Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:23, курсовая работа
Газораспределительный механизм предназначен для своевременного впуска в цилиндры горючей смеси (карбюраторные двигатели) или очищенного воздуха (дизели) и выпуска отработавших газов. На поршневых четырехтактных карбюраторных двигателях впуск горючей смеси, и выпуск отработавших газов осуществляются клапанами, которые могут иметь нижнее или верхнее расположение. При нижнем расположении клапаны устанавливают в блоке цилиндров (у двигателей ГАЗ-52-04, ЗИЛ-157КД), а при верхнем — в головке цилиндров (у двигателей автомобилей ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, ГАЗ-24-10 «Волга», ВАЗ-2108 «Спутник» и др.).
1 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МЕХАНИЗМОВ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ 2
2 МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ V-ОБРАЗНОГО ДВИГАТЕЛЯ 5
3 РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ВАЛ. 7
3.1 Привод распределительного вала. 8
4 ДЕТАЛИ КЛАПАННОГО МЕХАНИЗМА 10
4.1 Толкатели. 10
4.2 Штанги. 10
4.3 Коромысло. 11
4.4 Клапаны. 12
5 ФАЗЫ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ 14
6 ДИАГНОСТИКА ГРМ 17
7 РЕМОНТ ГРМ 19
8 ДИАГНОСТИКА ПО ВЫХЛОПНЫМ ГАЗАМ 21
9 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. 24
9.2. Общие требования безопасности труда. 24
9.3. Требования безопасности перед началом работ. 27
9.4 Требования безопасности при производстве работ. 28
9.5.Специальные требования безопасности при работе на подъемниках. 36
9.6 Требования безопасности по окончании работ. 38
9.7. Ответственость. 38
10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ВЛИЯНИЕ НА ПРИРОДУ. 40
Газораспределительный механизм предназначен для своевременного впуска в цилиндры горючей смеси (карбюраторные двигатели) или очищенного воздуха (дизели) и выпуска отработавших газов. На поршневых четырехтактных карбюраторных двигателях впуск горючей смеси, и выпуск отработавших газов осуществляются клапанами, которые могут иметь нижнее или верхнее расположение. При нижнем расположении клапаны устанавливают в блоке цилиндров (у двигателей ГАЗ-52-04, ЗИЛ-157КД), а при верхнем — в головке цилиндров (у двигателей автомобилей ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, ГАЗ-24-10 «Волга», ВАЗ-2108 «Спутник» и др.).
При нижнем расположении клапанов (в блоке цилиндров) усилие от кулачка 10 (рис. 1.1, а) распределительного вала передается толкателю 9, а затем через регулировочный болт 7 с контргайкой 8 клапану 2, головка которого отходит от седла.
При работе газораспределительного механизма стержень клапана движется возвратно-поступательно в направляющей втулке 3. На нижнем конце втулки свободно устанавливается пружина 4, верхний торец которой упирается в блок, а нижний — в тарелку 6, закрепленную на конце стержня клапана сухариками 5. Закрытие клапана происходит под действием пружины по мере того, как выступ кулачка 10 выходит из-под толкателя.
Современные двигатели обычно имеют газораспределительные механизмы с верхним расположением клапанов, так как в этом случае камера сгорания получается компактной, улучшается наполнение цилиндров, упрощается регулировка клапанов, и значительно уменьшаются потери тепла с охлаждающей жидкостью.
В рядных двигателях при верхнем расположении клапанов (рис. 1.1,6) усилие от кулачка 10 распределительного вала передается толкателю 9, а от него — штанге 19. Штанга через регулировочный винт 7 воздействует на короткое плечо коромысла 17, которое, поворачиваясь на оси 18, нажимает своим носком на стержень клапана 2. При этом пружина 4 сжимается, а клапан перемещается вниз, отходит от седла, обеспечивая в зависимости от назначения клапана впуск горючей смеси или выпуск отработавших газов. После того как выступ кулачка 10 выйдет из-под толкателя 9, клапанный механизм возвращается в исходное положение под действием пружины 4. При работе клапанного механизма положение направляющей втулки, запрессованной в головку цилиндров 15, фиксируется стопорным кольцом 16, а регулировочного винта 7 — контргайкой 8. Верхний конец стержня клапана закреплен сухариками 14, установленными в тарелке 12 при помощи втулки 13.
Распределительные валы при верхнем расположении клапанов могут быть установлены в блоке цилиндров — нижнее расположение (двигатели автомобилей ЗИЛ-130, -4331, КамАЗ-5320) или на головке блока — верхнее расположение (однорядные двигатели автомобилей семейств ВАЗ и «Москвич»). При верхнем расположении распределительного вала (рис. 1.2) отсутствуют толкатели и штанги, вследствие чего уменьшаются масса и инерционные силы клапанного механизма, что дает возможность увеличить частоту вращения коленчатого вала и уменьшить уровень шума при работе двигателя.
В двигателях автомобилей ВАЗ (с приводом на задние колеса) (рис. 1.2, а) распределительный вал
расположен в отдельном картере на головке 2 блока цилиндров и вращается в подшипниках скольжения. Привод к клапанам 1, размещенным в один ряд, осуществляется непосредственно от кулачков 4 распределительного вала через одноплечие рычаги (рокеры) 3. Одним концом одноплечий рычаг опирается на стержень клапана, другим — на сферическую головку болта 5 и удерживается на ней при помощи шпилечной пружины 7.
В двигателях автомобилей семейства «Москвич» (рис. 1.2, б) клапаны 1 расположены в два ряда и приводятся в действие коромыслами 9 от кулачков 4 распределительного вала. Для регулировки теплового зазора в клапанах служит регулировочный болт 5 с контргайкой 6, который связан со сферическим наконечником 8.
В двигателях переднеприводных автомобилей ВАЗ-2108 «Спутник», ВАЗ-2109, верхний распределительный вал установлен в отдельном корпусе 10 (рис. 1.2, в), расположенном на головке цилиндров 2, в которую запрессованы чугунные седла 14 и направляющие втулки 13 клапанов. Верхняя часть втулок уплотняется металлорезиновыми маслоотражательными колпачками 12.
Клапаны 1 приводятся в действие непосредственно кулачками 4 через цилиндрические толкатели 15 без промежуточных рычагов. В гнездах толкателей находятся шайбы 11 для регулировки зазора h в клапанном механизме.
На V-образных восьмицилиндровых двигателях применяют верхнее расположение клапанов (рис. 2.1). Нижний распределительный вал таких двигателей, установленный в развале блока, является общим для клапанов правого и левого рядов цилиндров
Рис. 2.1 Газораспределительный механизм V-образного двигателя
Открытие клапанов 9 (впускного и выпускного), перемещающихся в направляющих втулках 10, происходит под действием усилия, передаваемого от кулачков 6 и 7 через толкатели 19 штанги 18 и коромысла 14, установленные на осях 13. Закрытие клапанов осуществляется под действием пружин 12, нижние концы которых упираются в шайбы 11. При наличии у выпускных клапанов механизма вращения их пружины опираются на опорные шайбы 17 этих механизмов. Верхними концами пружины обоих клапанов упираются в тарелки 20. За два оборота коленчатого вала впускные и выпускные клапаны каждого цилиндра открываются один раз, а распределительный вал за этот период делает один оборот. Следовательно, распределительный вал вращается в 2 раза медленнее коленчатого вала. Поэтому зубчатое колесо распределительного вала имеет в 2 раза больше зубьев, чем ведущая шестерня коленчатого вала.
Распределительный вал изготовляют из стали или специального чугуна и подвергают термической обработке. Профиль его кулачков как впускных 6, так и выпускных 7 у большинства двигателей делают одинаковым.
Одноименные (впускные и выпускные) кулачки располагаются в четырехцилиндровом двигателе под углом 90°, в шестицилиндровом — под углом 60°, а в восьмицилиндровом — под углом 45°. При шлифовании кулачкам придают небольшую конусность. Взаимодействие сферической поверхности торца толкателей 19 с конической поверхностью кулачков обеспечивает их поворот в процессе работы.
Начиная с передней опорной шейки 4, диаметр шеек уменьшается, что облегчает установку распределительного вала в картере двигателя. Число опорных шеек обычно равно числу коренных подшипников коленчатого вала. Втулки 8 опорных шеек изготовляют из стали, а внутреннюю поверхность их покрывают антифрикционным сплавом. На переднем конце распределительного вала расположен эксцентрик 5, воздействующий на штангу 26 привода топливного насоса, а на его заднем конце находится шестерня 28, которая приводит во вращение зубчатое колесо валика 27, расположенного в корпусе 29 привода распределителя зажигания и масляного насоса.
Между зубчатым колесом распределительного вала и его передней опорной шейкой установлены распорное кольцо 3 и упорный фланец 2, крепящийся болтами к блоку и удерживающий вал от продольного перемещения. Так как толщина распорного кольца 3 больше толщины упорного фланца 2, обеспечивается осевой зазор («разбег») распределительного вала, который должен быть в пределах 0,08—0,21 мм. В отверстии переднего торца распределительного вала (двигатели ЗИЛ-130, ЗМЗ-53-11 и др.) расположен узел привода центробежного датчика регулятора частоты вращения коленчатого вала, состоящий из валика 22, пружины 21 и шайбы 24, закрепленных кольцом 23.
Распределительный вал приводится в движение при помощи зубчатой или цепной передачи (рис. 3.1). На двигателях грузовых автомобилей в основном применяют зубчатые передачи. Ведущая шестерня такой передачи (рис., 3.1, а) установлена на переднем конце коленчатого вала, а ведомое колесо 3 — на переднем конце распределительного вала и закреплено гайкой 25 (см. рис. 2.1).
Зубчатые колеса привода должны входить в зацепление между собой при строго определенном положении коленчатого и распределительного валов, что обеспечивает правильность заданных фаз газораспределения и порядка работы двигателя.
Рис. 3.1.1. Типы привода распределительного вала: а — зубчатый; б — цепной
Поэтому при сборке двигателя зубчатые колеса вводятся в зацепление по меткам 2 (см. рис. 3.1.1, а) на их зубьях (на впадине между зубьями колеса и на зубе шестерни). Чтобы уменьшить уровень шума зубчатых колес, их изготовляют с косыми зубьями и из различных материалов. На коленчатом валу устанавливают стальную шестерню, а на распределительном — чугунное (двигатели автомобилей ЗИЛ-130, МАЗ-5335) или текстолитовое (двигатели автомобилей ГАЗ-53-12, УАЗ-3151-01) колесо.
В двигателях легковых автомобилей семейств «Москвич» и ВАЗ (с приводом на задние колеса) газораспределительный механизм приводится в действие от коленчатого вала двухрядной втулочно-роликовой цепью 5 (рис. 3.1.1,6), которая соединяет ведущую звездочку 8 коленчатого вала со звездочкой 4 распределительного вала и звездочкой 7 валика привода масляного насоса и прерывателя-распределителя зажигания. При резком изменении частоты вращения коленчатого вала появляются колебания ветви, цепи, для их гашения служит пластмассовая колодка 6 (успокоитель). С противоположной стороны колодки б размещается башмак 9 натяжного устройства. Один конец башмака закреплен на оси, а другой соединяется с регулировочным механизмом 10, прижимающим башмак к цепи. Цепь натягивают при помощи гайки регулировочного механизма.
В двигателях переднеприводных легковых автомобилей ВАЗ-2108 «Спутник» ВАЗ-2109 привод газораспределительного механизма состоит из двух зубчатых шкивов, установленных на коленчатом и распределительном валах, натяжного ролика и зубчатого ремня. Этим же ремнем приводится во вращение и шкив насоса охлаждающей жидкости.
Основной особенностью такого привода является зубчатый эластичный ремень с зубьями полукруглой формы. Его изготавливают из маслостойкой резины, армированной кордом из стекловолокна. Зубья для повышения износостойкости покрыты эластичной тканью.
В газораспределительном механизме с верхним расположением клапанов и нижним расположением распределительного вала клапаны имеют привод через передаточные детали (толкатели, штанги и коромысла).
Они предназначены для передачи усилия от распределительного вала через штанги к коромыслам. Изготовляют их из стали или чугуна. Толкатели выполняют цилиндрическими и рычажно-роликовыми. В дизелях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 применяют рычажно-роликовые толкатели качающегося типа (рис. 4.1.1, а), установленные на оси / над распределительный/ валом. Ролик 2 толкателя 3 опирается на кулачок распределительное вала. Ось ролика вращается н; игольчатых подшипниках, поэтом; при перекатывании ролика по кулачку трение скольжения заменяете! трением качения. Сверху на толкатель опирается штанга 4.
В двигателях ЗИЛ-130, ЗМЗ-53-11 и КамАЗ-740 применяют цилиндрические толкатели 7 (рис. 4.1.1,6), установленные в специальных отверстиях направляющих. У дизеля К.амАЗ-740 направляющие съемные. Внутренняя полость толкателя имеет сферическую поверхность 10 под штангу и отверстие 9 для слива масла. Для повышения работоспособности торцовую поверхность 8 стальных толкателей в месте соприкосновения с кулачком наплавляют специальным износостойким чугуном.
Для передачи усилия от толкателей к коромыслам служат штанги. Из изготовляют из стального прутка с закаленными концами (двигатели ЗИЛ-130) или из дюралюминиевого стержня (двигатели ЗМЗ-53-11 и ЗМЗ-24-04) со стальными сферическими наконечниками.
В дизелях ЯМЗ и КамАЗ штанги 4 (см. рис. 4.1.1, б) делают из стальной трубки. На концах штанг напрессовывают стальные сферические наконечники , которыми они с одной стороны упираются в сферические поверхности регулировочных винтов 5 (см. рис 4.1.1, а), ввернутых в коромысла 6, а с другой в толкатели.
Для передачи усилия от штанги в клапану служит коромысло, представляющее собой неравноплечий рычаг, изготовленный из стали или чугуна. Плечо а коромысла примерно в 1,5 раза больше плеча в. Наличие длинного плеча коромысла не только уменьшает ход толкателя и штанги, но и снижает силы инерции, возникающие при их движении, что способствует повышению долговечности деталей привода клапанов. Коромысла карбюраторных двигателей расположены на общей полой оси 13 (см. рис. 1.2), в конце которой запрессованы заглушки, что позволяет подводить масло к бронзовым втулкам коромысел и к сферическим наконечникам регулировочных болтов 15. Оси 13 в сборе с коромыслами устанавливают на каждой головке цилиндра с помощью стоек 16. На дизелях оси коромысел выполнены за одно целое со стойками и каждое коромысло качается на своей оси.
Рис. 4.1.1. Детали привода клапанов дизелей: а—ЯМЗ; б—КамАЗ
Открытие и закрытие впускных и выпускных каналов, соединяющих цилиндры с газопроводами системы питания, происходят при помощи клапанов. Клапан состоит из плоской головки и стержня , соединенных между собой плавным переходом. Для лучшего наполнения цилиндров горючей смесью диаметр головки впускного клапана делают значительно больше, чем диаметр выпускного.
Так как клапаны работают в условиях высоких температур, их изготовляют из высококачественных сталей. Впускные клапаны делают из хромистой стали, выпускные из жаростойкой, так как последние соприкасаются с горячими отработавшими газами и нагреваются до температуры 600—800 °С. Высокая температура нагрева клапанов вызывает необходимость установки в головке цилиндров специальных вставок из жаропрочного чугуна, которые называются седлами. Применение вставных седел повышает срок службы головки цилиндров и клапанов.
Для плотного прилегания головок клапанов к седлам их рабочие поверхности делают коническими в виде тщательно обработанных фасок под углами 45 или 30°.
Стержни клапанов имеют цилиндрическую форму. Они перемещаются в чугунных или металлокерамических втулках , запрессованных в головку блока. На конце стержня проточены цилиндрические канавки под выступы конических сухариков, которые прижимаются к конической поверхности тарелки под действием пружины. В двигателях ЯМЗ, КамАЗ и автомобилей семейства «Москвич» для повышения работоспособности газораспределительного механизма клапана прижимаются к седлам не одной, а двумя пружинами. В этом
Информация о работе Основные типы механизмов газораспределения