Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:05, доклад
Расчеты на прочность. Виды циклов.
Контактное напряжение dH = F/A = сила / площадь. Напряжение сжатия/растяжения определяется как dСМ=F/A = £ [d], A = F/[d].
Напряжение среза tСР = F/A = срезающая сила / площадь среза.
Напряжение изгиба dF=M/W = изгибающий момент / полярный момент сопротивления сечения изгибу W=0,1×d3.
tКР =TКР/WP , где WP = 0,2d3 – полярный момент сопротивления сечения изгибу.
Расчеты на прочность. Виды циклов.
Контактное напряжение dH = F/A = сила / площадь. Напряжение сжатия/растяжения определяется как dСМ=F/A = £ [d], A = F/[d].
Напряжение среза tСР = F/A = срезающая сила / площадь среза.
Напряжение изгиба dF=M/W = изгибающий момент / полярный момент сопротивления сечения изгибу W=0,1×d3.
tКР =TКР/WP , где WP = 0,2d3 – полярный момент сопротивления сечения изгибу.
По характеру действия напряжения могут быть:
– Переменное напряжения, представляющее собой знакопеременный асимметричный цикл
dm = (dmax+dmin) /2– среднее значения напряжения цикла , dA = (dmax–dmin) /2 – амплитуда напряжения. Коэффициент асимметрии цикла Rd = dmin / dmax.
– Частные случаи
статический (Rd = 1)
отнулевой (Rd = 0)
симметричный (Rd= –1)
Физико-механические свойства материалов
dT – предел текучести для пластичных материалов
dВ – предел прочности для хрупких материалов
d-1 – предел выносливости
E – модуль упругости
HB – твердость по Бринелю
HRC – твердость по Роквеллу
С – удельная теплоемкость
d – относительное удлинение
dLIM делится на две части:
dT – для пластичных материалов dLIM = dT × KD KD – коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения |
dВ – для хрупких материалов dLIM = dВ×KD / KS KS – коэффициент влияния концентратов напряжения. |
Запас прочности n = dLIM /dD ³ [n]
n = d-1 / (Kdd×dA+yd), где Kdd – коэффициент смещения пределов выносливости, yd – коэффициент чувствительности материала.
Kd – масштабный фактор, KF – шероховатость, KV – фактор упрочняющей поверхности.
Расчет ведется по кривой
усталости, построенной в координатах d(N)
d-1 – длительный предел выносливости.
Ni – циклическая долговечность
m зависит от материала, от вида нагружения и устанавливается экспериментально.
Уравнение кривой усталости: dim×Ni = C(const). Используется при расчете зубчатых, червячных и подшипниковых передач.
Вероятностный расчет на прочность
Расчет по эквивалентному числу циклов.
Эквивалентное число циклов равно NE=mP ×NS, где mP – коэффициент режима работы, равный mP = 1/a ×S[(Ni / NS) × (di /dmax)m]. NS = 60×nЗ × (Sni×ti)×gn, где nЗ – число циклов нагружения за 1 оборот (в зуб. передачах). Sni×ti – число циклов нагружения в течение суток, g – число рабочих дней в году, n – срок службы детали в годах. mP = S×ti/tdn ×(Ti/Tmax)p, NS=60 × nЗ× n × tS, tS – ресурс работы, n – частота вращения вала.
Последовательность
1. выбор принципиальной схемы механизма
2. выбор материала
3. расчет основных размеров
4. проведение проверочных
Виды механических передач.
По принципу передачи вращения |
С постоянным контактом |
С гибкой связью |
Трением |
Фрикцион. |
Ремен. |
Зацеплен. |
Зубчатые, червяные, винтовые и др. |
Цепные, ременно-зубчатые |
Передачи могут быть понижающие – редукторы и повышающие – мультипликаторы. Передаточное число определяется отношением w1/w2 = n1/n2, 1 – ведущее, 2 – ведомое. По числу степеней передачи делятся на:
– бесступенчатые (вариаторы)
– одноступенчатые
– многоступенчатые (с помощью зуб. колес, либо ременными передачами со ступенчатыми шкивами).
В зависимости от расположения валов различают передачи:
1) с параллельными валами:
– зубчатые передачи
– фрикционные передачи
– ременные передачи
– цепные передачи
2) с пересекающимися валами
– коническая передача
3) с перекрещивающимися валами
– червячные передачи
Виды механических
передач
1) фрикционные передачи
Преимущества:
– простота конструкции
– постоянство угловой скорости
– возможность применения для бесступенчатого регулирования угловой скорости
– бесшумность работы
Недостатки:
– большие нагрузки на валы Þ низкий КПД
– большие габариты (больше, чем у зубчатых при одном и том же передаточном отношении)
– большое тепловыделение
2) Зубчатые передачи
Преимущества:
– небольшие габариты
– высокая несущая способность (моменты, скорости частоты)
– высокий КПД
– постоянство передаточного отношения
Недостатки:
– требует высокой точности изготовления
– требуют хорошей смазки
– шумная работы
3) Червячные передачи
Преимущества:
– плавность работы
– мыле габариты при большом пер. отношении
Недостатки:
– низкий КПД
– нагрев
– износ зубьев
– применение дорогостоящих материалов
4) Ременные передачи
Преимущества:
– простота и бесшумность
– возможность большого межосевого расстояния
– возможность бесступенчатого регулирования.
– предохраняют от перегрузки
Недостатки:
– невысокая нагрузочная способность
– низкий ресурс ремня
– непостоянство передаточного отношения
5) Цепные передачи
Достоинства:
– возможность применения в значительном диапазоне межосевых расстояний
– габариты, меньшие, чем у ременной передачи
– отсутствие проскальзывания
– высокий КПД
– малые силы, действующие на валы
Недостатки:
– работает в условиях отсутствия жидкостного трения
– требует большой степени точности установки валов
– неравномерность хода цепи
Порядок расчета привода
1) Подбор электродвигателя
а) мощность на приводном валу;
б) КПД всей цепи (hзуб=0,96,
hцеп= 0,93);
в) Ориентировочная потребная мощность электродвигателя;
г) Выбираем двигатель по каталогу по значению ориентировочно потребной мощности.
2) Частота вращения приводного вала n = 60V /pd;
3) Определяем значение Uобщ = nел.дв /
n пр.вала;
4) Находим передаточное число каждой из передач;
5) Определяем частоты вращения каждого из валов (начиная с первого – ел. двигателя);
6) Находим мощность на каждом валу (начиная с последнего – приводного);
7) Определяем вращающиеся моменты на валах (T1=9550 × P1/n1, Ti= Ti-1×Uпер×hпер);
8) Находим диаметры валов;
ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ
Достоинства:
– Компактность
– Высокий КПД
– Высокая долговечность
– Надежность работы в разных условиях
– Простота эксплуатации
– Малые нагрузки на валы и опоры
– Неизменность передаточного отношения
Недостатки:
– Высокие требования к точности изготовления
– Значительный шум, вследствие неточности изготовления
– Передача не смягчает вибрации, а сама является их источником
– Не может служить предохранителем
– Большие габариты при необходимости больших межосевых расстояний
– Невозможность обеспечить бесступенчатое регулирование.
Классификация зубчатых передач
1) по конструкции: открытые и закрытые передачи. Открытые не защищены от абразивной пыли, периодическая смазка, валы вмонтированы в отдельные агрегаты, применяются только для тихоходных передач. Закрытые передачи защищены корпусом, смазка окунанием или поливанием под давлением. Высокая точность монтажа.
2) по скорости: весьма тихоходные (£0,5 м/с), тихоходные (0,5 £ V £ 3 м/с), средне тихоходные (3 £ V £ 15 м/с), скоростные (15 £ V £ 40 м/с), высокоскоростные (V > 40 м/с).
3) по расположению валов и форме колес
а) передача с параллельными валами
|
||
прямозубая |
косозубая |
шевронная |
В прямозубой нет осевых сил и больше динамические нагрузки Þ большой шум. В шевронной передаче осевые силы уравновешенны, большой угол наклона зуба и работает плавно.
б) передача с пересекающимися валами
– с прямым зубом
– с косым тангенсальным зубом
– с криволинейным круговым зубом
в) передачи с перекрещивающимися валами
– цилиндрические колеса (винтовая пара)
– конические и червячные колеса
4) по точности изготовления. 12 классов точности, при этом первый самый точный, 12 самый грубый.
Материалы зубчатых колес
1) Стали в
нормированном, улучшенном и
2) Стальное литье 35Л, 45Л и т.д.
3) Чугунное литье СЧ30, СЧ50
4) Пластмассы
Виды разрушений зубьев и виды расчетов
1) Излом зуба (изгиб зуба)
а) мгновенный излом от нарушения статической прочности при значительных нагрузках
б) усталостный излом в результате многократного изгиба зуба.
2) разрушение рабочей поверхности в виде:
а) абразивный износ
б) заедание и волочение из-за отсутствия смазки или недостаточной вязкости
в) выкрашивание – появление и развитие усталостных трещин на поверхности. При этом повышаются контактные напряжения.
г) смятие поверхности.
Наиболее опасным является уставлостный излом и усталостное выкрашивание, другие виды разрушение можно избежать конструктивно.
Выводы: закрытая передача на заданный срок службы должна быть рассчитана на сопротивление контактной усталости dH и проверена на сопротивление по изгибу dF. Для открытых передача на заданный срок службы рассчитывается изгиб и проверяются на сопротивление контактной выносливости.
Силы в зубчатой паре
1. В прямозубой передаче действует нормальная сила Fn, которая состоит из следующих сил:
Ft – окружная сила (касательно к начальной окружности), FR – радиальная сила (к центру окружности). Ft=2000×T1/dW1, FR=Ft × tg aW, где aW – угол зацепления.
2) В косозубых передачах действуют следующие силы:
радиальная сила FR=Ft×tg a / cos bW, где bW – угол наклона зуба,
осевая сила (вдоль оси) FX = Ft × tg bW, окружная сила Fn=Ft / (cos a ×cos bW).
Основные параметры зубчатых передач.
m – модуль, aW – межосевое расстояние, Yd =bW(ширина)/dW – коэффициент ширины, a = 20° – угол профиля, U – передаточное число. Для повышения контактной или и изгибной прочности применяют смещение зуборезного инструмента, т.е. a < 20°.
Особенности работы косозубой передачи
Коэффициент перекрытия eb = bW/PX, где bW – ширина колеса, PW – осевой шаг. Если eb целое число, то число полных контактных линий на одновременно зацепляющихся зубьев будет такое же I = bW/PW . Если eb ³ 1, то передача работает как косозубая. Если eb <0,9 – косозубая передача как прямозубая. ea – коэффициент торцевого перекрытия
eg – суммарный коэффициент перекрытия eg = ea + eb.
Определение расчетной нагрузки.
Rn распределяется неравномерно:
1) между одновременно работающими парами зубьев.
2) по длине зуба
3) возникает
дополнительная внутренняя
4) внешняя динамическая нагрузка.
T1H=T1×KH
T1F=T1×KF
Коэффициент нагрузки:
KH = KA×KHV×KHb×KH£
KF = KA×KFV×KFb×KF£,
KA – коэффициент внешней динамической нагрузки;
KHV, KFV – коэффициенты, учитывающие динамическую нагрузку. Зависит от двигателя и от режима нагружения.
KHb, KFb – коэффициенты, учитывающие неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий. Зависит от твердости поверхности зубьев, относительной ширины, расположения колес относительно опор валов.
KH£, KF£ – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по парам зубьев. Для прямозубой передачи равен 1, для косозубой определяется по формуле (См. Приложение), в которой B – фактор, учитывающий влияние торцевой жесткости пары.
Расчет зубчатых передач на сопротивление контактной усталости
Целью расчета является предотвращение усталостного выкрашивания.
Расчет производится по формуле Герца-Беляева. Зависимость Герца-Беляева для нормальных напряжений в месте контакта двух сухих неподвижных цилиндров из изотропных материалов
qH – удельная погонная сила по нормали к профилю; n1, n2 – коэффициент пуансона; E1, E2 – модуль упругости материала, r – радиусы кривизны каждого цилиндра. 1/r=1/r1 ± 1/r2, «+» для внешного зацепления, «–» для внутренного зацепления.
Формула Герца-Беляева для пары зубчатых колес
ZE – коэффициент, учитывающий свойства материалов
Ze – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий
– для прямозуб.
– для косозубых
Расчет передач на сопротивление усталости при изгибе
Расчет выполняется при предположениях, что зуб нагружен силой FH, в зацеплении находится одна пара зубьев, а также силы трения отсутствуют.