Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 07:04, реферат
Мировой опыт планирования и реализации энергосберегающей политики имеет более чем четвертьвековую историю. Явившись ответом на резкий рост цен на мировых топливных рынках в 70-х годах, энергосбережение и сегодня в условиях относительной доступности цен на энергоносители остается важнейшим направлением энергетической политики многих стран мира, а также международных организаций и союзов топливно-энергетической направленности.
В области энергетики за последнюю четверть века достигнут значительный прогресс.
Следует отметить и необходимость определенного периода времени для структурной перестройки народного хозяйства, создания энергосберегающих структур. В этих условиях необходимо вести разведку и разработку новых месторождений, создавать новые энергетические мощности. Все дело в масштабах и приоритетах распределения ресурсов. С экономической точки зрения очевидно, что эффективно совмещать экстенсивный рост производства энергии в народном хозяйстве и энергосберегающую политику и реконструкцию невозможно. Уже сейчас в ТЭК идет значительная часть всех инвестиций и дальнейший рост этой суммы связан с крайне негативными последствиями для других народнохозяйственных комплексов и отраслей.
Требуется определить приоритеты в развитии энергетики и стимулировать основную часть инвестиций в выбранное направление: или дальнейшее чрезвычайно капиталоемкое валовое наращивание энергии, основанное на строительстве новых станций, все более дорогой разработке месторождений в крайне неблагоприятных условиях (с огромным экологическим, экономическим, социальным ущербом в северных и сибирских регионах), или ориентация на рост конечных экономических результатов, базирующихся на экономии энергии.
Весь мировой опыт доказывает, что переход на энергосберегающий тип экономического развития гораздо эффективнее с экономических, экологических, социальных позиций.
Основными целями и задачами федеральной целевой программы "Энергосбережение России" являются:
> реализация основных
положений энергосберегающей
> обеспечение перехода российской экономики на энергосберегающий путь развития при улучшении бытовых условий населения;
> использование в этих целях комплекса рыночных механизмов и мер государственного регулирования.
Важнейшие целевые показатели программы:
• достижение в 1998-2008 годах экономии топливно-энергетических ресурсов в
объеме 365-435 млн. тонн условного топлива и снижение на этой основе
энергоемкости ВВП к 2005 году на 13,4%;
•сокращение бюджетных дотаций регионов на топливо- и энергообеспечение
при снижении цен и тарифов на энергоресурсы
К основным мероприятиям ФЦП относятся:
▲ развитие производства и
оснащение потребителей средствами
учета и регулирования расхода энергоресурсов,
оборудованием и средствами энергосберегающей
электротехники;
А инвестиционная политика и энергосберегающие проекты;
▲ нормативно-правовое и финансовое обеспечение программы; А стандартизация и сертификация.
В федеральную целевую программу "Энергосбережение России" входят следующие подпрограммы:
1. Энергосбережение в отраслях топливно-энергетического комплекса.
2. Энергосбережение в
жилищно-коммунальном
3. Энергосбережение в
энергоемких отраслях
4. Производство сертифицированных приборов, систем учета и регулирования расхода энергоресурсов и оснащение ими потребителей.
5. Энергосберегающая электротехника.
В ФЦП "Энергосбережение России" содержатся также основные требования к инвестиционным энергосберегающим проектам, критерии при отборе подобных проектов, перечень энергосберегающих проектов, подлежащих реализации в 1998 году с бюджетной финансовой поддержкой специальных внебюджетных средств Минтопэнерго России, а также укрупненные показатели инвестиционных проектов, намечаемых к реализации в отраслях экономики в 1999-2008 годах.
Важное значение отводится программой демонстрационным зонам и объектам высокой энергетической эффективности, которые призваны показать экономическое, экологическое и социальное значение энергосбережения.
Подобные зоны и объекты создаются по инициативе и при поддержке Миннауки России, Минтопэнерго России в рамках проекта Европейской экономической комиссии ООН "Энергетическая эффективность - 2000". В них создаются условия для демонстрации совокупного эффекта применения рыночных механизмов, энергосберегающей техники и технологий, совершенствования нормативно-правового обеспечения энергосбережения, решения вопросов стандартизации, сертификации и метрологии, проведения современной политики в области тарифов и налогов, с целью последующего распространения положительного опыта по всей территории Российской Федерации.
Российские демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности являются экспериментальными полигонами для отработки организационно-финансовых методов и нормативно-правовой базы федеральной и региональной политики энергосбережения, внедрения энергоэффективных технологий и оборудования.
Демонстрационными зонами, реализующими энергосберегающие проекты, являются Москва (Зеленоград, Лефортово, Фили), Челябинск, Нижний Новгород, Владимир, Кировск, Московская область (Мытищи).
В процессе создания демонстрационных зон находятся города Курчатов, Москва (ВНИИгаз-Развилка), Ростов, Самара, Саратов, Санкт-Петербург, Калининград, Петрозаводск, Тверь; Вологодская, Калужская (Обнинск), Ленинградская, Московская (Истра, Ногинск, Балашиха, Королев), Мурманская и Тульская области; Республики Саха (Якутия), Татария.
Реализация энергосберегающей политики немыслима без соответствующей системы стандартизации энергопотребления, сертификации и метрологии в энергосбережении. ЦФП "Энергосбережение России" предусматривается, что стандартизация в первую очередь будет охватывать энергоемкое оборудование, технологические процессы, транспортные средства, бытовые приборы, торговое оборудование, светильники, кондиционеры, здания и сооружения. Ряд массово производимых бытовых приборов должен иметь обязательное маркирование с данными о годовом потреблении ими энергии. Объектами стандартизации энергетических характеристик должны стать также теплоизоляционные и ряд других строительных материалов.
Важным направлением энергосберегающей политики является сертификация вновь выпускаемой продукции на соответствие ее нормативным энергетическим характеристикам. На первом этапе в качестве объектов сертификации должны быть определены продукция массового производства, теплоизоляционные материалы, светотехнические изделия, энергоизмерительные приборы, за-порно-регулирующая арматура, электродвигатели, авто- и мототранспортные средства.
Конечным результатом выполнения федеральной целевой программы "Энергосбережение России" будет поэтапный перевод российской экономики на энергосберегающий путь развития с учетом изменяющихся экономических условий в стране. Программа будет содействовать превращению энергосбережения в решающий фактор улучшения социальных условий жизни населения, решению экономических задач и удовлетворению спроса на энергетические ресурсы по мере подъема российской экономики. За счет энергосбережения удастся снизить нагрузку на топливно-энергетический комплекс страны, высвободить резервы тепловой и электрической энергии и использовать их для повышения надежности энергообеспечения, в первую очередь населения страны, способствовать успешному проведению жилищно-коммунальной реформы.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "Энергосбережение России"
В процессе реализации программы будут получены следующие конечные результаты:
1. Общая численность сэкономленных в 1998-2008 годах энергетических ресурсов достигнет 365-435 млн. т у. т. На первом этапе, в 1998-2008 годах, экономия энергоресурсов составит 53-69 млн. т у. т.
В основном будет завершено
оснащение потребителей приборами
и системами учета
2. Сокращение потребности
экономики и населения страны
в топливе и энергии в
3. Затраты на реализацию программы энергосбережения оцениваются в период 1998-2008 годов в 55,3 трлн. рублей. Потребность в капитальных вложениях для реализации инвестиционных проектов составляет 46,7 трлн. рублей, в средствах на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - 7,0 трлн. рублей.
4. Экономическая эффективность
настоящей программы
5. Предусмотренное программой снижение потребности в энергетических ресурсах позволит предотвратить выбросы в атмосферу вредных веществ в объеме 3,0-3,2 млн. т в год, в том числе в 2000 году - 1,3-1,4 млн. т.
Будет сокращена потребность
в водопотреблении в 2008 году по сравнению
с 1995 годом на 2,5-2,8 млрд. куб. м, а величина
предотвращенных вредных
6. Обеспечение потребителей
энергоресурсов к 2001 году приборами
и системами учета и
7. Энергосбережение позволит с меньшими затратами развивать топливно-энергетический комплекс. Снижение инвестиционной составляющей в ценах и тарифах на энергоносители уменьшит их величину (по отношению к 1995 году) по электроэнергии на 9-11% в 2000 году, а в 2008 году - на 10-13%, по природному газу соответственно на 8-9% и 11-13%. Это создает реальные предпосылки для стабилизации, а затем снижения регулируемых государством цен и тарифов на энергоносители, ограничивая долю расходов населения на оплату используемых энергоресурсов в общих затратах на оплату жилья и коммунальных услуг.
8. Выполнение программы
энергосбережения обеспечит за
счет сэкономленных
9. Предусмотренное программой
вовлечение в хозяйственный
Намечаемая программой организация обучения и переподготовки кадров обеспечит повышение квалификации не менее 200 тыс. работников, занятых в производстве или обслуживании топливо- и энергопотребляющих видов техники, энергоэкономичных материалов и конструкций.
Россия обладает огромным топливно-энергетическим потенциалом, используемым нерационально. Сложившаяся структура экономики поддерживает высокую потребность в энергии, предъявляет требования к гипертрофированному развитию топливодобывающих отраслей. С другой стороны, сам ТЭК является основой этой структуры, которая деформирует экономику. На его долю приходится четверть всего объема товарной продукции, большая часть инвестиций в основной капитал, около 40 % экспортной выручки. Крупные резервы существуют в добыче и использовании энергетического сырья.
Велика роль ТЭКа в загрязнении окружающей среды, воздействии на воздух, воду, лесные ресурсы и почву. Только энергетика дает ежегодно около четверти всех выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников, потребляет примерно 70 % промышленной воды. Добыча и сжигание ископаемых ресурсов приводит к образованию большого объема отходов разного вида.
Кардинальное решение
эколого-экономических проблем
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ
Стратегия развития энергетической политики Российской Федерации до 2010 года (указ Президента РФ от 07.05.95 г. № 472) предусматривает непосредственное участие органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в обеспечении надежного, эффективного и безопасного энергоснабжения, в том числе и за счет активной и целенаправленной работы по использованию потенциала энергосбережения в регионах. Иначе говоря, в каждом регионе политика энергосбережения формируется с учетом своих особенностей. Одно из основных условий успешной организационной работы по решению проблем энергосбережения - это создание региональной системы управления энергосбережением. Практика показывает, что в регионах в настоящее время отрабатывается несколько систем управления энергосбережением, которые существенно отличаются друг от друга. Покажем это на примере двух регионов.