Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 07:04, реферат
Мировой опыт планирования и реализации энергосберегающей политики имеет более чем четвертьвековую историю. Явившись ответом на резкий рост цен на мировых топливных рынках в 70-х годах, энергосбережение и сегодня в условиях относительной доступности цен на энергоносители остается важнейшим направлением энергетической политики многих стран мира, а также международных организаций и союзов топливно-энергетической направленности.
В области энергетики за последнюю четверть века достигнут значительный прогресс.
• меры финансового (фискального) характера, поощряющие энергосбережение,
• организацию рекламно - информационных и пропагандистских компаний,
• внедрение и периодическое ужесточение стандартов энергоэффективности и системы маркировки энергопотребляющего оборудования и приборов,
• поддержку и проведение энергетических обследований,
• поддержку новых исследований и разработок в сфере энергосбережения.
До 1996 года в России не было законодательных актов, регулирующих деятельность в области энергосбережения.
Федеральный закон "Об энергосбережении" от 03.04.96 г. № 28 -ФЗ вводит ряд понятий и определений, в том числе и энергосбережение определяется как - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. Данный закон - это закон непрямого действия, его цель сформулировать основные направления государственной энергосберегающей политики:
• предлагается при разработке стандартов, сертификации оборудования и метрологическом контроле блокировать выпуск энергорасточительного оборудования, материалов и изделий;
• определяется правовое поле системы государственного надзора за энергоэффективностью использования энергии через обязательные энергетические обследования предприятий и организаций;
• вводится обязательность учета добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, энергетических ресурсов.
В развитии этих требований за прошедший период введены в действие правила учета электрической и тепловой энергии, газа.
• намечены базовые финансовые механизмы энергосбережения, с участием энергоснабжающих организаций и местных органов исполнительной власти,
• вводятся некоторые стимулы к развитию энергоэффективной малой автономной энергетики, использующей, в том числе и возобновляемые источники энергии,
• предлагается освобождать потребителей, реализующих энергосберегающие мероприятия, от платы за недоиспользование договорных объемов энергетических ресурсов,
• вводятся требования обязательного обучения основам энергосбережения и предоставления всем физическим и юридическим лицам необходимой им информации по вопросам энергосбережения,
• предусматривается
широкое участие субъектов
Другим заметным нормативным
актом следует считать федераль
Особую значимость имеет экономическое стимулирование потребителей энергоресурсов социальной сферы. Экономное и рациональное использование топлива, энергии и воды ведет к уменьшению бюджетных ассигнований на топливо- и энергообеспечение объектов в этой сфере, финансируемых полностью или частично из федерального или местных бюджетов. В настоящее время население затрачивает не более 40 % затрат на энергообеспечение, а остальные затраты оплачиваются бюджетными средствами. Дотации, согласно положениям новой программы "Энергосбережение России", должны выделяться непосредственно потребителям, а использованная ими энергия - оплачиваться по единым для всех тарифам.
Для стимулирования энергосбережения в социальной сфере предусматриваются следующие меры:
- введение
субъектами РФ для
различных природно-климатических
зон социально обоснованных
- передача объектов централизованного теплоснабжения малой и средней мощности в коллективную собственность потребителей тепла;
- введение для
организации бюджетной сферы
порядка, при котором
Однако, многие из этих и других намечаемых законодательных мер остаются на федеральном уровне не реализованными. Одна из основных причин этому, недооценка важности и своевременности формирования определенной системы и структуры по рациональному снабжению и потреблению энергии на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и локальном - на предприятиях, организациях и каждым физическим лицом.
Региональная нормативная база
Федеральным законом "Об
энергосбережении" от 03.04.96 г. № 28-ФЗ
предусматривается
Почему такие законы должны быть в каждом регионе?
Регион представляет
собой разомкнутую
• формируемых с позиций увеличения вклада региона в экономику и безопасность Федерации,
• формируемых с позиций комплексного развития региона, но при этом, направленных на обеспечение более полного удовлетворения потребностей населения.
Непосредственная реакция населения на любые управляющие решения, принимаемые как на федеральном, так и на региональном уровне, практически всегда направлена на местные органы власти или через эти инстанции власти.
Именно в регионе, муниципальном
образовании эта реакция
• организация учета вырабатываемых и потребляемых энергоресурсов с установкой измерительного и регулирующего оборудования, при необходимости с перестройкой систем подачи энергии;
• обучение приемам повышения эффективности на всех стадиях энергетического цикла - от производства до потребления;
• введение мер финансового (фискального) характера или обеспечение доступности для потребителей энергосберегающего оборудования на рынке;
• организация разъяснительных, рекламно - информационных и пропагандистских компаний;
• создание возможности компенсации наименее обеспеченным слоям населения энергозатрат по реальной рыночной цене;
•создание организационно-финансовых схем инвестирования энергосберегающих мер.
В соответствии с действующим в России законодательством большинство из перечисленных проблем находятся в компетенции представительных органов власти.
На необходимость проведения таких работ указывает и опыт развитых стран, где, несмотря на реальные среднестатистические доходы населения в 10-20 раз более чем в нашей стране - энергосбережение является одним из основных направлений деятельности государственных органов управления.
Таким образом, «Энергосберегающая деятельность» - это комплексная проблема и в соответствии с системными принципами должна решаться посредством формирования и реализации программ энергосбережения. Определенное представление о содержании и взаимосвязях целей и задач региональной программы энергосбережения дает таблица:
Цели и задачи региональной программы энергосбережения
Считаем, что не требует дополнительных доказательств, что все эти этапы энергосберегающей деятельности не могут решаться только из центра, без учета особенностей конкретного региона.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ
На пути от природного ресурса до промышленного потребителя энергия любого вида проходит цепь передаточных устройств, трансформаций и преображений. Эта «энергетическая цепочка», называемая чаще «энергетический поток», на всех стадиях имеет энергетические потери — от долей до десятков процентов.
По стадиям энергетического потока потери (на примере производства и потребления самого распространенного и самого мобильного вида энергии — электроэнергии) характеризуются следующими ориентировочными цифрами:
— при добыче природного энергоресурса — топлива (без учета извлекаемости) — 1—3%;
— при транспорте топлива: твердого и жидкого — 2—3%, газообразного (по газопроводам) — до 25% (на собственные нужды газо-компрессорных станций с газотурбинным приводом);
— при сжигании топлива в энергетических котлах — 11—15% (при среднегодовом КПД 85—89%, отличающемся от паспортного КПД на 3—5%);
— при производстве электроэнергии в турбогенераторах—62—68% (при КПД турбоагрегатов 32—38% при теоретически возможном КПД термодинамического цикла до 44%);
— при передаче по магистральным линиям электропередачи (ЛЭП) — около 10%;
— при передаче по разводящим сетям — около 7—8% (из них 6—7% в сетях и 1—2% в электрических трансформаторах); в сельскохозяйственной энергетике из-за плохого состояния сетей—до 25%;
— в электроприемниках (чаще всего в электродвигателях) — 5—10% при их работе в зоне экономической загрузки 70—80% (при паспортных КПД двигателей 90—95%, однако при их недогрузке КПД может снижаться до 50—60%); с учетом типичного режима недогрузки потери в двигателях могут достигать 20—30%;
— в приводимых механизмах и других технологических аппаратах 30—35%.
Таким образом, общий коэффициент полезного использования (КПИ при потреблении электроэнергии не выше 15%.
Наибольшие потери в энергетическом потоке возникают при производстве электроэнергии (вследствие физических особенностей цикла Карно, обусловленных вторым законом термодинамики) и при ее потреблении в производственных установках. Поэтому целесообразно более пристально рассмотреть часть энергетического потока, относящегося к стадии конечного использования энергии — на промышленном предприятии.
Поступая на промышленное предприятие, химическая энергия топлива, например, преобразуется в электроэнергию и теплоту на промышленных ТЭЦ, в котельных. Затем энергия передается по внутризаводским энергетическим коммуникациям, преобразуется и трансформируется, подводится к энергоиспользующим установкам, поступает в их энергоприемники, где также зачастую преобразуется и трансформируется конец попадает в технологический аппарат для энергетического воздействия на обрабатываемый материал, для производства неэнергетической продукции или работы. На всех этих стадиях имеют место свои энергетические потери.
Наибольшие потери происходят в технологических установках при использовании:
топлива: 1 - 0,5 • 0,5 = 0,75 - 75%;
теплоты: 1 - 0,85 • 0,65 = 0,447 - 44,7%;
электроэнергии: 1 -0,9 • 0,5 = 0,55 - 55%.
Наиболее низки показатели использования и соответственно велики потери для местных энергоносителей: 90% энергии теряется при применении в производстве сжатого воздуха, примерно столько же у сжатых газов. Особенно велики потери во внутризаводских воздуховодах из-за повышенных аэродинамических сопротивлений вследствие коррозии трубопроводов.