Конференция как форма внеклассной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 14:46, лекция

Описание работы

Метод научного познания включает в себя несколько этапов. Первый из них – Это наблюдение явлений. Из наблюдений накапливаются факты (результаты наблюдений).как объяснить факты? Для этого выдвигается гипотеза (предположение, догадка). Гипотез может быть несколько. Гипотеза иногда может быть ошибочной, неверной. Тогда выдвигается новая гипотеза. Гипотеза объясняет известные факты и предсказывает новые, ещё неизвестные. Далее следует заключительный этап научного познания – опыт или экспериментальная проверка гипотезы. Если гипотеза подтвердилась, она становиться законом.

Файлы: 1 файл

Конференция как форма внеклассной работы.docx

— 28.59 Кб (Скачать файл)

Конференция как форма внеклассной работы

За многие тысячелетия своего существования человечество накопило огромные научные знания об окружающем мире. Но в результате чего и как появились эти и другие знания? Каков метод научного познания окружающего мира?

Метод научного познания включает в себя несколько этапов. Первый из них – Это наблюдение явлений. Из наблюдений накапливаются факты (результаты наблюдений).как объяснить факты? Для этого выдвигается гипотеза (предположение, догадка). Гипотез может быть несколько. Гипотеза иногда может быть ошибочной, неверной. Тогда выдвигается новая гипотеза. Гипотеза объясняет известные факты и предсказывает новые, ещё неизвестные. Далее следует заключительный этап научного познания – опыт или экспериментальная проверка гипотезы. Если гипотеза подтвердилась, она становиться законом.

 Любое познание мира  будь то научное или простое человеческое движимо интересом познающего. И. Гёте по этому поводу сказал: «Научиться можно только тому, что любишь».   Поэтому познание мира движимое интересом, «аппетитом» добывается самостоятельно. На этой стадии оно субъективно. Скорректировать его, понять, сделать  объективные выводы  можно только поделившись, обсудив проблему, поспорив и т.д.

Здесь то и кроется выход на такой уровень совещания как коференция( конфере́нция (ср.-век. лат. conferentia, от лат. confero — собираю в одно место).

Что такое конференция?

Научная конференция (научно-практическая, научно-исследовательская) – большое собрание, совещание представителей различных учреждений, городов, стран с целью обсуждения результатов исследований, обмена опытом, определения приоритетных направлений в той или иной области науки.  
Виды конференций

  • Научно-теоретическая конференция
  • Научно-практическая конференция
  • Научно-техническая конференция

 
Учебно-исследовательская конференция школьников – собрание, совещание начинающих исследователей, на котором они представляют результаты самостоятельно выполненных учебных исследований, обмениваются опытом, знакомятся с новыми, для себя, методами исследований.  
 
Итоги учебно-исследовательской конференции  соответствуют цели проведения подобных мероприятий – стимулирование школьников к самостоятельному знакомству с окружающим миром с применением исследовательских технологий. Такая конференция оценивает не получение объективно новых знаний об окружающем мире (если они добыты, то это здорово), а методологически и методически грамотное получение субъективно новых знаний.

 

 



С чего начать?

1. Общие положения


  1. Конференция проводится ежегодно  учреждениями образования. Стратегическая цель Конференции – систематическое и целенаправленное развитие исследовательских педагогических технологий в сфере образования.  
     
    Конференция проводится на конкурсной основе, для чего Оргкомитет формирует конкурсную комиссию.

2. Цели и задачи  Конференции


Цель Конференции – повышение эффективности и качества образования школьников в области различных школьных дисциплин с учетом их индивидуальных особенностей, реализуемых в процессе выполнения учебных исследований. 
Задачи Конференции:  
• выявление одаренных детей, обладающих высоким творческим потенциалом; 
• поддержка и дальнейшее развитие мотивации, навыков и способностей детей путем создания условий для реализации исследовательского творчества; 
• обмен опытом учебно-экспедиционной и исследовательской деятельности учащихся различных школьных и внешкольных  объединений; 
• обучение основам оформления и представления результатов самостоятельных учебно-исследовательских работ;  
• формирование концептуального подхода к реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся; 
• распространение опыта творческих педагогов; 
• воспитание патриотизма и самосознания молодежи на основе приобщения к ценностям  белорусской научной культуры и практического изучения объектов и явлений природы.





 

3. Участники Конференции


К участию в Конференции допускаются учащиеся общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, а также детских объединений и общественных организаций в возрасте до 18 лет, выполнившие самостоятельные учебно-исследовательские работы по выбранным  дисциплинам. На момент проведения исследования и конференции конкурсант не может быть учащимся высшего учебного заведения.

 

 Роль учителя, руководителя при этом ограничена обучающее- консультативным участием.



Конкурсная комиссия (жюри) формируется из числа педагогов и ученых, в ее составе не менее 50 % должны составлять  педагоги высшей квалификационной категории, имеющие опыт руководства учебно-исследовательскими работами школьников.

4. Порядок участия  в Конференции


На конкурс представляются материалы, являющиеся результатом самостоятельной индивидуальной (не коллективной) исследовательской деятельности учащихся . Допускается выполнение работы двумя авторами. К конференции не допускаются реферативные и проектные работы.

 

Что такое исследовательская работа?

 
Творческие работы – понятие широкое, объединенное смыслом термина творчество. Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) – уникальность его результата (Википедия). Для участия в нашей конференции необходимо четко различать три вида творческих работ: реферат, проект, исследование. 
 
Реферат – письменно оформленный доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора литературных источников. По сути, он является адекватным по смыслу изложением содержания первоисточников. 
В практике проведения учебно-исследовательских конференций часто приходится сталкиваться с реферативными работами, дополненными небольшим блоком собственных наблюдений. Такие добавления, по-сути, не влияют на определение жанра данной творческой работы.  
 
ВНИМАНИЕ! Реферативные, в том числе и комбинированные работы к участию в конференции не допускаются. 
 
Проект – это творческая деятельность, направленная на достижение определенного результата, создание уникального продукта. Проектная работа подразумевает изначальное определение сроков выполнения намеченного с учетом запланированных ресурсов и изначально продуманных требований к качеству конечного продукта.  
Основным критерием проекта является достижение заранее спланированного результата. Исследовательские технологии, применяемые в проектировании, позволяют изучать пути достижения запланированного результата. Примерами проектов могут служить: создание, какого либо аппарата со строго заданными параметрами и функциями; озеленение класса; планирование мероприятия, создание изделия.  
 
ВНИМАНИЕ! Проектные работы к участию в конференции не допускаются.  
 
Исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом. Исследование это следование алгоритму опытного или теоретического анализа. Упрощенным вариантом такого алгоритма следующую последовательность действий:

наблюдение объекта (явления); накопление фактов и их фиксация, с помощью адекватных методик; теоретический анализ полученных данных и поиск путей их интерпретации.

 
Основным критерием исследовательской работы является получение объективно новых знаний. В случае учебного исследования речь может идти о субъективно новых, но самостоятельно добытых знаниях. Кстати, в природе условия наблюдения объектов и явлений полностью никогда не повторяются, поэтому минимальная новизна ваших исследований, если они грамотно спланированы и выполнены, вам обеспечена.  
Говоря об относительной новизне результатов учебно-исследовательских работ, следует, все же, соблюдать некую грань – принцип доступности информации. В соответствии с этим принципом воспроизведение известных опытов, без изменения цели и методики их проведения, исследованием считаться не будет.  
 
ВНИМАНИЕ! К участию в конференции принимаются тезисы по самостоятельно выполненным исследовательским работам в области биологических дисциплин.


 

 
 
 



 Представляемая к конкурсу  работа должна быть спланирована, разработана, выполнена и оформлена  учащимся самостоятельно, роль руководителя  при этом ограничена обучающе-консультативным участием. Конференция проходит ежегодно на конкурсной основе и включает в себя два тура. 
 
1. Первый тур - конкурс тезисов, проводится заочно членами конкурсной комиссии. Итоги подводятся до 15 февраля. По итогам первого тура определяются работы, авторы которых приглашаются для участия в Конференции. Рекомендации к оформлению тезисов  можно взять у своего руководства. 
 

 Рекомендуемые критерии оценки текстов представленных работ и тезисов: 

• информативность названия работы, соответствие названия материалам выполненного исследования; 
• обоснование цели и задач исследования, соответствие их заявленной теме; 
• качество, в том числе и лаконичность, литературного обзора, соответствие содержащихся в нем сведений задачам работы (для конкурса работ); 
• корректность выбора и применения методики исследования; 
• соответствие качества и объема собранных материалов поставленным цели и задачам исследования; 
• корректность постановки эксперимента (в случае его наличия); 
• качество обработки собранного материала и логичность интерпретации полученных результатов; 
• качество и информативность иллюстративного материала (таблицы, графики, диаграммы и т.п.), сопровождающего основной текст работы (для конкурса работ); 
• четкость выводов, их соответствие полученным результатам и поставленным задачам работы; 
• объем и качество проработанной по теме исследования литературы, правильность оформления ссылок и списка литературы



 

2. Второй тур - очный (собственно  конференция). Время проведения весна.  Участие по результатам первого  тура.

На второй тур конкурса принимаются работы проблемного характера содержащие: четко сформулированные цель и задачи исследования; методически корректную практическую часть работы, обработку, анализ и интерпретацию полученных результатов; выводы; список литературы по тематике исследования.

 На второй тур  – защиту работы предоставляются:

• в форме плакатов, стенгазет, таблиц, диаграмм;

• в форме презентации, самопрезентации;

• в комбинированной форме.

Рекомендуемые критерии оценки защиты работ авторами: 
• умение обосновать выбор темы исследования; 
• умение аргументировать постановку рабочих задач исследования; 
• общий уровень компетентности в области проводимого исследования; 
• уровень методической компетенции – понимание и умение объяснить сущность применяемых методов; 
• творческий подход к анализу и оценке полученных результатов; 
• четкость формулирования заключения или выводов, понимание их соответствия поставленным цели и задачам исследования;  
• степень владения материалом, способность корректно пользоваться необходимой терминологией, способность грамотно и полно отвечать на поставленные вопросы конкурсной комиссии и аудитории.

5. Следующий этап- это подведение итогов, награждение  участников и победителей.


В соответствии с решением жюри авторам работ представленных на стендовой сессии конкурса вручаются: 
• Диплом «Гран-при» - не более одного в старшей возрастной категории; 
• Диплом I степени – не более двух в каждой возрастной категории; 
• Диплом II степени – не более двух в каждой возрастной категории; 
• Диплом III степени – не более трех в каждой возрастной категории. 
 
Оргкомитет вправе учредить специальные грамоты, которыми награждаются авторы работ наиболее высокого уровня по отдельным направлениям, например, «За лучшее междисциплинарное исследование» и т.п. Дипломанты конкурса награждаются ценными подарками. Остальным участникам конкурса вручаются «Сертификаты участника конференции». Педагогам – руководителям работ вручаются благодарственные письма конференции. 
 
Необходимо подумать о мотивации педагогов. Например, педагогов, подготовившие авторов двух и более победивших в одном сезоне работ, награждаются грамотой.



 

Поговорим о достоинствах и недостатках этой формы внеклассной работы

Главным достоинством и первоосновой всех конференций - осветить наиболее актуальные темы в различных дисциплинах. 
Конференция - является добровольным мероприятием, поэтому вам предоставлены все инструменты для донесения ваших идей и мысли. 
Преимуществ достаточно: это и общение среди себе подобных, реализация своих амбиций в отношении темы доклада, да и просто засветиться (открыть себя в новом аспекте).               Опыта больше становится в общении с аудиторией, вот в чем плюсы. Во второй раз не так страшно, а опыт пригодится в дальнейшем.

 
К недостаткам я бы отнесла, что большинсто конференций не уходит дальше кафедры или района. Т.е. докладываем не всем желающим, а определенному кругу людей, иной раз заранее известным. Для кого это недостаток, а для кого и плюс (решайте сами). 

К недостаткам причислю и большую трудоёмкость в оформлении работ, затратность времени и сил.

  1. Требования к содержанию и оформлению доклада (реферата).

Требования к содержанию и оформлению доклада (реферата) соответствуют традиционным стандартам описания результатов научных исследований.

Для участия в Конференции участники должны представить исследовательскую работу в виде доклада (реферата).

Работа, представленная на экспертизу, должна носить характер научного исследования, центром которого является актуальная проблема, имеющая практическую значимость.

Научная работа должна содержать:

    1. титульныи лист;

    1. оглавление;

    1. введение;

    1. основную часть;

    1. заключение;

    1. список литературы (библиографический список);

    1. приложения.

Титульный лист должен содержать:

    • название работы, ее вид (доклад, реферат);

    • наименование номинации;

    • сведения об авторе (фамилия, имя, класс);

Информация о работе Конференция как форма внеклассной работы