Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 23:13, доклад
ЕргономикаИнженерной психологией упорядочены и последовательно определены, исходя из категории движения, эквиваленты понятия "деятельность". Они образуют такой ряд:
активность как самодвижение;
жизнедеятельность как биологическая, белковая активность;
деятельность как целесообразная жизнедеятельность;
человеческая деятельность как сознательная деятельность;
трудовая деятельность, или труд, как производящая стоимость человеческая деятельность;
профессиональная деятельность, или профессиональный труд, как трудовая деятельность (труд), производящая стоимость в особой потребительской форме, требующая специальной квалификации;
операторская деятельность как профессиональная деятельность, технически оснащенная для дистанционного контроля и управления предметом, средствами труда и самим трудом.
Таблица 1
Сравнительный анализ возможностей человека и ЭВМ
Показатель |
Человек |
ЭВМ |
Совместное выполнение |
управленческих функций | |||
Способность работать в неожиданных ситуациях |
Высокие гибкость и приспосабливае-мость |
Практически невозможно запрограммировать все случайности |
Человек, комбинируя программы и методы может направлять работу системы |
Работа с недостаточно |
Способность |
||
достоверной и полной |
воссоздавать |
Практически |
Человек корректирует |
информацией |
целостное |
невозможно |
решения ЭВМ |
событие |
|||
Выбор способа |
Возможность |
Возможность |
Человек выбирает действия, |
действий |
выбора велика |
выбора ограничена |
ЭВМ их реализует |
Выбор наилучшего решения по управлению из числа многих вариантов |
Возможность выбора сравнительно мала |
Возможность выбора высокая |
Человек направляет поиск |
Надежность |
Низкая |
Удовлетворительная |
Выше чем у компонентов |
системы | |||
Работоспособность |
Зависит от |
Постоянная |
ЭВМ как бы "страхует" |
утомляемости |
человека, помогает ему | ||
Возможна |
|||
Превышение возможностей |
перестройка деятельности, |
Задержка в выдаче ответа, срыв |
|
но возможен |
управления |
||
стресс |
Праксические состояния* возникают как следствие определенных условий трудовой деятельности. Выделяют шесть отрицательных праксических состояний: психическое утомление, монотония, психическая напряженность, тревожность, эмоциональная стресс, отсутствие мотивации.
Классифицировать праксические состояние представляется возможным на основе двух независимых способов анализа труда работников, которые рассмотрены ниже.
Первый способ основан на том, что любая деятельность характеризуется осознанностью цели, наличием средств её достижения и результатом труда. Целью человека в СЧТС является получение продукта, выполнение транспортных или других задач и обеспечение при этом максимальной безопасности. Средствами достижения цели служат техника, энергия, информация в необходимом для работы объеме. Результат должен соответствовать цели труда, иметь заданный уровень качества и должен быть получен в установленное время.
В идеальном случае человек-оператор располагает всем необходимым (цель – средство – результат) для успешного выполнения своих функций и находится в состоянии функционального комфорта (табл. 2).
Таблица 2
Состояние |
Осознание |
Достаточность |
Очевидность |
цели |
средств |
результатов | |
Функциональный комфорт |
+ |
+ |
+ |
Психическая напряженность |
+ |
- |
+ |
Психическое утомление |
+ |
+ |
- |
Отсутствие мотивации |
- |
+ |
+ |
Эмоциональный стресс |
+ |
- |
- |
Монотония |
- |
+ |
- |
Тревожность |
- |
- |
+ |
Индифферентное состояние |
- |
- |
- |
В идеальном случае человек-оператор располагает всем необходимым (цель – средство – результат) для успешного выполнения своих функций и находится в состоянии функционального комфорта (табл. 2).
В большинстве же случаев он вынужден:
1. Самостоятельно формулировать конкретную цель своих действий в данных условиях, находить ее в должностных или технических инструкциях, получать ее от руководителей, лично принимать ответственные решения;
2. Вести самостоятельный поиск средств деятельности, или реконструировать имеющиеся оборудование, знания, информацию применительно к обстановке;
3. Добиваться положительного результата сколь угодно долго, прилагая для этого большие усилия, работать в условиях дефицита информации об итогах своей работы и даже о назначении своих действий. Разнообразные ситуации, которые возникают в этих условиях, продуцируют соответствующие психические состояния (табл. 2).
Состояние психической напряженности вызывается чрезмерной величиной психических усилий, необходимых человеку для решения поставленных перед ним задач. Это состояние возникает в сложных условиях деятельности, когда оператору известны цели его деятельности и результат, которого он должен достигнуть, но он не готов к немедленной работе и испытывает дефицит средств: информации, условий, оборудования и т.д.
Состояние психического
утомления развивается в
Состояние отсутствия или пониженной мотивации встречается довольно часто. В таких условиях деятельность не имеет внутреннего побуждающего мотива, а цель работы привносится извне в форме принуждения. Оператор при этом обеспечен всеми необходимыми средствами деятельности и, следуя требованиям, более или менее легко получает результат. Но его работоспособность неуклонно снижается, наблюдаются нежелательные функциональные сдвиги, напоминающие симптомы усталости.
Состояние эмоционального стресса человек испытывает практически только в особых экстремальных ситуациях. При этом сущность эмоционального стресса заключается в том, что цели деятельности четко сформулированы, но оператор оказывается лишен средств получения результата, и итог развития событий практически не зависит от человека. Неспособность человека-оператора обеспечить безопасность окружающих людей и свою собственную, неотвратимость неудачи, беспомощность служат причиной возникновения эмоционального стресса.
Состояние монотонии – наиболее распространенное состояние человека во многих областях трудовой деятельности. Особенности современного производства: работа на конвейере, чрезвычайная сложность производимой продукции - зачастую приводят к тому, что оператор отделен от действительных целей своего труда и не знает результатов своих трудовых затрат. Ему предоставлены только средства деятельности: исходные материалы, оборудование, технологии, алгоритм работы. Изолированность от целей и результатов труда, отсутствие удовлетворения от воплощения своих усилий приводят к возникновению и развитию монотонии.
Тревожность следует рассматривать не только как одно из свойств личности, но и как продукт условий, сложившихся в трудовой деятельности. Состояние тревожности часто встречается у рабочих, служащих, людей опасных профессий. Объяснить его возникновение можно тем, что ни в одном виде деятельности не удается регламентировать служебные обязанности, отношения, технологический процесс до такой степени, чтобы полностью исключить элементы неопределенности. Оператора весьма часто преследует предчувствие неудачи в труде из-за неясно сформулированной цели поведения в конкретной ситуации и недостаточной ориентации в средствах ее разрешения. В этом заключается причина развития состояния тревожности.
Индифферентное состояние свойственно человеку, совершенно не включенному заинтересованно в производственную ситуацию: ему не известны ни цель системы, в которой он оказался, ни список средств, которые эта система использует ради достижения неизвестного ему результата.
Второй способ анализа
условий труда человека-
Отражением степени готовности оператора к действиям и являются отрицательные праксические состояния.
Зачастую работник может располагать готовыми, рациональными алгоритмами ситуаций, способами их интеллектуального логического анализа и принятия решения на их основе. Но в некоторых случаях он не имеет рационального объяснения происходящему, поэтому не может найти адекватную модель поведения и реагирует на ситуацию эмоционально: испытывает страх, подавленность, ожидает неотвратимых неприятностей, неудач и т.д. Классификация ситуаций и соответствующих им способов реагирования приведены в таблице 3.
Таблица 3
Ситуация |
|||
Характер |
Внезапная, |
Стереотипная, |
Ожидаемая, |
реагирования |
неожиданная |
стандартная |
предвосхищаемая |
Поведение на основе |
Психическая |
Отсутствие |
Психическое |
знаний, умений, навыков |
напряженная |
мотивации |
утомление |
Эмоциональное, |
Эмоциональный |
Монотония |
Тревожность |
чувственное реагирование |
стресс |
Из таблицы видно, что внезапная, неожиданная ситуация при условии, когда работник может реагировать на нее только эмоционально, вызывает эмоциональный стресс. Если же человек-оператор понимает ситуацию и знает способы ее разрешения, то усилия, необходимые для их реализации в экстремальных условиях, продуцируют состояние психической напряженности. Стандартная ситуация, разрешаемая стереотипной реакцией, требует от человека-оператора минимальных усилий и при длительной работе приводит к состоянию монотонии или отсутствия мотивации.
Длительно ожидаемая, предвосхищаемая и приближаемая усилиями оператора ситуация продуцирует психическое утомление в том случае, если он владеет необходимыми способами деятельности и длительное время их реализует. Если же ситуация предвосхищается человеком, но он ожидает наступления нежелательного события, не зная, как можно что-нибудь изменить, то развивается состояние тревожности.
Классификация праксических
состояний позволяет
3. Особые психические состояния
Организация контроля за психическим состоянием операторов необходима в связи с возможностью появления у специалистов особых психических состояний, которые не являются постоянным свойством личности, но, возникая спонтанно и под влиянием внешних факторов, существенно изменяют работоспособность человека. Среди особых психических состояний, имеющих значение для психической надежности оператора, необходимо выделить параксизмалъные расстройства сознания, психогенные изменения настроения, состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков).
Информация о работе Общие представления об операторской деятельности