Общие представления об операторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 23:13, доклад

Описание работы

ЕргономикаИнженерной психологией упорядочены и последовательно определены, исходя из категории движения, эквиваленты понятия "деятельность". Они образуют такой ряд:
активность как самодвижение;
жизнедеятельность как биологическая, белковая активность;
деятельность как целесообразная жизнедеятельность;
человеческая деятельность как сознательная деятельность;
трудовая деятельность, или труд, как производящая стоимость человеческая деятельность;
профессиональная деятельность, или профессиональный труд, как трудовая деятельность (труд), производящая стоимость в особой потребительской форме, требующая специальной квалификации;
операторская деятельность как профессиональная деятельность, технически оснащенная для дистанционного контроля и управления предметом, средствами труда и самим трудом.

Файлы: 1 файл

ERGONOMIKA.doc

— 528.00 Кб (Скачать файл)

Память. Это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют составные элементы процесса памяти: запоминание, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение того, что было в нашем прошлом опыте.

 Запоминание - процесс  закрепления в сознании образов, впечатлений, понятий.

Воспроизведение – актуализация (оживление) образов, закрепленных в памяти, без опоры на вторичное восприятие объектов.

Узнавание – процесс  памяти, связанный с осознанием того, что данный объект воспринимался в прошлом.

Представления – образы реальных предметов или процессов реальной действительности, в данный момент не воспринимаемых человеком.

Забывание – процесс, при котором происходит "выпадение" того или иного материала из памяти. Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое. Различают ассоциации по сходству, контрасту, смежности.

Существуют особые виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, эйдетическая и словесно-логическая.

Двигательная (моторная) память - запоминание и воспроизведение движений и их систем, лежащее в основе выработки и формирования двигательных навыков и привычек. Эмоциональная память – память человека на пережитые им в прошлом чувства. Образная память – сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Эйдетическая память – очень ярко выраженная образная память, связанная с наличием ярких, четких, живых, наглядных представлений. Словесно-логическая память – запоминание и воспроизведение мыслей, текста, речи. Различают память произвольную и непроизвольную. Непроизвольная память проявляется в тех случаях, когда не ставится специальная цель запомнить тот или иной материал и последний запоминается без применения специальных приемов и волевых усилий. Произвольная память связана со специальной целью запоминания и применением соответствующих приемов, а также определенных волевых усилий.

В процессе деятельности человек-оператор сталкивается с необходимостью в течение определенного интервала времени хранить в своей памяти некоторый объем информации, требуемой для выполнения стоящих перед ним задач. Поэтому особо важное значение приобретает классификация памяти по временным характеристикам. Выделяют кратковременную, долговременную и оперативную память.

Кратковременная память – кратковременный (на несколько секунд или минут) процесс достаточно точного воспроизведения, только что воспринятых предметов или явлений. Процессы оперативной памяти обслуживают непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и операции. После этого момента полнота и точность воспроизведения, как правило, резко ухудшаются. Долговременная память обеспечивает хранение информации длительное время и является постоянным источником информации о мире. В отличии от кратковременной памяти ее объем ограничивается не числом сигналов, а количеством сохраняемой информации.

Сенсорная память (зрительная, слуховая, двигательная) характеризуется емкостью и длительностью храпения информации. Емкость зрительной сенсорной памяти достигает 36 элементов, слуховой памяти – 12. В слуховой памяти след хранится 1-2 секунды, в двигательной и сенсорной памяти до 120 секунд. Для зрительной памяти длительность следа яркости после образа составляет 40 – 50 миллисекунд.

Обобщив многочисленные данные исследований способности человека перерабатывать информацию, Д. Миллер пришел к выводу, что кратковременная память может удерживать лишь небольшое количество информации в виде структурированных единиц. За короткий период наблюдения человек может запомнить и повторить названия от 5 до 9 незнакомых объектов, или 7±2.

Объем запоминания материала  возрастает при наличии логических и смысловых ассоциативных связей между его отдельными частями.

Ощущение. Это простейший процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств или явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Существуют ощущения нескольких видов: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, кинестетические, органические (интерорецепторные).

Восприятие. Это процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы предметов и событий.

Восприятие времени  – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Восприятие пространства – восприятие формы и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Восприятие движения – отражение изменения во времени положения объектов в пространстве. Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие.

Мышление. Это процесс обобщенного и опосредованного познания существенных связей и отношений, существующих между предметами и явлениями. Анализ – мысленное расчленение предметов и явлений на образующие их части, выделение в них отдельных признаков и свойств. Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Конкретизация – умственная операция, в процессе которой человек придает предметный характер той или иной абстрактно-обобщенной мысли, понятию, закону. Обобщение – умственная операция, состоящая в мысленном объединении предметов или явлений по общим и существенным признакам.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, которое осуществляется человеком в форме предметных действий. Наглядно-образное мышление – вид мышления, которое осуществляется в форме наглядных образов. Абстрактное мышление – вид мышления, опирающийся на общие и отвлеченные понятия.

Воображение. Это процесс создания образов-представлений нового, т.е. того, что в прошлом данный человек не воспринимал, с чем раньше не встречался. Непроизвольное (пассивное) воображение возникает без всякого намерения со стороны человека. Произвольное (активное) воображение возникает в результате поставленной человеком цели, намерения. Воссоздающее (репродуктивное) воображение – вид активного воображения, которое возникает на основе описаний или изображений, выполненных другими. Творческое воображение (вид активного воображения) заключается в самостоятельном создании нового образа.

1.3. Мотивация

 

Проблема мотивации  к труду является одной из самих  сложных и старых в истории  человечества.

Для эргономики чрезвычайно  важным является ответ на вопрос о том, почему человек берется за определенную задачу и занимается ею в течение более или менее длительного периода времени, о том какие цели и какие внутренние мотивы заставляют индивида совершать именно эти, а не какие-либо другие поступки. Получить ответ на эти вопросы стало возможным с созданием специальной психологической дисциплины, получившей название исследование мотиваций.

Всякая деятельность исходит из определенных мотивов  и направлена на достижение определенных целей. Отношение "мотив-цель" – это своего рода "вектор", задающий ее направленность и интенсивность.

Что связывается с  термином "мотив"?  Единого мнения на этот счет не существует: мотив понимается как врожденная потребность; как  нарушение внутреннего равновесия с окружающей средой; как осознанное стремление к определенному типу удовлетворения; как стремление, к получению новой информации о собственных способностях и компетентности.

Мотив может иметь  одно из двух направлений: стремление к чему-либо, или избегание чего-либо, т.е. тенденцию к поиску удовольствия или тенденцию избегания неудовольствия. В области деятельности такие мотивы называют "надеждой на успех" и "боязнью неудачи".

Можно выделить следующие  группы мотивов (потребностей):

1. "Экзистенциальные"1 потребности. Они должны быть удовлетворены для безопасного выживания индивида (базисные потребности).

2. Потребности в "установлении  связей". Это мотивы, имеющие целью  установление контакта, а также  выражающие чувство близости  к другим людям и внимание  к себе с их стороны потребности в контакте.

3. Потребности "развития". Они выражают стремление человека  к созиданию и внесению новизны  в ситуацию, в которой он находится  (стремление к самоутверждению).

В признанной теории А. Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (рис. 1).

Применение теории иерархии потребностей Маслоу к реальной жизни  в качестве основы для построения системы мотивации и стимулирования труда должно проводится с учетом индивидуальной и уникальной системы ценностей каждого человека. Важным моментом является понимание того факта, что потребность высшего уровня не всегда является логическим (иерархическим) продолжением потребностей более низкого уровня.

 

 

Рис. 1. Иерархия потребностей (пирамида Маслоу)

 

В области исследования мотиваций введены такие понятия как побуждение, импульс, цель, потребность и др. Они отражают естественное стремление человека установить определение отношения между поведением и внутренними для личности условиями. Таким образом, поведение можно рассматривать как функцию способностей и мотивации. Поскольку мотивационные влияния проявляются в решениях, принимаемых отдельными индивидами, можно утверждать следующее:

достижения = (способности)х(решения).

Трудовая деятельность всегда направлена на реализацию цели, представленной в виде предвосхищаемого результата. Цель как бы связывает социально психологические и процессуальные аспекты деятельности. Различают три типа целей, которые могут влиять на старания и знания работника.

1. "Общие цели" организации,  которые влияют на целые группы индивидов. Они, например, могут определять, их будущее в организации, представлять информацию, касающуюся ожиданий организации по отношению к ним.

2. "Задачи-цели" – более частные цели, которые определяют задачи для одного или более индивидов таким образом, что каждый работник знает, за что он отвечает.

3. "Личные цели" или  "уровни стремления" – цели  устанавливаемые для себя -индивидом.  Например, для работника отдела  маркетинга "задача-цель" может  требовать 10 % - ного повышения  сбыта, в то время как индивид считает реальным только 5 % - ное повышение. Значит 5 % и является личной целью.

Цели, которые человек  ставит перед собой – результат  усилий со стороны администрации, объективных  условий, влияющих на восприятие, переформулирования задачи и стремления работников.

Каким образом понятие  работы включается в систему личностных, целей и мотивов? Можно предположить, что род занятий или место  работы характеризуются определенным рядом требований и побуждений, особенно для индивидов, ориентированных на выполнение, поскольку выполнение трудовых заданий служит для них наилучшим показателем и подтверждением их компетентности и опытности.

Различные группы работников по-разному ожидают последствия  своей трудовой деятельности. Теория мотивации пытается объяснить, какие цели формируются и почему, а также то насколько настойчиво они преследуются. Мотивация понимается как сложный процесс, включающий ряд взаимосвязанных составляющих. Вообще мотивация – это гипотетическое понятие, не поддающееся непосредственному наблюдению, и его необходимо рассматривать как связующее звено между требованиями и побуждениями, с одной стороны, и поведением и принятием решений, касающихся этой ситуации, с другой.

Существует пять основных факторов в значительной степени  влияющих на мотивацию. В соответствии со степенью их выраженности в трудовой деятельности работника эти факторы приводят к специфическим модусам переживаний, которые называют "критическими психологическими состояниями". Факторы "разнообразие навыков", "идентичность задачи" и "значимость задачи" создают у работника более или менее сильное ощущение того, что его работа имеет смысл. "Автономия работы" создает у человека чувство ответственности за результаты своей работы, а "обратная связь", которую он получает, позволяет ему, исходя из результатов работы, оценить достигнутый уровень выполнения. Математическое объединение факторов позволяет получить показатель потенциала мотивации (ППМ):

Учет мотивационных  следствий в эргономических разработках  можно продемонстрировать следующими примерами.

1. Большая часть операций  в системах человек-машина основана  на определенном количестве обрабатываемой  информации; готовность оператора  к поиску информации зависит  от поощрений и обратной связи.

2. Многие задания, которые должны выполняться операторами в современных системах человек-машина, скучны, особенно это относится к наблюдению автоматизированных процессов. Чтобы такое наблюдение было мотивационно обоснованным, следует обогащать деятельность дополнительными заданиями, затрагивающими честолюбие оператора.

3. Часто решения принимаются  в условиях неопределенности  и (или) риска. Это налагает  на оператора огромную ответственность.  Специалисты по эргономике должны  осознавать это и рекомендовать  для таких случаев разделение ответственности между операторами.

Одно из наиболее важных направлений эргономики заключается  в том, чтобы распределить функции  между человеком-оператором и машиной. Распределение функций затрагивает вопросы мотивации. Человек-оператор может выполнять определенные задачи лучше, чем машина (табл. 1), но для этого задача должна быть для него привлекательной и предоставлять возможности для развития его способностей.

Информация о работе Общие представления об операторской деятельности