Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 08:25, курсовая работа
Силовое исследование проводится для определения сил реакции в кинематических парах и усилий, действующих на отдельные звенья. Оно необходимо для последующего расчета звеньев и элементов кинематических пар на прочность и определения коэффициента полезного действия машины.
Введение…………………………………………………………………………….5
1. Структурное и кинематическое исследование механизма
1.1. Структурное исследование механизма…………………………………….6
1.2.1. Построение плана механизма (двенадцати положений) …………………7
1.2.2. Построение плана скоростей (для всех 12-и положений механизма)……8
1.2.3. Расчет угловых скоростей звеньев механизма (для 12-и положений)……9.
1.2.4. Построение плана ускорений (для 2-х положений механизма: одно для рабочего хода, другое - холостого хода)……………………………………….….10
1.2.5. Угловые ускорения звеньев (для 2-х положений)…………………………12
2. Кинетостатическое (силовое) исследование механизма
2.1 Определение действующих сил………………………………………………13
2.2 Определение реакций в кинематических парах механизма…….……..……14
2.3 Определение уравновешивающей силы по методу Н.Е.Жуковского……….16
3. Расчет и построение картины эвольвентного зацепления
3.1. Расчет и построение картины эвольвентного зацепления………………..17
3.2. Расчет качественных показателей зацепления……………………………..19
Вывод………………………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………
Согласно формуле строения механизма переходим к определению ускорения групп Ассура второго класса третьего вида состоящую из звеньев 2и3.
Для этого напишем векторные уравнения:
αА3= + +
αА3= + +
Нормальное ускорение
===1,23
Вычисляем длину отрезка ,изображающего ускорение на плане ускорений
===8.2мм
Нормальное ускорение
===1.48
Вычисляем длину отрезка ,изображающего ускорение на плане ускорений
===9.86мм
αD5=αВ+ +
αD5=αC0+αDст
Аналогичным образом строим план ускорений для 6 положения механизма.
Значения ускорений точек звеньев механизма сводим таблицу 3.
Таблица 3 Абсолютные и относительные ускорения точек звеньев механизма (м/с2)
Ускор Полож |
αА |
αB |
αD |
ατBA |
ατDB |
αnDВ |
αS4 |
αS3 | ||
6 |
6.42 |
6.15 |
3 |
3.14 |
3.75 |
4.05 |
4.95 |
5.85 |
4.35 |
3.15 |
12 |
6.42 |
2.85 |
1,23 |
2,88 |
3.15 |
0.39 |
2.7 |
4.2 |
2.93 |
1.43 |
1.2.5. Угловые ускорение звеньев
Значение угловых ускорений i-го звена определяем по формуле
Для определения направления углового ускорения звена мысленно перенесем вектор тангенциального ускорения из плана ускорений в соответствующую точку звена механизма и рассмотрим его направление в относительном движении. Направление углового ускорения звена соответствует направлению тангенциального ускорения точки. Результаты вычислений сводим в таблицу 4
Таблица 4 – Угловые ускорения звеньев механизма (1/с2)
2.Кинетостатическое (силовое)
Исследование механизма
Ускорение Положение |
ε1 |
ε3 |
ε4 |
6 |
6,8 |
0 |
3,7 |
12 |
3,1 |
0 |
1,02 |
Силовое исследование проводится для определения сил реакции в кинематических парах и усилий, действующих на отдельные звенья. Оно необходимо для последующего расчета звеньев и элементов кинематических пар на прочность и определения коэффициента полезного действия машины.
Силовой расчет проводится согласно формуле строения механизма, начиная с самой отдаленной от ведущего звена группы Ассура, и завершается расчетом ведущего звена. Расчет проводим для третьего положения механизма – рабочего хода
2.1. Определение действующих сил
На звенья кривошипно-ползунного механизма поперечно – строгального станка действуют силы тяжести Fпс и инерционные силы, включающие в себя силы инерции Fi и моменты Мi их пар (инерционные моменты). Эти силы определяются соотвестственно по следующим формулам:
Fg = m·g
Fi= -m·a
Mi = -Js·e,
Где m – масса звена, кг
Js- момент инерции звена относительно оси, проходящей через центр масс и направленной перпендикулярно к плоскости движения, кг·м2;
аs- ускорение точки S- центра масс звена, м/с2;
ε- угловое ускорение звена, рад/с2.
Знак минус означает , что Fi и Mi имеют направления, обратные ускорению αS и угловому ускорению ε.
На листе 3 построим схему механизма для выбранного положения механизма и соответствующий ему план ускорения.
Для удобства воспользуемся принятым при кинематическом анализе масштабным коэффициентом µi и µа = 0,5 .
На схему механизма нанесем все действующие силы и моменты.
2.2. Определение реакций в кинематических парах механизма
а) Рабочий ход – третье положение механизма
Определение реакций начинаем с отдаленной от ведущего звена группы Ассура, т.е. группы звеньев 4 и 5. Выделяем эту группу и вычеркиваем ее в масштабе. Наносим все действующие силы, предварительно отыскав точку приложения
результирующей силы инерции, представив инерционный момент в виде произведения силы инерции звена на плечо h.
Вычисляем силы инерции
lFi5l=-m5·αD5=500·2,88=4905 H
lFi4l=-m4·αS4=100·2.93=900 H
lMi4l=-JS4·ε=405·1,02=0H·M
Fg5=m5·g=500·9.81=4905 H
Fg4=m4·g=100·9.81=981 H
Fпс =1200 (задано по условию)
Величина h4 чертеже будет равна 37 мм.
Полученное плечо отложим перпендикулярно силе инерции так, чтобы пара сил была равна по величине и знаку инерционному моменту Мi4.
Силу реакции звена 3 на звено 4 разложим на две составляющие – нормальную и касательную , направив их соответственно вдоль звена 3 и перпендикулярно к нему.
Реакция в поступательной паре R05 направлена (без учета сил трения) перпендикулярно к направлению относительного движения.
Для определения величины напишем уравнение моментов всех сил, приложенных к звену 4 относительно шарнира (точки) D.
= 0
-
Плечи сил СD, hFg4 и hFi4 берем из чертежа в миллиметрах:
Величину нормальной составляющей и реакции R05 находим с помощью плана сил, которой строится на основании векторного уравнения:
R43=(hв)·µF=120·10=1200 H
-определяем с помощью (много угольника сила)
Структурная группа 2-3
Действие 4-го звена на 3-и звено заменяем реакцией R43
R43=-R34=-1210 Н
Fg3=m3·g=20·9.81=206.01 H
Mi4=-JS3·ε3=1·0=0 H
R32, R21
Равновесие звена 3
∑Мв(R43,Mи3,R12)=0
R12·A3B·Mи3+R43·h4=0
===797.72 H
-это реакцию найдем с помощью положение сил и для структурной группы 2-3
Для построения плана сил принимаем масштабный коэффициент µF=10 H/мм
Расчет ведущего звена
R21=-R12
∑M0(R21Fy)=0
Fg·OA-R21·h1=0
Fy+R21+R03 =0
Fy=R21=797.72=767.03 H
2.3 Определение уравновешивающей силы по методу Н.Е.Жуковского
Для определения уравновешивающей силы по методу проф .Жуковского ,необходимо построить повернутый на 90° план скоростей , на одноименные точки которого прикладывают все действующие на звенья силы ,сохранив их направление. Уравновешивающая сила Fу прикладывается к точке α1 план скоростей перпендикулярно полюс pα1 Cоставляется уравнение момента всех сил относительно полюса P плана , беря плечи сил по чертежу в миллиметрах.
а) Рабочий ход – третье положение механизма
∑Mp(Fi)=0
(F i5+Fg5-Fрез)·pd+Fg4·hg4-Mi4-Mi
=
=776.253
Величина уравновешивающей силы ,полученная при Кинетостатическом расчете ,равна 767.03Н.Расхождение полученных результатов на 1.46% указывает на достаточную точность расчета.
Δ=, или 1.36%
3. Расчет и построение картины эвольвентного зацепления
Построение картины эвольвентного зацепления проводим для колес внешнего зацепления z1 = 16 и z2 = 48 при коэффициенте высоты головки зуба ha = 1 и коэффициенте радикального зазора с = 0,25. Угол профиля исходного контура *= 20°. Для улучшения качественных показателей зацепления воспользуемся системой коррекции проф. В.Н. Кудрявцева.
Подсчитаем передаточное отношение по формуле:
*=
Из таблицы В.Н. Кудрявцева получим значения коэффициентов относительных смещений х1 = 0; х2 = 0 и коэффициента уравнительного смещения ∆у = 0.
Определяем инволюту угла зацепления inv w= * = 20°
где inv* – (инволюта угла *) эвольвентная функция 20°, определяемая по таблице (inv20° = 0,0149)
Межосевое расстояние передачи аw определяется:
αw = · =160 мм
Определяем радиусы начальных окружностей:
гw1 = = =40 мм
гw2 = = = 120 мм
Определяем радиусы делительных окружностей:
г1 = = =40мм
г2 = = =120 мм
Определяем радиусы основных окружностей:
Гb1= г1 ·cos*= 40·0,94=37.6;мм
Гb2 = г2·cos* = 120 ·0,94 = 112,8 мм
Определяем радиусы окружностей вершин:
Га1 = г1+(ha + c –x1)·m = 40 – (1)·5=45мм
Га2 = г2 +(ha+ c – x2)·m = 120 – (1)·5= 125 мм
Определяем радиусы окружностей впадин:
ГF1 = г1 – (ha + c – x1)·m = 40 – (1+0,25)·5 =33.75 мм
ГF2 = г2 – (ha + c – x2)·m = 120 – (1+ 0,25)·5 = 113.75 мм
Определяем шаг по длительной окружности:
Р = π·m = 3,14 5= 15.7 мм
Определяем толщины зубьев по длительной окружности:
S1 = 0,5 ·P + 2· x1 ··m· tga = 0,5 ·15.7 = 7.85мм
S2 = 0,5 ·P + 2· x2 ··m· tga =7.85 мм
Определяем угловой шаг:
= = = 22.5°
= = 7.5°
Определяем углы профилей зубьев по окружности вершин:
=arccos=arccos0.78333
=arccos=arcos 0.88918
44=
Определяем толщину зуба по окружности вершин:
Sα1= мм
Sα2=
Допустимая толщина зуба по вершине Sa должна быть Sa≥0,3 m.
Полученные результаты удовлетворяют этому условию.
Определяем коэффициент перекрытия зубчатой пары по формуле:
==1.36
Для количественной оценки износа зубчатых колес рассматривают их удельное скольжение. Оно определяется по формуле:
ℷ21 =;
где: рсi – расстояние от полюса зацепления р до i- той точки касания зубьев по линии зацепления;
р1,р2 – расстояние от крайних точек теоретической линии зацепления до точек касания зубьев (радиусы эвольвент зубьев в точках касания)
проведем расчет удельного скольжения для произвольной точки касания С.
ℷ21 ==0.67;
для текущей точки С, совпадающей с точкой а, практической линии зацепления
ℷ21 ==0.77;
Аналогично удельное скольжение
подсчитывается по всей длине зацепления
в еще нескольких точках. По этим данным
на 3 листе строится диаграмма удельных
скольжений.
Выводы
Выполнив проект согласно техническому заданию, установили, что небольшие скорости ползун имеет в 10 ,11 и 12 положениях механизма, которые соответствуют его холостому ходу. Максимально ускорение, равное 6.42м/с2, сообщается ползуну также в 12-м положение механизма.
Сравнение
результатов кинематического
Уравновешивающая
сила на ведущем звене
Список использованной литературы
Высшая школа, 2001.- 496 с.