Межотраслевые системы (комплексы) стандартов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:02, реферат

Описание работы

Современный уровень развития техники характеризуется многономенклатурностью, разнохарактерностью, постоянным возрастанием сложности и малым сроком жизни выпускаемых изделий, что требует определенной "гибкости" и динамичности производства при переходе на выпуск новой техники. Это обстоятельство имеет особое значение при создании крупных автоматизированных систем управления, основанных на единых системах проектно-конструкторской и технологической документации и типовых элементах, отражающих апробированный отечественный и зарубежный передовой опыт.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................................................... 1
Межотраслевые системы стандартов.......................................................................................1-3
Стандарты, обеспечивающие качество продукции....................................................................3
Точность геометрических параметров измерения..................................................................3-5
Основные положения точности геометрических параметров измерения. Погрешности и их виды.............................................................................................................................................5-7
Случайные погрешности. Статистическая устойчивость распределения наблюдений.....7
Дифференциальные и интегральные законы распределения случайной величины.....7-9
Распределение случайных погрешностей и величин (+ Закон Пуассона и др.)............9-11
Основные положения взаимозаменяемости по геометрическим параметрам.....................11
Размеры и предельные отклонения...............................................................................11-13
Единая система допусков и посадок..........................................................................................13
Общие положения.................................................................................................................13
Системы допусков и посадок .........................................................................................13-15
Основные отклонения, их ряды в ЕСДП..............................................................................15
Образование полей допусков и посадок.......................................................................15-16
Обозначение предельных отклонений размеров на чертежах деталей..........................16
Предельные отклонения размеров с неуказанными допусками................................16-17
Система стандартов по управлению информации..............................................................17-19
Система стандартов социальной сферы...............................................................................19-21
Заключение...............................................................................................................................................22
Список используемой литературы..........................................................................................................23

Файлы: 1 файл

Межотраслевые системы представлены государственными.docx

— 88.90 Кб (Скачать файл)

В рамках комплекса стандартов ИТ разработаны стандарты по штриховому кодированию — ГОСТ Р 51001, ГОСТ Р 51002, ГОСТ Р 51003, которые используются предприятиями-изготовителями для налаживания автоматизированного учета продукции (товаров) при ее изготовлении, хранении, транспортировании и реализации.

 

 

  1. Система стандартов социальной сферы

 

Система «социальных» стандартов регламентирует правила безопасности и представлена тремя группами:

Комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»

(ГОСТ Р 22.);

2) Комплекс стандартов «Система стандартов безопасности труда»

(ГОСТ 12.);

Комплекс стандартов по охране природы (ГОСТ 17.). 
Комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС) начал формироваться в период 1992—1995 гг. Опыт ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, произошедших в последнее десятилетие XX в., показал низкую готовность населения и органов управления к действиям в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и несовершенство или отсутствие НД, регламентирующих эти вопросы. Между тем ущерб, наносимый России катастрофами, исчисляется миллиардами рублей, ежегодно погибает более 50 тыс. и получают увечья 250 тыс. человек. Подобная ситуация наблюдается и в зарубежных странах.

Все большие финансовые затраты  требуются на предупреждение возможных  ЧС на современных промышленных предприятиях. Так, в ряде отраслей промышленности они уже достигают 20—25% и более  от общих капиталовложений.

В связи с вышеизложенным возникла необходимость создания комплекса  государственных стандартов по обеспечению  безопасности населения и объектов производственного и социального  назначения в ЧС.

Комплексность безопасности в БЧС, разработанный впервые в мире российскими специалистами, включает 76 национальных стандартов.

Комплекс стандартов «Система стандартов безопасности труда» (ССБТ) имеет своим  объектом систему «человек — машина — среда (производственная и бытовая  предметная среда)» и выполняет  важную социальную функцию по предупреждению аварий и несчастных случаев с  целью обеспечения охраны здоровья людей на производстве и в быту.

Комплекс включает более 350 ГОСТов, т.е. из всех межотраслевых систем стандартов он имеет наиболее обширный фонд.

Основополагающим стандартом ССБТ является ГОСТ 12.0.001. Он определяет назначение, структуру, содержание системы и  устанавливает требования безопасности к производственному оборудованию, производственным процессам, средствам  защиты работающих, зданиям и сооружениям. В стандарте содержатся нормы по видам опасных и вредных производственных факторов (согласно ГОСТ 12.0.002 опасный производственный фактор — это производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или резкому ухудшению здоровья).

В настоящее время стандарты  ССБТ приобретают большую роль при  обязательной сертификации производственных объектов в соответствии с Основами законодательства РФ об охране труда.

Стандарты ССБТ являются основой нормативной  базы систем обязательной сертификации целого ряда видов продукции и услуг. В сфере торговли, общественного питания безопасность обслуживания в первую очередь определяется безопасностью процессов на самом предприятии сферы услуг. Вот почему при сертификации, допустим, услуг розничной торговли приходится учитывать в той или иной мере более 40 ГОСТов данной системы.

Комплекс стандартов в области  охраны природы и улучшения использования  природных ресурсов представлен  более 80 ГОСТами. Он охватывает все отрасли производства и направлен на исключение эксплуатации одних природных ресурсов в ущерб другим, предотвращает неблагоприятные последствия деятельности предприятий всех отраслей народного хозяйства. Основные положения комплексного подхода к природоохранной стандартизации изложены в ГОСТ 17.0.0.01 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения». Согласно этому основополагающему стандарту предусматривается функционирование следующих комплексных стандартов данной системы: «Охрана природы. Гидросфера»; «Охрана природы. Атмосфера»; «Охрана природы. Почвы»; «Охрана природы. Земля»; «Охрана природы. Флора»; «Охрана природы. Фауна»; «Охрана природы. Недра», а также комплекса стандартов организационно-методического характера. Стандарты каждого из комплексов устанавливают термины и определения, классификацию объектов комплекса, показатели состояния. Более всего загрязняют атмосферу автотранспорт и всевозможные технические средства, использующие двигатели внутреннего сгорания (например, сельскохозяйственная техника). Для снижения их вредности в России в качестве государственных стандартов введены Правила ЕЭК ООН № 24, 49, 83, устанавливающие требования к выбросам загрязняющих веществ, дымности отработанных газов автомобилей, а также Правила ЕЭКООН № 103, касающиеся сменных каталитических нейтрализаторов. Эти меры должны привести к уменьшению в 2—2,8 раза выбросов дизельных двигателей грузовых автомашин и автобусов и примерно в 10 раз уменьшить вредные для организма выбросы двигателей легкового транспорта (при условии применения нейтрализатора отработанных газов и неэтилированного бензина). Кроме того, для улучшения экологической обстановки в стандартах на топливо ужесточены требования но содержанию в нем свинца и марганца.

Существенный вклад в нормативное  обеспечение природоохранной деятельности вносят также следующие стандарты: ГОСТ Р 17.0.0.06— 2000 «Экологический паспорт природопользователя. Основные положения»; ГОСТ Р 17.4.3.07—2000 «Почвы. Требования к составу и свойствам осадков сточных вод при использовании в качестве удобрений». По мнению специалистов, эффективность стандартизации как средства природоохранного регулирования определяется развитием в стране законодательства в сфере защиты окружающей среды. В России природоохранное законодательство развито сравнительно слабо, а сами законы не являются документами прямого действия, так как не содержат конкретных норм.

Другое дело — природоохранное  законодательство стран ЕС, США, Канады. В Европе страной с наиболее развитым природоохранным законодательством  считается Германия. Число актов  немецкого законодательства в области  охраны окружающей среды достигает 2000. В них сформулировано множество  экологических норм, правил, которые  подробно регулируют все вопросы, связанные  с их определением и контролем. Разрабатываемые  на такой широко развитой законодательной  основе экологические стандарты  посвящаются методам контроля за состоянием окружающей среды, методам оценки влияния различных веществ на окружающую среду, техническим характеристикам оборудования для контроля и предупреждения загрязнения, разработке идентификационных знаков и символов и пр.

Помимо природоохранных стандартов системы 17, в России принято 14 национальных стандартов на основе ИСО серии 14000 но системам управления окружающей средой: группы стандартов на требования (например, ГОСТ Р ИСО 14001 — 98 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»); группа стандартов по экологическому аудиту; группа стандартов по экологической маркировке.

Система стандартов социальной сферы  пополняется стандартами, разрабатываемыми в соответствии с федеральной  целевой программой «Социальная  поддержка инвалидов».

Сейчас фонд государственных стандартов на технические средства для инвалидов  насчитывает около 50 ед, из которых семь стандартов — на транспортные средства, 30 — на технические средства реабилитации для инвалидов с нарушением опорно-двигательной функции.

За рубежом действует социальный стандарт 5А—8000. Он устанавливает требования к производственной гигиене, технике  безопасности, использованию детского труда, принудительного труда, прав профсоюзов, зарплате и продолжительности  рабочего времени. Стандарт используется для независимой оценки и сертификации организаций сферы производства и услуг.

Сертификация по ЗА—8000 дает организации  преимущество перед конкурентами при  проведении тендеров, поиске потенциальных  заказчиков продукции. Наоборот, организация  с сомнительной репутацией, связанной  с пренебрежением социальными и  этическими нормами, не может рассчитывать на внимание клиентов.

Хотя рассматриваемый стандарт не принят в нашей стране, в Мурманской области успешно проведена апробация  социально-экономического аудита зарубежного  изготовителя по SА—8000. Знание и учет требований S А—8000 необходимы также российским производителям, планирующим экспорт продукции в страны, где принят этот стандарт или действуют соответствующие национальные законы и стандарты.

В связи с тем, что на мировом рынке наблюдается стремительный рост производства экологически чистой продукции — «биопродуктов», возникла необходимость разработки стандартов на эти объекты.

Стандартизация требований к биопродуктам отвечает интересам групп людей, стремящихся к здоровому питанию, борющихся с избыточным весом. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), во всем мире около 300 млн человек страдают ожирением и 750 млн имеют избыточный вес. Созданные стандарты явились нормативной базой сертификации биопродуктов и связанной с ней экологической маркировки.

В России с начала 2004 г. начата подготовка документов, регламентирующих биопроизводство. Их разработчиками выступили Российский региональный экологический центр и Минсельхоз России.

 

Заключение

 

Анализ существующих систем (комплексов) стандартов и опыт работы по их созданию показывают, что при формировании таких систем (комплексов) должны разрабатываться  соответствующие системообразующие стандарты, которые, как показывают проведенные исследования, должны устанавливать определение и назначение системы, ее структуру, границы, принципы построения и развития. При этом сразу же необходимо отметить, что рациональная структура системы стандартов и ее границы могут быть определены на основе четкого представления о видах, структуре и свойствах объектов стандартизации, охватываемых рассматриваемой системой, и о видах, устанавливаемых к ним в данной системе требований по стандартизации.

Практика работ по стандартизации показывает, что периодически возникает  потребность в создании новых  систем (комплексов) стандартов для  решения тех или иных проблем  стандартизации. Причинами появления  такой потребности могут быть:

появление новых актуальных объектов (групп объектов) стандартизации;

появление новых актуальных видов (подвидов) требований по стандартизации (новых видов показателей качества продукции или процессов);

необходимость совершенствования  и приведения в систему существующих фондов НДС.

По степени однородности можно  выделить виды создаваемых систем (комплексов) стандартов, охватывающих:

один вид объекта стандартизации и один аспект стандартизации;

один вид объекта стандартизации и несколько относящихся к  нему аспектов стандартизации;

несколько видов объектов стандартизации и несколько относящихся к  ним аспектов стандартизации.

Последний вид соответствует случаю создания системы (комплекса) стандартов для упорядочения деятельности в  какой-либо области. Примеры таких  систем: ГСИ, ЕСКД, ЕСТП.

Предпочтительными представляются более  однородные системы (комплексы), для  которых проще и эффективнее  решаются многие вопросы формирования, согласования с существующими системами, применения и дальнейшего развития.

Системообразующие стандарты должны устанавливать следующие основные требования (положения) к создаваемой системе (комплексу) - их определение, назначение, структуру, границы, принципы построения и развития. Определения и назначения для различных систем стандартов могут формироваться по форме аналогично. Для более полного раскрытия определения, назначения и других характеристик системы могут потребоваться дополнительные положения. Очевидно, что создаваемые системы (комплексы) стандартов должны быть гармонично "вписаны" в соответствующие однородные по виду объекта стандартизации и виду требований по стандартизации подсистемы ЕСТС третьего и более низких уровней и согласованы с ними. Для этого необходимо иметь четкое представление об объекте (группе объектов) стандартизации, охватываемом создаваемой системой, с тем, чтобы этот объект мог быть согласован в классификационном и терминологическом плане с объектами стандартизации, уже охваченными действующими системами стандартов. Аналогичная задача должна решаться по отношению к множеству групп требований по стандартизации создаваемой системы (комплекса) для увязки ее по составу и содержанию с уже регламентированными требованиями соответствующей системы ЕСТС. Таким образом, анализ структуры и основных свойств объектов стандартизации создаваемой системы и содержания регламентируемых к нему требований позволяет обоснованно решать вопрос о структуре и границах этой системы. Принципы построения и развития создаваемой системы стандартов определяются прежде всего требованиями принципов стандартизации с учетом особенностей создаваемой системы.

 

Список использованной литературы:

1. И.М. Лифиц «Стандартизация, метрология и сертификация»: учебник, М.: Юрайт-Издат, 2006.                                                                                                                                                       2. Постыка В.М. Место и границы стандартизации в управлении социальными процессами // Стандарты и качество. - 1999. - № 9.

3. В.И.Колчков «Метрология, стандартизация и сертификация»: учебник, М.: Владос, 2010.

 

4. В.И.Колчков. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник. М.: Форум, 2014

5. Управление качеством. Учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С. Ю. Ягудин и др.; Под ред. Доктора экономических наук, профессора Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ, 2003.

6. Радкевич, Я.М. Метрология, стандартизация и сертификация : учеб. для вузов / Я.М.  Радкевич, А.Г. Схиртладзе, Б.И. Лактионов. – М. : Высш. школа, 2004.

7. ГОСТ 25346-89 (СТ СЭВ 145-88). ОНВ. Единая система допусков и посадок. Общие положения. Ряды допусков. Введ. с 01.01.1990. – М. : Изд-во стандартов, 1989.

Информация о работе Межотраслевые системы (комплексы) стандартов