Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 10:12, курсовая работа
Данная работа имеет целью исследовать наиболее важные аспекты деятельности организации водопроводно-канализационного комплекса и выработать конкретные предложения по созданию условий для повышения эффективности отрасли. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Анализ теоретических основ управления водоснабжением и водоотведением в городском коммунальном хозяйстве.
2. Определение места водоснабжения и водоотведения в жилищно-коммунальном комплексе РФ.
3. Выяснение основных проблем технического регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения в свете необходимости принятия технических регламентов.
4. Исследование проблем организации и управления системой водоснабжения в городе Можга.
5. Рассмотрение путей совершенствования системы водоснабжения в городе Можга.
6. Исследование возможности использования в сфере водоснабжения и водоотведения средств автоматизации.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы управления водоснабжением и водоотведением в городском коммунальном хозяйстве.8
1.1 Понятие водоснабжения и водоотведения…………………..………………8
1.2 Правовое регулирование водоснабжения и водоотведения в России……15
1.3 Место водоснабжения и водоотведения в жилищно-коммунальном комплексе РФ………………………………….22
Глава 2. Основные проблемы организации и управления системой водоснабжения в городе Можга…………………28
2.1 Эколого-географическая характеристика города Можга…………………28
2.2 Современное состояние системы водоснабжения г.Можга………………29
2.3 Инвестиционная программа по развитию системы водоснабжения в г. Можга на 2009-2013 гг……………………..38
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы водоснабжения г. Можга…………………………………….42
3.1 Тарифное регулирование водопроводно-канализационного хозяйства…42
3.2 Техническое регулирование в области водоснабжения и водоотведения.47
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………...60
Повышение мощностей водозаборных сооружений влечёт за собой необходимость строительства блоков по водоподготовке, позволяющих обеспечить эффективную очистку воды до норм, установленных требованиями предъявляемыми к питьевой воде.
Для повышения экологичности производства питьевой воды необходимо предусмотреть строительство комплекса по повторному использованию промывных вод. Также программой предусмотрена реконструкция иловых карт с внедрением технологии реагентного обезвоживания осадка.
С целью обеспечения новых районов жилой застройки Дубительского района программа предусматривает разработку проектно-сметной документации и строительство канализационного напорного коллектора.
Также в программе предусмотрена модернизация сетей и инженерных сооружений в жилых поселках Красный и Военный городок.
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы водоснабжения г. Можга.
3.1 Тарифное регулирование водопроводно-канализационного хозяйства
Государственное воздействие на рыночную экономику связано, прежде всего, с использованием экономических средств. Регулирование тарифов на услуги субъектов предприятий ВКХ – один из наиболее мощных и действенных рычагов регулирования естественных монополий в арсенале государства.
В отличие от динамики цен на другие услуги и товары, в сфере ЖКХ отмечается активизация инфляционных процессов. За период 2009–2012 гг. тарифы на жилищно-коммунальные услуги в пересчете на стандартную квартиру площадью 54 м2 при трех прописанных жильцах (средний состав семьи) возросли в среднем в 1,7 раза.
Что касается тарифов на холодное, горячее водоснабжение и водоотведение, то темп их прироста в 2009 г. по отношению к 2012 г. составил 28, 25 и 24 % соответственно. Оплата услуг по водоснабжению и водоотведению составляет 322,3 руб./чел, что в общей стоимости жилищно-коммунальных услуг достигает 41 %.
В настоящее время в целях ресурсосбережения в городе Можге осуществляется программа массовой установки приборов учета водопотребления. Уже более 30 % жилищного фонда оснащено общедомовыми узлами учета, практикуется также установка поквартирных приборов учета.
В городе Можга действует Постановление Можгинской городской Думы «О тарифах на питьевую воду, услуги водоотведения и очистки сточных вод» № 66 от 23.01.2008.
Выше указанным нормативным актом Можгинская городская Дума устанавливает тарифы на питьевую воду, услуги водоотведения и очистки сточных вод, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», ч.5 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Коллегии Администрации Удмурской ркспублики от 30.07.2007 №220 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2008 год в Удмурской республике» и в целях осуществления дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи населению.
На период с 01.03.2013 по 31.12.2013 установлены тарифы на питьевую воду, услуги водоотведения и очистки сточных вод, предоставляемые бюджетным организациям, финансируемым из средств городского и областного бюджета, бюджетным организациям, финансируемым из средств федерального бюджета, и прочим потребителям указанные в таблице 4.
Таблица 4 - Тарифы на питьевую воду, услуги водоотведения и очистки сточных вод.
№ п/п |
Наименование |
Тариф руб/м3 без НДС |
1. |
Питьевая вода |
|
1.1. |
Бюджетные организации, финансируемые из средств городского и областного бюджета |
16,77 |
1.2. |
Бюджетные организации, финансируемые из средств федерального бюджета |
19,83 |
1.3. |
Прочие потребители |
36,14 |
2. |
Услуга водоотведения и очистки сточных вод |
|
2.1. |
Бюджетные организации, финансируемые из средств городского и областного бюджета |
10,80 |
2.2. |
Бюджетные организации, финансируемые из средств федерального бюджета |
12,77 |
2.3. |
Прочие потребители |
23,23 |
На период с 01.04.2013 по 31.12.2013 установлены тарифы на питьевую воду, услуги водоотведения и очистки сточных вод, предоставляемых гражданам, организациям независимо от форм собственности в объеме услуг, предоставляемых населению, в том числе на общедомовые нужды, ОАО «Теплоэнерго» в объеме фактически потребленной воды для оказания услуг теплоснабжения, горячего водоснабжения для населения указанные в таблице 5.
Таблица 5 - Тарифы на питьевую воду, услуги водоотведения и очистки сточных вод.
№ п/п |
Наименование |
Тариф руб/м3 без НДС |
1. |
Питьевая вода |
|
1.1 |
Граждане, организации независимо от форм собственности в объеме услуг водоснабжения, предоставляемых населению, в том числе на общедомовые нужды, ОАО «Теплоэнерго» в объеме фактически потребленной воды для оказания услуг теплоснабжения, горячего водоснабжения для населения |
8,57 |
2. |
Услуга водоотведения и очистки сточных вод |
|
2.1 |
Граждане, организации независимо от форм собственности в объеме услуг водоотведения и очистки сточных вод, предоставляемых населению, в том числе на общедомовые нужды |
5,78 |
Постановление Можгинской городской Думы «Об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы ООО «СКЭК» по развитию системы водоснабжения и водоотведения города Можги» № 18 от 26.05.2009. Техническое задание разработано в соответствии с ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 № 210-ФЗ и Постановлением Можгинской городской Думы «Об утверждении схемы перспективных зон инженерного обеспечения территорий жилищно-гражданского строительства» от 26.02.2009 № 314 с целью разработки проекта инвестиционной программы ООО «СКЭК» по развитию системы водоснабжения и водоотведения города Можги и расчета финансовых потребностей, необходимых для реализации данной инвестиционной программы.
На основе выше изложенного можно сделать следующие выводы.
Во-первых, повсеместный переход на приборный учет превратит потребителя коммунальных услуг в покупателя.
Во-вторых, при одновременном пользовании жилищной субсидией и оплатой по счетчикам доля расходов населения на жилищно-коммунальные услуги снижается до 2,5 раз, в то время как без субсидий эта разница составляет около 50 %, что значительно меньше.
В-третьих, приборный учет позволит сократить расходы на водоснабжение, так как подсознательно потребитель, или как уже отмечалось выше – покупатель, станет более экономно относиться к потреблению коммунальных услуг.
В-четвертых, сократятся
расходы предприятий жилищно-
Решение проблем регулирования тарифов на услуги предприятий ВКХ на наш взгляд необходимо развивать по двум направлениям. Первое – это принципы установления тарифов, а второе – процедура их утверждения.
На наш взгляд, неэффективен метод установления тарифа, исходя из затрат предприятия. Экономический метод регулирования должен исходить не из формальных, а из экономически обоснованных данных. В этой связи мы согласны с авторами, которые высказываются против применения метода установления индексов роста тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на федеральном уровне на основе плановых показателей экономического развития.
Регулирование тарифа на услуги предприятия ВКХ является неотъемлемым и во многих случаях определяющим элементом при взаимодействии публичного собственника инфраструктуры и предпринимателя, претендующего на управление данной инфраструктурой. Поэтому совершенно логично и обоснованно передать функцию государственного регулирования тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения на муниципальный уровень, оставив возможность мелким муниципальным образованиям, не располагающим самостоятельными системами водоснабжения и канализации, передавать указанные полномочия субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию более высокого уровня. Тем самым публичный собственник будет наделен таким публичным правомочием, которое позволит ему стать полноценным участником правоотношений, лежащих в частноправовой плоскости.
В целях внедрения экономически обоснованных методов регулирования тарифов на услуги предприятий ВКХ предлагается оценивать экономические показатели деятельности предприятий не по данным бухгалтерского и уж тем более не налогового учета, а по данным учета, которое предприятие ведет в целях обоснования его финансовых потребностей для оказания услуг в определенном объеме и установленного качества.
В настоящее время источником таких показателей является бухгалтерский баланс, который не отражает реального состояния вещей и не позволяет принимать обоснованные решения. Альтернативой созданию специальной системы учета в целях обоснования тарифа мы видим в скорейшем внедрении международных стандартов учета и отчетности.
3.2 Техническое регулирование в области водоснабжения и водоотведения
Вопросы законодательного обеспечения технического регулирования качества питьевой воды, питьевого водоснабжения и водоотведения актуализируются необходимостью решения задач в области социально-экономического развития. Успешное решение этих задач во многом зависит от возможностей надежного и безопасного функционирования сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) за счет применения комплекса правовых, организационных и экономических методов и средств.
В связи с этим значительная
роль отводится техническому регулированию,
включающему в себя нормативно-правовые
и научно-технические подходы
к повышению эффективности
Техническое регулирование является одним из важных элементов воздействия государства на общественно-экономическую жизнь общества, особенно в тех ее областях, где деятельность субъектов предпринимательской деятельности несет в себе потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, экологии и безопасности государства либо направлена на их обеспечение.
Водоснабжение и водоотведение
представляют собой именно такой
вид деятельности, который, с одной
стороны, направлен на обеспечение
населения и предприятий
Следует отметить ряд государственных стандартов качества питьевой воды. Перечислим лишь некоторые из них: ГОСТ 3351-74 Вода питьевая. Методы определения вкуса, запаха, цветности и мутности; ГОСТ 4011-72 Вода питьевая. Методы измерения массовой концентрации общего железа; ГОСТ 4151-72 Вода питьевая. Метод определения общей жесткости; ГОСТ 4152-89 Вода питьевая. Метод определения массовой концентрации мышьяка; ГОСТ 4192-82 Вода питьевая. Методы определения минеральных азотсодержащих веществ; ГОСТ 4245-72 Вода питьевая. Методы определения содержания хлоридов; ГОСТ 4386-89 Вода питьевая. Методы определения массовой концентрации фторидов; ГОСТ 4388-72 Вода питьевая. Методы определения массовой концентрации меди; ГОСТ 4389-72 Вода питьевая. Методы определения содержания сульфатов; ГОСТ 4974-72 Вода питьевая. Методы определения содержания марганца; ГОСТ 4979-49 Вода хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения. Методы химического анализа. Отбор, хранение и транспортирование проб; ГОСТ 18164-72 Вода питьевая. Метод определения содержания сухого остатка; ГОСТ 18165-89 Вода питьевая. Метод определения массовой концентрации алюминия; ГОСТ 18826-73 Вода питьевая. Методы определения содержания нитратов; ГОСТ 18963-73 Вода питьевая. Методы санитарно-бактериологического анализа; ГОСТ 24481-80 Вода питьевая. Отбор проб; ГОСТ 27384-87 Вода. Нормы погрешности измерений показателей состава и свойств и другие.
Госты «Питьевая вода» распространяются на питьевую воду, производимую и подаваемую централизованными системами питьевого водоснабжения, и устанавливают общие требования к организации и методам контроля качества питьевой воды. Стандарт распространяется в части требований к методам контроля и на воду питьевую нецентрализованных и автономных систем водоснабжения. Стандарт применяют и при проведении работ по сертификации.
Определение социального
статуса систем водоснабжения в
технических регламентах и
К сожалению, в существующих нормативах на проектирование и эксплуатацию систем водоснабжения требования к ним сформулированы недостаточно полно, разбросаны по многочисленным документам и не содержат требований по ресурсосбережению. Требования по надежности сформулированы в общем виде и не позволяют рассчитывать надежность подачи воды отдельным потребителям и группам потребителей.
В настоящее время в области технического регулирования водопроводно-канализационного хозяйства действует множество различных нормативных актов, принятых в различное время и различными органами власти.
В области водоснабжения
и водоотведения следует
СНиП 2.04.02-84) по проектированию
автоматизации и
СНиП 2.04.02-84 по проектированию сооружений для очистки и подготовки воды.
СНиП 2.04.02-84 Проектирование автоматизации и диспетчеризации систем водоснабжения (к).
СНиП 2.04.01-85* от 01.01.1986 г. Внутренний водопровод и канализация зданий.
СНиП 2.04.01-85. Внутренний водопровод
и канализация зданий. Системы
внутреннего холодного и
СНиП 2.04.03-85 от 01.01.1986 г. Канализация. Наружные сети и сооружения.
СНиП 3.05.01-85 от 1986-07-01 Внутренние санитарно-технические системы.
СНиП 3.05.04-85. Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации.
На основании комплекса
показателей качества продукции
строительства
В настоящее время разработаны проекты технических регламентов «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», «О водоснабжении» и «О водоотведении».
Информация о работе Деятельность организации водопроводно-канализационного комплекса