Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:37, курсовая работа
Автомобильная дорога в общем представляет собой комплекс инженерных сооружений и устройств, предназначенных для безопасного движения транспорта, при любых погодных условиях. Этот комплекс состоит из земельного полотна, дорожной одежды и искусственных сооружений.
Общие требования, предъявляемые к дорогам, сводятся к обеспечению безопасности движения с необходимой скоростью на всем их протяжении, включая спуски, подъемы, повороты, независимо от времени года и погодных условий. При проектировании дорог большое значение имеет их экономичность (минимальные затраты на строительство и эксплуатацию, снижение себестоимости перевозок и т.д.) при соблюдении высоких технических показателей.
При выборе направления трассы дороги необходимо соблюдать ряд общих требований:
Трассирование на равнинной местности. На равнинах трассирование возможно по прямым большой длины. Опорными пунктами здесь служат промежуточные населенные пункты, сельскохозяйственные угодья, занятые ценными культурами, границы полей и севооборотных массивов, пересечения рек и т. д. Предельную длину прямых участков дороги обычно ограничивают 3...5 км, так как движение по длинным прямым в открытой степной местности с однообразной придорожной ситуацией утомляет водителя. На равнинной местности трассу намечают в обход участков поверхностного заболачивания, мест с необеспеченным водоотводом, сельскохозяйственных угодий, лесных массивов и рощ в малолесных районах. Трассу прокладывают по местным возвышениям, гривам в обход понижений и замкнутых котловин. Это вносит разнообразие в придорожный пейзаж и обеспечивает надлежащий водоотвод и устойчивость земляного полотна.
Трассирование на холмистой местности. Строительство в такой местности усложняется тем, что уклоны по трассе дороги могут на отдельных участках превышать допускаемые. При пересечении холмов, если их уклон больше допускаемого, возможны два варианта: обход холма или его пересечение по прямой с устройством насыпи и выемки. В первом случае удлиняется трасса, во втором – увеличивается объем земляных работ. Кроме того, устройство дороги в выемке сопряжено с возможностью вскрытия водоносных прослоек грунта и снегозаносимостью выемки. Оптимальную трассу выбирают путем технико-экономического сравнения вариантов.
Трассирование в горной местности.
Строительство дорог в горах
обычно затрудненно из-за сложных
геологических условий
Трассирование на мелиорированных землях. На мелиорированных землях – орошаемых и осушаемых – трассирование имеет свои особенности.
Нормальное использование мелиорированных земель невозможно без своевременной и правильной постройки дорожной сети. На орошаемых землях сеть дорог и дорожные сооружения – составная часть оросительной системы, они проектируются и строятся одновременно с ней. В зависимости от назначения выделяют дороги следующих типов: межхозяйственные, внутрихозяйственные, полевые, эксплуатационные и скотопрогоны.
Межхозяйственные дороги
обычно относят к дорогам общего
пользования, они связывают центральные
усадьбы колхозов и совхозов между
собой и с районными центрами,
железнодорожными станциями, пристанями,
пунктами сдачи и переработки
сельскохозяйственной продукции, с
автомобильными дорогами общегосударственного,
республиканского и областного значения.
Дороги этого типа проектируют вдоль
магистральных каналов и
Внутрихозяйственные дороги
соединяют хозяйственные центры
колхоза и совхоза с
Полевые дороги по назначению разделяют на основные и вспомогательные. Основные дороги – постоянные, они обеспечивают подъезд к поливным участкам и полям севооборотов, к межхозяйственным и внутрихозяйственным дорогам. Трассируют их вдоль границ полей и каналов. Вспомогательные дороги – временные, так как их устраивают на период полевых работ. Они служат для перевозки урожая с полей, доставки удобрений и посевного материала на поля, для обслуживания машинно-тракторных агрегатов, а так же для их холостых поворотов при выполнении полевых работ.
Эксплуатационные дороги необходимы для доставки стройматериалов и оборудования, требуемых при ремонте каналов и сооружений мелиоративных систем. Их располагают вдоль магистрального канала и главных распределителей. Ширину проезжей части принимают равной 3м.
Скотопрогоны устраивают для прохода животных от скотных дворов на пастбища и выгулы. Трасса скотопрогонов должны обеспечивать свободный и кратчайший доступ скота на пастбищные участки и к водопоям. Вдоль трассы с обеих сторон устанавливают изгородь во избежание повреждения открытых каналов скотом. Ширину скотопрогонов на мелиорированных землях принимают в пределах 5...8м.
Дороги, проходящие по мелиорированным землям, входят в состав мелиоративной системы. Капиталовложения на их строительство обычно составляют значительную часть общих капиталовложений на мелиорацию.
Вычисление направлений и углов поворота
По топографической карте путем непосредственных измерений расстояние от начала трассы до ВУ 1 равняется 720 метровВУ1 до КТ составляет 580 метров.
Элементы всех закруглений:
ВУ1
Угол поворота: α =28;
Радиус кривой: R=400 м;
Тангенс:
;
Кривая закругления: К= =195,3 м;
Биссектриса закругления: Б=12,2 м;
Домер закругления: Д= 2*99,7–195,3 = 4.1 м;
Ведомость углов поворота, прямых и кривых
точка |
положение вершины угла |
угол поворота, град. мин. |
Радиус R,м |
Элементы кривой,м |
пикетажное |
S, м | |||||||||
ПК |
+ |
лев |
прав |
Т |
К |
Д |
Б |
начало кривой |
конец кривой |
||||||
НТ |
ПК0 |
0 |
0 | ||||||||||||
ВУ1 |
ПК7 |
20 |
28 |
400 |
195,3 |
4,1 |
12,2 |
ПК6+20 |
ПК8+19 |
720 | |||||
КТ |
ПК13 |
580 | |||||||||||||
Σ |
4,1 |
1300 |
Продольный профиль дороги
Продольный профиль
При построении продольного
профиля вертикальные расстояния (высотные
отметки) откладывают в масштабе
в 10 раз превышающем
Определение черных отметок
Чтобы построить линию поверхности земли продольного профиля, необходимо знать ее отметки на пикетах. Отметки пикетов определяют по карте методами интерполяции и экстраполяции.
Данные заносим в ведомость . По данным отметок земли строят чёрную линию продольного профиля.
Отметки пикетов и плюсовых точек трассы относительно горизонталей определялись по формуле линейной интерполяции
Н = Нmin + а/b *h
где Нmin – отметка нижней горизонтали, м; a – расстояние от нижней горизонтали до пикета (плюсовой точки); b – расстояние между горизонталями по линии наибольшего ската; h – высота сечения рельефа.
Результаты измерений расстояний по плану трассы и вычисления отметок земли по оси приводятся в таблице, в которой превышение точки относительно нижней горизонтали определяется так:
h = 2.5·x/L.
Отметки земли по оси трассы. Высотные отметки пикетов | |||||
ПК + |
a, мм |
b, мм |
а/b *h, мм |
Н(min), м |
Н, м |
ПК0 |
7 |
13 |
187,5 |
189,5 | |
ПК1 |
4 |
6 |
190 |
192,4 | |
ПК2 |
0 |
0 |
195 |
195,7 | |
ПК3 |
9 |
14 |
195 |
197,3 | |
ПК4 |
14 |
18 |
195 |
197,6 | |
ПК5 |
30 |
38 |
195 |
197,6 | |
ПК6 |
30 |
32 |
192,5 |
195,5 | |
ПК7 |
32 |
34 |
192,5 |
195,5 | |
ПК8 |
13 |
37 |
192,5 |
194,1 | |
ПК9 |
45 |
34 |
192,5 |
193,5 | |
ПК10 |
7 |
9 |
190 |
192,6 | |
ПК11 |
5 |
6 |
190 |
192,8 | |
ПК11+40 |
0 |
0 |
192,5 |
192,8 | |
ПК12 |
3 |
6 |
190 |
191,9 | |
ПК13 |
1 |
6 |
187,5 |
189,1 |
Определение рекомендуемой рабочей отметки
Рекомендуемая отметка зависит от дорожно-климатической зоны (в данном случае - 3 зона). Для вычисления рабочих отметок учитывают высота грунтовых вод, высота поверхностных вод, высота снежного покрова. В нашем случае учитывается только высота снежного покрова, равная 30см = 0,3м.
Рабочая отметка в данном случае вычисляется по формуле:
Нс=hсн + hвоз,
где Нс - рабочая отметка, м; hсн - высота снежного покрова, м (0,3м); hвоз - высота над снегом, м.
Высота над снегом для дорог 5-й категории равна 0.4 м. Следовательно, рабочая отметка для обеспечения незаносимости снегом из расчета по формуле равна:
Нс=0.3 м + 0.4 м = 0.7 м.
Высота земляного полотна в месте грунтовых вод равна:
Н =2,2– 1=1,2
Наносить проектную линию следует, не превышая наибольшие продольные уклоны и руководствуясь значением рекомендуемой рабочей отметки.
Вычисление продольных уклонов
Уклоны вычисляются по формуле:
i = hmin-hmax\ r * 1000
где i - уклон в промилле (‰); hmax - наибольшая высота в масштабе 1:500, м; hmin- наименьшая высота в масштабе 1:500, м; r - расстояние уклона.
Поперечный профиль дороги
Поперечный профиль дороги проектируется в масштабе 1:100. для построения профиля необходимо знать: ширину земляного полотна В, м; ширину проезжей части Во, м; крутизну откоса H/l и поперечный уклон (30‰).
В соответствии с действующими техническими условиями дороги 5 категории устраивают дороги с проезжей частью шириной 3,5...4,5 м, Следовательно, ширина земляного полотна дорог 5-й категории 8 м.
В обычных суглинистых и супесчаных грунтах чаще всего применяют полуторные откосы (1:1,5). Крутизна откоса H/l равна 1:1,5, т.е. заложение откоса в 1,5 раза больше его высоты.
«Основные параметры поперечного профиля» (СНиП 2.05.02-85)
Параметры элементов дорог |
Категории дорог | |||||
Ia |
Iб |
II |
III |
IV |
V | |
Число полос движения |
4, 6, 8 |
4, 6, 8 |
2 |
2 |
2 |
1 |
Ширина полосы движения |
3,75 |
3,75 |
3,75 |
3,5 |
3 |
|
Ширина проезжей части |
2*7,5 2*11,25 2*15 |
7,5 |
7 |
6 |
4,5 | |
Ширина обочин |
3,75 |
3,75 |
3,75 |
2,5 |
2 |
1,75 |
Наим. ширина укрепленной полосы обочины |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,5 |
0,5 |
|
Ширина земляного полотна |
28,5 36 43,5 |
27,5 35 42,5 |
15 |
12 |
10 |
8 |