.1, стр.42] Yβ – коэффициент, компенсирующий погрешности, возникающие из-за применения той же расчетной схемы зуба, что и в случае прямых зубьев. KF – коэффициент нагрузки. КFα – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между
зубьями. При 8-й степени точности = 0.91
KF = KFβ KFυ, = 1.3 где: KFβ - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба. Зависит от ψbd и HB. При НВ≤ 350 и ψbd = 0,23; KFβ = 1 [п.1, табл. 3,7.] KFυ – коэффициент динамичности. = 1,3 [п.1, табл. 3,8.] Расчёт на изгиб производится для шестерни или колеса в зависимости от отношения : Для шестерни 278/3,90=71 Для колеса 206/3,60=57 Так как для колеса это отношение меньше, расчёт проведём по колесу.
Yβ =1 –βу / 140 = 1-14.06/140=0,9
σF =104.6 МПа
Таким образом, условие прочности на изгиб соблюдается. | ||||||
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
10 | ||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата | ||
3. Конструирование и предварительный расчет валов редуктора
Простые по конструкции гладкие валы выполняются одинакового номинального диаметра по всей длине; для обеспечения требуемых посадок деталей предусматриваются на участках вала соответствующие отклонения диаметра. Для удобства сборки и разборки узла вала, замены подшипников и других насаживаемых деталей вала – валы выполняются ступенчатыми. Предварительный расчет проводим на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.
Материал ведущего вала выбираем такой же, как уже выбранный материал шестерни, предполагая , что шестерню будем выполнять заодно с валом. Диаметр выходного конца вала определяем из расчёта только на кручение по пониженным напряжениям по формуле где: Т1 – крутящий момент ведущего вала, Н мм; [τк] - допускаемое напряжение на кручение, МПа.
dв11=
Корректируем dв11по предполагаемому
ряду чисел, при необходимости по стандартным
размерам муфт: dв11 =30 мм Разрабатываем конструкцию вала. Длина ступени l11 под полумуфту l11= (1.0 ÷1.5) dв11= мм Диаметр второй ступени d2 под подшипники качения определяется t = 1…..2,5; принимаем t=2.5 dв12 =30+5= 35 мм Принимается dв12 – по ближайшему значению внутреннего
диаметра подшипников качения средней
серии: dв12 =35 мм Предварительно принимаем Длина ступени l12 принимается с учётом уплотнения крышки с отверстием и ширины подшипника для вал-шестерни. l12 = Принимаем для шестерни рассчитанные ранее размеры dа, , dш1 , b1. Определяем
. где δ – толщина стенки редуктора (не менее 8 мм). l13 =69+2.4 Определяем dв13. dв13 = dв12 +3,2 r, где r –радиус галтели=1 dв13 =35+3.2 4-ая ступень dв14 - для установки второго подшипника dв14 = dв12 =35 мм l14 = B + с, где: В – ширина подшипника;
с – размер фаски.
l14 =21+2=23 мм | ||||||
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
11 | ||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
3.2.Ведомый вал Диаметр выходного конца ведомого вала: [τk]2 – допускаемое напряжение на кручение для материала ведомого вала.
Принимаем dв21 =50 мм l21= (1.0 ÷1.5) dв21= мм
Аналогично расчёту ведущего вала определяем остальные размеры вала, а именно Определяем Принимается d2 – по ближайшему значению внутреннего
диаметра подшипников качения средней
серии: dв22 = 55 Предварительно
принимаем радиальный l22 = 1.25 dв22 = Определяем dв23. dв23 = dв22 +3,2 r, где r –радиус галтели,=1. dв23 =
Принимаем l23 равное l13 ведущего вала = 88 мм l23 >b2
dв24 = dв22= 55 мм
l24 = В +с=29+2= 31 мм
Подбираем подшипники по внутреннему диаметру для эскизной компоновки редуктора.
| |||||||||||||||||||||||||||||
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | ||||||||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
4. Конструктивные размеры шестерни и колеса
4.1. Шестерня
Шестерню выполняем за одно целое с валом; ее размеры: dш1 =53 мм; da1 =57 мм; b1 =69 мм.
4.2. Размеры колеса
dк2 =267 мм; da2 =271 мм; b2 =64 мм
Диаметр ступицы
dв = dв23 = 58 мм мм Длина ступицы
мм, принимаем Lст = 83 мм. Толщина диска b2 =64 мм мм, принимаем С = 20 мм. Толщина обода m =2 мм
мм, принимаем d0 = 8 мм.
Основные размеры зубчатого колеса |