Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:14, курсовая работа
Цель курсового проектирования – систематизировать, закрепить, расширить теоретические знания, а также развить расчетно-графические навыки студентов. Основные требования, предъявляемые к создаваемой машине: высокая производительность, надежность, технологичность, минимальные габариты и масса, удобство в эксплуатации и экономичность. В проектируемом редукторе используется зубчатая передача.
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи мощности от двигателя к рабочей машине.
Введение....................................................................................................................................3
Выбор электродвигателя и кинематический расчёт…………………………………...4
Выбор электродвигателя……………………………………………………………………..4
Кинематический расчёт……………………………………………………………………...5
Расчёт зубчатых колёс редуктора………………………………………………………...6
Выбор материала и определение допускаемых контактных напряжений………………6
Определение межосевого расстояния………………………………………………………7
Определение нормального модуля зацепления……………………………………………7
Определение числа зубьев шестерни и колеса…………………………………………….7
Определение основных размеров шестерни и колеса……………………………………..8
Проверка контактных напряжений…………………………………………………………9
Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба………………………………9
Конструирование и предварительный расчёт валов редуктора……………………..11
Ведущий вал………………………………………………………………………………….11
Ведомый вал………………………………………………………………………………….12
Конструирование размеров шестерни и колеса………………………………………...13
Шестерня……………………………………………………………………………………...13
Зубчатое колесо………………………………………………………………………………13
Конструктивные размеры корпуса редуктора и эскизная компоновка…………….14
Проверка долговечности подшипников…………………………………………………15
Проверка прочности шпоночных соединений…………………………………………..20
Уточненный расчёт валов…………………………………………………………………21
Подбор посадок для сопрягаемых поверхностей………………………………………..23
Выбор смазки………………………………………………………………………………...24
Сборка редуктора…………………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………………………25
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | ||||||
13 | |||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата | |||
5.Конструктивные размеры корпуса редуктора и эскизная компоновка Из атласа конструкций одноступенчатых редукторов или по рекомендациям выбираем за аналог. При разработке рабочего чертежа и общего вида редуктора некоторые размеры уточняются (диаметры, длины ступеней) или принимаются в глазомерном масштабе по аналогу. Толщина стенок корпуса и крышки:
d = 0,025 aw +1 = Принимается d не менее 8 мм. Толщина флянцев корпуса и крышки: верхнего пояса корпуса и пояса крышки b = 1.5d =
нижнего пояса корпуса
р = 2,35 d=
Диаметр болтов: фундаментных d1 = (0,03 0,036) aw + 12 = мм. Принимаем d1 = 20 мм крепящих крышку к корпусу у подшипников
d2 = (0,7
соединяющих крышку с корпусом
d3 = (0,5 – 0,6) d1
= 0.5
| |||||||
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | ||||||
14 | |||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата | |||
6. Проверка долговечности подшипников
В е д у щ и й в а л. Имеем: Ft =3493.6 H, Fr =1311 H, Fa =873.4 H, ℓ1 =65 мм.
Рис. 3. Расчетная схема ведущего вала.
Определяем реакции опор: - в плоскости xz
Rx1 = Rx2
= 0.5 Ft =
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Y в характерных сечениях 1-2-3 | |||||||
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | ||||||
15 | |||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата | |||
∑ Мy1 = 0
∑ Мy3 = Rx1 ℓ1 =
∑ Мy3 = Rx2 ℓ1 =
∑ Мх2 = 0
- в плоскости yz ∑ М2 = 0 -Ry1 2ℓ1 +0,5 Fa dш1 + Fr ℓ1 = 0
Ry1 = Fa dш1 / 4ℓ1 +0,5 Fr=873.4 53/4 65+0.5 1311=833.53 Н
∑ М1 = 0 Ry2 2 ℓ1 + 0,5 Fa dш1 - Fr ℓ1 = 0
Ry2 = 0,5 Fr - Fa
dш1 / 4ℓ1 =0.5
Проверка: Ry1 + Ry2 - Fr = 833.53+477.47-1311=0
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Х в характерных сечениях 1-2-3
∑ Мх1 = 0
∑ Мх3 = Ry1 ℓ1 =833.53
∑ Мх2 = 0
Строим эпюру крутящих моментов Мкр = Мz = Т1 =93.63 Нм
Суммарные реакции Pr1 = √ R2 x1 + R2 y1 = √ =1935.47
___________ _____________
Pr2 = √ R2 x2 + R2
y2 = √ Сравниваем наибольшую расчетную
нагрузку с табличной грузоподъемностью
Pr(1-2) ≤ С
Характеристика подшипника - радиальный шариковый №307
d =35 мм, D =80 мм, B =21мм, C =33.2 kH, C0 =18 kH. | |||||||
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | ||||||
16 | |||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата | |||
Определяем отношение Fa / С0 =873.4/18000=0.05; этой величине соответствует е=0.26. [п.1. табл. 9.18] Отношение Fa / Pr1 = 873.4/1935.47=0.45> е=0.26.
Значит, эквивалентную нагрузку необходимо определить по формуле
Рэ = (XV Pr1 +Y Fa)Kб КТ, [п.1, формула 9,3]
где: X – коэффициент = 0.56; Y – коэффициент
=1.71; V – коэффициент; при вращении внутреннего кольца = 1. Kб –
коэффициент безопасности = 1; КТ
- коэффициент температурный = 1;
Рэ =
Рассчитываем долговечность подшипников
Lh = (106 / 60 n) (C / Рэ)3
=
Ресурс подшипника
превышает минимально | |||||||
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | ||||||
17 | |||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата | |||
В е д о м ы й в а л. (рис.4) несет такие же нагрузки, как и ведущий: Ft =3493.6 H, Fr =1311 H, Fa =873.4 H, ℓ2 =69 мм.
Рис. 4 . Расчетная схема ведомого вала.
Определяем реакции опор: - в плоскости xz
Rx5 = Rx6
= 0.5 Ft =0.5
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Y в характерных сечениях 1-2-3 | |||||||
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | ||||||
18 | |||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата | |||
- в плоскости yz ∑ М6 = 0 Ry5 2ℓ2 + Fa dк2 / 2 - Fr ℓ2 = 0
Ry5 =
0,5 Fr - Fa
dк2 / 4ℓ2
=
∑ М5 = 0 Ry6 2 ℓ2 - Fa dк2 / 2 - Fr ℓ2 = 0
Ry6
= 0,5 Fr + Fa
dк2 / 4ℓ2 = Проверка: Ry5 + Ry6 - Fr =-189.4+1500.4-1311= 0
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Х в характерных сечениях 1-2-3
∑ Мх5 = 0
∑ Мх7 = Ry5 ℓ2 =-189.4
∑ Мх7 = Ry6 ℓ2 =1500.4
∑ Мх6 = 0 Строим эпюру крутящих моментов Мкр = Мz = Т2 =468.15 Нм Суммарные реакции Pr5 = √ R2 x5 + R2 y5 = √ =1757,03 Н ___________ _____________
Pr6 = √ R2 x6 + R2
y6 = √ Сравниваем наибольшую расчетную
нагрузку с табличной грузоподъемностью
Pr(5-6) ≤ С
Pr6=2302,7 Н≤ С=71500 Н
Характеристика подшипника - радиальный шариковый №311 d =55 мм, D =120 мм, B =29 мм, C =71,5 kH, C0 =41.5 kH. Определяем отношение Fa / С0 = ; этой величине соответствует е=0.21. Отношение Fa / Pr5 = е=0.21 Значит, эквивалентную нагрузку необходимо определить по формуле
Рэ = ( XV Fr +Y Fa)Kб КТ, [ п.1, формула 9,3 ] | |||||||
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | ||||||
19 | |||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
где: X – коэффициент
= 0,56; Y – коэффициент
= 2; V – коэффициент; при вращении внутреннего кольца = 1. Kб –
коэффициент безопасности = 1; КТ
- коэффициент температурный = 1
Рэ =
Рассчитываем долговечность
Lh = (106 / 60 n) (C / Рэ)3
=
Ресурс подшипника
превышает минимально
7. Проверка прочности шпоночных соединений
Параметры шпонки подобраны по
диаметрам валов Шпонка призматическая со скругленными торцами. Материал шпонок – сталь 45 нормализованная. Шпонка на конце ведомого вала: b2 =16 мм, h2 =10 мм, t21 =6.0 мм, ℓш2 =65 мм. Шпонка под колесом ведомого вала: b3 =18 мм, h3 =11мм, t31 =7.0 мм, ℓш3 =80 мм.
Напряжения смятия и условие прочности
σсм =[2Т / d (h – t1) (ℓ -b)] ≤ [σсм],
где: d – диаметр вала в месте расположения шпонки, мм; h – высота шпонки, мм; t1 –глубина паза вала, мм; ℓ - длина шпонки, мм; b – ширина шпонки, мм; [σсм ] – допустимое напряжение смятия (для стали = 100 ÷ 120 МПа).
В е д о м ы й в а л: σсм1 =
(σсм1=95.5 Мпа и σсм2 = 65.09 МПа) ≤ [σсм ]= 100 ÷ 120 МПа | ||||||
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
20 | ||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
8. Уточненный расчет валов
Уточненный расчет состоит в
определении коэффициентов В е д о м ы й в а л (рис. 4 ). Материал вала – сталь 45 нормализованная; σВ = 570 МПа [п.1, табл.3,3] Предел выносливости при симметричном цикле изгиба
σ- 1 ≈ 0,43 σв = 0,43 х 570 = 246 МПа
Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений
τ-1 ≈ 0,58 σ- 1 = 0,58 х 246 = 142 МПа
Сечение А – А. Диаметр вала d = 58 мм в этом сечении А -А , крутящий момент Т2 = 468.15 Нм, Изгибающий момент М А-А = √М2Г + М2В , где: МГ - изгибающий момент в горизонтальной плоскости, (рис.4); МВ - изгибающий момент в вертикальной плоскости, (рис.4).
М А-А =
Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки. Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
sτ = τ-1 / (кτ τυ / ετ + ψτ τm ),
где: кτ – эффективный коэффициент
концентрации касательных напряжений,
принимаем =1.5 τυ – амплитуда отнулевого цикла; τm – среднее напряжение отнулевого цикла; ετ – масштабный
фактор для касательных напряжений, принимаем
= 0.71 ψτ
– коэффициент=0.1
τυ = τm = 0,5 τmax =0,5
Т2 / Wk нетто=
где: Wk нетто – момент сопротивления кручению.
Wk нетто = (πd3 / 16 ) – [bt1 (d – t1)2 / 2 d ] =
sτ =
| ||||||
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
21 | ||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата | ||
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям.
sσ = σ- 1 / (кσ συ / εσ + ψσ σm ),
где: кσ – эффективный коэффициент
концентрации нормальных напряжений =1.6; συ– амплитуда цикла нормальных напряжений; σm – среднее напряжение цикла нормальных напряжений, = 0. εσ
– масштабный фактор для нормальных напряжений,
принимаем =0.80 ψσ – коэффициент, принимаем =0.2 [п.1, стр.164]
συ = М А-А / W нетто,
где: W нетто –момент сопротивления сечения изгибу.
W нетто = (πd3 / 32 ) – [bt1 (d – t1)2 / 2 d ] =
τυ = τm = 0,5 Т2 / W
нетто =
συ =
sσ =
sτ =7.19
Результатирующий коэффициент запаса прочности для сечения А – А
s = sτ sσ
/ √ s2σ + s2τ
=
Во всех сечениях s=5.7> [s] = 2,5.
| ||||||
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
22 | ||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата | ||
9.Подбор посадок для сопрягаемых поверхностей
Посадки подшипников:
Внутреннее кольцо на валу – к6 Внешнее кольцо в корпусе Н7
Установка на валу:
Колеса устанавливается с посадкой Н7/к6. Для предотвращения смещения
на валу колеса и шестерни предусмотрены
бортики и установлены дистанци Для установки шпонок на колесах для шпонок выбирают переходную посадку N9/h9.
Крышки подшипников: Наружный диаметр – посадка Н7/h8.
Муфта на валу устанавливается с посадкой Н7/m6.
| ||||||
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
23 | ||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
10. Выбор сорта масла
Смазка зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на 12 мм. Объем масляной ванны определяем из расчета 0,25 дм3 масла на 1 кВт передаваемой мощности: Vм = 0,25×12»3 дм3.
11. Сборка редуктора
Перед сборкой редуктора полость
корпуса редуктора тщательно
очищают и покрывают Сборку производят в соответствии с чертежом общего вида редуктора, начиная с узлов валов: На ведомый вал насаживают кольца и шарикоподшипники, предварительно нагрев в масле до 80¸1000С; В ведомый вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала, затем надевают распорную втулку и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагрев в масле. Собранные валы укладывают в основание
корпуса редуктора и Далее на концы валов закладывают шпонки и устанавливают элементы консольных передач. После сборки: проверяют отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышки винтами. Затем через смотровое окно заливают в корпус масло до уровня и закрывают смотровое отверстие крышкой и закручивают болтами. Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническим условием.
| ||||||
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
24 | ||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Список литературы
| ||||||
1.04.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
25 | ||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |