Энергосберегающие технологии в АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 07:04, реферат

Описание работы

Мировой опыт планирования и реализации энергосберегающей политики имеет более чем четвертьвековую историю. Явившись ответом на резкий рост цен на мировых топливных рынках в 70-х годах, энергосбережение и сегодня в условиях относительной доступности цен на энергоносители остается важнейшим направлением энергетической политики многих стран мира, а также международных организаций и союзов топливно-энергетической направленности.
В области энергетики за последнюю четверть века достигнут значительный прогресс.

Файлы: 1 файл

Туканов А.С. Лекции - Энергосберегающие технологии в АПК.doc

— 676.50 Кб (Скачать файл)

Следует отметить и необходимость  определенного периода времени  для структурной перестройки  народного хозяйства, создания энергосберегающих структур. В этих условиях необходимо вести разведку и разработку новых месторождений, создавать новые энергетические мощности. Все дело в масштабах и приоритетах распределения ресурсов. С экономической точки зрения очевидно, что эффективно совмещать экстенсивный рост производства энергии в народном хозяйстве и энергосберегающую политику и реконструкцию невозможно. Уже сейчас в ТЭК идет значительная часть всех инвестиций и дальнейший рост этой суммы связан с крайне негативными последствиями для других народнохозяйственных комплексов и отраслей.

Требуется определить приоритеты в развитии энергетики и стимулировать  основную часть инвестиций в выбранное  направление: или дальнейшее чрезвычайно капиталоемкое валовое наращивание энергии, основанное на строительстве новых станций, все более дорогой разработке месторождений в крайне неблагоприятных условиях (с огромным экологическим, экономическим, социальным ущербом в северных и сибирских регионах), или ориентация на рост конечных экономических результатов, базирующихся на экономии энергии.

Весь мировой опыт доказывает, что переход на энергосберегающий  тип экономического развития гораздо  эффективнее с экономических, экологических, социальных позиций.

Основными целями и задачами федеральной целевой программы "Энергосбережение России" являются:

>  реализация основных  положений энергосберегающей политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 года № 472, и требований федерального закона "Об энергосбережении";

> обеспечение перехода российской экономики на энергосберегающий путь развития при улучшении бытовых условий населения;

>  использование в этих целях  комплекса рыночных механизмов  и мер государственного регулирования.

Важнейшие целевые показатели программы:

• достижение в 1998-2008 годах экономии топливно-энергетических ресурсов в

объеме 365-435 млн. тонн условного топлива  и снижение на этой основе

энергоемкости ВВП к 2005 году на 13,4%;

•сокращение бюджетных дотаций  регионов на топливо- и энергообеспечение

при снижении цен и тарифов на энергоресурсы

К основным мероприятиям ФЦП относятся:

▲   развитие производства и  оснащение потребителей средствами учета и регулирования расхода энергоресурсов, оборудованием и средствами энергосберегающей электротехники;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

А инвестиционная политика и энергосберегающие проекты;

▲ нормативно-правовое и  финансовое обеспечение программы; А стандартизация и сертификация.

В федеральную целевую  программу "Энергосбережение России" входят следующие подпрограммы:

1. Энергосбережение в отраслях топливно-энергетического комплекса.

2. Энергосбережение в  жилищно-коммунальном хозяйстве.

3. Энергосбережение в  энергоемких отраслях промышленности.

4. Производство сертифицированных приборов, систем учета и регулирования расхода энергоресурсов и оснащение ими потребителей.

5. Энергосберегающая  электротехника.

В ФЦП "Энергосбережение России" содержатся также основные требования к инвестиционным энергосберегающим проектам, критерии при отборе подобных проектов, перечень энергосберегающих проектов, подлежащих реализации в 1998 году с бюджетной финансовой поддержкой специальных внебюджетных средств Минтопэнерго России, а также укрупненные показатели инвестиционных проектов, намечаемых к реализации в отраслях экономики в 1999-2008 годах.

Важное значение отводится программой демонстрационным зонам и объектам высокой энергетической эффективности, которые призваны показать экономическое, экологическое и социальное значение энергосбережения.

Подобные зоны и объекты  создаются по инициативе и при  поддержке Миннауки России, Минтопэнерго России в рамках проекта Европейской экономической комиссии ООН "Энергетическая эффективность - 2000". В них создаются условия для демонстрации совокупного эффекта применения рыночных механизмов, энергосберегающей техники и технологий, совершенствования нормативно-правового обеспечения энергосбережения, решения вопросов стандартизации, сертификации и метрологии, проведения современной политики в области тарифов и налогов, с целью последующего распространения положительного опыта по всей территории Российской Федерации.

Российские демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности являются экспериментальными полигонами для отработки организационно-финансовых методов и нормативно-правовой базы федеральной и региональной политики энергосбережения, внедрения энергоэффективных технологий и оборудования.

Демонстрационными зонами, реализующими энергосберегающие проекты, являются Москва (Зеленоград, Лефортово, Фили), Челябинск, Нижний Новгород, Владимир, Кировск, Московская область (Мытищи).

В процессе создания демонстрационных зон находятся города Курчатов, Москва (ВНИИгаз-Развилка), Ростов, Самара, Саратов, Санкт-Петербург, Калининград, Петрозаводск, Тверь; Вологодская, Калужская (Обнинск), Ленинградская, Московская (Истра, Ногинск, Балашиха, Королев), Мурманская и Тульская области; Республики Саха (Якутия), Татария.

Реализация энергосберегающей  политики немыслима без соответствующей системы стандартизации энергопотребления, сертификации и метрологии в энергосбережении. ЦФП "Энергосбережение России" предусматривается, что стандартизация в первую очередь будет охватывать энергоемкое оборудование, технологические процессы, транспортные средства, бытовые приборы, торговое оборудование, светильники, кондиционеры, здания и сооружения. Ряд массово производимых бытовых приборов должен иметь обязательное маркирование с данными о годовом потреблении ими энергии. Объектами стандартизации энергетических характеристик должны стать также теплоизоляционные и ряд других строительных материалов.

Важным направлением энергосберегающей  политики является сертификация вновь выпускаемой продукции на соответствие ее нормативным энергетическим характеристикам. На первом этапе в качестве объектов сертификации должны быть определены продукция массового производства, теплоизоляционные материалы, светотехнические изделия, энергоизмерительные приборы, за-порно-регулирующая арматура, электродвигатели, авто- и мототранспортные средства.

Конечным результатом  выполнения федеральной целевой  программы "Энергосбережение России"  будет поэтапный перевод российской экономики на энергосберегающий путь развития с учетом изменяющихся экономических условий в стране. Программа будет содействовать превращению энергосбережения в решающий фактор улучшения социальных условий жизни населения, решению экономических задач и удовлетворению спроса на энергетические ресурсы по мере подъема российской экономики. За счет энергосбережения удастся снизить нагрузку на топливно-энергетический комплекс страны, высвободить резервы тепловой и электрической энергии и использовать их для повышения надежности энергообеспечения, в первую очередь населения страны, способствовать успешному проведению жилищно-коммунальной реформы.

 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ  ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "Энергосбережение России"

 

В процессе реализации программы  будут получены следующие конечные результаты:

1. Общая численность  сэкономленных в 1998-2008 годах энергетических  ресурсов достигнет 365-435 млн. т  у. т. На первом этапе, в  1998-2008 годах, экономия энергоресурсов составит 53-69 млн. т у. т.

В основном будет завершено  оснащение потребителей приборами  и системами учета инвестиционной программы внедрения новых энергосберегающих  технологий, производства энергетически эффективных оборудования, конструкций и материалов.

2. Сокращение потребности  экономики и населения страны  в топливе и энергии в результате  реализации проектов программы  позволит снизить энергоемкость ВВП к концу первого периода на 5,3%, а к 2008 году - на 13,4 %. Дальнейшее развитие работ в области энергосбережения обеспечит к 2010 году снижение энергоемкости ВВП до 21% к уровню 1995 года. Действие этого фактора будет способствовать росту национального дохода в 2000 году на 4-5% и к концу реализации программы - на 7-8%.

3. Затраты на реализацию программы энергосбережения оцениваются в период 1998-2008 годов в 55,3 трлн. рублей. Потребность в капитальных вложениях для реализации инвестиционных проектов составляет 46,7 трлн. рублей, в средствах на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - 7,0 трлн. рублей.

4. Экономическая эффективность  настоящей программы обеспечивается  главным образом стоимостью сэкономленных  энергоресурсов. На каждый вложенный  в программу энергосбережения  рубль затрат ожидается прибыль в 2,6-3 рубля при сроке окупаемости инвестиционных энергосберегающих проектов в 1,5-2 года.

5. Предусмотренное программой снижение потребности в энергетических ресурсах позволит предотвратить выбросы в атмосферу вредных веществ в объеме 3,0-3,2 млн. т в год, в том числе в 2000 году - 1,3-1,4 млн. т.

Будет сокращена потребность  в водопотреблении в 2008 году по сравнению  с 1995 годом на 2,5-2,8 млрд. куб. м, а величина предотвращенных вредных выбросов в атмосферу составит более 5% от объема, связанного с производством, транспортом, переработкой, хранением и использованием топливно-энергетических ресурсов.

6. Обеспечение потребителей  энергоресурсов к 2001 году приборами  и системами учета и регулирования  расхода энергоресурсов сэкономит  для бюджетов всех уровней до 20 трлн. рублей в год, а к концу срока реализации программы с учетом энергосбережения в жилых и общественных зданиях годовая экономия бюджетных средств достигнет 32-33 трлн. рублей.

7. Энергосбережение позволит  с меньшими затратами развивать топливно-энергетический комплекс. Снижение инвестиционной составляющей в ценах и тарифах на энергоносители уменьшит их величину (по отношению к 1995 году) по электроэнергии на 9-11% в 2000 году, а в 2008 году - на 10-13%, по природному газу соответственно на 8-9% и 11-13%. Это создает реальные предпосылки для стабилизации, а затем снижения регулируемых государством цен и тарифов на энергоносители, ограничивая долю расходов населения на оплату используемых энергоресурсов в общих затратах на оплату жилья и коммунальных услуг.

8. Выполнение программы  энергосбережения обеспечит за  счет сэкономленных энергоресурсов  повышение уровня газификации  и электрификации быта на 25-30 % в дефицитных по газу и электроэнергии  районах, а также в районах  с неблагоприятной экологической обстановкой. Расширение газификации населенных мест потребует прироста потребления газа к 2008 году на 17 млрд. куб. м в год. Более 60% этого объема газа будет использовано для дополнительной выработки тепла для населения с заменой нефтяного и твердого топлива.

9. Предусмотренное программой  вовлечение в хозяйственный оборот  местных и нетрадиционных возобновляемых  энергоресурсов, обеспечение учета  и регулирования расхода энергоносителей, техническое перевооружение производства с целью снижения его энергоемкости и повышения конкурентоспособности отечественной продукции позволит создать не менее 100 тыс. новых рабочих мест и закрепить на местах кадры специалистов.

Намечаемая программой организация обучения и переподготовки кадров обеспечит повышение квалификации не менее 200 тыс. работников, занятых в производстве или обслуживании топливо- и энергопотребляющих видов техники, энергоэкономичных материалов и конструкций.

Россия обладает огромным топливно-энергетическим потенциалом, используемым нерационально. Сложившаяся структура экономики поддерживает высокую потребность в энергии, предъявляет требования к гипертрофированному развитию топливодобывающих отраслей. С другой стороны, сам ТЭК является основой этой структуры, которая деформирует экономику. На его долю приходится четверть всего объема товарной продукции, большая часть инвестиций в основной капитал, около 40 % экспортной выручки. Крупные резервы существуют в добыче и использовании энергетического сырья.

Велика роль ТЭКа в  загрязнении окружающей среды, воздействии на воздух, воду, лесные ресурсы и почву. Только энергетика дает ежегодно около четверти всех выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников, потребляет примерно 70 % промышленной воды. Добыча и сжигание ископаемых ресурсов приводит к образованию большого объема отходов разного вида.

Кардинальное решение  эколого-экономических проблем ТЭКа, а, следовательно, во многом, и всей экономики страны в целом, видится в вариантах, альтернативных расширению топливодобывающих отраслей, в энергосбережении в широком смысле этого понятия.

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ

 

Стратегия развития энергетической политики Российской Федерации до 2010 года (указ Президента РФ от 07.05.95 г. № 472) предусматривает непосредственное участие органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в обеспечении надежного, эффективного и безопасного энергоснабжения, в том числе и за счет активной и целенаправленной работы по использованию потенциала энергосбережения в регионах. Иначе говоря, в каждом регионе политика энергосбережения формируется с учетом своих особенностей. Одно из основных условий успешной организационной работы по решению проблем энергосбережения - это создание региональной системы управления энергосбережением. Практика показывает, что в регионах в настоящее время отрабатывается несколько систем управления энергосбережением, которые существенно отличаются друг от друга. Покажем это на примере двух регионов.

Информация о работе Энергосберегающие технологии в АПК