Базовые принципы управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:48, контрольная работа

Описание работы

Для того чтобы удовлетворить постоянно повышающиеся требования потребителей, правление качеством следует осуществлять на базе совокупности научно обоснованных принципов, при этом все их можно подразделить на общественные и специальные.

Файлы: 1 файл

Базовые принципы управления качеством.docx

— 17.07 Кб (Скачать файл)

 

             Базовые принципы управления  качеством

 

Общие и общесистемные  принципы управления качеством и элементы системы качества

Для того чтобы удовлетворить  постоянно повышающиеся требования потребителей, правление качеством  следует осуществлять на базе совокупности научно обоснованных принципов, при  этом все их можно подразделить на общественные и специальные.

За рубежом единство в  принципах управления качеством  практически отсутствует. Все они, как правило, носят не методологический, а скорее прагматический характер. Чаще всего это установки или  постулаты по формированию поведения  менеджеров в плане достижения целей  в области качества. Иллюстрацией могут служить постулаты, рекомендованные  известным американским специалистом по управлению качеством Э. Демингом. В книге «Качество, продуктивность, конкурентоспособность» (1982) свою концепцию требований и поведения менеджеров он отразил в 14 постулатах, сущность которых сводится к следующему:

1. Постоянной целью деятельности должно являться улучшение качества продукции и услуг;

2. Не должно допускаться ни одного дефекта в любой сфере деятельности;

3. Требовать от поставщиков исходя из используемых статистических методов гарантий качества поставляемых видов продукции;

4. Не заключать контракты на поставку продукции, ориентируясь на низкие цены;

5. Изготовитель должен обнаруживать проблемы с качеством и решать их;

6. Обучаться должны все работающие на предприятии;

7. Использовать новые методы управления;

8. Не допускать у работающих боязни ответственности за ошибки в работе;

9. В деятельности отделов не должно быть никаких барьеров;

10.  Не использовать в организации работ призывы и лозунги, не подкрепленные реальными действиями;

11. Не оценивать количественными нормами деятельности никого из работающих;

12. Устранять все причины, уменьшающие у работающих чувства уважения и гордости к своей квалификации;

13. Поощрять стремление к обучению, повышению образования и к самообразованию;

14. Руководители высшего звена должны четко устанавливать свои обязательства в области качества.

Сущность всей концепции  Э.Деминга можно представить как треугольник, вершинами которого являются: все – одна команда (постулаты 8-9), одержимость качеством (постулаты 1-6, 12-14), научный подход к управлению качеством (постулаты 7, 10-11).

Э. Деминг отмечает пять «смертельных» недостатков, которые присущи многим американским менеджерам фирм и которые обусловливали неудачи в области качества:

1) отсутствие постоянных целей;

2) ориентация на получение сиюминутной выгоды;

3) ежегодные оценки деловых качеств работников;

4) высокая текучесть руководящих работников высшего звена;

5) ориентация руководства на очевидные количественные показатели.

Для рассмотрения общесистемных  принципов управления качеством  необходимо заметить, что главным  общим принципом (базовым, основополагающим) исходным принципом является то, что  системное управление качеством (как  и целевая система качества) должно и может быть только органической составной частью системного управления всем предприятием (соответственно всей системы управления предприятием). Естественно, что система качества не может функционировать отдельно, без взаимосвязи и взаимодействия со всеми другими системами управления. Поэтому прежде всего при управлении качеством могут быть использованы объективные общие принципы управления производством (сбалансированного демократического централизма, сочетание единоначалия и коллегиальности, ответственности, материального и морального стимулирования, делигирования полномочий, заинтересованного и активного участия работников в управлении, преемственности и др.) .

Наряду с этим целесообразно  применительно у апрвлению качеством руководствоваться основными общесистемными принципами управления, к которым следует отнести:

v целенаправленность, реализуемую формированием соответствующих подсистем для достижения поставленных целей;

v делимость, достигаемую декомпозицией формируемой системы на подсистемы на подсистемы и элементы;

v иерархичность, реализуемую формированием многоуровневой структуры системы с учетом делегирования полномочий на соответствующий уровень управления (отдела, цеха, участка, бригады и т.д.);

v комплексность, достигаемую взаимной увязкой всех формируемых подсистем, элементов, стадий жизненного цикла продукции, иерархических уровней и всего комплекса организационных, экономических, социальных, научно-технических, производственных и других мероприятий, используемых при управлении качеством;

v взаимодеятельность, реализуемую посредством осуществления взаимосвязей формируемых систем управления качеством со всеми другими системами управления предприятием (установлением приоритетности одних целей по отношению к другим или принятием взаимосвязанных целей по отношению к другим или принятием взаимосвязанных целей нескольких систем, осуществлением взаимосвязанных процессов их достижения);

v замкнутость общих функций управления качества (замкнутость управленческого процесса), реализуемую выполнением в системе, подсистемах и элементах полного общефункционального цикла, включая прогнозирование и планирование, организацию, координацию работы и т.д.;

v систематичность, определяющую постоянное выполнение всех работ по управлению качеством, их долговременность и длительность действия;

v преемственность, которая должна проявляться как при создании системы, так и при ее функционировании и совершенствовании.

К перечисленным общесистемным  принципам следует добавить принцип  простота и доходчивости, который  необходимо реализовать для понимания  каждым работающим всего, что касается управления качеством и обеспечения  конкурентоспособности не только продукции, но и предприятия в целом. В  условиях рынка это крайне важно.

В любом случае как главный (базовый) принцип системного управления качеством, так и все общие, а  также общесистемные принципы предопределяют состояние целевой системы управления качеством и наличие в ней  соответствующего комплекса подсистем  и их компонентов: во-первых, элементов  входа, и во-вторых, объекта (управляемой подсистемы) и субъекта (управляющей подсистемы) системы. Применительно к системе компонентами входа могут быть цели, политика и обязательства в области качества и конкурентоспособности продукции, а также внешние условия, которые влияют на систему.

Цели, формируемые менеджерами  высшего звена, ориентируют на получение  конечного результата системного управления качеством. Их необходимо выражать как  в качественном, так и в количественном виде. Наиболее предпочтительном видом  является количественный, который точно  определяет критерии достижения целей (завершенность, сроки, ресурсы) .


Информация о работе Базовые принципы управления качеством