Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:45, курсовая работа
Выбираем схему редуктора и делаем предварительные расчеты. Вид движения выходного звена прибора вращательное. Вращающий момент на выходном редукторе
1.ВЫБОР
СХЕМЫ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ
1.1. АНАЛИЗ ЗАДАНИЯ
Выбираем схему редуктора и делаем предварительные расчеты. Вид движения выходного звена прибора вращательное. Вращающий момент на выходном редукторе
Твых=20Н*м- Вращающий момент на выходном редукторе;
nвых =5 об/мин- частота вращения выходного звена ( угловая скорость);
t=2000 часов- срок службы механизма.
1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОТРЕБНОЙ МОЩНОСТИ
Потребляемая мощность электродвигателя определяется на основании заданных на выходном редукторе величин крутящего момента и угловой скорости.
где wвых – угловая скорость выходного звена , [рад/с] ;
Твых – крутящий момент на выходе , [Н*м] ;
hм – КПД механизма( в диапазоне 0.7…0.8);
где nвых – угловая скорость на выходе [об/мин] ;
1.3. ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
По известной потребной
Его параметры:
U=22 В ;
Рном=18.5Вт ;
nном=4500об/мин ;
Iном=2.5А;
КПД=33%;
=158.3мм;
=9.5;
=6мм;
=70мм;
Масса 1.4кг
1.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОБЩЕГО ПЕРЕДПТОЧНОГО ЧИСЛА
Общее передаточное число редуктора определяется:
где nэл – частота вращения выходного вала электродвигателя [об/мин];
nвых – частота вращения выходного вала редуктора [об/мин].
По общему передаточному отношению редуктора была выбрана его схема: многоступенчатый зубчатый рядовой редуктор, передаточное число ступеней которого не более 5.
1.5. ОПРЕДЕЛЕНЕ ЧИСЛА СТУПЕНЕЙ РЕДУКТОРА И
ИХ ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ
Выбор схемы редуктора позволяет определить число необходимых ступеней.
Uст ,
где N – число ступеней и N = 5
Uст
Принимаем передаточные числа первых четырех ступеней:
= 4.3,
= 4.2,
=4.1,
=4,
Принимаем:
Определим погрешность:
1.6. ОПРЕДЕЛЯЕМ ЧИСЛО ЗУБЬЕВ В ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
По передаточным числам ступеней осуществляем подбор чисел зубьев зубчатых колес. Выбираем числа зубьев шестерен рядовых колес в диапазоне z1=(18…22),
=20
20
20
.
Число зубьев колес рядовой передачи определяется: z2=uст * z1
1.7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРАЩАЮЩИХ МОМЕНТОВ НА ВАЛАХ РЕДУКТОРА
Вращающие моменты на промежуточных валах редуктора определяются по формуле:
где N – номер вала от двигателя,
TN = Tвых – момент на выходном валу редуктора
hст – КПД ступени (полагают их одинаковыми);
UN – передаточное число N-ой ступени.
hст выбирают из диапазона 0.96…0.98.
Мы принимаем hст = 0.97.
Частоты вращения валов находятся по формуле
n-частота вращения вала;
U-передаточное число
Определим погрешность: σ=((5-5.064)/5)*100%=1.28%.
Результаты вычислений моментов на выходных валах ступеней редуктора можно представить в виде таблицы:
N ступени |
1 (двиг) |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 (вых) |
n,об/мин |
4500 |
1046.55 |
249.169 |
60.77 |
15.193 |
5.064 |
Т,Н*м |
0.026 |
0.109 |
0.445 |
1.771 |
6.782 |
20 |
Кинематическую схему
1.8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРОВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Для определения размеров зубчатых колес необходимо вычислить величины межосевых расстояний awрасчет из расчета на контактную прочность закрытых зубчатых передач:
awрасчет – начальное межосевое расстояние [мм] ;
U – передаточное число ступени;
К=340 – коэффициент для прямозубой передачи;
[d]н - допустимое контактное напряжение, [МПа];
Т- момент на выходном валу ступени,[Нмм];
Кн – коэффициент нагрузки.
Кн=Кнβ *Кн* , где Кнβ – коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине контакта зубьев; Кн* – коэффициент динамической нагрузки.
При конструктивном расчете Кнβ и Кнv не определяются, поэтому Кн=(1.3,..,1.5). Для предварительного расчета возьмем Кн=1.4. Допустимые контактные напряжения берем для стали [d]н = (600,…, 700) МПа.
ψba= b2/ aw - коэффициент относительной ширины передачи,
b2 – ширина колес (не известна на данный момент);
aw – начальное межосевое расстояние (не известно на данный момент).
Поэтому ψba для прямозубой передачи берут из диапазона ( 0.125,…, 0.25). При этом ψba =0.125 – для быстроходных, а ψba =0.25 – для тихоходных ступеней.
По величине aw определяем модуль зацепления:
Величина m округляется до следующего стандартного значения по ГОСТ 9563-60, т.е.:
Уточненное межосевое расстояние определим по формуле: ,
где mст – стандартное значение модуля, [мм].
1.9.ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИАМЕТРОВ ВАЛОВ
Для предварительного определения диаметров валов используют формулу их расчета на кручение:
где Т – крутящий момент на валу, Н·м;
= (20..25)·МПа – допустимое напряжение кручения;
=20·МПа=20 Н/мм2;
di > dв.двиг , di=6мм
Назначаем: т.к. di > dв.двиг , di=6мм
d1=6мм,
d2=4мм (из за конструкционных соображений),
d3=6мм,
d4=8мм,
d5=12мм,
d6=20мм.
1.10. ОПРЕДЕЛИМ РАЗМЕРЫ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
1. Диаметры
начальной (делительной)
di=m·zi, мм
2. Диаметры окружностей вершин определим по формуле:
dai=m·(zi+2·
где, ha*- коэффициент высоты головки зуба,
ha*=1 ( для эвольвентных зубчатых колес)
3.Диамерты окружностей впадин определим по формуле:
где с* - коэффициент радиального зазора, зависит от m:
с*=0,5 при m≤0,5;
с*=0,35 при 0,5<m<1;
с*=0,25 при m≥1;
I ступень:
dw1=0.3мм*20=6мм
da1=0.3мм*(20+2*1)=6.6мм
df1=0.3мм*(20-2*(1+0.5))=5.1мм
dw2=0.3мм*86=25.8мм
da2=0.3мм*(86+2*1)=26.4мм
df2=0.3мм*(86-2*(1+0.5))=24.
II ступень:
dw2’=0.5мм*20=10мм
da2’=0.5мм*(20+2*1)=11мм
df2’=0.5мм*(20-2*(1+0.5))=8.
dw3=0.5мм*84=42мм
da3=0.5мм*(84+2*1)=43мм
df3=0.5мм*(84-2*(1+0.5))=40.
III ступень:
dw3’=0.7мм*20=14мм
da3’=0.7мм*(20+2*1)=15.4мм
df3’=0.7мм*(20-2*(1+0.35))=13.
dw4=0.7мм*82=57.4мм
da4=0.7мм*(82+2*1)=58.8мм
df4=0.7мм*(82-2*(1+0.35))=55.
IV ступень:
dw4’=1мм*20=20мм
da4’=1мм*(20+2*1)=22мм
df4’=1мм*(20-2*(1+0.25))=17.
dw5=1мм*80=80мм
da5=1мм*(80+2*1)=82мм
df5=1мм*(80-2*(1+0.25))=77.5мм
V ступень:
dw5’=1.75мм*20=35мм
da5’=1.75мм*(20+2*1)=38.5мм
df5’=1.75мм*(20-2*(1+0.25))=
dw6=1.75мм*60=105мм
da6=1.75мм*(60+2*1)=108.5мм
df6=1.75мм*(60-2*(1+0.25))=
4.Определим ширину зубчатого колеса:
ψba= biрасчет /aw ; biрасчет= ψba*aw
b2расчет = 0.125*15.9мм = 1.98мм
b3расчет = 0.13*26мм = 3.38мм
b4расчет =0.15*35.7мм = 5.35мм
b5расчет = 0.2*50мм = 10мм
b6расчет = 0.25*70мм = 17.5мм
Округляем до ближайшего большего значения и получим: b2=2мм, b3=4мм, b4=6мм, b5=10мм, b6=18мм.
Ширину шестерни на (2-3) мм шире колеса, это необходимо для компенсации неточности сбора редуктора, чтобы все было в работе: b1=b2+(2..3)мм, тогда
b1=4мм, b2’=6мм, b3’=8мм, b4’=12мм, b5’=20мм.
1.11. СИЛОВОЙ АНАЛИЗ
Здесь: 1 – ведущее колесо; 2 – ведомое колесо; Т1 и Т2 – движущие моменты на валах, [Нмм]; dw1 – диаметр начальной окружности ведущего колеса, [мм]; dw2 – диаметр начальной окружности ведомого колеса, [мм]; F21= -F12 – силы в зацеплении, [Н];
F12т, F21т – окружные составляющие силы в зацеплении, [Н]; F12r, F21r – радиальные составляющие силы в зацеплении, [Н]; αw =20* ( ГОСТ 13755-81) – угол зацепления.
tg 20* = 0.363
cos 20* = 0.939
1.12.ПОДБОР ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
d – номинальный диаметр отверстия внутреннего кольца;
D – номинальный диаметр наружной цилиндрической поверхности наружного кольца;
B – номинальная ширина подшипника;
r – номинальная координата монтажной фаски.
Сверхлегкая серия диаметров 9, нормальная серия ширин 1.
Размеры, мм
Обозначение ПК |
d |
D |
B |
r |
Масса, кг |
Грузоподъемность | |
C, H |
Co, H | ||||||
1000096 |
6 |
15 |
5 |
0.5 |
0,004 |
1470 |
555 |
1000098 |
8 |
19 |
6 |
0.5 |
0,0007 |
2240 |
880 |
1000901 |
12 |
24 |
6 |
0.5 |
0,010 |
3390 |
1350 |
1000904 |
20 |
37 |
9 |
0.5 |
0,035 |
6550 |
3040 |
2.РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
2.1.РАСЧЕТ НА ПРОЧНОСТЬ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Для зубчатых колес производится расчет на контактную прочность, а для последней ступени и на изгиб. Условие прочности для спроектированной передачи имеет вид:
а) по контактным напряжениям: dн £ [d]н , где dн – контактное напряжение, [МПа];
[d]н – допускаемое напряжение, [МПа].
Контактные напряжения находят по формуле:
где К=340 – для прямозубых колес
- межосевое расстояние, [мм]
[σ]H =2,6·HB – допустимое контактное напряжение
U – передаточное число
Tвых – момент на выходе ступени [Н·мм]
b2 – ширина колеса,[мм]
KH – коэффициент нагрузки