Детали машин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:05, доклад

Описание работы

Расчеты на прочность. Виды циклов.
Контактное напряжение dH = F/A = сила / площадь. Напряжение сжатия/растяжения определяется как dСМ=F/A = £ [d], A = F/[d].
Напряжение среза tСР = F/A = срезающая сила / площадь среза.
Напряжение изгиба dF=M/W = изгибающий момент / полярный момент сопротивления сечения изгибу W=0,1×d3.
tКР =TКР/WP , где WP = 0,2d3 – полярный момент сопротивления сечения изгибу.

Файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Расчеты на прочность. Виды циклов.

Контактное  напряжение dH = F/A = сила / площадь. Напряжение сжатия/растяжения определяется как dСМ=F/A = £ [d], A = F/[d].

Напряжение  среза tСР = F/A = срезающая сила / площадь среза.

Напряжение  изгиба dF=M/W = изгибающий момент / полярный момент сопротивления сечения изгибу W=0,1×d3.

tКР =TКР/WP , где WP = 0,2d3 – полярный момент сопротивления сечения изгибу.

По характеру действия напряжения могут быть:

– Переменное напряжения, представляющее собой знакопеременный  асимметричный цикл

dm = (dmax+dmin) /2– среднее значения напряжения цикла , dA = (dmax–dmin) /2 – амплитуда напряжения.  Коэффициент асимметрии цикла Rd = dmin / dmax.

– Частные  случаи

статический (Rd = 1)

отнулевой  (Rd = 0)

симметричный (Rd= –1)

Физико-механические свойства материалов

dT – предел текучести для пластичных материалов

dВ – предел прочности для хрупких материалов

d-1 – предел выносливости

E – модуль упругости

HB – твердость по Бринелю

HRC – твердость по Роквеллу

С – удельная теплоемкость

d – относительное удлинение

dLIM делится на две части:

dT – для пластичных материалов

dLIM = dT × KD

KD – коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения

dВ – для хрупких материалов

dLIM = dВ×KD / KS

KS – коэффициент влияния концентратов напряжения.


Запас прочности n = dLIM /dD ³ [n]

n = d-1 / (Kdd×dA+yd), где Kdd – коэффициент смещения пределов выносливости, yd – коэффициент чувствительности материала.

Kd – масштабный фактор, KF – шероховатость, KV – фактор упрочняющей поверхности.

Расчет на долговечность.

Расчет ведется по кривой усталости, построенной в координатах d(N), где N – число циклов работы деталей.

d-1 – длительный предел выносливости.

Ni – циклическая долговечность

m зависит от материала, от вида нагружения и устанавливается экспериментально.

Уравнение кривой усталости: dim×Ni = C(const). Используется при расчете зубчатых, червячных и подшипниковых передач. 

Вероятностный расчет на прочность

Расчет по эквивалентному числу  циклов.

Эквивалентное число циклов равно NE=mP ×NS,  где mP – коэффициент режима работы, равный mP = 1/a ×S[(Ni / NS) × (di /dmax)m]. NS = 60×nЗ × (Sni×ti)×gn, где nЗ – число циклов нагружения за 1 оборот (в зуб. передачах). Sni×ti – число циклов нагружения в течение суток, g – число рабочих дней в году, n – срок службы детали в годах. mP = S×ti/tdn ×(Ti/Tmax)p, NS=60 × nЗ× n × tS, tS – ресурс работы, n – частота вращения вала.

Последовательность проектирования

1. выбор принципиальной  схемы механизма

2. выбор материала

3. расчет основных размеров деталей  механизма по тем критериям  работоспособности, которые являются  в данном случае наиболее важными

4. проведение проверочных расчетов  по всем основным критериям  работоспосбности

Виды механических передач.

По принципу передачи вращения

С постоянным контактом

С гибкой связью

Трением

Фрикцион.

Ремен.

Зацеплен.

Зубчатые, червяные, винтовые и др.

Цепные, ременно-зубчатые


Передачи могут  быть понижающие – редукторы и  повышающие – мультипликаторы. Передаточное число определяется отношением w1/w2 = n1/n2, 1 – ведущее, 2 – ведомое. По числу степеней передачи делятся на:

– бесступенчатые (вариаторы)

– одноступенчатые

– многоступенчатые (с помощью зуб. колес, либо ременными  передачами со ступенчатыми шкивами).

В зависимости  от расположения валов различают  передачи:

1) с параллельными  валами:

– зубчатые передачи

– фрикционные передачи

– ременные передачи

– цепные передачи

2) с пересекающимися  валами 

– коническая передача

3) с перекрещивающимися  валами 

– червячные  передачи

  • винтовые передачи

Виды механических

 передач

1) фрикционные  передачи

Преимущества:

– простота конструкции

– постоянство  угловой скорости

– возможность  применения для бесступенчатого  регулирования угловой скорости

– бесшумность  работы

Недостатки:

– большие  нагрузки на валы Þ низкий КПД

– большие  габариты (больше, чем у зубчатых при одном и том же передаточном отношении)

– большое  тепловыделение

2) Зубчатые  передачи

Преимущества:

– небольшие  габариты

– высокая  несущая способность (моменты, скорости частоты)

– высокий  КПД

– постоянство  передаточного отношения

Недостатки:

– требует  высокой точности изготовления

– требуют  хорошей смазки

– шумная работы

3) Червячные  передачи

Преимущества:

– плавность  работы

– мыле габариты при большом пер. отношении

Недостатки:

– низкий КПД

– нагрев

– износ зубьев

– применение дорогостоящих материалов

4) Ременные  передачи

Преимущества:

– простота и  бесшумность

– возможность  большого межосевого расстояния

– возможность  бесступенчатого регулирования.

– предохраняют от перегрузки

Недостатки:

– невысокая  нагрузочная способность

– низкий ресурс ремня

– непостоянство  передаточного отношения

5) Цепные передачи

Достоинства:

– возможность  применения в значительном диапазоне межосевых расстояний

– габариты, меньшие, чем у ременной передачи

– отсутствие проскальзывания

– высокий  КПД

– малые силы, действующие на валы

Недостатки:

– работает в  условиях отсутствия жидкостного трения

– требует  большой степени точности установки валов

– неравномерность хода цепи

Порядок расчета привода

1) Подбор электродвигателя 

а) мощность на приводном валу;

б) КПД всей цепи (hзуб=0,96,

hцеп= 0,93);

в) Ориентировочная  потребная мощность электродвигателя;

г) Выбираем двигатель по каталогу по значению ориентировочно потребной мощности.

2) Частота  вращения приводного вала n = 60V /pd;

3) Определяем  значение Uобщ = nел.дв /

n пр.вала

4) Находим  передаточное число каждой из  передач;

5) Определяем  частоты вращения каждого из  валов (начиная с первого – ел. двигателя);

6) Находим  мощность на каждом валу (начиная  с последнего – приводного);

7) Определяем  вращающиеся моменты на валах  (T1=9550 × P1/n1, Ti= Ti-1×Uпер×hпер);

8) Находим  диаметры валов; 

ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ

Достоинства:

– Компактность

– Высокий  КПД

– Высокая  долговечность

– Надежность работы в разных условиях

– Простота эксплуатации

– Малые нагрузки на валы и опоры

– Неизменность передаточного отношения

Недостатки:

– Высокие  требования к точности изготовления

– Значительный шум, вследствие неточности изготовления

– Передача не смягчает вибрации, а сама является их источником

– Не может  служить предохранителем

– Большие  габариты при необходимости  больших  межосевых расстояний

– Невозможность  обеспечить бесступенчатое регулирование.

Классификация зубчатых передач

1) по конструкции:  открытые и закрытые передачи. Открытые не защищены от абразивной пыли, периодическая смазка, валы вмонтированы в отдельные агрегаты, применяются только для тихоходных передач. Закрытые передачи защищены корпусом, смазка окунанием или поливанием под давлением. Высокая точность монтажа.

2) по скорости: весьма тихоходные (£0,5 м/с), тихоходные (0,5 £ V £ 3 м/с), средне тихоходные (3 £ V £ 15 м/с), скоростные (15 £ V £ 40 м/с), высокоскоростные (V > 40 м/с).

3) по расположению  валов и форме колес

а) передача с  параллельными валами

прямозубая

косозубая

шевронная


В прямозубой нет осевых сил и больше динамические нагрузки Þ большой шум. В шевронной передаче осевые силы уравновешенны, большой угол наклона зуба и работает плавно.

б) передача с пересекающимися валами

– с прямым зубом 

– с косым  тангенсальным зубом 

– с криволинейным  круговым зубом

в) передачи с  перекрещивающимися валами

– цилиндрические колеса (винтовая пара)

– конические и червячные колеса

4) по точности  изготовления. 12 классов точности, при  этом первый самый точный, 12 самый грубый.

Материалы зубчатых колес

1) Стали в  нормированном, улучшенном и закаленном  состоянии. Ст40, 30ХГТ

2) Стальное  литье 35Л, 45Л и т.д. 

3) Чугунное  литье СЧ30, СЧ50

4) Пластмассы 

Виды разрушений зубьев и виды расчетов

1) Излом зуба (изгиб зуба)

а) мгновенный излом от нарушения статической  прочности при значительных нагрузках

б) усталостный  излом в результате многократного изгиба зуба.

2) разрушение  рабочей поверхности в виде:

а) абразивный износ 

б) заедание и  волочение из-за отсутствия смазки или недостаточной вязкости

в) выкрашивание – появление и развитие усталостных  трещин на поверхности. При этом повышаются контактные напряжения.

г) смятие поверхности.

Наиболее опасным  является уставлостный излом и усталостное  выкрашивание, другие виды разрушение можно избежать конструктивно.

Выводы: закрытая передача на заданный срок службы должна быть рассчитана на сопротивление контактной усталости dH и проверена на сопротивление по изгибу dF. Для открытых передача на заданный срок службы рассчитывается изгиб и проверяются на сопротивление контактной выносливости.

Силы в зубчатой паре

1. В прямозубой  передаче действует нормальная  сила Fn, которая состоит из следующих сил:

Ft – окружная сила (касательно к начальной окружности), FR – радиальная сила (к центру окружности). Ft=2000×T1/dW1, FR=Ft × tg aW, где aW – угол зацепления.

2) В косозубых  передачах действуют следующие  силы:

радиальная  сила FR=Ft×tg a / cos bW, где bW – угол наклона зуба,

осевая сила (вдоль оси) FX = Ft × tg bW, окружная сила Fn=Ft / (cos a ×cos bW).

Основные параметры зубчатых передач.

m – модуль, aW – межосевое расстояние, Yd =bW(ширина)/dW – коэффициент ширины, a = 20° – угол профиля, U – передаточное число. Для повышения контактной или и изгибной прочности применяют смещение зуборезного инструмента, т.е. a < 20°.

Особенности работы косозубой передачи

Коэффициент перекрытия eb = bW/PX, где bW – ширина колеса, PW – осевой шаг. Если eb целое число, то число полных контактных линий на одновременно зацепляющихся зубьев будет такое же I = bW/PW . Если eb ³ 1, то передача работает как косозубая. Если eb <0,9  – косозубая передача как прямозубая. ea – коэффициент торцевого перекрытия

eg – суммарный коэффициент перекрытия eg = ea + eb.

Определение расчетной нагрузки.

Rn распределяется неравномерно:

1) между одновременно  работающими парами зубьев.

2) по длине  зуба

3) возникает  дополнительная внутренняя динамическая  нагрузка.

4) внешняя  динамическая нагрузка.

T1H=T1×KH

T1F=T1×KF

Коэффициент нагрузки:

KH = KA×KHV×KHb×K

KF = KA×KFV×KFb×K,

KA – коэффициент внешней динамической нагрузки;

KHV, KFV – коэффициенты, учитывающие динамическую нагрузку. Зависит от двигателя и от режима нагружения.

KHb, KFb – коэффициенты, учитывающие неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий. Зависит от твердости поверхности зубьев, относительной ширины, расположения колес относительно опор валов.

K, K – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по парам зубьев. Для прямозубой передачи равен 1, для косозубой определяется по формуле (См. Приложение), в которой B – фактор, учитывающий влияние торцевой жесткости пары.

Расчет зубчатых передач на сопротивление контактной усталости

Целью расчета является предотвращение усталостного выкрашивания.

Расчет производится по формуле Герца-Беляева. Зависимость Герца-Беляева для нормальных напряжений в месте контакта двух  сухих неподвижных цилиндров из изотропных материалов

qH – удельная погонная сила по нормали к профилю; n1, n2 – коэффициент пуансона; E1, E2 – модуль упругости материала, r – радиусы кривизны каждого цилиндра. 1/r=1/r1 ± 1/r2,  «+» для внешного зацепления, «–» для внутренного зацепления.

Формула Герца-Беляева для пары зубчатых колес

ZE – коэффициент, учитывающий свойства материалов

 

Ze – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий

– для прямозуб.

– для косозубых

Расчет передач на сопротивление  усталости при изгибе

Расчет выполняется  при предположениях, что зуб нагружен силой FH, в зацеплении находится одна пара зубьев, а также силы трения отсутствуют.

Информация о работе Детали машин