Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 14:21, контрольная работа
Целью выполнения контрольной работы является анализ теоретических основ метода теории игр в практике принятия управленческих решений. Для выполнения цели ставятся следующие задачи: изучить теоретические аспекты теории игр;
проанализировать практику принятия управленческих решений на примере ООО «Берег».
Предмет контрольной работы – принятие управленческих решений.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты теории игр 5
1.1. История развития теории игр 5
1.2. Понятие и сущность теории игр 8
Глава 2. Практика разработки управленческих решений на примере ООО «Берег» 11
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Сгруппируем управленческие решения по содержанию:
Таблица 1 - Группировка принятия решений в ООО «Берег» по содержанию
Этапы управленческого решения |
Субъекты управленческого решения |
Подготовка управленческого решения |
директор |
Обеспечение процедур принятия и принятие управленческого решения |
директор |
Выполнение управленческого решения |
все отделы и подразделения |
Планирование управленческого решения |
директор, менеджер,бухгалтер |
Контроль за выполнением решения |
директор |
Как видно из этапов процесса принятие управленческих решений сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения в фирме принимает только один человек генеральный директор.
С помощью матрицы управления можно проиллюстрировать уровень распределения полномочий при принятии управленческих решений на предприятии.
«1» обозначена фактическая ответственность.
«2» - общее руководство.
«3» - необходимость консультироваться.
«4» - «возможность» консультироваться.
«5» - необходимо ставить в известность
Далее рассмотрим группировку управленческих решений по уровням управления
Таблица 2 - Распределение полномочий при принятии решений
Директор |
Менеджер |
Бухгалтер |
Бухгалтер |
Менеджер по персоналу |
Старший кассир |
Продавцы | |
Планирование деятельности |
1 |
5 |
3 |
3 |
5 |
3 |
5 |
Проведение анализа деятельности |
1 |
5 |
2 |
3 |
5 |
3 |
5 |
Финансовое планирование |
2 |
5 |
1 |
4 |
5 |
5 |
5 |
Бухгалтерский учет |
2 |
5 |
2 |
1 |
5 |
3 |
3 |
Маркетинговое планирование
|
1 |
5 |
2 |
2 |
5 |
2 |
5 |
Продолжение таблицы 2 | |||||||
Снабжение компании товаром |
2 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
4 |
Документальное оформление торгово-технологических операций |
1 |
5 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
Управление человеческими ресурсами |
1 |
5 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
Итак, как видно из процесса принятия управленческих решений у лиц принимающих решения частично проявляются попытки творческого подхода, но в основном весь процесс реализован на выполнении конкретного решения поставленного генеральным директором. Процесс руководства принятия решения в фирме ООО «Берег» авторитарный. Принятие управленческих решений сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения в фирме ООО «Берег» принимает только один человек - директор
В качестве примера разработки управленческого решения рассмотрим вопрос о внедрении в магазине системы видеонаблюдения методом Дельфи..
Метод применяется на этапах формулирования проблемы и оценки различных способов ее решения. Метод Дельфи - один из инструментов выбора и оценки решения.
Цель метода: Получение согласованной информации высокой степени достоверности в процессе анонимного обмена мнениями между участниками группы экспертов для принятия решения.
Суть метода: Метод Дельфи - инструмент, позволяющий учесть независимое мнение всех участников группы экспертов по обсуждаемому вопросу путем последовательного объединения идей, выводов и предложений и прийти к согласию. Метод основан на многократных анонимных групповых интервью.
План действий
1. Сформировать рабочую группу для сбора и обобщения мнений экспертов. Эта группа состояла из менеджера по персоналу и старшего кассира.
2. Сформировать экспертную группу из специалистов, владеющих вопросами по обсуждаемой теме. Для этого была организована группа (экспертов), состоящая из директора менеджера и бухгалтера.
3. Подготовить анкету, указав в ней поставленную проблему, уточняющие вопросы. Формулировки должны быть четкими и однозначно трактуемыми, предполагать однозначные ответы. Разработана анкета, в которой рассматривались основные вопросы по установке видеонаблюдения в магазине.
4. Провести опрос экспертов в соответствии с методикой, предполагающей при необходимости повторение процедуры. Полученные ответы служат основой для формулирования вопросов для следующего этапа.
Обобщить экспертные заключения и выдать рекомендации по поставленной проблеме.
Итак, мнения распределись следующим образом:
Директор – за установку видеонаблюдения.
Менеджер, таким же образом, согласен.
Бухгалтер – против с целью. Экономии денежных средств. Она считает, что достаточно того, что магазин пользуется услугами охранного предприятия.
Известно, что использование коллективных знаний ведет к возможности нахождения сильных решений, однако в процессе обмена мнениями между участниками может сказаться влияние авторитета коллег и все сведется к появлению популярных ответов.
Метод Дельфи позволяет разрешить это диалектическое противоречие. Для этого прямые дискуссии экспертов заменяются индивидуальными опросами. Собранные варианты ответов подвергаются статистической обработке. Полученные обобщенные ответы передаются каждому эксперту путем личного общения, либо по обычной или электронной почте с просьбой пересмотреть и уточнить свое мнение, если он сочтет необходимым. Эта процедура может повторяться несколько раз.
Проведение экспертизы по методу Дельфи
Таким образом, при большинстве мнений «за» решение было принято об установке видеонаблюдения.
Метод Дельфи - это систематический способ обобщения оценок экспертов.
Считается, что метод Дельфи наиболее применим, если к работе привлекаются эксперты, компетентные не по всей проблеме, а по ее различным составляющим.
Чтобы решить, следует ли использовать метод Дельфи, очень важно тщательно рассмотреть ситуацию, к которой будет применен метод. И прежде чем принимать решение, необходимо задать ряд вопросов:
Достоинства метода: метод Дельфи способствует выработке независимости мышления членов группы.
Обеспечивает спокойное и объективное изучение проблем, которые требуют оценки.
Недостатки метода:
Ожидаемый результат: Согласованный список идей с их сопутствующими сильными и слабыми сторонами.
Вывод: В нашем случае, данный метод оказался эффективным и решение было принято в положительную сторону. Цель управленческого решения ООО «Берег» следует общей цели деятельности организации.
В практике принятия управленческих решений ООО «Берег» теорию игр не применяет.
Приведем пример как теория игра может быть применена в ООО «Берег».
Исходная ситуация состоит в следующем, предприятие «Берег» ранее имело технологическое превосходство, однако в настоящий момент обладает меньшими финансовыми ресурсами для научных исследований и разработок, чем его конкурент предприятие «Виват». «Берег» и «Виват» решают, есть ли смысл в соответствующей технологической области добиваться доминирующего положения с помощью крупных капиталовложений. Если оба предприятия инвестируют огромные средства, то шансы на успех у предприятия «Берег» будут выше, однако оно понесёт большие финансовые расходы. Такую ситуацию можно представить платежами с отрицательными значениями.
Если предприятие «Виват» откажется от конкуренции, то для предприятия «Виват» это будет оптимальный вариант. Вероятность победы в «ценовой войне» предприятия «Виват» выше, чем предприятия «Берег», при условии, что «Виват» масштабную и объёмную политику инвестиций, а «Берег» - секвестрированную.
Равновесие наступает в том случае, когда затраты на НИР у предприятия «Берег» низкие, а у «Виват» -высокие. В любом другом случае развития событий у каждого из предприятий появляется мотивация для отступления от стратегической комбинации: предприятию «Берег» будет более выгоден сокращённый бюджет на НИР, при условии, что «Виват» откажется от участия в конкурировании; предприятию «Виват» известно, что ему выгодно инвестировать в НИР при низких затратах конкурента.
Предприятие, которое обладает технологическим преимуществом, может использовать такой анализ ситуации, для получения оптимального решения. По средствам внешних коммуникаций оно может давать сигнал окружению на рынке о том, что готово осуществить крупные затраты на научные исследования и разработки.
Если всё же такой сигнал поступает, то он понятен предприятию «Виват». Если же он не поступает, то для предприятия «Виват» становится понятно, что предприятие «Берег» выбирает вариант низких затрат «Внешние» обязательства предприятия, как правило, сигнализируют о достоверности сигнала. Это могут быть сигналы о найме на работу дополнительного высокооплачиваемого и высоквалифицированного научно - исследовательского персонала или закупки новых лабораторий. С точки зрения теории игр такие обязательства равнозначны изменению хода игры: ситуация одновременного принятия решений сменяется ситуацией последовательных ходов. Предприятие «Берег» демонстрирует намерение сделать крупные затраты, предприятие «Виват» фиксирует это сигнал и у него нет мотивации учувствовать в соперничестве.
Таким образом новое равновесное состояние достигается ситуацией «высокие затраты на НИР предприятия «Берег» и «неучастие предприятия «Виват».
Достаточно эффективно с помощью теории игр можно определить, при каких условиях «недружественно» настроенным партнёрам имеет смысл сотрудничать и добиваться оптимальных для них результатов, достигаю ситуации «выигрыш/ выигрыш».
Принятия стратегических управленческих решений с помощью теории игр эффективно:
Кроме того, положения теории игр можно использовать для всех видов управленческих решений, при условии, что на их принятие влияют другие действующие лица. При этом эти лица или игроки необязательно должны быть рыночными конкурентами. В качестве них могут выступать иные стейкхолдеры - сотрудники организации, ведущие клиенты, субпоставщики. Особенно эффективно использование теории игр в том случае, когда между участниками процесса существую зависимости в области платежей.
В заключение следует особо подчеркнуть, что теория игр - это очень сложная область семантического, коммуникативного и экономико-математического знания. При обращении к ней необходимо соблюдать умеренность и известную осторожность. Излишне упрощённые толкования, используемые фирмой с помощью консультантов или самостоятельно, могут быть крайне опасны.
Хотя в теории множеств анализируют игры, способные длиться бесконечно долго, в реальной ситуации игры имеют конечное число ходов. При этом, до окончания всех ходов, победитель и его выигрыш не определены. В данном случае задача сводится к поиску не оптимального решения, а хотя бы выигрышной стратегии. Посредство м аксиомы выбора можно доказать, что иногда ни один из игроков не имеет такой стратегии, даже для игр с двумя исходами («проиграл» или «выиграл») и с полной информацией.
Теорию игр в управленческих коммуникациях и практике управления из-за сложности рекомендуются использовать лишь для особо важных проблемных ситуаций. Многолетний опыт фирм показывает, что оперирование инструментарием теории игр предпочтительно при принятии однократных, принципиально важных плановых стратегических (или группы связанных тактических) решений, к примеру, при масштабной экспансии на рынке, при подготовке крупных договоров в сфере поглощений и слияний.
Информация о работе Использование теории игр при разработке управленческих решений