Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:18, реферат
Организация труда - это правильное применение орудий труда, предметов труда и рабочей силы.
Труд работников управления имеет ряд особенностей по сравнению с трудом производственных рабочих. Управленческий труд особо сложный, требующий большой подготовки и постоянного повышения квалификации.
Управленческий труд - это умственная деятельность, в которой применяется интуиция, опытность и методы суждений общества.
Организация труда - это правильное применение орудий труда, предметов труда и рабочей силы.
Труд работников управления
имеет ряд особенностей по сравнению
с трудом производственных рабочих.
Управленческий труд особо сложный,
требующий большой подготовки и
постоянного повышения
Управленческий труд - это умственная деятельность, в которой применяется интуиция, опытность и методы суждений общества.
Чтобы кадровой потенциал помог работать эффективно, нужен, с одной стороны, сплоченный трудовой коллектив. В любом трудовом процессе существуют правильные, не очень верные и даже неправильные взаимодействия. Их надо изучать, подвергать научным исследованиям, отбирать и затем внедрять на конкретных участках. Это и есть научная организация труда.
Научная организация труда предполагает использование известных апробированных приемов, которые без больших расходов в состоянии приносить заметную выгоду. Таких резервов можно найти в работе очень много в работе каждого предприятия, потребительского общества и потребсоюза.
Организация труда непосредственно при выполнении производственных операций, в том числе и при обслуживании покупателей и клиентов, имеет первостепенное значение, но ее невозможно рассматривать в отрыве от технологии и техники в каждой конкретной отрасли. Изучая любой производственный технологический процесс, одновременно рассматриваем и наилучшие варианты организации трудовой деятельности рабочих.
Со времен Анри Файоля принято выделять своеобразные принципы организации труда работников управления. В настоящее время к числу таких принципов относят: специализацию, пропорциональность, прямоточность, экономичность, синхронизацию и гуманизацию.
Специализация предполагает выделение участков работы с меньшим количеством функций и задач, прав и обязанностей, выполнение которых исключает потери времени и усилий на переходах от одной работы к другой.
Здесь вырабатываются навыки, доходящие порой до автоматизма, специалисты становятся мастерами или, правильнее сказать, экспертами своего участка управленческой деятельности.
Пропорциональность - это наилучшее сочетание управленческих подразделений(отделов, рабочих мест и должностей), позволяющее полностью и равномерно загрузить делами всех работников административного аппарата. Создать одинаковую и оптимальную загруженность работой довольно сложно, так как меняется ситуация и происходит перемещение необходимых функций, задач и операций. Все изменения необходимо изучать и вносить коррективы в структуру штатов, обеспечивать пропорциональную напряженность в труде.
Синхронность - это соблюдение границ времени выполнения работ, когда определяются сроки выполнения тех или иных заданий. Так материально-ответственные работники в конкретные сроки приходуют товар, сдают товарно-денежные отчеты, бухгалтерская служба в другие сроки их обрабатывает. Производят разноску по счетам и на каждую квартальную дату составляют балансы и отчеты. Задержка в одном цепи нарушает синхронность труда всего управленческого персонала.
Прямоточность - это такой принцип, который требует кратчайшего пути в прохождении информации. Он противоречив. С одной стороны, чем меньше звеньев, тем меньше искажений и времени между зарождением и использованием информации, а с другой стороны - возможна неинформированность промежуточных звеньев. Например, начальник торгового отдела дает команду разгрузить машину с хозяйственными товарами в магазин. Прямоточность требует передачи этого распоряжения непосредственно на склад и в магазин срочно, так как товар доставлен транспортом поставщика, за задержку которого во времени следует дополнительно оплачивать транспортные расходы. Но при этом может быть не проинформирован ни председатель правления (был в отъезде), ни директор базы. Когда команда должна поступить директору базы или начальнику торгового отдела от председателя правления, но для этого потребовалось больше времени.
Непрерывность выполнения работ - это последовательность управленческих операций, когда нужно вначале выполнить одну работу, затем другую. Например, принимается решение, а затем устанавливается контроль за его выполнением или назначается комиссия, проводится инвентаризация ценностей, выводятся итоги результатов и принимаются адекватные меры.
Экономичность означает, что доходы от внедрения научной рекомендации должны быть такими, чтобы перекрыть расходы и обеспечить дополнительное накопление. Возможно не сразу, а в перспективе должна быть выгодность применяемых новшеств.
Например, внедрение персонального компьютера первоначало может быть и неэкономично, но когда научатся применять много программ для бухгалтерии, для учета поступления и расхода товаров, для оперативного управления, для моделирования вариантов решений, для печатания текстов с подключением принтера, для выполнения модемной связи и т.д. расходы на его содержание будут перекрыты доходами от принципиально новой технологии управления.
Гуманизация труда - это правила, по которым труд работников управления должен становиться все более интересным и привлекательным. Существует много видов работ с однообразными и утомительными операциями, требующих больших усилий и снижения здоровья людей. Например, написание текста вручную, вычисления и подсчеты цифр, выписка счетов, фактур, анализ данных и др. Используются эти принципы при изучении трудового процесса в сфере управления и при формировании мероприятий по повышению организационной культуры.
Сам процесс научной
организации управленческого
разделение и кооперация работников управления,
рационализация технологии управления,
организация рабочих мест и улучшение производственной среды в аппарате управления.
Разделение труда
осуществляется при возрастании
объемов работы, когда должностные
участки становятся перегруженными.
В таких случаях не следует
создавать новые участки с
аналогичными задачами. Лучше выделить
специализированные задачи, а какие-то
оставить у базовой должности. В
то же время необходимо кооперирование
раздельных участков, создающее согласованность
единого управленческого
Выделяются несколько
форм разделения труда: функциональное,
технологическое и
Функциональное разделение происходит, когда участки работ выделяются по функциональным признакам, у кого-то остаются одни виды деятельности со своими задачами, а у других - другие виды с совершенно иными задачами. Например, разделение учета и планирования, учет может, поделен на должности по работе с материальными ценностями, банковские и кассовые операции, с начислением заработной платы, с учетом основных средств, налогообложением. В коммерческой деятельности возможно выделение участков по закупу товаров и работе с поставщиками, по организации продажи товаров в магазинах, по проверке их качества, сертифицированию и др.
Технологическое разделение - это когда в качестве критерия принимают способы выполнения работ для разных должностей независимо от функциональной специализации. Оператор и программист ЭВМ работает по программам разных отделов, уборщики, кочегары, слесари - в помещениях всего аппарата управления.
Квалификационное разделение происходит внутри отделов, когда выделяют участки для специалистов со средним специальным, с высшим образованием, а также без образования или с профессиональной массовой подготовкой. Например, председатель правления, заместитель, начальники отделов, старшие специалисты должны быть с высшим образованием, а рядовые товароведы, бухгалтера, технологи, инспекторы - со средним, операторы, секретари, слесари - с профессиональным массовым, уборщики, сторожа и др. категории работников - могут не иметь никакой квалификации.
Рационализация технологии управления касается совершенствования приемов работы групп и личной работы каждого, она связана с применением новой техники. Технология и техника взаимодействуют, каждое новое техническое средство меняет технологические приемы деятельности. Здесь требуется совершенно другая организация труда, которая охватывает весь управленческий аппарат. Необходимо совершенствовать и личную работу каждого, так как на неэффективные, лишние действия уходит какое-то время. Устранение этих действий позволяет повысить производительность труда.
Личная работа совершенствуется приемами планирования: составлением планов деятельности на год или квартал, графиков проведения мероприятий и приема граждан, использование календарных книжек, настольных календарей, ежедневников, специальных карточек оперативной работы.
Руководители кооперативных организаций могут строить свои отношения с подчиненными преимущественно на приказах, иногда может быть применим прием планерок, заслушиваний, совещаний, ознакомление с состоянием дел непосредственно на рабочих местах. Лучшие результаты дает чередование этих приемов, а не увлечение каким-то из них.
Организация рабочих мест и условий труда - предполагает правильную компоновку служебных помещений, размещением отделов по комнатам и рабочих мест внутри каждой комнаты. Тех к кому приходит много клиентов, надо размещать ближе к входу. Оптимально на 3-4 человека нужно иметь одну комнату, на одного работника - 4-8 кв.м. площади служебного помещения.
Внутри комнаты
рабочие места следует
Вопросами разработки
наилучших условий труда
Очень правильно оформить интерьер комнаты, чтобы он не раздражал, а успокаивал работников. Стены окрашивать лучше в светлые тона. Мало утомляет зеленый цвет, приемлемо сочетание желто-зеленого, салатного, песочного, светло-кофейного оттенков. Очень хорошо в интерьере иметь живую зелень и абстрактные картины.
Освещение лучше создавать естественное при отношении площади окон к площади пола 1:5, желательно, чтобы свет падал под углом 45 градусов. Надо иметь в виду, что пыль на окнах можетзадержать до 30 % света. Искусственное освещение применяют общее (лучше люминесцентное) и местное (индивидуальные лампы).
Плохо, когда в помещении холодно или слишком жарко. Оптимальной считается температура зимой 18…..20 С0, летом 20…22 С0.
Состояние воздуха также влияет на работоспособность людей в конторе. Необходимо иметь на одного работника не менее 20 куб. м. объема помещения, а влажность в пределах 40--60 %,примерно 30 % площади окон служебного помещения целесообразно делать открывающимися для проветривания. Хорошо регулируют качество воздуха кондиционеры.
Шум в небольших размерах имеется всегда, он допустим и безвреден, однако излишний шум приводит к быстрой утомляемости, к замедлению сообразительности и к снижению памяти. Максимальный шум на рабочем месте не должен превышать 50 децибел (1 децибел - минимальная величина, воспринимаемая ухом человека) Для снижения шума используют звукопоглощающие. Материалы (паласы, линолеум, обивки, перегородки) убирают источники шума, выносят телефон из общего кабинета.
Режим труда и отдыха предусматривает, что через каждые 1-1,5 часа работы должен быть перерыв на 5 -10 минут, хорошо чередовать работу сидя и стоя. Целесообразно в помещении проводить физкультурные паузы одну-две за смену. Каждый работник должен понимать, что малоэффективно время в начале рабочего дня (режим врабатывания) и в конце смены (режим усталости). Поэтому сложные дела лучше выполнять дообеденного перерыва через несколько минут после начала рабочего дня
Санитарно-гигиенические условия в аппарате управления - это большой комплекс мер бытового характера. Сюда относится наличие теплого туалета, холодной и теплой воды, мусоропровода, комнаты психологической разгрузки, раздевалки, помещения для приема пищи и др.
В тех кооперативных организациях, в которых стремятся к формированию положительного имиджа и высокой культуры управления, применяют и такие условия, как медицинские осмотры, физио-процедуры, (массаж, парафин, лечебные коктейли), парикмахерские, торговые обслуживания.