Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:15, курсовая работа
Оценка машин, оборудования и транспортных средств включает в себя определение стоимости практически всего спектра объектов движимого имущества: станков, приборов, компьютеров, автомобилей, технологических комплексов и поточных линий, силовых агрегатов, оргтехники, мебели, офисного оборудования, бытовых предметов и прочих объектов, которые относятся к движимому имуществу.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и методологических основ оценки стоимости машин оборудования и транспортных средств.
ВВЕДЕНИЕ
Процессы, происходящие в
Казахстанской экономике, привели
к возрождению и развитию оценочной
деятельности, актуальность и востребованность
результатов которой в условиях
рынка неоспоримы. Оценка и ее ключевая
категория «стоимость» являются
комплексным показателем
Оценка машин, оборудования
и транспортных средств включает
в себя определение стоимости
практически всего спектра
Целью курсовой работы является
изучение теоретических и
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе рассматриваются теоретические основы оценки стоимости машин, оборудования и транспортных средств, в том числе законодательная основа и цели оценки машин, оборудования и транспортных средств; факторы и принципы, на которых строится оценка стоимости данного вида имущества, виды оценочной стоимости.
Во второй главе раскрываются организационные основы оценки, подходы и методы, используемые при оценке машин, оборудования и транспортных средств, сущность и виды износа, а также согласование результатов оценки, получаемых при разных подходах к оценке машин, оборудования и транспортных средств.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ МАШИН, ОБОРУДОВАНИЯ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.
1.1 Машины, оборудование
и транспортные средства как
объекты оценки. Факторы и принципы,
влияющие на формирование
Машины, оборудование, транспортные
средства – такой вид имущества,
которое может находиться в собственности
как физических, так и юридических
лиц. Для оценочной практики наиболее
характерно рассмотрение собственности,
принадлежащей юридическим
· функционально самостоятельные машины, агрегаты и установки;
· технологические
комплексы, объединяющие несколько
взаимосвязанных
· машинный или станочный парк предприятия в целом.
Производственные машины,
механизмы, оборудование и транспортные
средства подразделяются на основные,
т.е. занятые в производстве основной
продукции или выполнении услуг,
и вспомогательные, т.е. используемые
на вспомогательных и
Методика оценки машин, оборудования и транспортных средств тесно связана с методиками оценки недвижимого имущества, но в то же время существенно от них отличается. Если стоимость недвижимости находится под влиянием факторов, вытекающих земельной зависимости (география, местоположение, окружающая инфраструктура, ценность земельного участка и ближайших угодий и др.), то при оценке машин и оборудования, земельный или территориальный фактор практически роли не играет, но в то же время приобретает значение другой круг факторов: техническое совершенство, надежность и качество, степень изношенности, моральное старение, марка изготовителя и т.д. При оценке машин, оборудования и транспортных средств важное место занимает проблема идентификации объектов оценки. Оценщик машин, оборудования и транспортных средств часто сталкивается с трудностями разграничения, как единиц оборудования, так и объектов, относящихся к другим видам активов предприятия. Объекты машин и оборудования должны быть отграничены от объектов недвижимости. Однако встречаются такие объекты, которые настолько прочно связаны со зданием или сооружением, что возможно их отнесение, как к недвижимости, так и к оборудованию. Например, вентиляционные, отопительные и осветительные системы в зданиях представляют собой оборудование, но относятся к недвижимости. Их стоимость является составной частью стоимости здания. Лифт в здании, его кабина, привод и управление являются оборудованием, а шахта лифта – сооружением и к оборудованию не относится.
При оценке машин и оборудования
исключительно важную роль играет фактор
износа. Земля не подвержена износу,
здания изнашиваются очень медленно.
В то время как износ машин,
оборудования и транспортных средств
происходит сравнительно интенсивно,
поэтому оценщик часто имеет
дело с техникой, имеющей ту или
иную степень износа. На стоимость
машин, оборудования и транспортных
средств могут оказывать
Рынок машин, оборудования и транспортных средств весьма подвижен в сравнении с рынком недвижимости. Это вызвано систематическим обновлением ассортимента продукции промышленно-технического назначения и появлением новых образцов взамен морально устаревших. Рынок машин, оборудования и транспортных средств очень структурирован. Каждая группа машин имеет свой сектор товарного рынка, Для многих видов машин, оборудования и транспортных средств массового применения характерен универсальный рынок (автомобили, строительная техника, компьютеры, бытовая и офисная техника, универсальные станки и др.). В то же время рынок специальной и уникальной техники в основном узконаправленный. Значительная часть специального оборудования изготавливается по индивидуальным заказам и не имеет открытого рынка. Оценка стоимости как наука базируется на ряде фундаментальных положений экономической теории и других смежных наук. Эти положения в форме неких постулатов, которые обязательно должны учитываться при оценке стоимости, называют общеэкономическими принципами оценки. Одними из первых данные принципы сформулировали американские специалисты по оценке недвижимости Дж. Фридман и Н. Ордуэй. Общеэкономические принципы оценки в их содержательном аспекте являются едиными для всех видов имущества, но в то же время применительно к машинам, оборудованию и транспортным средствам их практическая интерпретация несколько меняется в отличие, например, от недвижимости.
Принципы оценки можно подразделить на следующие три группы:
1) принципы, основанные на
представлениях владельца
2) принципы, обусловленные
факторами функционирования
3) принципы, связанные с рыночной средой.
Первая группа включает принципы, основанные на представлениях владельца имущества.
Принцип полезности заключается в том, что ключевым критерием стоимости объекта является его полезность, т.е. способность удовлетворять какие-то потребности людей.
Принцип замещения исходит из того, что цена на объект, которую может предложить покупатель, не превысит сложившиеся на рынке цены на аналогичные по назначению и потребительским свойствам объекты.
Принцип ожидания подчеркивает готовность покупателя (инвестора) вложить свои средства на приобретение или на изготовление объекта в настоящее время, ожидая получение доходов от владения данным объектом в будущем. Данный принцип дает возможность определить стоимость объекта на текущий момент времени на основе прогноза будущих доходов при эксплуатации объекта и приемлемой для покупателя (инвестора) норме доходности на вложенный капитал.
Вторая группа включает принципы,
обусловленные факторами
Принцип формирования стоимости под влиянием факторов производства заключается в следующем. Оцениваемый машинный комплекс, с помощью которого производится какая-либо продукция или выполняются какие-либо работы, рассматривается как подсистема в производственной системе предприятия, доходность которой определяется четырьмя факторами: землей, трудом, капиталом и менеджментом. Чистый доход - результат действия всех четырех факторов, и поэтому на основе оценки дохода определяется стоимость всей производственной системы. Для оценки стоимости машинного комплекса нужно либо установить его долю (вклад) в формирование дохода всей системы, либо применить метод остатка, т.е. искомая стоимость комплекса получается вычитанием из стоимости всей системы стоимости других активов (недвижимости, земельного участка, нематериальных активов и гудвилла).
Принцип вклада применительно к машинам и оборудованию состоит в том, что оснащение объекта дополнительными устройствами, расширяющими функциональные возможности объекта, не приводит к росту стоимости объекта на величину затрат по приобретению и установке этих устройств. Вклад дополнительных устройств, в прирост стоимости объекта определяется тем, насколько повышается доходность функционирования объекта от применения этих устройств. Например, если технологическую машину оснастить роботом для автоматизации вспомогательных операций, то стоимость полученного технологического комплекса будет определяться производительностью, надежностью, экономичностью и другими показателями, влияющими на доходность его функционирования. Таким образом, любые добавочные элементы к машине оправданы тогда, когда получаемый прирост стоимости машины превышает затраты на приобретение этих элементов.
Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования требует того, чтобы оценка стоимости объекта, который может быть использован по-разному, производилась при условии его наилучшего и наиболее эффективного использования.
В третью группу входят принципы, непосредственно связанные с рыночной средой.
Принцип соответствия объекта
требованиям рынка. Один и тот
же объект разными категориями
Принцип ориентации на равновесные цены требует того, чтобы при оценке использовались равновесные цены аналогов, при которых существует соответствие между спросом и предложением. Равновесные цены можно назвать также согласованными, справедливыми ценами, одинаково выгодными и продавцам, и покупателям.
Принцип учета характера
конкуренции состоит в том, что
товарные рынки могут существенно
различаться по характеру и состоянию
конкуренции и соответственно степени
их монополизации. Характер конкуренции
отражается на процессе ценообразования.
Благодаря конкуренции
Принцип изменения (подвижности)
стоимости требует учета
Системный анализ предполагает
рассмотрение оцениваемого объекта
как сложной технической
Функциональный подход заключается
в том, что любой материальный
объект рассматривается как носитель
определенных функций – полезных
и бесполезных. Наличие бесполезных
функций приводит к неоправданному
удорожанию объекта. При этом стоимость
объекта исследуется как
Информация о работе Оценка стоимости машин оборудования и транспортных средств